Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2014 в 08:29, курсовая работа
Объектом исследования является социальное страхование, а предметом выступает система социального страхования в РФ.
Целью исследования является рассмотрение особенностей деятельности Фонда Социального страхования (ФСС) в социальной защите населения РФ.
Введение 3
Глава 1. Фонд социального страхования РФ 5
1.1 Правовые, экономические и социальные предпосылки создания фонда социального страхования 5
1.2 Сущность фонда социального страхования РФ 8
Глава 2. Анализ практики социального страхования в РФ 16
2.1 Основные проблемы социального страхования 21
2.2 Оценка рынка социального страхования в РФ 30
2.3 Основные тенденции развития социального страхования в РФ 30
Глава 3. Разработка рекомендаций по совершенствованию работы фонда социального страхования, как основного способа реализации социальной политики государства 36
3.1 Анализ социальной политики РФ 36
3.2 Предложения по совершенствованию системы обязательного социального страхования 50
Заключение 60
Список литературы 63
Приложение 66
Система социального страхования состоит из двух частей. Первая часть должна обеспечить восстановление и сохранение трудоспособности работников, включая проведение профилактических и реабилитационных мероприятий; вторая - гарантирует материальное обеспечение лиц, утративших трудоспособность или не имевших ее.
Социальное страхование существует в двух формах: обязательного и добровольного. Обязательное социальное страхование является особой разновидностью государственных социальных гарантий, обеспечиваемых через целевые внебюджетные (государственные или общественные) фонды. В случае дефицита этих фондов государство оказывает им поддержку из средств бюджета. Таким образом, оно выступает гарантом финансовой устойчивости этих фондов и реализации программ обязательного социального страхования.
Добровольное социальное страхование строится на принципах коллективной солидарности и самопомощи при отсутствии страховой поддержки государства (государственного бюджета). Отличительными чертами этой формы социального страхования являются демократизм управления страховыми фондами, наиболее полная реализация принципа самоуправления, социальное партнерство работодателей и наемных работников, тесная зависимость страховых выплат и программ от уровня доходов страхователей. Фонды добровольного социального страхования рассматриваются не как альтернатива обязательного страхования, а как дополнение к нему. Взаимное дополнение этих фондов позволяет компенсировать недостатки одного вида страхования достоинствами другого.
Формирование современной системы социального страхования в России включает создание государственных внебюджетных фондов страхования от важнейших социальных рисков, а также образование негосударственных пенсионных, страховых и других фондов Государственные внебюджетные фонды обеспечивают защиту конституционных социальных прав граждан в условиях рыночной экономики и включают- Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, фонды обязательного медицинского страхования и Государственный фонд занятости населения России.
Становление государственных внебюджетных фондов социального страхования в период экономических реформ обусловило сокращение роли государственного бюджета в финансировании социальных расходов. Однако финансовое положение фондов социального страхования в РФ характеризуется неустойчивостью, что связано с нестабильностью экономики России в переходный период и с проблемой сбора страховых взносов. Это порождает противоречие между растущими социальными потребностями населения (особенно в годы кризиса) и сокращением ресурсных возможностей внебюджетных фондов.
Доходы фондов зависят от ставки страховых взносов и величины фонда оплаты труда в народном хозяйстве страны, который равен произведению средней заработной платы на численность работающего населения. Оба эти показателя в годы реформ сокращаются, чему способствует также рост теневой экономики. Уровень же ставок социальных страховых взносов в последние годы оставался практически неизменным. В результате общие расходы государственных внебюджетных фондов в реальном исчислении постоянно сокращаются.
Один из путей решения финансовых проблем этих фондов связан с ростом ставок страховых социальных платежей, однако пока не предполагается увеличивать их. Напротив, ставится цель уменьшения «налогового бремени» российских предприятий: на социальные страховые взносы уже приходится 25% их обязательных платежей. Возможно также увеличение уровня страховых взносов работников в данные фонды с 1% заработной платы (взносы в Пенсионный фонд РФ) до 3-5% заработка. Кроме того, можно увеличить уровень самофинансирования отдельных внебюджетных фондов за счет части их резервов, направляемых в инвестиционные проекты и банковские депозиты при отсутствии задолженности перед населением по социальным выплатам из этих фондов.
Рост доходов внебюджетных фондов социального страхования также зависит от уровня собираемости социальных страховых взносов с предприятий и организаций. Каждый фонд самостоятельно собирает собственные социальные платежи, что связано со многими проблемами. Поэтому Министерством по налогам и сборам предлагается передать сбор взносов ему. Это, по мнению налоговых органов, позволит сократить управленческие расходы фондов социального страхования и повысить уровень собираемости взносов. Другое предложение предусматривает образование самими фондами единой службы, которая собирала бы страховые взносы и затем распределяла их по отдельным фондам. Необходимость реорганизации системы сбора взносов в фонды социального страхования связана и с регистрацией страхователей: в государственной налоговой службе регистрируется больше налогоплательщиков, чем в фондах социального страхования.
Специалисты предлагают также включить фонды социального страхования в состав государственного бюджета, т.е. преобразовать их в целевые бюджетные фонды. Это, возможно, облегчит Правительству РФ решение текущих проблем бюджетного дефицита и государственного долга, однако консолидация данных фондов в госбюджете не сможет улучшить их финансовое положение. Напротив, возрастет вероятность образования дефицита и увеличения задолженности перед получателями пенсий и пособий.
Поэтому фонды социального страхования РФ должны сохранить внебюджетный статус. Федеральные законодательные органы и Правительство России обязаны осуществлять контроль за доходами и расходами этих фондов.
В число важнейших объективных, системных препятствий и трудностей формирования институтов социального страхования специалисты, ученые стран СНГ и международные эксперты включают следующие:
Таким образом, действующая в странах СНГ система социальной защиты еще в недостаточной мере использует потенциал института обязательного социального страхования. Пока можно говорить только об отдельных элементах и сегментах социального страхования в национальных системах социальной защиты, для которых в большей степени характерны институты социальной помощи. При достаточно высокой страховой нагрузке (и особенно для работодателей) уровень большинства социальных выплат и, прежде всего пенсий, явно недостаточен (см. таблицу 3) и не увязан с объемом вносимых страховых средств. Для дисциплинированных плательщиков страховых взносов с заработной платы средних и высоких размеров размер коэффициентов замещения составляет всего 15-25%, что является крайне заниженной величиной.
Правовое поле данного института социальной защиты только формируется. Отсутствует реальное разделение системы социального страхования и системы социальной помощи. Принципы и инструментарий организации финансовых институтов и систем социальных гарантий, которые широко используются во многих развитых странах в практике различных видов социального страхования, все еще представляются отвлеченными категориями, а не жизненно важными регуляторами социальной защиты населения.
При этом существующий правовой статус внебюджетных социальных фондов зауживает их роль и функции, сводит их, в основном, к финансовым учреждениям ("сборщиков взносов" и "распределителей средств"). Мировой опыт свидетельствует о том, что основные виды социального страхования, кроме финансовых задач по компенсации утраты заработков (в связи с временной и постоянной утратой трудоспособности или места работы), выполняют целый ряд других функций: оздоровление трудящихся и членов их семей, организацию лечения, проведения крупномасштабных национальных программ по реабилитации инвалидов.
Кроме того, все еще не обрели своей законодательной формы ряд его видов по страхованию досрочных пенсий: профессиональных пенсий за работу в особо опасных производствах (шахтеры), за работу в районах Крайнего Севера, пенсий за выслугу лет. В итоге - единое поле социальных рисков не охвачено равномерной "сеткой" страхования, в нем имеется много "брешей", что приводит к ослаблению и выпадению из сферы социальной защиты (из страховой "сетки") значительных слоев населения.
К числу недостатков, препятствующих институционализации социального страхования, как правило, относят:
Общие проблемы системы обязательного социального страхования:
Проблемы пособий по временной нетрудоспособности в системе социального страхования.
Необходимость реформирования социального обеспечения в России давно уже ясна всем специалистам и политикам, которые занимаются вопросами социального обеспечения в России. И первые попытки такого реформирования были проделаны сразу, как только в 1990 году был избран новый состав Верховного Совета в России – изъятием из-под управления профсоюзов средств пенсионного обеспечения и созданием Пенсионного фонда России под управлением Правительства.
Следующим шагом в этом направлении было принятие законов о занятости населения и об обязательном медицинском страховании и создание вслед за этим фондов занятости и обязательного медицинского страхования. Завершился начальный этап реформирования социального обеспечения созданием в России государственного Фонда социального страхования и окончательного выведения всех средств социального страхования из-под контроля профсоюзов. Основное, что было положительного на этом этапе – это то, что средства социального страхования были распределены по основным направлениям назначения: средства пенсионного обеспечения были сосредоточены в Пенсионном фонде, средства медицинского страхования – в ФОМСе, пособия по временной нетрудоспособности и некоторые другие социальные пособия – в ФСС и так далее.
Однако этот этап не менял характера социальных платежей. Они фактически оставались различными видами социального налога. И таким образом, не смотря на свое название, никакой системы социального страхования в России по-прежнему не было. Поэтому Правительством Российской Федерации было принято решение о введении вместо разного вида социальных платежей единого социального налога, что было осуществлено при принятии Государственной Думой второй части Налогового кодекса.