Фонд социального страхования РФ, его значение в системе социального обеспечения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2013 в 15:37, курсовая работа

Описание работы

Прежняя хозяйственная система аккумулировала в Государственном бюджете практически все финансовые ресурсы государства. Высокая степень концентрации и централизации финансов имела свои преимущества, главные из которых заключались в возможности мобилизации значительных финансовых ресурсов для решения глобальных национальных задач в рамках отдельных территорий, сфер, отраслей или межотраслевых комплексов. Однако недостатком такой централизации финансовых средств было малоэффективное их использование в масштабе всей хозяйственной системы и отдельных объектов финансирования.

Содержание работы

I Понятие и состав внебюджетных фондов государства .………................................... 2
Общая характеристика внебюджетных фондов. История и причины возникновения …………………………………………………………………….. 2
Классификация внебюджетных фондов ………………………………………… 4
Порядок образования внебюджетных фондов ………………………………….. 5
Связь внебюджетных фондов с другими звеньями финансовой системы …..... 7
Источники формирования внебюджетных фондов …………………………….. 7
Особенности внебюджетных фондов России ……………………………...…… 8
II Пенсионный фонд РФ – важнейший социальный фонд .............……......………....... 9
История пенсионного страхования. Пенсионная система России …………….. 9
Общая характеристика ПФ РФ, его задачи …………………………..………… 12
Источники формирования средств ПФ РФ и направления их использования. Бюджет ПФ РФ на 1999 год. ………………………………………………………13
Размеры взносов в ПФ РФ …………...………………………………………….. 18
Субъекты, освобожденные от уплаты страховых взносов в ПФ РФ …………. 19
Перечень выплат, на которые не начисляются взносы в ПФ РФ …………...… 20
Порядок уплаты страховых взносов в ПФ РФ, финансовые санкции за его нарушение ……………………………………………………………………..…. 22
Структура ПФ РФ …………………………………………………………….…. 23
III Фонд социального страхования РФ, его значение в системе социального
обеспечения ……………………………...…………………………………..……….. 24
ФСС РФ, его задачи …………………………………………...……..……….... 24
Порядок и источники образования средств ФСС. Основные направления
их использования. Бюджет ФСС на 1999 год ………………………………….. 25
Размер страховых взносов в ФСС. Перечень выплат, на которые не начисляются взносы в ФСС …………………………………………….……..… 28
Субъекты, освобожденные от уплаты страховых взносов в ФСС ………..… 31
Финансовые санкции за нарушение сроков платежей в ФСС ……………….. 31
Структура ФСС. Назначение и выплаты по государственному социальному страхованию ……………………………………………………………………... 32
Отличия ФСС от ПФ РФ ………………………………………………………... 33
IV Заключение ..………..…......................................................................……….....…….. 33
Список использованной литературы ....................………….............…..

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 347.00 Кб (Скачать файл)

Материальным источником внебюджетных фондов является национальный доход. Преобладающая часть фондов создается в процессе перераспределения национального дохода. Основные методы мобилизации национального дохода в процессе его перераспределения при формировании фондов - специальные налоги и сборы, средства из бюджета и займы.

Специальные налоги и сборы устанавливаются законодательной властью. Значительное количество фондов формируется за счет средств центрального и региональных / местных бюджетов. Средства бюджетов поступают в форме безвозмездных субсидий или определенных отчислений от налоговых доходов. Доходами внебюджетных фондов могут выступать и заемные средства. Имеющиеся у внебюджетных фондов положительное сальдо может быть использовано для приобретения ценных бумаг и получения прибыли в  форме дивидендов или процентов.

Внебюджетные социальные фонды тесно увязаны с бюджетом и между собой (см. рис. 1). Разнообразие внебюджетных фондов обусловливает сложные многоступенчатые связи между этими фондами и другими звеньями финансовой системы. Различают односторонние, двусторонние и многосторонние финансовые связи.

При односторонних связях денежные средства идут в одном направлении: от финансовых звеньев к внебюджетному фонду. Такая связь появляется при формировании фондов или использования ими средств. (Например, валютные фонды многих стран образуются за счет средств центрального бюджета в форме безвозвратных субсидий. Дорожный фонд США, создаваемый за счет специальных налогов при наличии излишков, предоставляет займы федеральному бюджету.).

При двусторонних связях денежный поток движется между внебюджетными фондами и другими звеньями финансовой системы в двух направлениях. Так фонды социального страхования образуются не только за счет страховых взносов, но и средств центрального бюджета. Одновременно при наличии активного сальдо они приобретают государственные ценные бумаги и становятся кредитором бюджета.

При многосторонних связях один внебюджетный фонд одновременно приходит в соприкосновение с разными финансовыми звеньями и другими внебюджетными фондами, т.е. деньги движутся в разных направлениях между ними.

 

Федеральные внебюджетные фонды формируются за счет следующих источников:

• специальные целевые  налоги и сборы, установленные для  соответствующего фонда;

• отчисления от прибыли предприятий, учреждений и организаций;

• средства бюджета;

• прибыль от коммерческой деятельности, осуществляемой фондом как юридическим лицом;

• займы, полученные фондом у Центрального банка РФ или у  коммерческих банков.

 

Внебюджетные фонды, являясь составной частью финансовой системы РФ, обладают рядом особенностей:

  • запланированы органами власти и управления и имеют  строгую целевую направленность;
  • денежные средства фондов используются для финансирования государственных расходов, не включенных в бюджет;
  • формируются в основном за счет обязательных отчислений юридических и физических лиц;
  • страховые взносы в фонды и взаимоотношения, возникающие при их уплате, имеют налоговую природу, тарифы взносов устанавливаются государством и являются обязательными;
  • на отношения, связанные с исчислением, уплатой  и взысканием взносов в фонды, распространено большинство норм и положений Закона РФ «Об основах налоговой системы РФ»;
  • денежные ресурсы фонда находятся в государственной собственности, они не входят в состав бюджетов, а также других фондов и не подлежат изъятию на какие-либо цели, прямо не предусмотренные законом;
  • расходование средств из фондов осуществляется по распоряжению Правительства или специально уполномоченного на то органа (Правление фонда).

Внебюджетные  фонды - форма перераспределения и использования финансовых ресурсов, привлекаемых государством для финансирования  не включаемых в бюджет некоторых общественных потребностей и комплексно расходуемых на основе оперативной самостоятельности строго в соответствии с целевыми назначениями фондов.

В Российской Федерации  с 1992 г. начало действовать более  двух десятков внебюджетных социальных и экономических фондов. К социальным внебюджетным фондам относятся: Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования, Государственный фонд занятости населения, Фонд обязательного медицинского страхования, Фонд социальной поддержки населения и др.

Пенсионный фонд, фонды обязательного медицинского страхования и занятости населения, с одной стороны, являются финансовыми сегментами, выделенными из бюджета для самостоятельного, более эффективного функционирования, с другой — приняли форму страховых фондов. Фонд социального страхования изначально был — и по форме, и по сути — страховым фондом под патронажем профсоюзов.

Область перераспределения  бюджетных средств гораздо шире, чем внебюджетных фондов, рамки перераспределения  которых ограничены целевым назначением фонда, а в отраслевых фондах — еще и отраслевой принадлежностью. Такая ограниченность в перераспределительной функции этого сегмента государственных финансов в отдельных случаях имеет ряд преимуществ перед бюджетной формой перераспределения финансовых ресурсов. При выделении во внебюджетный фонд части финансовых средств легче просматривается соразмерность централизуемых источников и потребностей, оперативнее решаются вопросы управления данной частью финансовых ресурсов, устраняется неизбежность дефицита по этим фондам, что невозможно достигнуть в бюджетах в условиях экономического кризиса.

За исключением Фонда занятости, все внебюджетные социальные фонды в законодательном порядке наделены самостоятельностью. Но условий для экономической самостоятельности они лишены. Поэтому государственные социальные внебюджетные фонды лишь по форме, а не по содержанию являются фондами взаимного страхования населения. И дело вовсе не в том, что плательщиками страховых взносов в подавляющей части являются работодатели, а не работники. Экономическая природа средств, зачисляемых в указанные внебюджетные фонды, есть не что иное, как часть стоимости воспроизводства рабочей силы. Порядок же уплаты взносов является формой проявления этой сущности. Ничто не мешает органам власти государства установить минимальный уровень оплаты труда (который является нижним уровнем для любого работодателя), включающий как прожиточный минимум, так и долю платежей во внебюджетные фонды, переложив обязанность вносить страховые платежи с работодателей на работников. Однако действующий порядок более прост и привычен для менталитета нашего государства и населения. В других странах страховые взносы распределены более равномерно между работниками и работодателями, а в отдельных государствах подавляющую часть взносов уплачивают работники.

Страховая природа средств  внебюджетных социальных фондов является решающей причиной выделения их из бюджета и принципиальным отличием от целевых бюджетных фондов.

 

Пенсионный фонд Российской Федерации

 

История пенсионного  страхования насчитывает более 100 лет. За этот период было выработано несколько  видов пенсионных систем. Одна из них представляет собой минимальную защиту престарелых, предоставляя некоторый минимум средств независимо от трудового вклада (стажа, уровня оплаты, суммы страховых взносов и т.д.). Такую пенсию можно трактовать как социальную. Две других модели относятся к трудовым пенсиям. Одна из них устанавливает зависимость размера пенсии от вышеперечисленных параметров, но сама пенсия образуется по солидарному (распределительному) принципу: последующее поколение финансирует предыдущее. Другая модель работает по накопительному принципу: страховые взносы помещаются на пенсионный счет в лицензированную финансовую компанию, которая размещает указанные средства на финансовом рынке с целью увеличения.

Накопительная система  отличается от распределительной тем, что она менее чувствительна к проблемам старения населения. Каждый человек формирует пенсию сам. Его взносы идут не на оплату пенсии другому, а на индивидуальный счет в специализированной страховой компании. Участие государства сводится только к контролю за деятельностью этой компании и обеспечению правовых гарантий для пенсионных накоплений.

В социально ориентированных  промышленно развитых странах государством устанавливается минимальный уровень  пенсионного (как, впрочем, и других видов социального) обеспечения. Он несопоставимо ниже уровня, получаемого по системам пенсионного страхования, как солидарно-распределительным, так и накопительным. При этом для пенсионного обеспечения стран с рыночной экономикой характерно сочетание базовых, обязательных систем, обеспечивающих всем жителям или большинству экономически активного населения возмещение доходов при выходе на пенсию, и дополнительных систем, предназначенных для того, чтобы гарантировать добавочный доход при выходе на пенсию для отдельных профессиональных групп.

Дополнительная система  пенсионного обеспечения характеризуется большим количеством модификаций, зависящих от конкретных условий каждой страны, и строится на обязательных или добровольных принципах внесения взносов. Возникновение дополнительных пенсионных систем объясняется специфическими недостатками базовых национальных систем, построенных как по уравнительному, так и по компенсационному принципу.

В Великобритании, Ирландии, Дании дополнительные системы носят  обязательный характер и связаны с оплатой труда за весь период трудовой деятельности. В Португалии, Германии и Бельгии, где размер пенсии зависит от страховых взносов, производимых в течение всей жизни, дополнительные системы носят добровольный характер.

Во многих странах не существует законодательных актов, обязывающих наемных работников вступать в дополнительные системы. Как правило, они являются результатом коллективных соглашений между работодателями и работниками. Тем не менее в Нидерландах, например, где дополнительная система носит добровольный характер, она охватывает 80% населения.

Распределительная система  является полным антиподом накопительной пенсионной системы. Она характеризуется тем, что пенсионеры получают деньги на свое содержание от другого поколения работников, пришедших им на смену. Следовательно, уровень благополучия пенсионеров будет целиком и полностью зависеть от экономического благополучия именно этого поколения, на которое они уже никак не могут повлиять. Поэтому может показаться, что вторая модель более зависима от изменений в экономической сфере или от социально-политической ситуации. Однако ни в первом, ни во втором случае не удастся избежать непосредственного влияния общей экономической ситуации, поскольку главная задача накопительной системы пенсионного обеспечения заключается не в том, чтобы больше собрать, а в том, чтобы надежно сохранить и по возможности преумножить средства.

В большинстве стран  мира действуют смешанные системы, которые содержат элементы как накопительной, так и распределительной системы, причем, как правило, элементы распределительной системы преобладают.

Например, система финансирования обеспечения пенсионеров в Германии содержит элементы как одного, так и другого способа. Она называется «системой трех уровней». Первый уровень (около 80% всех пенсионных выплат, в основном финансируемых распределительным способом) охватывает прежде всего обязательное пенсионное страхование всех работников по найму. Это означает, что этим людям при достижении пенсионного возраста должна быть предоставлена пенсия, которая обычно достаточна, чтобы обеспечить уровень жизни в соответствии с запросами пожилого человека. Второй и третий уровни, а именно пенсионное обеспечение из фондов предприятий и частные пенсионные накопления, финансируются накопительным способом. Пенсия от предприятия или индивидуальные пенсионные накопления являются дополнением к государственной пенсии. Пенсии второго и третьего уровней составляют в настоящее время приблизительно 10% всего объема выплачиваемых пенсий. Концепция трех уровней, основанная на комбинации положительных черт распределительного и накопительного способов, хорошо себя зарекомендовала.

 

Пенсионная система  России функционирует на основе непрерывной  финансовой солидарности поколений  — работающих граждан с нетрудоспособной частью населения. Такая система пенсионного обеспечения называется распределительной. Она характеризуется тесной зависимостью от демографической и общей экономической ситуации в стране. Например, в настоящее время под воздействием демографического фактора (постарение населения) нагрузка на работающих возрастает. В 1992 г. на 1000 занятых в народном хозяйстве приходилось 450 пенсионеров, состоящих на учете в органах социальной защиты, т.е. без военных пенсионеров. В 1995 г. это соотношение ухудшилось на 13% и составило 554 пенсионера на 1000 работающих. В отдельных регионах это соотношение усугубилось, а в северных, наоборот, снижается из-за миграции населения в центральные и южные регионы России.

В РФ насчитывается свыше 38 млн. пенсионеров, ежегодно на пенсию выходят еще около 2,5 млн. человек. Средняя пенсия составляет 35-40% средней зарплаты, что приводит к резкому снижению уровня дохода граждан после выхода на пенсию, и, естественно, к необходимости продолжать работать после ее назначения (в среднем каждый 5-ый пенсионер вынужден трудиться). Несмотря на регулярные индексации, реальный размер пенсий за годы реформ снизился более чем в 3 раза. Практически сведена на нет их дифференциация в зависимости от трудового вклада (размера зарплаты и стажа работы). В связи с ростом неуплат предприятиями страховых взносов на фоне невозвращения долгов бюджета Пенсионному фонду стали возникать проблемы с выплатой пенсий. (Размер   задолженности   плательщиков страховых взносов перед Фондом на  1  января  1999  года установлен в  сумме 129 284,5 млн. рублей.) Демографическая ситуация в России (на два пенсионера приходится три работника) такова, что не позволяет сохранить существующую пенсионную систему в неприкосновенности. В настоящее время «нестраховая» нагрузка на пенсионную систему, по разным оценкам, составляет от 25 до 30%. Наряду с неурегулированностью отношений Пенсионного фонда с бюджетом и другими внебюджетными фондами это является одной из главных причин недостатка средств для пенсионных выплат.

Информация о работе Фонд социального страхования РФ, его значение в системе социального обеспечения