Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2015 в 11:22, курсовая работа
Существуют проблемы по формированию доходной части территориальных финансов, которые можно разделить на две основные группы:
Проблемы, касающиеся перераспределения налогов между бюджетами различных уровней.
Проблемы, связанные с неуплатой налогов в бюджет.
Проблемы, связанные с наполнением бюджета реальными денежными поступлениями.
Целью выполнения данной работы является исследование территориальных финансов Республики Татарстан.
Введение………………………………………………………………………….3
1. Социально-экономическая сущность, содержание и назначение территориальных финансов…………………………………………………….5
1.1. Понятие и принципы организации территориальных финансов………..5
1.2. Состав и структура территориальных финансов…..…6
1.3. Роль территориальных финансов в социально-экономическом
развитии…………………………………………………………………………8
2. Возникновение и развитие территориальных финансов в России…….....10
2.1. Развитие территориальных финансов в России до 1917 г…………...…10
2.2. Развитие территориальных финансов в СССР………………………….13
2.3.Территориальные финансы в современной России………………..……14
2.3.1. Особенности формирования доходов
территориальных финансов.............................................................................14
2.3.2.Особенности расходования средств территориальных финансов. Эффективность и целесообразность расходов
территориальных финансов…………………………………………………..17
3. Особенности организации территориальных финансов в Республике Татарстан…………………………………………………………………….…25
4. Финансовые проблемы и перспективы социально-экономического развития Республики Татарстан…………………………………………...…32
Заключение…………………………………………………………….………39
Список используемой литературы………………………………….………..40
1.3. Роль территориальных финансов в социально-экономическом
развитии
В современном мире ускорился процесс развития демократических принципов в государственном устройстве и управлении. Сейчас во многих странах обязательный компонент демократического государственного строя – местное самоуправление, суть которого состоит в том, что его осуществляет само население через свободно избранные им представительные органы.
Проводимая отдельно взятыми регионами (территориями) финансовая политика оказывает огромное влияние на экономическое, социальное, культурное развитие региона. Роль территориальных финансов в процессе управления социально-экономическим развитием территорий резко возрастает.
Территориальные финансы должны способствовать росту занятости, развитию производства, привлечению инвестиций. Они должны привлекаться, в первую очередь, в те отрасли, которые являются приоритетными для региона, развитие которых окажет благотворное воздействие на экономику и положение территории в целом и повлечет также развитие других вспомогательных отраслей производства. Также территориальные финансы играют значительную роль в проводимой социальной политике. Они призваны гарантировать различным группам населения, которые не участвуют в производстве материальных благ и услуг в силу различных обстоятельств, а именно, инвалидам, пенсионерам, многодетным семьям и иным нетрудоспособным гражданам определенный минимальный доход, необходимый для их жизнедеятельности.5 Территориальные финансы, являясь инструментом государственной социальной политики, также должны обеспечивать через расходную часть территориальных бюджетов финансирование:
С помощью территориальных финансов государство осуществляет выравнивание уровней экономического и социального развития территорий, которые в результате исторических, географических, военных и других условии отстали в своем экономическом и социальном развитии от других районов страны. Для преодоления такой отсталости разрабатываются региональные программы. Средства на их осуществление формируются за счет источников доходов бюджетов соответствующих административно – территориальных единиц, а также налогов вышестоящих бюджетов.6
Далее рассмотрим, как развивалась система территориальных финансов в России, в чем ее достоинства и недостатки и каким образом она пришла к своему современному состоянию.
2. Возникновение и развитие
2.1. Развитие территориальных
Еще до образования на территории России
централизованного государства в каждом княжестве существовала
казна, которая пополнялась за счет дани,
а также пошлин и штрафов. Однако не имеет
смысла приравнивать ее к местному бюджету
при отсутствии единого государства.
Управление на местах и обеспечивающие
его ресурсы (аналоги местных бюджетов)
возникают лишь после XV в., когда сформировалось
Русское централизованное государство.
Тогда же были введены местные налоги,
предназначенные для содержания царских
наместников и решения ими местных хозяйственных
задач. С VII в. начинается формирование
смет доходов и расходов городов, а также
бюджета-сметы государства в целом.
Следующим шагом в развитии территориальных
органов власти является учреждение в
1864 г. органов местного самоуправления
– земств. Их финансовой базой были земские
бюджеты, формировавшиеся за счет существовавших
ранее сборов. Кроме того, важным источником
земских бюджетов были пособия из государственного
бюджета.
С отменой крепостного права значительные
массы населения переселились в города.
В результате во второй половине XIX в. наблюдалось
ускоренное формирование городского хозяйства
и городских бюджетов. Однако средств
этих бюджетов было явно недостаточно
для повышения уровня жизни населения.
Городские бюджеты дореволюционной России
состояли из двух частей: обыкновенного
бюджета, формируемого за счет налогов,
сборов, доходов городских предприятий,
и чрезвычайного, доходами которого были
займы, пожертвования и продажа городского
имущества. Средства чрезвычайного бюджета
направлялись на досрочное покрытие долгов,
приобретение имущества у частных лиц.
Для местных бюджетов были характерны
недостаточность доходной базы и значительные
непроизводительные расходы (на содержание
городских учреждений, полиции и т. п.).
В результате местные власти вынуждены
были прибегать к получению займов, что
еще больше увеличивало расходы бюджета.
Вследствие этого финансовое положение
органов местного самоуправления было
крайне неустойчиво. Рассмотрим состояние
городских бюджетов в конце XIX - начале
XX в.
Доходы городского бюджета формировались,
как и сейчас, из налоговых и неналоговых
поступлений, причем доля налоговых доходов
была меньше и только иногда достигала 50%.
Примерный перечень существовавших в
тот период налогов и их ставки приведены
в табл.1. Как видно из таблицы, налоги в
дореволюционной России значительно отличались
от нынешних. Кроме перечисленных налогов,
существовали различные пошлины (нотариальные
сборы, сбор за прописку и др.) Однако эта
налоговая система была неэффективна,
т. к. налоги с промышленников были незначительны
и не росли по мере увеличения их доходов.
Налоги в дореволюционной России Табл.1
Наименование налога |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Сбалансировать бюджет не помогали даже
неналоговые платежи: доходы от предприятий,
принадлежащих городу, от аренды земли,
сборы с мест для торга.
Перечень и направления расходов городского
бюджета дореволюционной России представлен
в табл.2., где приведена структура расходной
части бюджета города исходя из средних
показателей по нескольким городам за ряд
Следует отметить, что расходы на образование
и здравоохранение не покрывали всех реальных
затрат. Поэтому основным источником финансирования
школ и больниц были добровольные пожертвования,
а также плата населения за обучение и
лечение.
Статьи расходов дореволюционного бюджета
во многом соответствуют современным.
Это объясняется тем, что расходы бюджета
определяются потребностями населения,
которые с течением времени меняются незначительно.
Расходы городского бюджета в конце XIX – начале XX в Табл.2
Наименование статьи расходов |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Даже не прибегая к расчетам, можно сказать,
что средства территориальных бюджетов в рассматриваемый
период расходовались неэффективно. Подавляющую
долю бюджета составляли непроизводительные
расходы, которые не могли обеспечить
рост уровня жизни и производства и этим
повысить уровень бюджетных доходов. Бюджеты
обычно были дефицитными, что представимый
период расходовались неэффективно. Подавляющую
долю бюджета составляли непроизводительные
расходы, которые не могли обеспечить
рост уровня жизни и производства и этим
повысить уровень бюджетных доходов. Бюджеты
обычно были дефицитными, что представляло
опасность не только для экономики города,
но и для экономики страны в целом.
В результате, к 1917 г. городское хозяйство
в большинстве городов России находилось
на грани экономического кризиса, а бюджетная
система требовала срочной реорганизации.7
2.2. Развитие территориальных
В результате революции и войн экономика и народное хозяйство России были
разрушены. Их необходимо было восстановить
за счет бюджета, а для этого требовалось
найти источники средств.
В 1918 г. была создана система государственного
и местных бюджетов, но из-за нехватки
средств она начала действовать лишь с
1921 г. Доходная часть бюджета изменялась
следующим образом: в первые годы советской
власти налоги и сборы играли существенную
роль, но по мере роста производства ведущее
место заняли доходы социалистических
предприятий и организаций.
Некоторые государственные расходы были
переданы местным бюджетам, чтобы обеспечить
контроль за использованием средств. При
этом был введен принципиально новый метод
формирования доходов территориальных
бюджетов, а именно передача им части государственных
налогов и сборов. Этот метод позволил
усилить связи между бюджетами и сбалансировать
В связи с восстановлением народного хозяйства
увеличились доходы местных бюджетов,
следовательно, расширился круг мероприятий,
финансируемых из них. Из местных бюджетов
финансировалось коммунальное хозяйство,
содержание местных советских учреждений
и частично расходы по народному хозяйству
и социально-культурным мероприятиям.
Изменился порядок помощи местным бюджетам.
Система дотаций из государственного
бюджета была малоэффективна, поэтому
дотации были заменены субвенциями, т.
е. долевым участием государственного
бюджета в расходах местных бюджетов.
Окончательно бюджетная система СССР
была сформирована в Конституции 1936 г.
Ее звеньями являлись союзный бюджет и
государственные бюджеты союзных республик,
которые включали в себя местные бюджеты.
После Великой Отечественной войны необходимо
было восстанавливать народное хозяйство
страны. Это было задачей территориальных
бюджетов, а средства для ее выполнения
предоставлял государственный бюджет.
В начале 60-х гг. были приняты законы о
бюджетных правах территориальных органов
власти, в соответствии с которыми они
могли самостоятельно определять направления
расходования средств территориальных бюджетов.
С начала 80-х гг. начала усиливаться роль
местных органов власти в управлении,
следовательно возросло и значение территориальных
бюджетов, они были наделены дополнительными
правами и полномочиями. На них была возложена
задача по реформации народного хозяйства.
В последние годы существования СССР существенно
расширились права местных органов власти
и роль территориальных финансов, что
было связано с общей ситуацией в стране.8
2.3.Территориальные финансы в современной России
Бюджетная система Российской Федерации
обусловлена федеративным устройством
страны. В ней предусмотрены федеральный
и территориальные бюджеты. Частично эта
система была унаследована от СССР и скорректирована в соответствии с новыми условиями.
Доля непроизводительных расходов в этом
бюджете невысока. Основная часть средств
направляется на благоустройство города:
строительство, жилищно-коммунальное
хозяйство, целевые бюджетные фонды развития
территорий. Также довольно значительная
доля расходов бюджета приходится на осуществление
социальной политики, содержание учреждений
образования, здравоохранения и культуры.
Положительное явление – низкая доля
статьи «Обслуживание государственного
и муниципального долга». Данная структура
расходов, на первый взгляд, достаточно
эффективна, так как позволяет поддерживать
городское хозяйство и уровень жизни населения
на достаточно высоком уровне.
2.3.1. Особенности формирования доходов территориальных финансов
Доходы территориальных финансов формируются за счет собственных и регулирующих источников доходов.
Собственные, или закрепленные доходы - это средства, принадлежащие субъекту бюджетного права, т.е. полностью или в твердо фиксированной доле на постоянной основе поступают в соответствующий бюджет, минуя вышестоящие бюджеты.
Основа собственных доходов - местные налоги и сборы, отчисления от федеральных и региональных налогов, переданные в территориальные бюджеты в твердой доле на постоянной основе.
Собственные доходы не являются основным источником формирования территориальных финансов.
Регулирующие доходы - это вся совокупность средств, передаваемых из вышестоящих бюджетов в нижестоящие с целью регулирования (сбалансирования) их расходов и доходов. Это средства, передаваемые вышестоящим органом власти нижестоящему на основании юридического акта (закона), постановления, решения, распоряжения.
Передача средств производится либо заблаговременно, т.е. до начала планируемого года на основании плана регулирования и законодательного акта о финансах на планируемый год, либо в процессе исполнения бюджета по указанию вышестоящих распорядительных и исполнительных органов.
Схема регулирующих доходов дана на рис.1.
Рис.1. Схема регулирующих доходов
В соответствии с Законом РФ «Об основах налоговой системы» в число главных регулирующих налогов входят отчисления от:
Информация о работе Формирование и использование территориальных финансов