Формы финансового стимулирования предприятий малого бизнеса в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2013 в 05:20, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – определить теоретические основы финансового стимулирования развития малого бизнеса и перспективы его развития в России. Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:
- определить сущность и принципы финансового стимулирования малого бизнеса;
- раскрыть содержание форм финансового стимулирования малого бизнеса;
-выявить проблемы и перспективы финансового стимулирования малого бизнеса;
- определить особенности форм и методов финансового стимулирования малого предпринимательства на территории РФ и Воронежской области.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………….. 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФИНАНСОВОГО СТИМУЛИРО-ВАНИЯ РАЗВИТИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА ………………………….
6
1.1. Классификация, критерий принадлежности предприятий малого бизнеса в экономике………………………………………………...
6
1.2. Особенности функционирования предприятий малого бизнеса……………………………………..…………....…………...
11
1.3. Роль стимулирования развития малого бизнеса……...………… 17
2. ФОРМЫ ФИНАНСОВОГО СТИМУЛИРОВАНИЯ РАЗВИТИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА…………………….………………………………..
20
2.1. Государственное и муниципальное финансовое стимулирование развития малого бизнеса …………………………………………
20
2.2. Негосударственное финансовое стимулирование развития малого бизнеса……………………………………………………...
34
3. ПРОРБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ФИНАНСОВОГО СТИМУЛИРОВАНИЯ РАЗВИТИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА В РФ..……
44
3.1. Проблемы финансового стимулирования предпринимательства в РФ и мероприятия по их решению……………….………………
44
3.2. Перспективы применения финансовых методов стимулирования малого бизнеса в РФ……………………..………………………….
46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………… 52
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………….. 56
ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………... 59

Файлы: 1 файл

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ.docx

— 274.12 Кб (Скачать файл)

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………..

3

1.

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФИНАНСОВОГО  СТИМУЛИРО-ВАНИЯ РАЗВИТИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА ………………………….

 

6

 

1.1.

Классификация, критерий принадлежности предприятий малого бизнеса в экономике………………………………………………...

 

6

 

1.2.

Особенности функционирования предприятий малого бизнеса……………………………………..…………....…………...

 

11

 

1.3.

Роль стимулирования развития малого бизнеса……...…………

17

2.

ФОРМЫ ФИНАНСОВОГО СТИМУЛИРОВАНИЯ РАЗВИТИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА…………………….………………………………..

 

20

 

2.1.

Государственное и муниципальное финансовое стимулирование развития малого бизнеса …………………………………………

 

20

 

2.2.

Негосударственное финансовое стимулирование развития малого бизнеса……………………………………………………...

 

34

3.

ПРОРБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ФИНАНСОВОГО СТИМУЛИРОВАНИЯ РАЗВИТИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА В РФ..……

 

44

 

3.1.

Проблемы финансового стимулирования предпринимательства в РФ и мероприятия  по их решению……………….………………

 

44

 

3.2.

Перспективы применения финансовых методов стимулирования малого бизнеса в РФ……………………..………………………….

 

46

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………

52

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………..

56

 

ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………...

59




 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

В общем  комплексе проблем современного реформирования мировой экономики  важную роль играет процесс становления  и развития малого бизнеса. Малый бизнес создает механизмы координации, выработки стратегии развития через рынок и конкуренцию, связи между хозяйствующими субъектами.

Выход России из экономического кризиса и формирование долгосрочного потенциала для динамичного  роста экономики невозможны без  полной активизации роли малого бизнеса. Тем не менее, проблеме повышения роли малого бизнеса и в теории, и на практике уделяется недостаточно внимания. Анализ публикаций и официальных документов, посвященных проблемам перспективного развития России, структурной перестройки экономики, налаживанию производственных связей, решению социальных проблем и т.д., показал, что признание стратегического значения малого бизнеса  в экономике по-прежнему недооценивается.

Таким образом, очевидно, что в значительной мере именно предпринимательские структуры  являются своеобразным инкубатором  микроэкономических предпосылок стабилизации будущего устойчивого роста экономики  России. Сказанное выше обуславливает  актуальность изучения малого предпринимательства как феномена российской действительности.

Цель  малого бизнеса сводится к извлечению дохода через производство и поставку на рынок товаров, работ или услуг, а так же к общественному признанию, осознанию своей значимости как личности.

Основным  субъектом предпринимательской  деятельности выступает предприниматель, взаимодействующий с другими  участниками этого процесса –  потребителями, государством, партнерами, наемными работниками. Объектами предпринимательской деятельности являются товар, работа или услуга1.

Международный опыт убедительно показал, что развитие предпринимательства возможно только при наличии целенаправленной политики государства в отношении малого предпринимательства, исходящей из необходимости развития этого сектора  экономики и понимания уязвимости малых предприятий по сравнению  с крупными, обусловленной самим  характером их функционирования.

Важную  роль в развитии предпринимательства  играет поддержка государства и  создаваемых им соответствующих  институциональных структур, а так  же сложившийся в стране кредитно-инвестиционный механизм. Вопросы развития малого предпринимательства поднимались в работах многих зарубежных экономистов различных научных направлений, в том числе Р. Кантильона, А. Смита, Д. Риккардо, А. Маршалла, Ф. Хайека.

В нашей  стране этими вопросами занимались Л.Абалкин, М. Лапуста, Ю. Старостин, В. Горфинкель, В. Игнатов и др. По мнению многих российских авторов, наметившаяся в  современных российских условиях недооценка роли и социально-экономического потенциала малого предпринимательства, игнорирование проблем его развития является крупномасштабным стратегическим просчетом.

Цель курсовой работы – определить теоретические основы финансового стимулирования развития малого бизнеса и перспективы его развития в России.

 Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:

- определить  сущность и принципы финансового стимулирования малого бизнеса;

- раскрыть содержание форм финансового стимулирования малого бизнеса;

-выявить  проблемы и перспективы финансового стимулирования малого бизнеса;

- определить особенности форм и методов финансового стимулирования малого предпринимательства на территории РФ и Воронежской области.

Предметом исследования в данной курсовой работе выступает совокупность отношений  по поводу финансового стимулирования малого бизнеса.

Объект  исследования – формы финансового  стимулирования предприятий малого бизнеса в РФ.

Теоретической и информационно базой написания  курсовой работы выступают федеральные  законы, нормативные  документы, научные  труды российских и зарубежных экономистов, учебники и учебные пособия, публикации в периодической печати, материалы  официальных сайтов сети Интернет. 

 

1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ  АСПЕКТЫ ФИНАНСОВОГО СТИМУЛИРОВАНИЯ  РАЗВИТИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА

 

    1. Классификация, критерий принадлежности предприятий малого бизнеса

 

Предпринимательство как процесс  организации производства товаров  и услуг для удовлетворения постоянно  возобновляющегося спроса и получения  прибыли, а также как функция  управления этим процессом имеет  свою историю и динамику развития. В римском праве "предпринимательство" рассматривалось как занятие, дело, деятельность, особенно коммерческая. Терминологическая сущность и содержание, вкладываемые в понятие "предпринимательство", менялись и упорядочивались в процессе развития экономической теории (приложение 1)2.

Особую роль в развитии рыночной экономики, как свидетельствует  мировой опыт, играет малое предпринимательство.

В научной литературе вместо этого термина часто употребляется  термин "малый бизнес". Данные понятия практически тождественны. Отличие состоит лишь в том, что  термин "малое предпринимательство" - это юридический термин, поскольку  употребляется в нормативных  актах за некоторыми исключениями, а "малый бизнес" - экономический. Но, в сущности, это одно и, то, же явление.

В юридической и экономической  литературе дается множество определений  МП или малого бизнеса, затрагивающих  различные аспекты данного явления. Наибольший интерес представляет определение  термина "малое предпринимательство", данное так называемой комиссией  Боултона, которая указывает три  основных признака малого предприятия 3:

- небольшой рынок сбыта,  не позволяющий фирме оказывать  значительное влияние на цены  и объемы реализуемого товара;

- правовая независимость  - предприятие управляется не  через формализованную управленческую  структуру, а собственником или  партнерами-собственниками, которые  сами контролируют свой бизнес. Это условие позволяет исключить  мелкие филиалы крупных фирм;

- персонифицированное управление, предполагающее, что собственник  или партнеры-собственники сами  участвуют во всех аспектах  управления бизнесом и в процессе  принятия всех решений и свободны  от любого контроля извне.

В условиях углубляющегося международного разделения труда и глобализации мировой  экономики все более отчетливую тенденцию приобретают процессы вовлечения субъектов малого и среднего бизнеса в инновационную сферу  хозяйства: малое и среднее предпринимательство  становится производительной силой  инновационной экономики, что предполагает возможность и необходимость  выработки новых механизмов государственной  поддержки и стимулирования инновационных  форм деятельности субъектов малого и среднего бизнеса на макро-, мезо- и микроуровнях экономики.

Для нормальной деятельности малого и среднего бизнеса необходимо обеспечить оптимальное сочетание интересов государства, потребителей и субъектов предпринимательства. А для этого следует ввести упорядоченную и эффективную нормативно-правовую базу малого предпринимательства, которая будет стимулировать развитие бизнеса и создавать благоприятные условия для тех, кто готов начать и продолжить свое дело. Важно, чтобы государственная политика поставила надежный заслон непрекращающемуся разрастанию административных барьеров на пути деловой активности малого бизнеса.

Принципиальным  моментом в разработке государственной  политики в области малого и среднего бизнеса является определение объекта  государственной поддержки, а именно – установление критериев отнесения субъектов хозяйствования к малому и среднему бизнесу.4

При этом важно, чтобы, с одной стороны, были четко обозначены границы всего  сегмента, к которому можно было бы применять меры стимулирования общего характера, направленные на защиту интересов  всех представителей малого и среднего предпринимательства. С другой стороны, необходимо обеспечить достаточную гибкость в критериях. Очень важно, чтобы критерии позволяли выделять как на федеральном, так и на региональном уровнях подкатегории субъектов предпринимательской деятельности, нуждающихся в специальных видах поддержки или стимулировании. Например, чтобы в рамках программ развития МСП можно было бы предусмотреть ряд специальных стимулов для начинающих предпринимателей или инновационных фирм, или же творческих, нетрадиционных и социально ориентированных форм предпринимательства.

С 1 января 2008 года вступил в силу Федеральный  закон от 24 июня 2007 года №209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства  в Российской Федерации», который  четко определяет:

- понятия субъектов малого и среднего предпринимательства;

- инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства;

- виды и формы поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства

Одним из ключевых нововведений, установленных  в Федеральном законе №209-ФЗ, является принципиально новый подход к  критериям выделения субъектов  малого и среднего предпринимательства. Так, с 1 января 2008 года критериями отнесения  предприятий к соответствующей  категории являются: средняя численность  работников, независимо от вида деятельности; предельные значения выручки от реализации или балансовой стоимости активов.

Согласно  нормам Федерального закона №209-ФЗ (приложение 2)5 к субъектам малого предпринимательства относятся внесенные в Единый государственный реестр юридических лиц потребительские кооперативы и коммерческие организации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий), а также физические лица, внесенные в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, крестьянские (фермерские) хозяйства, соответствующие следующим условиям:

1) для  юридических лиц суммарная доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, иностранных юридических лиц, иностранных граждан, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) не должна превышать 25% (за исключением активов акционерных инвестиционных фондов и закрытых паевых инвестиционных фондов), доля участия, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства, не должна превышать 25%;

2) средняя  численность работников за предшествующий  календарный год не должна  превышать 100 чел. включительно; среди малых предприятий выделяются также микропредприятия – до 15 чел.;

3) выручка  от реализации товаров (работ,  услуг) без учета налога на  добавленную стоимость или балансовая  стоимость активов (остаточная  стоимость основных средств и  нематериальных активов) за предшествующий  календарный год не должны превышать предельные значения, установленные Правительством Российской Федерации»6.

Постановлением  Правительства Российской Федерации  от 22 июля 2008 года № 556 «О предельных значениях  выручки от реализации товаров (работ, услуг) для каждой категории субъектов  малого и среднего предпринимательства» указанные предельные значения определены следующим образом7:

Информация о работе Формы финансового стимулирования предприятий малого бизнеса в РФ