Формирование и структура доходов коммерческой организации и ее анализ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2013 в 18:54, курсовая работа

Описание работы

Целью написания данной курсовой работы является разработка направлений по росту доходов и повышению доходности ОАО.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Охарактеризовать существующие теоретические подходы к определению сущности доходов предприятия их формированию и распределению;
2. Проанализировать структуру, динамику и процесс распределения доходов конкретного предприятия.
3. Предложить пути повышения доходности предприятия.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1. Экономическая сущность формирования и распределения доходов предприятия.
1.1 Понятие, сущность и классификация доходов предприятия……………..5
1.2 Источники формирования доходов предприятия…………………………9
1.3 Анализ доходов и доходности предприятия……………………………...11
Глава 2. Анализ формирования и распределения доходов ОАО «ЭЛАРА».
2.1 Организационно-экономическая характеристика ОАО «ЭЛАРА»……...16
2.2 Оценка структуры и динамики доходов ОАО «ЭЛАРА»………………..20
2.3 Анализ и оценка доходов и уровня доходности ОАО «ЭЛАРА»………..31
3. Пути повышения доходности ОАО «ЭЛАРА»……………………………..36
Заключение………………………………………………………………………39
Список использованной литературы…………………………………………..41
Приложения

Файлы: 1 файл

Курсовая.doc

— 321.50 Кб (Скачать файл)

Важнейшими факторами, влияющими на сумму прибыли от продажи продукции, работ, услуг, являются:

- изменение объема  продажи продукции. Увеличение  объема продаж рентабельной продукции приводит к увеличению прибыли и улучшению финансового состояния предприятия. Рост объема реализации убыточной продукции влияет на уменьшение суммы прибыли;

- изменение структуры  ассортимента реализованной продукции.  Увеличение доли более рентабельных видов продукции в общем объеме реализации приводит к увеличению суммы прибыли. Увеличение удельного веса низкорентабельной или убыточной продукции влияет на уменьшение прибыли;

- изменение себестоимости  продукции. Снижение себестоимости  приводит к росту прибыли, и наоборот, ее рост влияет на снижение прибыли. Такая зависимость существует в отношении коммерческих и управленческих расходов;

- изменение цены реализации  продукции. При увеличении уровня  цен сумма прибыли возрастает, и наоборот.

Результаты факторного анализа прибыли от продажи позволяют оценить резервы повышения эффективности производства и принять обоснованные управленческие решения.

Оценка вышеперечисленных  факторов возможна с использованием факторного метода анализа. При внешнем  анализе в качестве источника информации привлекается бухгалтерская (финансовая) отчетность №2 «Отчет о прибылях и убытках» (Приложение 5,6).

Анализ прибыли от продажи продукции, работ, услуг  можно провести на основе следующих  данных (Таблица 8).

Таблица 8.

Исходные данные для факторного анализа прибыли от продаж (тыс.руб)

Показатели

За предыдущий год (2010)

За отчетный год (2011)

Абсолютный прирост

В % к пред. году

Выручка от продажи продукции

3 812 047

4 263 776

451 729

111,9

Себестоимость продукции

3 325 300

3 714 318

389 018

128,2

Коммерческие и управленческие расходы

51 313

37 116

- 14 197

72,3

Прибыль от продажи продукции

373 885

512 342

138 457

137

Индекс изменения цен

0,97

1

0,03

103,1

Объем реализации в сопоставимых ценах

3 929 945

4 263 776

333 831

108,5


 

Определим влияние факторов на сумму прибыли по следующему алгоритму:

1. Для определения  влияния объема продаж на прибыль  необходимо прибыль предыдущего  периода умножить на изменение  объема продаж. Основная методическая  сложность определения данного  фактора связана с трудностями определения изменения физического объема реализованной продукции. Правильнее всего определять изменения в объеме продаж путем сопоставления отчетных и базисных показателей, выраженных в натуральных или условно-натуральных измерителях. Это возможно тогда, когда продукция однородна. В большинстве же случаев реализованная продукция по своему составу является неоднородной и необходимо производить сопоставления в стоимостном выражении. Для обеспечения сопоставимости данных и исключения влияния других факторов необходимо сопоставлять отчетный и базисный объемы реализации, выраженные в одинаковых ценах (предпочтительно в ценах базисного периода).

Чтобы привести объем  продаж отчетного периода к сопоставимому  виду, необходимо знать индекс изменения цен на продукцию, работы, услуги. Пересчет осуществляется делением объема реализации отчетного периода на индекс изменения цен реализации. Такой расчет является не совсем точным, так как цены на реализованную продукцию изменяются в течение всего отчетного периода.

В нашем случае объем  реализации за отчетный период в ценах  базисного периода составил 4 263 776 руб. (4 263 776/1). С учетом этого изменение объема продаж за анализируемый период составило 100%, т.е. произошло увеличение объема реализованной продукции на 8,5%.

За счет увеличения объема продажи продукции прибыль от продажи продукции, работ, услуг также увеличилась: 373 885* 0,85 =  317 802,25 руб.

2. Влияние структуры  ассортимента реализованной продукции  на прибыль определяется сопоставлением прибыли отчетного периода, рассчитанной на основе цен и себестоимости базисного периода, с базисной прибылью, пересчитанной на изменение объема реализации.

Прибыль отчетного периода, исходя из себестоимости и цен  базисного периода, можно определить с некоторой долей условности следующим образом:

- выручка от продажи  отчетного периода в ценах  базисного периода 4 263 776;

- фактически реализованная  продукция, рассчитанная по базисной  себестоимости (3 325 300*1) =3 325 300;

- коммерческие и управленческие расходы базисного периода 37 116 ;

- прибыль отчетного  периода, рассчитанная по базисной  себестоимости и базисным ценам  (4 263 776–3 325 300) = 938 476 руб.

Таким образом, влияние  сдвигов в структуре ассортимента на величину прибыли от продаж равно:

938 476 – (373 885*1) = 564 591 руб.

Произведенный расчет показывает, что в составе реализованной  продукции увеличился удельный вес  продукции с меньшим уровнем  доходности.

3. Влияние изменения  себестоимости реализованной продукции  на прибыль можно определить, сопоставляя себестоимость реализации продукции отчетного периода с затратами базисного периода, пересчитанными на изменение объема продаж:

3 714 318 – (3 325 300*1)= 389 018 руб.

Себестоимость реализованной  продукции увеличилась, следовательно, прибыль от продажи продукции снизилась на ту же сумму.

4. Влияние коммерческих и управленческих расходов на изменения прибыли сопоставляя расходы коммерческие и управленческие отчетного периода с базисным:

37 116 – (51 313*1) = - 14 197 руб.

Расчет показывает, что  коммерческие и управленческие расходы отчетного периода снизились по сравнению с базисным, что говорит об увеличении прибыли от продаж.

5. Для определения влияния цен реализации продукции, работ, услуг на изменение прибыли необходимо сопоставить объем продаж отчетного периода, выраженного в ценах отчетного и базисного периода, т.е.:

4 263 776 – 4 263 776= 0.

Общее влияние всех перечисленных  факторов равно:

- изменение объема  продаж 317 802,25;

- изменение структуры  ассортимента реализованной продукции 564 591;

- изменение себестоимости 389 018;

- изменение цен реализации 0;

- общее влияние факторов 138 457.

Значительное удорожание себестоимости реализованной продукции  произошло в основном за счет повышения  цен на сырье и материалы. К  увеличению прибыли привело увеличение объема продаж. Отрицательное воздействие удорожания себестоимости было компенсировано повышением уровня цен на реализованную продукцию. Следовательно, резервами роста прибыли предприятия являются рост объема продаж, увеличение доли более рентабельных видов продукции в общем объеме реализации и снижение себестоимости продукции.

 

2.3 Анализ и оценка доходов и уровня доходности ОАО «ЭЛАРА».

Анализ доходности предприятия  осуществляют в первую очередь на основе информации отчета о прибылях и убытках. Здесь важно отметить, что Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации уточнены понятия тех показателей финансовых результатов, которые используются в анализе. Так, Положением вводится понятие бухгалтерской прибыли (убытка), представляющей собой конечный финансовый результат, выявленный за отчетный период на основании бухгалтерского учета всех хозяйственных операций и оценки статей бухгалтерского баланса по правилам, принятым в соответствии с Положением.

Одним из важных показателей доходности предприятия является размер доходов (в том числе по видам) на 1 рубль расходов и размер расходов (в том числе по видам) на 1 рубль доходов (Таблица 9).

 

 

 

 

 

 

Таблица 9.

Показатели  оценки эффективности деятельности ОАО «ЭЛАРА»

 за 2009-2011гг.

Показатели

2009г.

2010г.

2011г.

Отклонение 2010г. от 2009г.

Отклонение 2011г. от 2010г.

Доходы/Расходы

1,08

1,11

1,11

0,03

0

Расходы/Доходы

0,98

0,92

0,87

- 0,06

- 0,5

Доходы от об.в.д./Расходы  от об.в.д.

1,11

1,13

1,14

0,02

0,01

Расходы от об.в.д./Доходы от об.в.д.

0,9

0,89

0,88

- 0,01

- 0,01

Прочие доходы/Прочие расходы

0,84

0,33

0,13

- 0,11

- 0,2

Прочие расходы/Прочие доходы

1,2

3

7,8

1,8

4,8


 

Из расчетов видно, что совокупная величина расходов на 1 рубль доходов в динамике имеет тенденцию к снижению (с 0,98 в 2009 году до 0,87 – в 2011 году, т.е на 9 копеек с каждого рубля выручки). А совокупная величина доходов уже имеет положительную динамику (с 1,08 в 2009г. до 1,11 в 2011г.), из чего следует, что доходность затрат приросла на 3 копейки. Хорошим показателем также является и то, что доля доходов по обычным видам деятельности в расходах по об.в.д. увеличивается. Тогда как доля прочих доходов в прочих расходах уменьшается (с 0,84 в 2009г. до 0,13 в 2011г.). Из проведенного анализа можно сделать вывод, что предприятию следует уменьшить прочие расходы, а также снизить себестоимость, так как она составляет основную долю расходов.

Также для анализа  доходности предприятия немаловажную роль играет факторный анализ выручки  от продаж.

Расчет влияния фактора «выручка от продаж» начинается с учета влияния инфляции. Зная индекс изменения цен (Таблица 5), рассчитывают выручку от реализации в отчетном периоде в сопоставленных ценах с базисным периодом. Без достижения такого сопоставления анализ бессмысленен.

Всоп. отч.  = В отч. /I ц  

2010г.: 3812047 / 0,97 = 3 929 945

2011г.: 4263776 / 1 = 4 263 776

Далее найдем изменение выручки от продаж за счет роста цены:

ΔВц  =  Вотч. – Всоп.отч.

2010г.: 3812047 – 3929945 = - 117 898

2011г.: 4263776 – 4263776 = 0

Влияние на сумму прибыли   от продаж (Пп) изменения выручки от реализации, исключая влияние изменения цены, можно рассчитать следующим образом:

ΔПпз   = (Вотч - Вбаланс )-ΔВц ) / 100 * P п базис

п = Пп  / Выруч

2010г.: (3812047 – 2710686) +117898) / 100 * 0,16 = 72203

2011г.: (4263776 – 3812047) / 100* 0,12 = 37 644

Анализ формирования финансовых результатов дополняется  оценкой показателей рентабельности, рассчитываемых по данным отчета о  прибылях и убытках. Результативность бизнеса характеризует целая группа показателей рентабельности. Сам по себе рост выручки, всех видов прибыли уже характеризует деятельность любого предприятия как довольно успешную. Однако, для того чтобы ответить на вопрос, чем вызвано это увеличение просто абсолютным расширением масштабов деятельности или снижением затрат, более полным и рациональным использованием материально-вещественного и кадрового потенциала предприятия, необходимо рассчитать коэффициенты рентабельности, увязывающие полученные финансовые результаты с объемом используемых ресурсов. В таблице 3 представлены показатели рентабельности ОАО «ЭЛАРА» за три смежных года.

Таблица 10.

Коэффициенты рентабельности ОАО «ЭЛАРА» 2009-2011гг.

Показатели

Алгоритм расчета

2009г.

2010г.

2011г.

Отклонение 2010г.,%

Отклонение 2011г.,%

Рентабельность продаж

Прибыль от продажи/Выручка  от продажи

9

9,9

12

0,9

2,1

Чистая рентабельность

Чистая прибыль/Выручка  от продажи

5,6

5,9

7,3

0,3

1,4

Общая рентабельность

Прибыль до налогообложения/Выручка  от продажи

7,5

8,3

9,6

0,8

1,3

Экономическая рентабельность

Чистая прибыль/Средняя  стоимость активов

4,7

5,9

9,6

1,2

0,7

Рентабельность собственного капитала

Чистая прибыль/Средняя  стоимость собственного капитала

6,2

7,8

12,7

1,6

4,9

Валовая рентабельность

Валовая прибыль/Выручка от продажи

9,7

10,6

12,9

0,9

2,3

Затратоотдача

Прибыль от продажи/Затраты  на производство и реализацию продукции

6,5

7,6

8,7

1,1

1,1

Рентабельность перманентного  капитала

Чистая прибыль/Средняя  стоимость собственного капитала + средняя стоимость долгосрочных обязательств

6,2

7,7

12,6

1,5

4,9

Информация о работе Формирование и структура доходов коммерческой организации и ее анализ