Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2013 в 10:14, курсовая работа
Цель работы - изучить формирование расходов бюджета по отрасли социальная политика.
В рамках поставленной цели решаются следующие задачи:
В 1 главе
Исследовать теоретический материал по теме социальная политика и планирование расходов бюджета в отрасли социальная политика.
1.1. Изучить понятие социальной политики, ее задачи и принципы.
1.2. Изучить историю возникновения социальной помощи в России.
1.3. Изучить особенностей планирования расходов бюджета по отрасли социальная политика.
Введение………………………………………………………………………………………………………………………(3)
Глава 1: Исследование теоретических аспектов по теме формирование расходов бюджета по отрасли социальная политика.
1.1)Изучение понятия социальной политики, ее задач и принципов……………………….(5)
1.2) Изучение истории возникновения социальной помощи в России…………………….(8)
1.3) Изучение особенностей планирования расходов бюджета по отрасли социальная политика…………………………………………………………………………………………………(13)
Глава 2: Анализ планирования расходов бюджета по отрасли социальная политика в России на период с 2013 по 2015.
2.1)Планируемые расходы бюджета по отрасли социальная политика на период с 2013 по 2015……………………………………………………………………………………………………………….(17)
2.2)Факторный анализ расходов на социальную политику с 2007 по 2011…………….(23)
Глава 3: Проблемы и пути их решения.
3.1)Проблемы планирования расходов по отрасли социальная политика РФ……….(27)
3.2) Перспективы развития финансирования социальной политики РФ…………………(33)
Заключение………………………………………………………………………………………………………………..(34)
Примечания……………………………………………………………………………………………………………….(36)
Список литературы…………………………………………………………………………………………………….(37)
Так, на создание специальных рабочих мест для инвалидов (оснащение рабочих мест с учетом индивидуальных особенностей здоровья человека) планируется израсходовать в 2013 году 873,3 млн рублей, в 2014 году – 918,7 млн рублей, в 2015 году – 963,7 млн рублей. Эти средства позволят создавать рабочие места для 14,2 тыс. инвалидов ежегодно. Отметим, что это дополнительная мера по трудоустройству инвалидов.
На разработку профессиональных стандартов (законопроект о профстандартах одобрен Правительством РФ) планируется направить по 200 млн рублей в 2013 и 2014 годах.
"Основные направления бюджетной политики на 2013 год и плановый период 2014 и 2015 годов"
В основу бюджетной политики на 2013
год и на плановый период 2014 и 2015
годов положены стратегические цели
развития страны, сформулированные в
указах Президента РФ от 7 мая 2012 года,
Концепции долгосрочного
Основными целями бюджетной политики
на 2013 год и среднесрочную
укрепление макроэкономической стабильности
и обеспечение бюджетной
разработка долгосрочной бюджетной стратегии на период до 2030 года;
определение параметров развития пенсионной системы;
обеспечение условий для формирования и исполнения федерального закона о федеральном бюджете на 2014 - 2016 годы в программном формате;
создание условий для оказания качественных государственных услуг;
разработка и реализация нового этапа развития межбюджетных отношений;
совершенствование системы управления государственными активами и обязательствами Российской Федерации;
обеспечение прозрачности и открытости бюджетного процесса.
Основные социальные приоритеты бюджетной политики в 2013 - 2015 годах:
- безусловное исполнение
- обеспечение
- обеспечение обязательств в сфере образования, здравоохранения, культуры с учетом определения объема гарантированных государственных (муниципальных) услуг в данных сферах и формирования единых нормативных затрат на их оказание, а также вступления в силу положений Федерального закона "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации";
- обеспечение реализации
Объем бюджетных ассигнований федерального бюджета на реализацию расходных обязательств в сфере социальной политики составит в 2013 году 3 901,4 млрд. рублей, 4 008,5 млрд. рублей в 2014 году и 4 197,0 млрд. рублей в 2015 году.
Дефицит федерального бюджета в 2012 году ожидается на уровне 0,1% ВВП (68,1 млрд. рублей). В 2013 - 2015 годах дефицит федерального бюджета проектируется в объеме: 1,5% ВВП (991,9 млрд. рублей) в 2013 году, 0,6% ВВП (459,7 млрд. рублей) в 2014 году и 0,1% ВВП (92,2 млрд. рублей) в 2015 году. При относительно небольшом дефиците федерального бюджета объем ненефтегазового дефицита сохранится на достаточно высоком уровне (в 2013 г. - 10,1% ВВП, в 2014 г. - 8,9% ВВП, в 2015 г. - 8,6% ВВП), что свидетельствует о сохранении зависимости российской экономики от цен на энергоресурсы на мировом рынке.
Основными источниками финансирования
дефицита федерального бюджета в 2013
- 2015 годах будут выступать
На 2013 - 2015 годы государственные заимствования запланированы в объеме, превышающем дефицит федерального бюджета. Это позволит воздержаться от траты Резервного фонда и пополнить его за счет части нефтегазовых доходов.
Новация трехлетнего бюджета - его расчет по новым бюджетным правилам, которые позволят свести к минимуму зависимость госказны от колебания цен на мировом рынке энергоресурсов и повысить точность долгосрочного прогнозирования доходов и расходов. При планировании бюджетных трат минфин отныне будет ориентироваться на базовую цену нефти за несколько лет, а не за один год, как раньше. Так, в 2013-2015 годах в ведомстве предлагают считать базовой среднюю цену на "черное золото" за пятилетний период для 2013 года. В 2014 году базовой будет считаться шестилетняя цена на нефть, в 2015 - семилетняя. В перспективе этот показатель вырастет до десяти лет.
Расходы госказны на социальную политику будут расти с каждым годом, обещают в минфине. В 2013 году на социальные обязательства из федерального бюджета планируется потратить 3901,4 миллиарда рублей, это немного меньше показателей текущего года в 3930,2 миллиарда. Но начиная с 2014 года траты на социальную политику составят 4008,5 миллиарда рублей, в 2015 году эта сумма увеличится до 4197 миллиардов. Выходит, что удельный вес расходов на социальную политику в ближайшие три года будет чуть выше трети всех расходов страны. [5]
2.2)Факторный анализ расходов бюджета
по отрасли социальная политика с 2007 по
2011 год.
Проведем факторный анализ расходов бюджета по отрасли социальная политика с 2007 по 2011 год, с целью выявления закономерностей и причин изменения финансирования данной отрасли. [6]
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
2011 | |
Поступление |
1946817 |
2730172 |
3222649 |
4610084 |
5255643 |
Внебюджетные фонды |
1016897 |
1254013 |
1273364 |
1929016 |
2385189 |
Федеральный бюджет |
919879 |
1456930 |
1946726 |
2649581 |
1340964 |
Расход |
1786457 |
2357793 |
3008660 |
4249235 |
4922109 |
Сначала определим общую тенденцию поступлений в государственный бюджет денежный средств и их расходования на социальную политику.
Тенденция к росту расходов выражена очень ярко.
Из графика видно, что существует
расхождение в сумме
Так – же, можно наблюдать явную тенденцию роста поступлений в бюджет, при этом поступления больше расходов примерно на пять процентов. За промежуток времени в пять лет, с 2007 по 2011 год, расходы, планируемые на социальную политику, выросли в 2,5 раза. Рассмотрим возможные факторы, которые могли повлиять на их рост.
1)Рост уровня цен влечет за
собой рост издержек на
Инфляция (%) |
Дефлятор | |
2007 |
11,9 |
1,119 |
2008 |
13,3 |
1,133 |
2009 |
8,8 |
1,088 |
2010 |
8,9 |
1,089 |
2011 |
6,1 |
1,061 |
=1,133 * 1,088 * 1,089 * 1,061 =1,42
В период с 2007 по 2011 год уровень цен вырос в 1,42 раза или на 142%.
2) Другой причиной увеличения планируемых расходов может недостаток квалифицированных специалистов в наукоемких и высокотехнологичных сферах.
Такая причина может быть особенно
актуальна в условиях современного
общества и экономики, когда уровень
технологий растет в геометрической
прогрессии и работникам многих отраслей
необходимы соответствующие навыки
уже для использования
3)Аналогичные последствия
4)Стихийные бедствия вынуждают правительство выплачивать пособия и расходовать средства на ремонт и восстановление. Например, устранение последствий наводнения в Крымске повлекли за собой расходы в 20 миллиардов рублей. Так – же, засухи, повлекшие за собой серии лесных пожаров в течении нескольких лет, вынудили расходовать бюджетные средства на выплаты населению, пострадавшему в ходе катаклизма.
5)Увеличение уровня
6)Участившиеся в последние
7)Убыль населения, имеющая
Итак, подведем итоги:
Социальная политика – одна из самых затратных статей государственного бюджета Российской Федерации. С ней может сравниться только оборона. Две эти отрасли делят самое большое количество затрат пополам. Планируемые расходы на социальную политику в 2013 году составляют почти 4 триллиона рублей, продолжая при этом расти.
Министерство финансов прогнозирует дальнейший рост расходов бюджета на социальную политику до 2015 года.
Причиной этому являются несколько важных факторов, многие из которых нужны для создания благоприятной обстановке в государстве. Так – же, немало факторов, вызванных стихийными бедствиями и кризисами. Средства бюджета в данном случае нужны для смягчения последствий этих событий.
Глава 3: Проблемы и пути их решения.
3.1)Проблемы планирования
расходов по отрасли
Государственная система социальной
защиты в России включает пенсионные
пособия, пособия по безработице, пособия
многодетным семьям, пособия по болезни,
пособия по уходу за ребенком и
жилищные пособия. Пособий по бедности
в явной форме не существует; вместо
этого имеются многочисленные категории
пособий и льгот, выражающихся как
в денежной, так и в натуральной
форме, однако они почти не предусматривают
адресную помощь малоимущим. Кроме того,
имеются неофициальные источники поддержки
– от приусадебных участков, на которых
выращиваются продукты питания, до помощи
семьям со стороны друзей и родственников.
Официальная система социальной защиты
поглощает около 12 процентов ВВП и обеспечивает
до 30 процентов семейного дохода. Выплата
пенсионных пособий, пособий по болезни
и по уходу за ребенком, а также пособия
по безработице финансируется из внебюджетных
фондов, а также налогов с заработной платы,
в настоящее время составляющих 34 процента
от общего фонда заработной платы. Выплаты
семьям являются универсальным пособием,
которое финансируется за счет поступлений
в местные бюджеты, наряду с федеральными
трансфертами. Такие трансферты поступают
в виде безусловных грантов общего назначения,
охватывающих целый ряд государственных
обязательств, среди которых пособия семьям
являются приоритетной (но не обязательной)
статьей. Жилищные пособия, а также пособия
и льготы специального назначения финансируются
полностью из местных источников.
Существующая система оказалась неспособной
в полной мере справиться с требованиями
и, несмотря на многочисленные структурные
изменения, по-прежнему не обеспечивает
адекватную защиту малоимущих и уязвимых
слоев населения.
Итак, проблемами планирования затрат
бюджета по отрасли социальная политика
являются:
1) Практически
все статьи финансируются в меньшем объеме,
чем это необходимо для действительной
поддержки населения, поэтому возникает
необходимость очень тщательно распределять
располагаемые средства, а иногда жертвовать
одной статьей в пользу другой.
Недостаточный размер пособий: пособия
по безработице в среднем составляют лишь
около 15 процентов от прожиточного минимума;
пособия семьям – в среднем 12 процентов
от прожиточного минимума для детей; до
недавнего времени минимальный размер
пенсии соответствовал 45 процентам прожиточного
минимума для престарелых, однако в результате
проведенных недавно корректировок (последние
приходятся на февраль месяц) этот минимум
был увеличен до примерно 50 процентов
прожиточного минимума для престарелых.
К концу 2010 года планируемая дальнейшая
корректировка индексации увеличит минимальный
размер пенсий до примерно 60 процентов
прожиточного минимума для престарелых.
Средний размер пенсии составит 95 процентов
прожиточного минимума для престарелых.
Система страдает низкой адресностью,
в связи с чем имеющаяся помощь часто не достигает получателей, находящихся
за чертой бедности – около 20 процентов
малоимущих домашних хозяйств вообще
не получают пособий, в то время как почти
четыре из пяти семей, не относящихся к
категории малоимущих, получают государственные
пособия; малоимущими являются приблизительно
40 процентов населения, однако право на
различные пособия и льготы 68 процентов;
а основную часть жилищных субсидий, основанных
на проверке доходов, продолжают получать
те, кто бедным не является. Система не
позволяет эффективно удовлетворять нужды
занятого малоимущего населения: в то
время как пенсионеры, безработные и многодетные
семьи имеют возможность пользоваться
помощью, хотя и недостаточной, в рамках
программ, разработанных специально с
учетом их потребностей, отсутствие адресных
пособий по бедности оставляет многих
среди занятого малоимущего населения
за пределами системы социальной защиты.
Для того чтобы поднять доходы всех бедных
домашних хозяйств до прожиточного минимума,
дополнительно потребуется, по оценкам,
около 4-5 процентов ВВП; едва ли дополнительные
трансферты такого порядка для целей социальной
защиты окажутся приемлемыми.
Два основных элемента
государственной системы социальной защиты
в России – Государственный пенсионный
фонд и Федеральная службы занятости,
через которые проходят ресурсы, эквивалентные
7 процентам ВВП, – нуждаются в радикальных
мерах для повышения эффективности, улучшения
финансового управления и усиления информационной
открытости. Еще один канал помощи – жилищные
пособия, на которые приходится еще 3,7
процента ВВП, – требует коренного пересмотра,
для того чтобы снизить финансовые затраты
и обеспечить более строгую адресность.
Несмотря на увеличение размеров и более
регулярную выплату пенсий в последнее
время, система государственного пенсионного
обеспечения начнет испытывать хронический
и растущий дефицит уже не в столь отдаленном
будущем, в связи с чем предстоит решить
сложные вопросы структурного характера,
такие как увеличение пенсионного возраста
и сокращение числа особых льгот.
Среднесрочная
стратегия социальной защиты в России
должна поддерживать реформы и экономический
рост: стратегия должна предусматривать
защиту от риска потери доходов (предотвращение
и смягчение бедности), а также способствовать
эффективному функционированию рынков
труда и таким образом содействовать процессу
реструктуризации предприятий. Поскольку
возможности увеличения объема средств
для целей социальной защиты ограничены,
задача заключается в определении оптимального
способа использования существующих ресурсов
путем рационализации/закрытия программ,
адресного предоставления пособий наиболее
нуждающимся группам населения, а также
использования полученной таким образом
экономии для увеличения размера пособий
до более реального уровня.
В этих условиях программа социальной
защиты, способствующая перестройке и
росту экономики, должна быть направлена
на решение следующих задач:
Информация о работе Формирование расходов бюджета по отрасли «Социальная политика»