Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2013 в 18:54, курсовая работа
Целью написания данной курсовой работы является разработка направлений по росту доходов и повышению доходности ОАО.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Охарактеризовать существующие теоретические подходы к определению сущности доходов предприятия их формированию и распределению;
2. Проанализировать структуру, динамику и процесс распределения доходов конкретного предприятия.
3. Предложить пути повышения доходности предприятия.
Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1. Экономическая сущность формирования и распределения доходов предприятия.
1.1 Понятие, сущность и классификация доходов предприятия……………..5
1.2 Источники формирования доходов предприятия…………………………9
1.3 Анализ доходов и доходности предприятия……………………………...11
Глава 2. Анализ формирования и распределения доходов ОАО «ЭЛАРА».
2.1 Организационно-экономическая характеристика ОАО «ЭЛАРА»……...16
2.2 Оценка структуры и динамики доходов ОАО «ЭЛАРА»………………..20
2.3 Анализ и оценка доходов и уровня доходности ОАО «ЭЛАРА»………..31
3. Пути повышения доходности ОАО «ЭЛАРА»……………………………..36
Заключение………………………………………………………………………39
Список использованной литературы…………………………………………..41
Приложения
Важнейшими факторами, влияющими на сумму прибыли от продажи продукции, работ, услуг, являются:
- изменение объема
продажи продукции. Увеличение
объема продаж рентабельной про
- изменение структуры
ассортимента реализованной
- изменение себестоимости
продукции. Снижение
- изменение цены реализации
продукции. При увеличении
Результаты факторного анализа прибыли от продажи позволяют оценить резервы повышения эффективности производства и принять обоснованные управленческие решения.
Оценка вышеперечисленных факторов возможна с использованием факторного метода анализа. При внешнем анализе в качестве источника информации привлекается бухгалтерская (финансовая) отчетность №2 «Отчет о прибылях и убытках» (Приложение 5,6).
Анализ прибыли от продажи продукции, работ, услуг можно провести на основе следующих данных (Таблица 8).
Таблица 8.
Исходные данные для факторного анализа прибыли от продаж (тыс.руб)
Показатели |
За предыдущий год (2010) |
За отчетный год (2011) |
Абсолютный прирост |
В % к пред. году |
Выручка от продажи продукции |
3 812 047 |
4 263 776 |
451 729 |
111,9 |
Себестоимость продукции |
3 325 300 |
3 714 318 |
389 018 |
128,2 |
Коммерческие и управленческие расходы |
51 313 |
37 116 |
- 14 197 |
72,3 |
Прибыль от продажи продукции |
373 885 |
512 342 |
138 457 |
137 |
Индекс изменения цен |
0,97 |
1 |
0,03 |
103,1 |
Объем реализации в сопоставимых ценах |
3 929 945 |
4 263 776 |
333 831 |
108,5 |
Определим влияние факторов на сумму прибыли по следующему алгоритму:
1. Для определения
влияния объема продаж на
Чтобы привести объем
продаж отчетного периода к
В нашем случае объем реализации за отчетный период в ценах базисного периода составил 4 263 776 руб. (4 263 776/1). С учетом этого изменение объема продаж за анализируемый период составило 100%, т.е. произошло увеличение объема реализованной продукции на 8,5%.
За счет увеличения объема продажи продукции прибыль от продажи продукции, работ, услуг также увеличилась: 373 885* 0,85 = 317 802,25 руб.
2. Влияние структуры
ассортимента реализованной
Прибыль отчетного периода, исходя из себестоимости и цен базисного периода, можно определить с некоторой долей условности следующим образом:
- выручка от продажи отчетного периода в ценах базисного периода 4 263 776;
- фактически реализованная
продукция, рассчитанная по
- коммерческие и управленческие расходы базисного периода 37 116 ;
- прибыль отчетного
периода, рассчитанная по
Таким образом, влияние
сдвигов в структуре
938 476 – (373 885*1) = 564 591 руб.
Произведенный расчет показывает, что в составе реализованной продукции увеличился удельный вес продукции с меньшим уровнем доходности.
3. Влияние изменения
себестоимости реализованной
3 714 318 – (3 325 300*1)= 389 018 руб.
Себестоимость реализованной продукции увеличилась, следовательно, прибыль от продажи продукции снизилась на ту же сумму.
4. Влияние коммерческих и управленческих расходов на изменения прибыли сопоставляя расходы коммерческие и управленческие отчетного периода с базисным:
37 116 – (51 313*1) = - 14 197 руб.
Расчет показывает, что коммерческие и управленческие расходы отчетного периода снизились по сравнению с базисным, что говорит об увеличении прибыли от продаж.
5. Для определения влияния цен реализации продукции, работ, услуг на изменение прибыли необходимо сопоставить объем продаж отчетного периода, выраженного в ценах отчетного и базисного периода, т.е.:
4 263 776 – 4 263 776= 0.
Общее влияние всех перечисленных факторов равно:
- изменение объема продаж 317 802,25;
- изменение структуры
ассортимента реализованной
- изменение себестоимости 389 018;
- изменение цен реализации 0;
- общее влияние факторов 138 457.
Значительное удорожание
себестоимости реализованной
2.3 Анализ и оценка доходов и уровня доходности ОАО «ЭЛАРА».
Анализ доходности предприятия осуществляют в первую очередь на основе информации отчета о прибылях и убытках. Здесь важно отметить, что Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации уточнены понятия тех показателей финансовых результатов, которые используются в анализе. Так, Положением вводится понятие бухгалтерской прибыли (убытка), представляющей собой конечный финансовый результат, выявленный за отчетный период на основании бухгалтерского учета всех хозяйственных операций и оценки статей бухгалтерского баланса по правилам, принятым в соответствии с Положением.
Одним из важных показателей доходности предприятия является размер доходов (в том числе по видам) на 1 рубль расходов и размер расходов (в том числе по видам) на 1 рубль доходов (Таблица 9).
Таблица 9.
Показатели оценки эффективности деятельности ОАО «ЭЛАРА»
за 2009-2011гг.
Показатели |
2009г. |
2010г. |
2011г. |
Отклонение 2010г. от 2009г. |
Отклонение 2011г. от 2010г. |
Доходы/Расходы |
1,08 |
1,11 |
1,11 |
0,03 |
0 |
Расходы/Доходы |
0,98 |
0,92 |
0,87 |
- 0,06 |
- 0,5 |
Доходы от об.в.д./Расходы от об.в.д. |
1,11 |
1,13 |
1,14 |
0,02 |
0,01 |
Расходы от об.в.д./Доходы от об.в.д. |
0,9 |
0,89 |
0,88 |
- 0,01 |
- 0,01 |
Прочие доходы/Прочие расходы |
0,84 |
0,33 |
0,13 |
- 0,11 |
- 0,2 |
Прочие расходы/Прочие доходы |
1,2 |
3 |
7,8 |
1,8 |
4,8 |
Из расчетов видно, что совокупная величина расходов на 1 рубль доходов в динамике имеет тенденцию к снижению (с 0,98 в 2009 году до 0,87 – в 2011 году, т.е на 9 копеек с каждого рубля выручки). А совокупная величина доходов уже имеет положительную динамику (с 1,08 в 2009г. до 1,11 в 2011г.), из чего следует, что доходность затрат приросла на 3 копейки. Хорошим показателем также является и то, что доля доходов по обычным видам деятельности в расходах по об.в.д. увеличивается. Тогда как доля прочих доходов в прочих расходах уменьшается (с 0,84 в 2009г. до 0,13 в 2011г.). Из проведенного анализа можно сделать вывод, что предприятию следует уменьшить прочие расходы, а также снизить себестоимость, так как она составляет основную долю расходов.
Также для анализа доходности предприятия немаловажную роль играет факторный анализ выручки от продаж.
Расчет влияния фактора «выручка от продаж» начинается с учета влияния инфляции. Зная индекс изменения цен (Таблица 5), рассчитывают выручку от реализации в отчетном периоде в сопоставленных ценах с базисным периодом. Без достижения такого сопоставления анализ бессмысленен.
Всоп. отч. = В отч. /I ц
2010г.: 3812047 / 0,97 = 3 929 945
2011г.: 4263776 / 1 = 4 263 776
Далее найдем изменение выручки от продаж за счет роста цены:
ΔВц = Вотч. – Всоп.отч.
2010г.: 3812047 – 3929945 = - 117 898
2011г.: 4263776 – 4263776 = 0
Влияние на сумму прибыли от продаж (Пп) изменения выручки от реализации, исключая влияние изменения цены, можно рассчитать следующим образом:
ΔПпз = (Вотч - Вбаланс )-ΔВц ) / 100 * P п базис ;
P п = Пп / Выруч.
2010г.: (3812047 – 2710686) +117898) / 100 * 0,16 = 72203
2011г.: (4263776 – 3812047) / 100* 0,12 = 37 644
Анализ формирования
финансовых результатов дополняется
оценкой показателей
Таблица 10.
Коэффициенты рентабельности ОАО «ЭЛАРА» 2009-2011гг.
Показатели |
Алгоритм расчета |
2009г. |
2010г. |
2011г. |
Отклонение 2010г.,% |
Отклонение 2011г.,% |
Рентабельность продаж |
Прибыль от продажи/Выручка от продажи |
9 |
9,9 |
12 |
0,9 |
2,1 |
Чистая рентабельность |
Чистая прибыль/Выручка от продажи |
5,6 |
5,9 |
7,3 |
0,3 |
1,4 |
Общая рентабельность |
Прибыль до налогообложения/Выручка от продажи |
7,5 |
8,3 |
9,6 |
0,8 |
1,3 |
Экономическая рентабельность |
Чистая прибыль/Средняя стоимость активов |
4,7 |
5,9 |
9,6 |
1,2 |
0,7 |
Рентабельность собственного капитала |
Чистая прибыль/Средняя стоимость собственного капитала |
6,2 |
7,8 |
12,7 |
1,6 |
4,9 |
Валовая рентабельность |
Валовая прибыль/Выручка от продажи |
9,7 |
10,6 |
12,9 |
0,9 |
2,3 |
Затратоотдача |
Прибыль от продажи/Затраты на производство и реализацию продукции |
6,5 |
7,6 |
8,7 |
1,1 |
1,1 |
Рентабельность перманентного капитала |
Чистая прибыль/Средняя стоимость собственного капитала + средняя стоимость долгосрочных обязательств |
6,2 |
7,7 |
12,6 |
1,5 |
4,9 |
Информация о работе Формирование и структура доходов коммерческой организации и ее анализ