Формирование расходов бюджета по отрасли «Социальная политика»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2013 в 10:14, курсовая работа

Описание работы

Цель работы - изучить формирование расходов бюджета по отрасли социальная политика.
В рамках поставленной цели решаются следующие задачи:
В 1 главе
Исследовать теоретический материал по теме социальная политика и планирование расходов бюджета в отрасли социальная политика.
1.1. Изучить понятие социальной политики, ее задачи и принципы.
1.2. Изучить историю возникновения социальной помощи в России.
1.3. Изучить особенностей планирования расходов бюджета по отрасли социальная политика.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………………………………………………………(3)
Глава 1: Исследование теоретических аспектов по теме формирование расходов бюджета по отрасли социальная политика.
1.1)Изучение понятия социальной политики, ее задач и принципов……………………….(5)
1.2) Изучение истории возникновения социальной помощи в России…………………….(8)
1.3) Изучение особенностей планирования расходов бюджета по отрасли социальная политика…………………………………………………………………………………………………(13)
Глава 2: Анализ планирования расходов бюджета по отрасли социальная политика в России на период с 2013 по 2015.
2.1)Планируемые расходы бюджета по отрасли социальная политика на период с 2013 по 2015……………………………………………………………………………………………………………….(17)
2.2)Факторный анализ расходов на социальную политику с 2007 по 2011…………….(23)
Глава 3: Проблемы и пути их решения.
3.1)Проблемы планирования расходов по отрасли социальная политика РФ……….(27)
3.2) Перспективы развития финансирования социальной политики РФ…………………(33)
Заключение………………………………………………………………………………………………………………..(34)
Примечания……………………………………………………………………………………………………………….(36)
Список литературы…………………………………………………………………………………………………….(37)

Файлы: 1 файл

kursovaya_finansy.docx

— 333.69 Кб (Скачать файл)

4)Период государственного обеспечения  – с 1917 по 1991 гг.

В первые послереволюционные годы деятельность Советского правительства была направлена на повышение благосостояния трудящихся.

С декабря 1917 г. было введено «Положение о страховании на случай безработицы». Тогда же вышел Декрет ВЦИК и СНК  «О страховании на случай болезни».

В апреле 1918 г. Наркомат Государственного призрения был преобразован в  Наркомат социального обеспечения (НКСО). Это означало, что вопросы  социального обеспечения трудящегося  населения становились стержнем государственной политики в области  социальной помощи.

Начала формироваться общедоступная  и бесплатная система медицинского обслуживания населения.

Осенью 1918 г. был образован Всероссийский  фонд социального обеспечения, порядок  создания которого определялся «Положением  о социальном обеспечении трудящихся»  от 31.10.1918 г.

Реформы проведенный с 20 по 30 года XX века:

1) 20-30-е гг. – борьба с детской  беспризорностью;

2) 1923 г. – стали создаваться  кооперативные организации инвалидов;

3) 1923 г. – Всероссийское общество  слепых;

4) 1926 г. – Всероссийское общество  глухонемых;

5) 1928 г. – пенсии по старости  рабочим текстильной промышленности;

6) 1929 г. – введены пенсии по  старости для рабочих тяжелой  промышленности и транспорта,

26 июня 1941 г. был принят Указ  Президиума ВС СССР «О порядке  назначения и выплаты пособий  семьям военнослужащих рядового  и младшего начальствующего состава  в военное время». В июле 1944 г.  увеличены льготы для матерей  и беременных.

К середине 80-х гг. с 10 до 20% был увеличен размер надбавки к пенсии по возрасту за непрерывный стаж рабочим и  служащим, проработавшим на одном  предприятии не менее 25 лет. Была введена  скидка 50% на лекарства пенсионерам. Для женщин вводился частично оплачиваемый отпуск.

Но в начале 80-х гг. уровень жизни стал снижаться. В стране назревала необходимость проведения реформы социальной системы и ее важной части – социального обеспечения.

Попытки реформирования были предприняты  в период перестройки, а также  в 90-е гг. в условиях самостоятельного развития РФ.

 

5)Период социальной работы –  с начала 90-х годов

В 1992 году принимается ряд законодательных  мер в области семьи, детства, защиты инвалидов, пенсионеров, военнослужащих: «О государственных пенсиях РСФСР», «О дополнительных мерах по охране материнства и детства»  Указы Президента «О мерах по социальной поддержке многодетных семей», «О первоочередных мерах по реализации Всемирной декларации об обеспечении выживания и развития детей в 90-е гг.» и др.

В 1994 г. Правительством утверждаются основные направления деятельности в области социальной политики. Среди  мер поддержки и защиты нетрудоспособных и малообеспеченных слоев населения  предполагалось улучшение пенсионного  обеспечения, увеличение помощи семьям с детьми, малообеспеченным, инвалидам.

В мае 1995 г. выходят федеральные  законы «О социальном обслуживании граждан  пожилого возраста и инвалидов».

Постановлением Правительства  РФ от 25 ноября 1995 г. утверждался перечень гарантированных государством социальных услуг, которые предоставлялись  гражданам пожилого возраста и инвалидам  государственными и муниципальными учреждениями социального обслуживания.

Система социальных служб складывалась из государственных, муниципальных и негосударственных институтов помощи. Основными формами деятельности этих служб являлись материальная помощь, помощь на дому, обслуживание в условиях стационара, предоставление временного приюта, организация дневного пребывания в учреждениях социального обслуживания, консультативная помощь, социальный патронаж, социальная реабилитация и адаптация нуждающихся, социальная помощь. Финансирование социальных программ населению осуществляется не из поступлений от налогов, как это было раньше, а из специализированных страховых фондов: Пенсионного фонда, Фонда социального страхования, Фонда занятости, Фонда медицинского страхования, Фонда социальной защиты.

 

1.3)Изучение особенностей  планирования расходов на социальную  политику

 

Планирование расходов на социальную политику очень важный и трудоемкий процесс. Он проходит в несколько  этапов:

1) Формирование целевых групп,  то есть лиц, нуждающихся в  социальной защите. Для этого  применяется механизм контроля  и критерии определения семейных  доходов.

2)На втором этапе происходит  выбор методов, обеспечивающих  целенаправленную помощь.  Для  этого помощь «привязывается»  к конкретным регионам страны  или определенным социальным  группам.

3) На следующем этапе проводится  оценка уровня жизни, что необходимо  для правильного определения  целевых групп. Обследуются все  семейные бюджеты с учетом  всех доходов в денежной и  натуральной форме. 

4) Далее четвертый этап, на котором осуществляется выбор способов предоставления пособий.

5) На пятом этапе, который  завершает весь процесс, происходит  сбор информации о необходимых  отчислениях из государственного  бюджета на социальные нужды. 

На планирование расходов на социальную помощь влияет метод решения социальных задач. Существуют адаптационный и  защитный методы.

Адаптационный метод предназначен для трудоспособных и работающих, способных обеспечить свою семью  и себя. Он включает в себя активную политику содействия занятости и  предлагает взаимовыгодное партнерство  между работником и работодателем. Так же такой метод более выгоден  для государства.

Защитный метод ориентирован на нетрудоспособных и социально незащищенных граждан, лишенных возможности обеспечить свое существование без помощи государства.

Самая распространённая форма социальной помощи – адресная. Она оказывается тем домохозяйства, доход которых, ниже прожиточного минимума. Механизм, обеспечивающий адресность государственной социальной помощи, может измениться  в зависимости от бюджетных возможностей территории, структуры, уровня жизни населения. Поэтому полномочия по предоставлению такой помощи передаются на муниципальный и региональный уровень. Но при этом величина финансирования очень тесно связана с величиной федеральных трансфертов. При этом основная цель адресного финансирования увеличить долю распределяемости финансов в пользу наименее обеспеченных лиц.

Стратегия социальных реформ такова, что финансы, которые государство  может направить на социальные нужды, ограничены. В тоже время государство  обязано брать на себя ответственность  по поддержанию приемлемого уровня жизни в стране. Возникает противоречие между финансовыми возможностями  обязанностями. Это противоречие решается путем принятия государством только тех обязанностей, которые оно  в состоянии выполнить исходя из уровня развития экономики и привлечения  альтернативных источников. Таким образом, здесь имеет место многоканальность финансирования социальной сферы.

Многоканальность финансирования социальной сферы предполагает развитие принципов самоокупаемости и  самофинансирования. Данная схема иллюстрирует каналы финансирования социальной политики. [2]

 

Краткий вывод поможет обобщить и суммировать весь изученный  материал первой главы моей курсовой работы.

Таким образом:

Социальная политика — политика в области социального развития и социального обеспечения; система проводимых субъектом хозяйствования (обычно государством) мероприятий, направленных на улучшение качества и уровня жизни определённых социальных групп.

Выделяют следующие принципы социальной политики:

1) Социальная ответственность.

2) Социальное партнерство.

3) Социальные гарантии.

4) Преемственность.

К задачам социальной политики относятся:

1) Стимулирование экономического  роста и подчинение производства  интересам потребления,

2) Усиление трудовой мотивации  и деловой предприимчивости,

3) Обеспечение должного уровня  жизни и социальной защиты  населения,

4) Сохранение культурного и природного  наследия, национального своеобразия  и самобытности.

История социальной политики насчитывает  более десяти веков, трансформировавшись  за это время из взаимопомощи соплеменникам  в важный государственный механизм.

Все вышеперечисленное отражает сущность субсидиарного государства, в котором  обеспечивается перераспределение  социальных расходов в пользу наиболее уязвимых социальных групп. При использовании такой модели, граждане, имеющие высокие доходы, должны обеспечивать все свои потребности самостоятельно. Средства для малообеспеченного населения должны предоставляться преимущественно из негосударственных фондов на конкурентной основе.

Таким образом, субсидиарное государство  реализует перераспределение ответственности  между государством, некоммерческим (общественным) сектором и бизнесом.

Глава 2: Анализ планирования расходов бюджета по отрасли социальная политика в России на период с 2013 по 2015.

 

2.1)Планируемые расходы бюджета по отрасли социальная политика на период с 2013 по 2015.

 

Ключевым условием политической и  экономической роли России и повышения  благосостояния ее населения является обеспечение роста конкурентоспособности  страны. Модернизация экономики не возможна без квалифицированных  специалистов, талантливых ученых, без качественного образования  и постоянного профессионального  обучения. Главное конкурентное преимущество высокоразвитой страны связано с  развитием ее интеллектуального  потенциала, во многом определяющегося  образованием.

20 сентября на заседании Правительства  Российской Федерации рассмотрены  проект федерального бюджета  на 2013 год и плановый период 2014 и 2015 годов, а также проекты  бюджетов Пенсионного фонда и  Фонда социального страхования  Российской Федерации. [3] [4]

Социальная политика

Бюджет предусматривает индексацию всех социальных выплат – на величину прогнозируемой инфляции: 2013 год – 5,5%, 2014 и 2015 годы – 5%.

В частности, c 1 января 2013 года будут  повышены все пособия, связанные  с рождением ребенка, в том  числе и размер материнского капитала, который увеличится с 387 640 рублей в 2012 году до 408 960 рублей в следующем.

С 1 апреля 2013 года будут проиндексированы ежемесячные денежные выплаты (ЕДВ) ветеранам (средний размер выплаты  в 2013 году – 2,5 тыс. рублей, в 2014 году – 2,6 тыс. рублей), инвалидам (средний размер выплаты в 2013 году – 2 тыс. рублей, в 2014 году – 2,1 тыс. рублей).

С 2013 года в регионах Российской Федерации  вводится ежемесячная денежная выплата семьям в связи с рождением третьего или последующих детей до достижения возраста трех лет. Федеральный бюджет будет софинансировать расходные обязательства 50 регионов с наиболее неблагоприятной демографической ситуацией.

Размер денежной выплаты нуждающимся  в поддержке семьям устанавливается  субъектами равным величине регионального  прожиточного минимума ребенка. В среднем  это около 7 тысяч рублей. На эти  цели предусмотрено в 2013 году 3,5 млрд рублей, в 2014 году – 10,1 млрд рублей, 2015 году – 15,8 млрд рублей. Данная мера реализуется в соответствии с Указом Президента РФ от 07 мая 2012 года № 606 «О мерах по реализации демографической политики Российской Федерации».

Также в проекте федерального бюджета  учтены средства на обеспечение инвалидов  техническими средствами реабилитации (включая изготовление и ремонт протезно-ортопедических изделий) в объеме 15,6 млрд рублей.

На реализацию мероприятий по Государственной  программе «Доступная среда» на 2011-2015 годы предусмотрены средства из федерального бюджета в объеме: 2013 год – 2,24 млрд рублей, 2014 год – 9,89 млрд рублей, 2015 год – 9,94 млрд рублей.

Также в проект бюджета включены расходы в объеме 4,6 млрд рублей на проведение оздоровительной кампании детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.

Пенсионное обеспечение

Согласно проекту бюджета Пенсионного  фонда Российской Федерации, доходы бюджета фонда в 2013 году составят 6,34 трлн. рублей (+11,3% к прошлому году); расходы – 6,09 трлн. рублей (+12,6% к  прошлому году). Тем самым доходы ПФР составят 9,5% ВВП, расходы – 9,2% ВВП.

Трансферт из федерального бюджета  в 2013 году для обеспечения сбалансированности бюджета ПФР составит 1,0 трлн. рублей.

Проект предусматривает расходы  на индексацию пенсий. Трудовые пенсии в 2013 году будут проиндексированы дважды: 1 февраля - по уровню инфляции 2012 года (7%) и 1 апреля – 3,3%. Социальные пенсии 1 апреля вырастут на 5,1%, размеры ежемесячной денежной выплаты – на 5,5%. В результате размер средней трудовой пенсии в 2013 году составит около 10,3 тыс.  рублей, социальной пенсии – 6, 1 тыс.  рублей в месяц. 

Компенсация выпадающих доходов бюджета  ПФР будет осуществляться за счет ассигнований федерального бюджета.

Содействие занятости и трудовые отношения

Проектом федерального бюджета на 2013 год предусмотрено 44,4 млрд рублей, которые пойдут на социальные выплаты безработным (пособие по безработице, стипендия проходящим профобучение, материальная помощь, досрочные пенсии по представлению органов Государственной службы занятости).  Данные средства учтены в бюджете Роструда (Федеральная служба по труду и занятости).

Кроме того, на 2013 год предусмотрены  средства в объеме 1,017 млрд рублей на реализацию мер по снижению напряженности, именно как дополнительные мероприятия, для тех субъектов РФ, которые относятся к территориям с напряженной ситуацией на рынке труда. Таких регионов 15, это республики Северного Кавказа, Забайкальский край, Республика Калмыкия, Тыва и другие. Мероприятия по снижению напряженности ориентированы как на работников, находящихся под риском увольнения, так и на граждан, обратившихся в целях поиска работы.

В бюджете также учтены положения  Указа Президента РФ от 7 мая 2012 года № 597 «О мероприятиях государственной  социальной политики».

Информация о работе Формирование расходов бюджета по отрасли «Социальная политика»