Фонд социального страхования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2014 в 08:29, курсовая работа

Описание работы

Объектом исследования является социальное страхование, а предметом выступает система социального страхования в РФ.
Целью исследования является рассмотрение особенностей деятельности Фонда Социального страхования (ФСС) в социальной защите населения РФ.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Фонд социального страхования РФ 5
1.1 Правовые, экономические и социальные предпосылки создания фонда социального страхования 5
1.2 Сущность фонда социального страхования РФ 8
Глава 2. Анализ практики социального страхования в РФ 16
2.1 Основные проблемы социального страхования 21
2.2 Оценка рынка социального страхования в РФ 30
2.3 Основные тенденции развития социального страхования в РФ 30
Глава 3. Разработка рекомендаций по совершенствованию работы фонда социального страхования, как основного способа реализации социальной политики государства 36
3.1 Анализ социальной политики РФ 36
3.2 Предложения по совершенствованию системы обязательного социального страхования 50
Заключение 60
Список литературы 63
Приложение 66

Файлы: 1 файл

Фонд социального страхования РФ и его место в реализации социальной политики государства.doc

— 230.50 Кб (Скачать файл)

Одновременно с этими процессами продолжалась работа над совершенствованием пенсионного обеспечения в России. Можно считать, что с момента принятия Правительством России решения о переходе к накопительной системе пенсионного обеспечения начался следующий этап общего реформирования социального обеспечения. Он характеризуется тем, что начинается постепенный переход от чисто налогового характера аккумулирования средств социального обеспечения к принципам действительно социального страхования. Во-первых, следует обратить внимание на то, что наряду с чисто государственной социальной пенсией по старости предполагается ввести и отраслевые трудовые пенсионные системы, а помимо них еще и возможность дополнительного индивидуального пенсионного страхования. Во-вторых, на текущий момент на рынке пенсионных услуг уже действуют ряд негосударственных пенсионных фондов, деятельность которых регламентируется специальным федеральным законом.  В-третьих, некоторые ведущие страховые компании уже включают в свои программы и виды страхования нетрудоспособности и по старости, и по выслуге лет, и по трудовому увечью, и другие.

Помимо системы пенсионного обеспечения предполагается реформирование и других видов социального обеспечения. Из них на сегодня наиболее заметно намерение слить два государственных фонда – Фонд социального страхования и Фонд обязательного медицинского страхования, что в конечном итоге также ведет в направлении усиления именно страховых тенденций.

В то же время с упразднением Фонда занятости из поля зрения может выпасть одно из важнейших направлений в области социальной защищенности человека – страхование от безработицы.

В целом же действия Правительства пока направлены в сторону создания эффективного социального страхования в стране. Однако недостаточная системность и эклектичность этих действий может свести на нет конечный результат.

С точки зрения специалистов Российского объединения социальных технологий (РОСТ) общая направленность социального обеспечения в России должна носить страховой характер. В России нужно последовательно строить эффективную систему социального страхования по всем видам социальных рисков. Теперь важно, чтобы действия всех участников такого строительства носили системный и целенаправленный характер. А для этого необходимо уже в ближайшее время разработать и принять федеральный закон об основах социального страхования в России. Основной целью такого закона должно быть определение правил деятельности всех участников системы социального страхования, выработка принципов социального страхования в России.

В частности в этом законе должны быть четко сформулированы основные виды социального страхования: пенсионное страхование по старости и по инвалидности, как врожденной, так и приобретенной; трудовое пенсионное страхование; медицинское социальное страхование и социальное страхование работников от временной нетрудоспособности в связи с заболеванием; социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний; страхование по безработице и неполной занятости; возможно, некоторые другие виды. Перечень видов социального страхования должен присутствовать в законе в явном виде, но он должен иметь открытый характер.

В законе должны быть точно перечислены участники системы социального страхования: застрахованные лица, в первую очередь – работники; страхователи – в первую очередь работодатели, в некоторых случаях – государство в лице Правительства Российской Федерации; страховщики – в первую очередь государственные фонды (пенсионный, медико-социального страхования и другие), негосударственные фонды и страховые компании; участником системы социального страхования обязательно должно быть определено государство, как основной гарант прав застрахованных лиц. 
В этом же законе должны быть определены основные условия доступа на рынок социального страхования негосударственных структур, таких как негосударственные пенсионные фонды и частные страховые компании. Очевидно, что после принятия такого закона должны быть внесены определенные изменения в уже действующие законы, например в закон о негосударственных пенсионных фондах.

В этом законе необходимо определить общие правила дополнительного социального страхования, которые будут касаться не только дополнительного пенсионного обеспечения, но и таких видов социального страхования как добровольное медицинское (помимо обязательного), дополнительное социальное страхование профилактических мероприятий и другие.

Для нас очевидно, что многие наработки, которые уже проделаны сегодня при формировании накопительной пенсионной системы могут быть в полной мере использованы при разработке такого закона, однако столь же очевидно, что положения целого ряда законодательных актов должны будут пересматриваться и уточняться при приведении всей системы к единым правилам. И совершенно очевидно, что помимо определенного выше федерального закона необходимо будет разработать и принять комплекс федеральных законов по отдельным видам социального страхования. 
В конечном итоге взаимоувязанная и непротиворечивая система законов в области социального страхования позволит построить в стране эффективную и гибкую систему социального страхования от всех социальных рисков. 
А вопрос о том, какими должны быть законы по конкретным видам социального страхования может стать предметом дальнейшего обсуждения.

 

Глава 3. Разработка рекомендаций по совершенствованию работы фонда социального страхования, как основного способа реализации социальной политики государства

 

 

3.1 Анализ социальной  политики РФ

Социальная политика – это приоритеты и принципы развития социальной сферы, устанавливаемые посредством трехстороннего договора между государством, бизнесом, общественными организациями и профессиональными объединениями работников.

В современных исследованиях термин «социальная политика» чаще всего соотносится с темой социально ответственного бизнеса.

Социальная ответственность бизнеса - это добровольный вклад бизнеса в развитие общества в социальной, экономической и экологической сферах, связанный напрямую с основной деятельностью компании и выходящий за рамки определенного законом минимума.

Социально ответственная компания – компания, действующая по принципам социальной ответственности и осуществляющая комплекс социальных программ в приоритетных для неё направлениях. Сегодня компании, ведущие социальные программы в одних сферах и нарушающие закон или гражданские права в другой, ведут неэффективную социальную политику, т.к. те программы, которые они осуществляют, направлены на имидж компании, но не могут спасти их репутацию. Дело в том, что репутация и имидж – это отличные друг от друга понятия: репутация отражает доверие общественности к компании (поэтому репутация либо есть, либо ее нет). А имидж представляет собой несущий образ, который может быть как положительным, так и отрицательным, он формируется самой компанией.

Поэтому если социальная политика компании направлена на имидж, то это не означает, что в то же время идет создание или поддержание репутации компании.

Важно понимать, что социальная ответственность компании не может быть провозглашена, если компания ответственна в одной области и безответственна в другой. Социальная ответственность компании предполагает собой комплексную ответственность, а не по отдельным направлениям.

Различают внутрикорпоративную и внешнюю социальную политику бизнеса.

Внутрикорпоративная социальная политика крупного и среднего бизнеса есть ответ на потребности развития самой компании. Причем эти внутренние побудители представляют собой сложный сплав ожиданий работников, сложившихся традиций и их готовности отстаивать свои интересы внутри компании.

Внутренняя социальная политика компаний рассматривается их руководством в качестве важного инструмента для наращивания конкурентных преимуществ в рыночной борьбе. Это естественным образом отражается на ее масштабах, которые чем выше, тем крупнее компания, с одной стороны. С другой, – во многом поведение компании определяет позиция собственника и прагматичные мотивы, так как иногда коллективные социальные инвестиции в персонал являются более выгодными, чем практика повышения заработной платы.

Масштаб и характер внутрикорпоративной социальной политики определяется рядом факторов, таких как:

• масштаб бизнеса;

• прибыльность предприятия и конъюнктура рынка;

• уровень конкуренции на рынке труда, потребность удержания и развития персонала;

• потребности развития бизнеса;

• следование традициям;

• экономическая выгодность поддержания и развития социальной инфраструктуры, особенно при условии ее дальнейшей коммерциализации;

• имиджевая политика;

• индивидуальные ценности топ менеджеров и собственников;

• давление со стороны работников корпорации.

Внешняя социальная политика компаний, в отличие от внутрикорпоративной, имеет под собой несколько иной спектр побудительных стимулов:

• стремление к уменьшению социальной напряженности;

• ответ на ожидания со стороны общества – «положение обязывает»;

• нелегитимность проведенной приватизации;

• формирование позитивного имиджа;

• политическое участие;

• давление власти и партий;

• следование международным образцам;

• практика «откатов».

Проведение бизнесом внешней социальной политики на территории своей деятельности определяется влиянием сложного комплекса политических, экономических и социокультурных факторов. На этом поле бизнес в большей степени зависит от власти, чем при реализации внутрикорпоративной социальной политики. Многие внешние социальные проекты он осуществляет ради собственной защиты от власти, от обедневшего населения, которому не нравятся высокие доходы тех, кто трудится в компании. В этом случае бизнес действует под большим внешним давлением, хотя стимулы, связанные с экономическими интересами получения осязаемых выгод, также присутствуют.

Однако в целом бизнес зачастую не видит своих интересов в реализации долгосрочных социальных проектов, хотя некоторые крупные компании осознали выгодность социальной политики и начинают искать формы долгосрочного партнерства в ее реализации. Но процесс этот идет пока медленно и трудно.

Социальная политика нашего государства не может сейчас не исходить из того, что трудящиеся России, да и все ее население, не имеют необходимой социальной защищенности. Это относится и к возможностям противостояния эксплуатации работодателями (как новыми частными хозяевами, так и основным работодателем - государством), и к оплате труда, которая не позволяет большей части работников достичь хотя бы прожиточного минимума, и к нищенскому уровню пенсий, стипендий и пособий, и к условиям труда (для большинства занятых в материальном производстве они характеризуются как вредные), и к приходящим в упадок системам здравоохранения и образования за общественный счет.

Все это позволяет говорить о существовании конфликта между трудом и государством. В настоящее время он не только не слабеет, а напротив, усугубляется. Его разрешение предполагает верную оценку роли государства в жизни современного общества. В условиях становления рынка и смешанной экономики выполняемые государством распорядительные функции на одних направлениях должны «сжиматься», на других же, напротив, усиливаться. Так, наряду с сохранением в жестко ограниченных рамках функций контроля и принуждения, теперь необходимо выдвинуть на первый план функции защиты прав человека, экономических свобод личности и помощи социально незащищенным категориям населения.

Социальная политика российского государства должна быть пронизана идеями равенства, всеобщности охвата и доступности для всех слоев населения, национальных систем образования, здравоохранения, социального страхования. Идеи солидарности в обществе должны реализовываться в финансовой поддержке пенсионеров, инвалидов, имеющих низкие доходы семей с детьми, тех, кто не по своей вине утратил трудоспособность и не в состоянии в достаточной степени позаботиться о себе. Именно такая политика отвечает сути социального государства. Что касается трудоспособного населения, то государство должно проявлять свою заботу о нем в формах, которые бы обеспечивали личную ответственность каждого, не ставя в характерное для тоталитарных государств унизительное положение получателей помощи.

Таким образом, социальная политика государства призвана дополнять принцип индивидуальной ответственности принципом солидарности. В частности, федеральные и региональные органы власти должны направлять свои усилия на поддержку социальных групп, способных создавать необходимые структуры социального страхования, взаимопомощи и защиты. Эти группы могут быть представлены профессиональными структурами, местными общинами, кооперативами, религиозными организациями, общественными объединениями или другими, конкретно для этой цели созданными организациями.

Политику государства по развитию социального страхования следует рассматривать в едином контексте с его экономической и финансовой политикой. Требуются скоординированные и целенаправленные действия по повышению общего прожиточного уровня. Это предполагает сочетание ускорения экономического роста с эффективно действующей системой мер по налогообложению доходов, с контролем над ценами на товары, входящие в «корзину физиологического минимума» (либо с субсидиями на их покупку). Эти меры входят в круг важнейших стратегических задач обеспечения экономической и социальной стабильности в обществе. Надо также подчеркнуть их взаимосвязанность. Ведь даже скромный экономический рост создает благоприятные предпосылки для расширения базы налогов и взносов в фонды социального страхования, способствует снижению уровня безработицы и расширяет доступ к системам социальной помощи. В то же время социальный мир в обществе, стабильные и доброжелательные отношения между наемными работниками и работодателями, достигаемые в существенной мере с помощью системы социального страхования, правомерно, наряду с трудом и капиталом, рассматривать в качестве еще одного, третьего, производственного фактора. Развитые системы социального страхования способны оказывать положительное влияние на состояние экономики и социальное положение трудящихся посредством рационального перераспределения доходов, активного стимулирования сбережений населения, увеличения его покупательной способности.

Информация о работе Фонд социального страхования