Формирование и структура доходов коммерческой организации и ее анализ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2013 в 18:54, курсовая работа

Описание работы

Целью написания данной курсовой работы является разработка направлений по росту доходов и повышению доходности ОАО.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Охарактеризовать существующие теоретические подходы к определению сущности доходов предприятия их формированию и распределению;
2. Проанализировать структуру, динамику и процесс распределения доходов конкретного предприятия.
3. Предложить пути повышения доходности предприятия.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1. Экономическая сущность формирования и распределения доходов предприятия.
1.1 Понятие, сущность и классификация доходов предприятия……………..5
1.2 Источники формирования доходов предприятия…………………………9
1.3 Анализ доходов и доходности предприятия……………………………...11
Глава 2. Анализ формирования и распределения доходов ОАО «ЭЛАРА».
2.1 Организационно-экономическая характеристика ОАО «ЭЛАРА»……...16
2.2 Оценка структуры и динамики доходов ОАО «ЭЛАРА»………………..20
2.3 Анализ и оценка доходов и уровня доходности ОАО «ЭЛАРА»………..31
3. Пути повышения доходности ОАО «ЭЛАРА»……………………………..36
Заключение………………………………………………………………………39
Список использованной литературы…………………………………………..41
Приложения

Файлы: 1 файл

Курсовая.doc

— 321.50 Кб (Скачать файл)

Изложенное  выше  означает,  что  с  учетом  принципа   сопоставления расходов организации с ее доходами показатель  бухгалтерской  прибыли  будет отличаться от налоговой.

 Данные обстоятельства вносят трудности в учет финансовых  результатов, так как содержание показателей формы № 2 «Отчет о прибылях и убытках»  будет отличаться в бухгалтерском и налоговом учете.

Порядок формирования  выручки  от  обычных видов деятельности  в бухгалтерском учете определен Положением  по  бухгалтерскому  учету  «Доходы  организации»  (ПБУ 9/99), утвержденным приказом Минфина РФ  от  06.05.99  № 32н.  Доходами  от обычных  видов  деятельности   являются  поступления  от продажи продукции, товаров, выполнения работ и оказания услуг.

 В составе  доходов от  обычных  видов   деятельности  также  могут   быть

отражены:

.   арендная плата;

. лицензионные   платежи   за   пользование   объектами   интеллектуальной собственности;

.  поступления,  связанные  с  участием   в   уставных   капиталах   других

организаций.

Включение этих доходов в состав выручки  от  продаж  зависит  от  вида деятельности организаций.

Отражение доходов  от обычных видов деятельности в  бухгалтерском  учете в соответствии с п. 12 ПБУ  9/99  предусматривает  ряд  условий,  соблюдение которых необходимо для признания выручки:

. организация  имеет право на получение выручки,  вытекающее  из  конкретного договора или подтвержденное иным соответствующим образом;

. сумма выручки  может быть определена;

. есть  уверенность  в  увеличении  экономических   выгод   в   результате

  произведенной  в  оплату  или  отсутствует   неопределенность  в  отношении

  получения  активов;

        . расходы, которые произведены или будут произведены в связи с этой   операцией, могут быть определены.

Если  в  отношении  денежных  средств  и  иных   активов,   полученных

организацией  в оплату, не исполнено хотя бы одно из названных условий, то  в бухгалтерском учете признается кредиторская задолженность.

На предприятии ОАО «ЭЛАРА» доходы формируются в следующем

порядке, а точнее,  доходы  классифицируются  в соответствии  с ПБУ 9/99:

Таблица 1.

Виды  доходов предприятия.

Доходы  от обычных видов деятельности

Прочие  доходы

Выручка от продажи  товаров, продукции, работ, услуг (за минусом НДС, акцизов и аналогичных обязательных платежей)

Проценты к  получению

Прочие доходы


 

 

 

1.3 Анализ доходов и доходности предприятия.

 

 

Анализ доходности предприятия  осуществляют в первую очередь на основе информации отчета о прибылях и убытках. Здесь важно отметить, что Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации уточнены понятия тех показателей финансовых результатов, которые используются в анализе. Так, Положением вводится понятие бухгалтерской прибыли (убытка), представляющей собой конечный финансовый результат, выявленный за отчетный период на основании бухгалтерского учета всех хозяйственных операций и оценки статей бухгалтерского баланса по правилам, принятым в соответствии с Положением.

Одним из важных показателей  доходности предприятия является размер доходов (в том числе по видам) на 1 рубль расходов и размер расходов (в том числе по видам) на 1 рубль доходов:

  1. 1)Доходы/Расходы;

     2)Расходы/Доходы.

II. 1)Доходы от обычных видов деятельности / Расходы от обычных видов деятельности;

     2)Расходы  от обычных видов деятельности / Доходы от обычных видов деятельности;

3)Прочие доходы/Прочие  расходы;

4)Прочие расходы /Прочие  доходы.

Также, чтобы проанализировать доходность предприятия, следует провести факторный анализ прибыли от продажи, позволяющий оценить резервы повышения эффективности производства и принять обоснованные управленческие решения.

При внешнем анализе  в качестве источника информации привлекается бухгалтерская (финансовая) отчетность №2 «Отчет о прибылях и убытках».

Анализ прибыли от продажи продукции, работ, услуг  можно провести на основе следующих  данных.

 

 

 

 

 

 

Таблица 2.

Исходные данные для  факторного анализа прибыли от продаж (тыс.руб)

Показатели

За предыдущий год (2010)

За отчетный год (2011)

Абсолютный прирост

В % к пред. году

Выручка от продажи продукции

       

Себестоимость продукции

       

Коммерческие и управленческие расходы

       

Прибыль от продажи продукции

       

Индекс изменения цен

       

Объем реализации в сопоставимых ценах

       

 

Определим влияние факторов на сумму прибыли по следующему алгоритму:

1. Для определения  влияния объема продаж на прибыль  необходимо прибыль предыдущего  периода умножить на изменение  объема продаж. Основная методическая  сложность определения данного фактора связана с трудностями определения изменения физического объема реализованной продукции. Правильнее всего определять изменения в объеме продаж путем сопоставления отчетных и базисных показателей, выраженных в натуральных или условно-натуральных измерителях. Это возможно тогда, когда продукция однородна. В большинстве же случаев реализованная продукция по своему составу является неоднородной и необходимо производить сопоставления в стоимостном выражении. Для обеспечения сопоставимости данных и исключения влияния других факторов необходимо сопоставлять отчетный и базисный объемы реализации, выраженные в одинаковых ценах (предпочтительно в ценах базисного периода).

Чтобы привести объем  продаж отчетного периода к сопоставимому  виду, необходимо знать индекс изменения цен на продукцию, работы, услуги. Пересчет осуществляется делением объема реализации отчетного периода на индекс изменения цен реализации. Такой расчет является не совсем точным, так как цены на реализованную продукцию изменяются в течение всего отчетного периода.

2. Влияние структуры ассортимента реализованной продукции на прибыль определяется сопоставлением прибыли отчетного периода, рассчитанной на основе цен и себестоимости базисного периода, с базисной прибылью, пересчитанной на изменение объема реализации.

Прибыль отчетного периода, исходя из себестоимости и цен  базисного периода, можно определить с некоторой долей условности следующим образом:

- выручка от продажи  отчетного периода в ценах базисного периода;

- фактически реализованная продукция, рассчитанная по базисной себестоимости;

- коммерческие и управленческие расходы базисного периода;

- прибыль отчетного  периода, рассчитанная по базисной себестоимости и базисным ценам.

Далее, опираясь на вышеперечисленные  данные, рассчитаем влияние сдвигов в структуре ассортимента на величину прибыли от продаж.

3. Влияние изменения  себестоимости реализованной продукции  на прибыль можно определить, сопоставляя себестоимость реализации  продукции отчетного периода  с затратами базисного периода, пересчитанными на изменение объема продаж.

4. Влияние коммерческих и управленческих расходов на изменения прибыли сопоставляя расходы коммерческие и управленческие отчетного периода с базисным.

5. Для определения влияния цен реализации продукции, работ, услуг на изменение прибыли необходимо сопоставить объем продаж отчетного периода, выраженного в ценах отчетного и базисного периода.

Также для анализа доходности предприятия немаловажную роль играет факторный анализ выручки от продаж.

Расчет влияния фактора «выручка от продаж» начинается с учета влияния инфляции. Зная индекс изменения цен (Таблица 1), рассчитывают выручку от реализации в отчетном периоде в сопоставленных ценах с базисным периодом. Без достижения такого сопоставления анализ бессмысленен.

Всоп. отч.  = В отч. /I ц  

Всоп. отч - выручка отчетного периода в сопоставимых ценах (ценах прошлого года);

В отч - выручка отчетного периода, приведенная в Форме №2 в ценах отчетного периода;

ц - индекс цен (индекс инфляции);

Из этого следует: выручка от продаж продукции в отчетном году выросла за счет роста цены следующим образом:

ΔВц  =  Вотч. – Всоп.отч.

ΔВц – изменение выручки от продаж за счет цены (инфляции).        

 Влияние на сумму  прибыли  от продаж (Пп) изменения выручки от реализации, исключая влияние изменения цены, можно рассчитать следующим образом:

ΔПпз   - (Вотч - Вбаланс) -ΔВц ) / 100 * P п базис

п = Пп  / Выруч

Рп – рентабельность от продаж.

 

Глава 2. Анализ формирования и распределения доходов  ОАО «ЭЛАРА».

2.1 Организационно-экономическая характеристика ОАО «ЭЛАРА».

Открытое акционерное  общество «Научно-производственный комплекс «ЭЛАРА» имени Г. А. Ильенко» является ведущим российским производителем пилотажно-навигационных комплексов, систем автоматического и дистанционного управления, бортовой вычислительной техники и систем индикации для летательных аппаратов военной и гражданской авиации. Его системы и комплексы стоят на модификациях знаменитых самолетов Су, МиГ, Ту, многофункционального самолета-амфибии Бе-200, на вертолетах фирм Камова и Миля.

Высшим  органом управления фирмы является Собрание акционеров, которое проводится 1 раз в год. Между Собраниями  акционеров  высшим  органом управления фирмы является Совет директоров.  Совет директоров избран общим Собранием  акционеров в количестве 9 человек, из них трое не являются работниками ОАО "ЭЛАРА".

Контроль  за  финансово-хозяйственной  деятельностью и внутренний аудит ОАО "ЭЛАРА" осуществляет Ревизионная комиссия  фирмы,  состоящая  из 4-х  человек.

Исполнительным  органом ОАО "ЭЛАРА",  осуществляющим руководство деятельностью фирмы в период между общими Собраниями акционеров и заседаниями Совета  директоров в пределах компетенции,  является Правление, в которое вошло 18 работников фирмы "Элара".

В связи с тем, что  большая часть государственных заказов на спецтехнику была снята в конце 80-х, предприятие ощутило острую нехватку в собственных конструкторских наработках, несмотря на то, что с точки зрения оснащенности производства производственные площади фирмы все еще продолжают оставаться в списке наиболее современных.

Поэтому в период реорганизации  и становления произошло частичное  переключение производства на работу по индивидуальным заказам.

Особенно это касается товаров производственно-технического назначения (ПТК”КВИНТ”, ИРК”БЕСТ”...).

Однако в связи со своевременной организацией специальных  конструкторских бюро по новой технике  и отделов конструкторских разработок в тесном контакте с маркетинговыми службами можно достаточно уверенно прогнозировать благоприятное разрешение возникшей проблемы если не в ближайшем будущем, то, во всяком случае, в среднесрочном периоде.

Другой структурной  проблемой является характер производственных связей основных, вспомогательных и  обслуживающих производств, цехов  и участков.

Суть проблемы - в децентрализации управления и необходимости многократного перечисления НДС и начисления рентабельности в процессе продвижения продукта по этапам производства от одного участника производственного процесса (а большая их часть - самостоятельные государственно-частные фирмы) к другому - до придания продукции товарного вида.

Частично эта проблема решается под давлением рыночных экономических реалий: поскольку  конечная продукция не может стать  достаточно конкурентоспособной по цене, то участники процесса ее изготовления тоже становятся экономически неэффективными. Это способствует оптимизации общей производственной структуры за счет ликвидации соответствующих фирм, но связано со значительными социальными издержками.

В период до 1995 года в  структуре управления предприятия произошли многочисленные бессистемные изменения, связанные с выделением из головного предприятия самостоятельных фирм.

Однако, начиная с 1995 года, происходит обратный процесс переориентации заводских структур по типу структуры  управления АО Чебоксарский Приборостроительный Завод “Элара” образца 1992 года. В приложении 2 представлена принципиальная структура организации управления на ЧПЗ "Элара". (Примерный перечень специальных функций  - в Приложении 3).

Информация о работе Формирование и структура доходов коммерческой организации и ее анализ