Формирование и использование территориальных финансов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2015 в 11:22, курсовая работа

Описание работы

Существуют проблемы по формированию доходной части территориальных финансов, которые можно разделить на две основные группы:
Проблемы, касающиеся перераспределения налогов между бюджетами различных уровней.
Проблемы, связанные с неуплатой налогов в бюджет.
Проблемы, связанные с наполнением бюджета реальными денежными поступлениями.
Целью выполнения данной работы является исследование территориальных финансов Республики Татарстан.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………….3
1. Социально-экономическая сущность, содержание и назначение территориальных финансов…………………………………………………….5
1.1. Понятие и принципы организации территориальных финансов………..5
1.2. Состав и структура территориальных финансов…..…6
1.3. Роль территориальных финансов в социально-экономическом
развитии…………………………………………………………………………8

2. Возникновение и развитие территориальных финансов в России…….....10
2.1. Развитие территориальных финансов в России до 1917 г…………...…10

2.2. Развитие территориальных финансов в СССР………………………….13
2.3.Территориальные финансы в современной России………………..……14

2.3.1. Особенности формирования доходов
территориальных финансов.............................................................................14

2.3.2.Особенности расходования средств территориальных финансов. Эффективность и целесообразность расходов
территориальных финансов…………………………………………………..17

3. Особенности организации территориальных финансов в Республике Татарстан…………………………………………………………………….…25

4. Финансовые проблемы и перспективы социально-экономического развития Республики Татарстан…………………………………………...…32

Заключение…………………………………………………………….………39

Список используемой литературы………………………………….………..40

Файлы: 1 файл

Финансы курсовая моя.doc

— 311.50 Кб (Скачать файл)

Теоретическая база по вопросам территориальных финансов достаточно обширна. В трудах известных экономистов подробно рассмотрены расходы территориальных бюджетов: их сущность, содержание, направления. Однако вопросы эффективности использования бюджетных средств, которым посвящена данная работа, подробно не рассматриваются. Таким образом, существует необходимость изучения расходов территориальных бюджетов с точки зрения эффективности их осуществления.

 

3.  Особенности организации территориальных финансов в Республике Татарстан

 

Важнейший элемент финансового процесса - экономический анализ его показателей: их обоснованности, структуры, динамики, других параметров. Анализ проводится на всех этапах процесса - при формировании, рассмотрении, утверждении и исполнении бюджета. Его осуществляют финансовые и налоговые органы; ведомства; органы федерального казначейства; контролирующие органы; депутатский корпус; финансовые службы хозяйствующих структур.

Исполнить территориальные финансы по доходам значит мобилизовать контингенты налогов, сборов, других платежей и распределить их по уровням финансовой системы в соответствии с существующим законодательством. Основная задача анализа исполнения доходной части - изыскание резервов доходов, то есть увеличения контингентов федеральных, территориальных и местных налогов, их собираемости.

Анализ должен вестись раздельно по доходам и расходам.

Цель проведения анализа формирования средств консолидированного бюджета по доходам заключается в изучении процесса формирования финансовых средств бюджета, определении причин, условий, факторов, влияющих на их изменение.

Центральное место в финансовой системе любого региона занимает бюджет - самый крупный денежный фонд, который использует правительство для финансирования своей деятельности.19

Прогнозирование доходов бюджета проводится поэтапно. На начальном этапе производится сбор и анализ информации об экономических, социальных процессах на территории республики, влияющих на состояние финансовых ресурсов. Исследуется экономическая сторона деятельности предприятий и хозяйственных организаций для получения объективной оценки поступления налогов и других платежей в бюджет. Для этого используются экономико-статистические материалы. Указанная информация позволяет проанализировать состояние и развитие экономики территории, определить происходящие изменения в текущем году и сопоставить с соответствующим периодом прошлого года. Показатели рассматриваются в разрезе отраслей.

На основном этапе проведения анализа проводится аналитическая обработка поступающей информации по доходам, строятся графики, диаграммы. Изучается динамика их поступления, устанавливаются факторы, влияющие на исполнение республиканского бюджета.

Анализируются поступления доходов за год, месяц и более короткие сроки - по отчетным периодам в разрезе дней.

Аналитическая работа начинается с осуществления оперативного анализа, который позволяет детально рассмотреть зачисление средств в консолидированный бюджет в течение месяца.

Оперативный анализ представляет собой систему повседневного изучения выполнения бюджетных назначений с целью быстрого вмешательства в необходимых случаях в процесс для обеспечения своевременного и полного поступления налоговых доходов.

Источниками информации для проведения такого анализа являются: первичная документация, данные бухгалтерского и оперативно-технического учета, а также материалы личного наблюдения. Чаще в этих документах экономические показатели даются в натуральном выражении. Исследование именно натуральных показателей - отличительная черта оперативного анализа.

Периодический анализ исполнения консолидированного бюджета по доходам проводится за отчетные периоды: месяц, квартал, год, позволяет проанализировать ход поступления налогов в бюджет.

Главная задача периодического анализа - объективная оценка результатов деятельности, комплексное выявление неиспользованных резервов, мобилизация их для повышения экономической эффективности в будущих плановых периодах, а также выявление недочетов в работе и их виновников.

Периодический анализ осуществляется по важнейшим периодам, по которым подводятся итоги хозяйственной деятельности.

Этот вид анализа имеет и существенный недостаток - выявленные резервы означают навсегда потерянные возможности роста эффективности производства, поскольку относятся к прошлому периоду.

Особенность методики периодического анализа состоит в том, что фактические результаты деятельности оцениваются в сравнении с планом и данными предшествующих аналитических периодов.

Периодический анализ - наиболее полный анализ, вбирающий в себя результаты оперативного анализа и служащий базой перспективного анализа.

Важным качественным показателем структуры доходов является «удельный вес в структуре бюджета», который отражает процент зачисленной суммы по каждому виду налога в объеме консолидированного бюджета за отчетный период.

При анализе бюджетных показателей по формированию и исполнению бюджета используются отчетность, аналитические данные контролирующих, статистических органов, отраслевых департаментов, занимающихся вопросами экономики.

Материалы экономического анализа исполнения бюджета оформляются в виде пояснительной записки к отчету об исполнении бюджета. Этот документ - своеобразный отчет о работе соответствующего финансового органа, ведомства, так как свидетельствует о мерах, принятых для исполнения бюджета по доходам и расходам; выявление резервов, мероприятиях по укреплению бюджетной и финансовой дисциплины.

Таким образом, проведение комплексного анализа бюджетного процесса позволяет получить необходимую информацию представительным и исполнительным органам власти для принятия решений при формировании и осуществлении финансовой политики, выявления резервов в мобилизации средств в бюджет, повышения эффективности их использования, усиления контроля за их освоением.

Доходная часть консолидированного бюджета республики на 2007 г. сформирована с учетом основных показателей социально-экономического развития региона и мер по повышению собираемости налогов и платежей во все уровни бюджетов.

В основу расчетов прогноза поступлений в 2008г. заложены фактически сложившиеся тенденции по собираемости налогов за ряд предшествующих лет, индексы роста цен и заработной платы. Кроме того, в ходе расчётов использованы: прогнозируемые данные об объёмах производства продукции, розничного товарооборота, реализации платных услуг, уровне инфляции, рассчитанные департаментом экономики прогнозирования, сведения об общем объёме кредиторской задолженности - комитета государственной статистики, результаты анализа недоимки по налогам, анализа влияния произведённых безденежных зачётов по налогам на выполнение плана по доходам, осуществленные департаментом по финансам, бюджету и контролю.

Законом Республики Татарстан от 3 декабря 2007 года № 1213 “О бюджетной системе Республики Татарстан на 2008 год” (о республиканском бюджете) утверждены доходы бюджета в сумме 35409904,0 тыс. рублей и расходы в сумме 37631932,0 тыс. рублей. Собственные доходы республиканского бюджета предусматривались в сумме 22274104,0 тыс. рублей.

Таким образом, размер дефицита республиканского бюджета составил в сумме 2222028,0 тыс. рублей.

Общий объем ассигнований на финансирование расходов по разделам и подразделам функциональной классификации расходов бюджета, в том числе на “Сохранение и развитие исторического центра г. Казани”, установлен в сумме 12264800,0 тыс. рублей, или 34,6 % общих доходов республиканского бюджета, что соответствует аналогичным показателям, утвержденным Федеральным законом “О федеральном бюджете на 2006 год”.

В результате внесения изменений в республиканский бюджет доходы составили 36716738,4 тыс. рублей, расходы - 38938766,4 тыс. рублей, при этом дефицит предусматривался в сумме 2222028,0 тыс. рублей.

Средства федерального бюджета на “Сохранение и развитие исторического центра г. Казани”, составили 12623300,0 тыс. рублей, или 34,4 % общих доходов республиканского бюджета, в том числе дотации - 6575300,0 тыс. рублей, субсидии - 6048000,0 тыс. рублей.

Фактически в 2007 году доходы республиканского бюджета исполнены в сумме 37345384,7 тыс. рублей, или 101,7 % к плановым назначениям на финансовый год. Расходы республиканского бюджета исполнены в сумме 37733981,6 тыс. рублей, или 96,9 % к уточненным годовым плановым назначениям, при этом дефицит бюджета составил 388596,9 тыс. рублей.

Общая сумма выпадающих доходов в связи с предоставлением в 2007 году предприятиям и организациям льгот по платежам в республиканский бюджет составила 35275,3 тыс. рублей, из них льготы юридическим и физическим лицам, зарегистрированным в свободной экономической зоне “Алабуга”, по налогам на прибыль, с владельцев транспортных средств, на имущество и земельному налогу в сумме 30761,0 тыс. рублей (87,2 % от суммы предоставленных льгот за год). Создание свободной экономической зоны было направлено на решение следующих основных задач: привлечение инвестиций для создания в Республике мощностей по выпуску конкурентоспособных легковых автомобилей, насыщение внутреннего рынка импортозамещающей продукцией, в том числе используемой в автомобилестроении, создание экспортно-ориентированных производств и повышение занятости населения.

В налоговых доходах бюджета РТ предусмотрены дополнительные налоги: государственная пошлина за действия уполномоченных органов, связанные с лицензированием заготовки, переработки и реализации лома цветных металлов, с лицензированием заготовки, переработки и реализации лома черных металлов и другие.

Республиканский бюджет Татарстана на 2008 год запланирован по доходам в сумме 53.7 млрд руб., по расходам - 56.2 млрд руб. с предельным размером дефицита в 2.5 млрд. Предельный размер дефицита составит 3.6 млрд руб.

Региональный бюджет Республики Татарстан - один из главных каналов доведения до населения округа конечных результатов общественного производства на данной территории. Через него общественные фонды потребления распределяются между отдельными административно-территориальными единицами и социальными группами населения. Кроме того, бюджета в известной мере финансируется и развитие отраслей производственной сферы, объем продукции и услуги которых также выступают важным компонентом программы повышения народного благосостояния.

Экономическая сущность регионального бюджета Республики Татарстан проявляется в его назначении. Он выполняет следующие функции:

  1. Формирование денежных фондов, служащих финансовым обеспечением деятельности окружных органов власти.
  2. Распределение и использование этих фондов между отраслями народного хозяйства.
  3. Контроль за финансово-хозяйственной деятельностью предприятий, организаций, учреждений, подведомственным местным органам власти.

Важное значение имеет территориальный бюджет Республики Татарстан в осуществлении общегосударственных экономических и социальных задач - в первую очередь в распределении государственных средств на содержание и развитие социальной инфраструктуры.

Распределение и доведение до населения Республики Татарстан благ, производимых на данной территории, осуществляется в значительной мере с помощью бюджетной системы. Как известно, через бюджет формируется значительная часть общественных фондов потребления. При этом большая доля окружных средств расходуется на промышленность, энергетику и строительство - 41.8% и прочие расходы, идущие на образование валютного фонда. Расходы из бюджета Республики Татарстан на образование в 2007 г составляют 4.8%, на здравоохранение - 4.1%, на правоохранительную деятельность - 3.6%, на транспорт, связь и информатику - 3.2%, на государственное управление, жилищно-коммунальное хозяйство, культуру и искусство - менее 3%.

Основными источниками доходов в бюджет РТ явились платежи от налога на добавленную стоимость (10,7 млрд. рублей), от налога на прибыль (9,1 млрд. рублей), акцизы (5 млрд. рублей) и другие. Наибольший вклад в пополнение доходной части осуществлен 20 бюджетообразующими предприятиями, которыми произведено 68 процентов всей продукции РТ. Налог на имущество юридических лиц является региональным налогом. Но законодательно установлено, что половина его поступлений направляется в местные бюджеты.20

Самая большая доля от общего объема поступлений в бюджет по-прежнему принадлежит ОАО "Татнефть" - это 37%. Премьер-министр РТ заявил, что с вхождением Татарстана в единое налоговое поле РФ перед Правительством РТ встала задача по расширению в течение 3-4 лет налогооблагаемой базы для наращивания «выпадающих» доходов от налога на добавленную стоимость и части акцизов, перечисляемых в бюджет РФ. Учитывая, что бюджет 2007 года сформирован за счет доходов от налога на прибыль, ставка делается на подъем производства не только в нефтехимической отрасли, но и в других, где еще сохраняется большая доля убыточных предприятий.

В качестве примера успешного выхода предприятий на миллиардный уровень объема производства Премьер-министр РТ назвал акционерные общества "Красный Восток", "Нэфис" и "Спартак".

Министр финансов РТ сообщил, что расходная часть бюджета на 2008 год сформирована на основе действующих социальных стандартов, где учтено повышение заработной платы работникам бюджетной сферы с 1 сентября будущего года на 15%. Предполагается, что в 2008 году фонд заработной платы составит 155, 4 миллиарда рублей, что на 15,6% больше, чем в текущем году. Средняя заработная плата на одного работающего составит ориентировочно 10080 рублей, а в целом на содержание и развитие отраслей социальной сферы, финансируемое из бюджета РТ, планируется направить 19,5 миллиарда рублей или 39% собственных доходов бюджета Татарстана

Информация о работе Формирование и использование территориальных финансов