Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2015 в 11:22, курсовая работа
Существуют проблемы по формированию доходной части территориальных финансов, которые можно разделить на две основные группы:
Проблемы, касающиеся перераспределения налогов между бюджетами различных уровней.
Проблемы, связанные с неуплатой налогов в бюджет.
Проблемы, связанные с наполнением бюджета реальными денежными поступлениями.
Целью выполнения данной работы является исследование территориальных финансов Республики Татарстан.
Введение………………………………………………………………………….3
1. Социально-экономическая сущность, содержание и назначение территориальных финансов…………………………………………………….5
1.1. Понятие и принципы организации территориальных финансов………..5
1.2. Состав и структура территориальных финансов…..…6
1.3. Роль территориальных финансов в социально-экономическом
развитии…………………………………………………………………………8
2. Возникновение и развитие территориальных финансов в России…….....10
2.1. Развитие территориальных финансов в России до 1917 г…………...…10
2.2. Развитие территориальных финансов в СССР………………………….13
2.3.Территориальные финансы в современной России………………..……14
2.3.1. Особенности формирования доходов
территориальных финансов.............................................................................14
2.3.2.Особенности расходования средств территориальных финансов. Эффективность и целесообразность расходов
территориальных финансов…………………………………………………..17
3. Особенности организации территориальных финансов в Республике Татарстан…………………………………………………………………….…25
4. Финансовые проблемы и перспективы социально-экономического развития Республики Татарстан…………………………………………...…32
Заключение…………………………………………………………….………39
Список используемой литературы………………………………….………..40
В частности, сохранятся компенсации работникам бюджетной сферы в размере 1,2 миллиард рублей, а также предусмотрена доплата работникам культуры за выслугу лет - 100 милл. рублей.
Налоговые доходы консолидированного бюджета Татарстана на 2008 год спрогнозированы в сумме 55 млрд. pyб. с ростом по сравнению с планом 2007 года на 25%, бюджета pecпyблики - 42.5 млрд. pyб. с ростом на 27%.
Основными доходными источниками консолидированного бюджета остаются налог на прибыль и налог на доходы физических лиц, общий объем которых оценивается в 38.8 млрд. pyб., или 70% налоговых дохoдoв. Поступления акцизов оцениваются в 3.2 млpд. По налогам на совокупный доход планируется получить 2.3 млpд. По налогу на имущество организаций поступления на 2008 год прогнозируются в объеме 4.4 млpд. pyб.
Платежи за пользование природными ресурсами (5% от общей суммы собираемого в Татарстане НДПИ) ожидаются в 2.9 млрд. pyб. Основную долю в ресурсных платежах обеспечивает налог на добычу полезных ископаемых по нефти, рассчитанный исходя из цены нефти в размере $87 за один баррель и курса доллара 29.5 pyб. При расчете суммы налога учтены изменения в федеральном налоговом законодательстве о снижении ставки по месторождениям с выработанностью свыше 80% и по высоковязкой нeфти.
Прогноз по земельному налогу учтен в местных бюджетах в объеме 2.7 млрд. pyб. Прочие налоговые дoхoды (госпошлина и налог на игорный бизнес) планируются в объеме 451 млн. pyб.
Поступления неналоговых доходов в консолидированный бюджет прогнозируются в сумме 5.9 млрд pyб. (в том числе платеж организаций на реализацию республиканской ипотечной пpoгpaммы - 3.9 млрд. pyб.), в том числе в республиканский бюджeт - 4.6 млpд.
В бюджете республики на 2008 год учтены 3 целевых бюджетных фонда в объеме 5 млрд pyб., в том числе: Дорожный фoнд - 4.4 млрд, Экологический фoнд - 260 млн, Фонд безопасности дорожного движeния - 347 млн.
Объем поступлений в виде финансовой помощи из федерального бюджета в бюджет РТ на 2008 год прогнозируется в сумме 2.9 млрд pyб., что на 76% меньше плана 2007 гoдa. Это обусловлено тем, что в текущем 2007 году завершается реализация федеральной пpoгpaммы "Сoциaльнo-экономическое развитие Республики Татapcтaн" (7 млрд. pyб. в текущем году) и не планируется выделение грантов Казани (2.1 млpд.).
В итоге я вижу, что особенности организации территориальных финансов в Республике Татарстан таковы, что доходы местного бюджета значительно меньше его расходов. Тем самым, имеет место дефицит республиканского бюджета. Источниками доходов республиканского бюджета являются различные налоги и бюджетообразующие предприятия, такие как, например, ОАО «Татнефть». Действительно, самую большую долю поступлений в бюджет Республики дает именно это предприятие, почти 37% общего объема бюджета. Также важным источником поступлений средств в местный бюджет является финансовая помощь из федерального бюджета, но так как завершилась реализация федеральной программы «Социально-экономическое развитие РТ» эти поступления будут значительно меньше на 76%, т.е. составляют 2,9 млрд. рублей. Самым крупным источником налогового дохода местного бюджета РТ является налог на добавленную стоимость, который составил 10,7 млрд. рублей, налог на прибыль, составляющий 9,1 млрд. рублей, доход от акцизной продукции составляет около 5 млрд. рублей, налог на добычу полезных ископаемых составляет 2,9 млрд. рублей. Также бюджет пополняется за счет средств налога на имущества юридических лиц, половина поступлений которого направляется в местный бюджет.
Основными источниками расходов бюджета Республики Татарстан являются расходы на промышленность, энергетику и строительство, их доля от общих расходов составляет около 42%-ов; на образование - 4,8%; расходы на здравоохранение составили 4,1%; на правоохранительную деятельность – 3,6% от общего объема; на транспорт, связь и информатику – 3,2 %; на государственное управление, жилищно-коммунальное хозяйство, культуру и искусство объем расходов не превысил 3%-ов.
Так как дефицит республиканского бюджета не превышает уровня, установленного законодательством Республики Татарстан, то я считаю, что организация местного бюджета устанавливается на вполне приемлемом уровне. Но учитывая, что бюджет формируется за счет доходов от налога на прибыль, то следует вкладывать средства на поднятие производства не только в нефтехимической отрасли, но и других. Даже тех, где еще сохраняется большая доля убыточных предприятий.
4. Финансовые проблемы и
Любая стратегия регионального развития должна иметь четкие целевые установки, систему мер поддержки производственной базы и рачительного использования ресурсов. Только так возможно обеспечить поступательный экономический и социальный рост. Опыт нашей республики это подтверждает.
Республика Татарстан обладает значительными территориальными ресурсами (ее площадь составляет 68 тысяч кв. км.), человеческим капиталом (ее население - около 3,8 млн. человек, из них трудоспособного населения – 2,2 млн. человек).
В структуре экономики индекс промышленного производства в январе-апреле 2008 г. по сравнению с январем-апрелем 2007г. составил, по оперативным данным, 110,6%, в апреле 2008 г. - 112,7% к уровню апреля 2007г.
За четыре месяца 2008 г. в сельхозорганизациях, крупных и средних фермерских хозяйствах производство мяса увеличилось по сравнению с аналогичным периодом 2007 г. на 15,4% и составило 68,3 тыс. тонн, молока - 325,7 тыс. тонн, или 108,6% к соответствующему периоду 2007 г., яиц - 255,6 млн. штук, или 104,4% к уровню января-апреля 2006 г. Надой на одну корову в среднем составил 1267 кг, что на 159 килограммов (на 14,4%) больше, чем в соответствующем периоде 2007 г. Яйценоскость кур-несушек снизилась на 2,0% и составила 96 штук.
За январь-апрель 2008 г. объем перевозок
грузов на коммерческой основе автотранспортом
предприятий всех видов деятельности
республики (с учетом малых автопредприятий
и предпринимателей, занимающихся коммерческими
грузовыми перевозками) составил, по оценке,
135,6% к уровню соответствующего периода
2006 г., грузооборот составил 123,0%.
Объем перевозок грузов специализированными
предприятиями автомобильного транспорта
(предприятиями, основным видом деятельности
которых являются грузовые перевозки),
с учетом малых автопредприятий и предпринимателей,
занимающихся коммерческими грузовыми
перевозками, составил 135,4% к уровню января-апреля
2007 г., грузооборот составил 122,6%.
Предприятиями
(включая субъекты малого предпринимательства),
осуществляющими автомобильные перевозки
пассажиров по маршрутам общего пользования,
за январь-апрель 2008 г. перевезено 135,6 млн.
человек, пассажирооборот составил 1298,7
млн.км. на пассажира.
В январе-апреле
2008 г. на развитие экономики и социальной
сферы в РТ использовано инвестиций в
основной капитал (c досчетом на малое
предпринимательство, индивидуальное
строительство и неформальную экономику,
без учета НДС) в сумме 33400,0 млн рублей,
что на 7,7% выше уровня января-апреля 2007 г.
В 1 квартале 2008 г.
в экономику РТ поступило 111,4 млн долларов
США инвестиций из-за рубежа (с учетом
рублевого поступления, пересчитанного
в доллары), что в 2,5 раза больше уровня
1 квартала 2007 г. Объем накопленных иностранных
инвестиций в экономике РТ составил на
1 апреля 2008 г. 1790,1 млн. долларов.
Оборот розничной
торговли в январе-апреле 2008 г. составил
81845 млн рублей, что в сопоставимых ценах
на 22,5% больше, чем в январе-апреле 2007 г.
Удельный вес продовольственных товаров
в обороте составил 49,3% (в январе-апреле
2007 г. - 46,6%), непродовольственных товаров
- 50,7% (53,4%). Продовольственных товаров в
январе-апреле 2008 г. населению продано
на 40342 млн рублей, непродовольственных
товаров - на 41503 млн рублей. В товарной
массе это составило, соответственно,
131,1% и 115,0% к уровню января-апреля 2007г.
В январе-апреле
2008 г. населению Татарстана, по оценке,
оказано платных услуг через все каналы
реализации на 27206,2 млн. рублей, что в сопоставимых
ценах на 22,3% больше, чем за соответствующий
период 2007 г, в апреле 2008 г. - на 7053,0 млн.
рублей, что на 21,5% больше показателя апреля 2007г.
Реальная заработная
плата (рассчитанная с учетом индекса
потребительских цен на товары и услуги)
работников предприятий и организаций,
включая субъекты малого предпринимательства,
составила в марте 2008 г. 123,1% к уровню марта
2007 г. и 99,6% - к уровню февраля 2008 г., в январе-марте
2008 г. - 122,9% к уровню января- марта 2007 г.
Численность
трудовых ресурсов в РТ в марте 2008 г. составила,
по оценке, 2402 тыс.человек. Численность
занятого населения составила 1794 тыс.человек
(74,7% от трудовых ресурсов), из них 1376 тыс.
человек - работающие по найму на всех
видах предприятий, включая крупные, средние, малые, совместные,
Около 450 тысяч
человек заняты в малом предпринимательстве,
в том числе 208 тыс. человек - на малых предприятиях
(учтены в численности работающих на предприятиях),
17 тыс. человек - в крестьянских (фермерских)
хозяйствах. Кроме того, в домашнем хозяйстве
производством товаров и услуг для реализации
занято более 176 тыс. человек.21
В республике реализуются масштабные
социальные программы ликвидации ветхого
жилья, газификации, адресной социальной
защиты населения.
Позитивное развитие экономики республики явилось следствием принятия целого комплекса системных решений.
Их реализация опиралась на четкое структурирование и последовательное развитие точек экономического роста. Для этого использовался механизм разработки и реализации среднесрочных целевых программ. В республике была введена система индикативного управления экономикой, которая, как уже показала практика, позволяет повысить эффективность всех звеньев управления, а также выявить и задействовать имеющиеся в регионе ресурсы. В рамках данной системы для каждого министерства, ведомства и предприятия республики были определены индикаторы их деятельности, выделены ресурсы для их достижения. В результате построена система поддержания устойчивого экономического роста и оперативного принятия управленческих решений.
При этом стержнем государственной политики являлась поддержка республиканских товаропроизводителей.
Покажу эффективность данного подхода прежде всего на примере развития основы всей республиканской промышленности - нефтедобыче. После значительного падения добычи нефти с 103,7 млн. тонн в 1975 году до 23,8 млн. тонн в 1991 году в результате мер государственной поддержки удалось не только стабилизировать уровень добычи, но и поднять этот показатель до 28,8 миллионов тонн в 2007 году. Во многом это было сделано благодаря предоставлению отрасли налоговых льгот за счет бюджета республики для внедрения инновационных методов увеличения нефтеотдачи пластов (гидродинамические методы, методы горизонтального бурения). За счет этих новаций по акционерному обществу «Татнефть» в настоящее время добывается более 46% нефти. Только в результате применения гидродинамических методов повышения нефтеотдачи в 2007 году дополнительно добыто 6,9 млн. тонн нефти.
В целом общий объем промышленно извлекаемых запасов нефти по республике составляет около 2 млрд. тонн, что позволяет нам в течение последующих 15 лет обеспечить добычу нефти не ниже достигнутого уровня. В этом есть и заслуга малых нефтяных компаний, осуществляющих свою работу на мелких месторождениях. За год ими добыто около 4,2 млн. тонн нефти.
Республика продолжает работу по активному расширению своей минерально-сырьевой базы, вовлечению в промышленную разработку новых, перспективных месторождений. Одним из таких ресурсов являются природные битумы, которыми богаты недра республики. Специалисты оценивают их запасы в 2 - 7 млрд. тонн.
Нефть - это ресурс, стоимость которого существенно возрастает при переработке. Продавать только сырую нефть расточительно для экономики. Поэтому республика всегда придерживалась курса на увеличение переработки добываемой нефти, получение продукции более глубокого передела с высокой добавленной стоимостью. Для реализации этой стратегической задачи у нас реализуется «Президентская программа развития нефтегазохимического комплекса РТ». Важным событием стала сдача базового комплекса Нижнекамского нефтеперерабатывающего завода, который позволяет перерабатывать 7 млн. тонн нефти, обеспечивать сырьем нефтехимическую отрасль республики, получать дизельное топливо, керосин и дорожный битум европейского качества.
Серьезный потенциал имеется в машиностроительной отрасли республики.
Автомобильный завод «КамАЗ» входит в число лидеров по производству грузовых и малолитражных легковых автомобилей. В последние годы были инвестированы значительные средства в расширение модельного ряда предприятия, переход на новые стандарты двигателей ЕВРО-2. Правительствами РТ и РФ совместно с руководством предприятия проведена реструктуризация задолженности акционерного общества на сумму 1 млрд. 100 млн. рублей. Получено оборудование по кредитной линии японского Эксим-банка на сумму порядка 180 млн. долларов.
В 2007 году завод произвел более 20 тыс. шт. грузовых и почти 39 тыс. шт. легковых автомобилей.
Более 60 лет в республике развивается авиастроение. В настоящее время эта отрасль представлена ведущими в России авиационным, вертолетным, моторостроительным и приборостроительным предприятиями, НИИ и КБ. На Казанском авиационном заводе освоен серийный выпуск самолета Ту-214. В настоящее время осваивается самолет Ту-324, который отвечает всем объявленным требованиям ИКАО, вводимым после 2007 года.
Согласно Федеральной целевой программе «Развитие гражданской авиационной техники России на 2002-2010 годы и на период до 2015 года» самолет Ту-324 был сертифицирован в 2005 году. В его создание республика вложила 70 млн. долларов, а вместе с предприятиями, которые по своей инициативе создают для него двигатель, авионику и другие агрегаты, сумма затрат республики составила свыше 100 млн. долларов.
Казанские моторостроители в инициативном порядке, совместно с партнерами из Самары, за счет собственных средств освоили двигатель НК-93 тягой 18 тонн, с возможностью доведения ее до 22 тонн, превосходящий все известные двигатели по экономичности на 15-17 процентов. С его использованием российская авиация может занять самые передовые позиции в мире, обеспечив своим самолетам намного большую дальность или грузоподъемность.
Совместно с украинскими партнерами за счет собственных средств и частично средств республики КМПО освоило двигатель Аи-22 с элементами пятого поколения для регионального реактивного самолета Ту-324.
Общая сумма вложенных КМПО собственных средств на оба двигателя составляет около 350 млн. рублей.
Одной из базовых отраслей экономики республики является электроэнергетика. Энергосистема Татарстана остается самодостаточной в производстве электроэнергии и тепла. Только в 2007 году объем продукции данной отрасли составил 14,8 млрд. рублей. (произведено 22 млрд. квт/ч электроэнергии и 33 млн. Гкал теплоэнергии). Это достигнуто в условиях реформирования отрасли. Проведено акционирование «Татэнерго» в соответствии с утвержденными Правительством РФ Основными направлениями реформирования электроэнергетики Российской Федерации. Сегодня появился свободный рынок по продаже электроэнергии. Это требует от нас существенной модернизации всей энергосистемы республики для увеличения ее конкурентоспособности.
Разработана и реализуется Республиканская целевая программа «Энергосбережение в Республике Татарстан на 2000-2007 годы». В рамках ее выполнения уже достигнуто снижение энергоемкости валового регионального продукта на 10%, создана достаточно эффективная организационная система отбора энергосберегающих проектов для их последующего финансирования.
Поставили перед собой задачу стимулирования расширения банковского кредитования реального сектора экономики. Республика обладает значительными кредитными ресурсами, которые мы уже вовлекаем в инвестирование производства через систему облигационных займов, формирование кредитных портфелей банков.
Недавно в республике создано акционерное общество "Связьинвестнефтехим", в уставный капитал которого переданы государственные пакеты акций крупнейших предприятий республики. Уставный капитал холдинга составил более 37 млрд. рублей.
Мы видим главную задачу ОАО "Связьинвестнефтехима" в стимулировании инвестиционных процессов в республиканской экономике, привлечении дополнительных инвестиций.
В республике уделяется большое внимание сельскому хозяйству. Для нас это социально значимая отрасль, без ее поддержки нельзя обеспечить население в полном объеме качественной продукцией. Татарстан входит в первую тройку среди регионов РФ по производству зерна, мяса, молока и другой продукции.
Развитие производственных кластеров в регионе невозможно без современной транспортной инфраструктуры. Поэтому в республике приняты и выполняются программы развития транспортного комплекса и дорожной сети. Сдана в эксплуатацию первая очередь мостового перехода через Каму, протяженностью 14 километров. Этот объект имеет общефедеральное значение. Кратчайший путь проложен от центра России до Оренбурга, Среднего Урала, Сибири, Дальнего Востока, Казахстана, государств Средней Азии.
Стратегические подходы, реализованные на уровне нашей республики, являются реальной основой для увеличения ВРП в связи с поставленной на уровне РФ Президентом страны задачей удвоения объема валового внутреннего продукта.
Вместе с тем, опыт показывает, что практическая реализация этой задачи требует принятия системных решений на уровне Федерации. Шаги, предпринимаемые на уровне регионов, должны быть дополнены следующими мерами со стороны Федерального центра:
Информация о работе Формирование и использование территориальных финансов