Формы финансового стимулирования предприятий малого бизнеса в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2013 в 05:20, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – определить теоретические основы финансового стимулирования развития малого бизнеса и перспективы его развития в России. Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:
- определить сущность и принципы финансового стимулирования малого бизнеса;
- раскрыть содержание форм финансового стимулирования малого бизнеса;
-выявить проблемы и перспективы финансового стимулирования малого бизнеса;
- определить особенности форм и методов финансового стимулирования малого предпринимательства на территории РФ и Воронежской области.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………….. 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФИНАНСОВОГО СТИМУЛИРО-ВАНИЯ РАЗВИТИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА ………………………….
6
1.1. Классификация, критерий принадлежности предприятий малого бизнеса в экономике………………………………………………...
6
1.2. Особенности функционирования предприятий малого бизнеса……………………………………..…………....…………...
11
1.3. Роль стимулирования развития малого бизнеса……...………… 17
2. ФОРМЫ ФИНАНСОВОГО СТИМУЛИРОВАНИЯ РАЗВИТИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА…………………….………………………………..
20
2.1. Государственное и муниципальное финансовое стимулирование развития малого бизнеса …………………………………………
20
2.2. Негосударственное финансовое стимулирование развития малого бизнеса……………………………………………………...
34
3. ПРОРБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ФИНАНСОВОГО СТИМУЛИРОВАНИЯ РАЗВИТИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА В РФ..……
44
3.1. Проблемы финансового стимулирования предпринимательства в РФ и мероприятия по их решению……………….………………
44
3.2. Перспективы применения финансовых методов стимулирования малого бизнеса в РФ……………………..………………………….
46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………… 52
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………….. 56
ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………... 59

Файлы: 1 файл

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ.docx

— 274.12 Кб (Скачать файл)

Рис.6. Общая сумма задолженности по кредитам, предоставленным субъектам малого и среднего предпринимательства, млн. руб.

По итогам майского мониторинга тройку лидеров  сформировали Центр-Инвест, Открытие и  Сбербанк – 241, 235 и 234 соответственно. Банки  имеют достаточно широкую продуктовую  линейку, закрывающую основные потребности  МСБ. В составе их кредитных программ есть актуальные целевые программы (внедрение энергоэффективных технологий в Центр-Инвест, приватизация арендуемой недвижимости, находящейся в государственной  и муниципальной собственности  – Сбербанк) и программы кредитования Start-up предприятий (Центр-Инвест, Сбербанк) и акционные предложения. Их средние  ставки кредитования не превышают среднюю  ставку кредитования ТОП-20 и банки  придерживаются умеренной политики по отношению к залоговому обеспечению. Так же банки демонстрируют показатели уровня консультирования выше среднего, а банк Открытие является лидером  данного индекса.

Индекс  кредитного благопрепятствования других банков представлен в Приложении 3.

Следующей формой негосударственной поддержки  малого и среднего предпринимательства  является лизинг.

Лизинг  как специфическая сделка регулируется целым рядом законодательных  и подзаконных актов, основу которых  составляет Гражданский Кодекс РФ и  «Федеральный закон о финансовой аренде (лизинге)» от 23.12.2003 №186-ФЗ. Лизинг представляет собой вложение средств  на возвратной основе в основной капитал. В практике лизинга различают: оперативный  и финансовый лизинг.

Оперативный лизинг подразумевает передачу в  пользование имущества многоразового  использования на срок по времени  короче его экономического срока  службы. Он характеризуется небольшой  продолжительностью контракта (до 3-5 лет) и неполной амортизацией оборудования за время аренды.

Финансовый  лизинг характеризуется длительным сроком контракта (от 5 до 10 лет) и амортизацией всей или большей части стоимости  оборудования. По своей сути представляет собой аренду с правом выкупа, при этом стоимость данного оборудования погашается в течение срока договора лизинга и оборудование может перейти в собственность лизингополучателя.

Схема процесса осуществления лизинговой операции представлена на рис. 7.

Рис. 7. Общая схема проведения лизинговых операций23

Финансовый  лизинг предоставляет ряд преимуществ  для предприятия, которые приобретают  особую актуальность и значение применительно  к решению проблем финансирования основных фондов малых предприятий:

  • оплата оборудования в рассрочку. Стартовые затраты на приобретение очень высоки и зачастую не по силам малым предприятиям.
  • оплата за счет выручки, полученной от эксплуатации оборудования. Для малых предприятий собственная деятельность зачастую является единственным источником накопления.
  • отнесение лизингового платежа в полном объеме на себестоимость.
  • применение механизма ускоренной амортизации.

Между тем, лизинговые операции связаны с большой  долей риска.

Во-первых, это маркетинговый риск - риск не найти арендатора на все имеющееся  оборудование. Он присущ в основном оперативному лизингу. Способом страхования является увеличение рисковой премии в лизинговом платеже и использование для сделок наиболее популярных видов оборудования и другой техники.

Во-вторых, ценовой риск – риск потенциальной  потери прибыли, связанный с изменением цены объекта лизинговой сделки в  течение срока действия лизингового  договора. Лизингодатель теряет потенциальную  прибыль в случае повышения цен  на объекты лизинговых сделок, заключенных  по старым ценам. Взаимная минимизация  этого риска осуществляется путем  установления фиксированной суммы  каждого лизингового платежа  на протяжении всего периода лизинговой операции.

В-третьих, риск несбалансированной ликвидности - возможность финансовых потерь, возникающих  в случае, когда лизингодатель  не в состоянии рефинансировать  свои активные операции, сроки платежей по которым не наступили, за счет привлечения  средств на рынке ссудных капиталов. Минимизация достигается путем  увязки потоков денежных средств  во времени и по объемам, создания резервного фонда, диверсификации пассивных  операций.

В-четвертых, риск ускоренного морального старения объекта сделки -поскольку объектами  лизинговых сделок, как правило, выступает  продукция наукоемких отраслей, то они часто «подвержены влиянию  научно-технического прогресса». Основным способом минимизации этого риска  является установление безотзывного периода, т. е. периода, в течение которого договор не может быть расторгнут.

Таким образом, лизинговые операции предоставляют  ряд выгодных операций для предприятий, но связаны с немалой долей  рынка.

Проанализируем  далее факторинговые операции.

В инвестиционной практике в большинстве случаев  используется факторинг, регулирующий особым образом отношения займа  и кредита.

Факторинг – это комплекс услуг для производителей и поставщиков, ведущих торговую деятельность на условиях отсрочки платежа.

Такая форма  используется в предпринимательских  отношениях, когда участник таких  отношений, приобретая требование к  другому лицу, не дожидается его  исполнения и уступает данное требование банку или другому субъекту предпринимательской  деятельности (фактору).

Основной  деятельностью факторинговой компании является кредитование поставщиков  путём выкупа краткосрочной дебиторской  задолженности, как правило, не превышающей 180 дней. Между факторинговой компанией  и поставщиком товара заключается  договор о том, что ей по мере возникновения  требований по оплате поставок продукции  предъявляются счета-фактуры или  другие платёжные документы. Факторинговая  компания осуществляет дисконтирование  этих документов путём выплаты клиенту 60−90 % стоимости требований. После  оплаты продукции покупателем факторинговая  компания доплачивает остаток суммы  поставщику, удерживая процент с  него за предоставленный кредит и  комиссионные платежи за оказанные  услуги.

Факторинг выгоден малому предприятию по нескольким причинам24:

  • предприятие освобождается от необходимости истребования денег с должников;
  • предприятие получает кредит под гарантию (уступку) долгов своих клиентов, своевременно пополняя оборотные фонды. При этом денежное требование может быть уступлено банку как в обмен на передаваемые денежные средства в форме предмета, или займа, так и в целях обеспечения своих обязательств перед ним по ранее полученному кредиту или займу;
  • гарантия по кредитам или займам осуществляется не собственным имуществом или активами предприятия, а долгами своих клиентов.

Особенно  эффективен факторинг для молодых  малых предприятий, которые не имеют  кредитной истории и залогового обеспечения, позволяющих получить кредиты.

Факторинговое финансирование может не ограничиваться конкретной суммой и сроком возвращения  кредита, поскольку для малых  предприятий характерна частая поставка незначительных партий товарной продукции  с неопределенным периодом их реализации.

Гражданский кодекс Российской Федерации с 26.01.1996 года содержит 43-ю главу, посвященную  отношениям факторинга, которые именуются  как «финансирование под уступку  денежного требования».

В 2012 году в России 14% операций проходят через  факторинговые счета. Для сравнения  в странах Европы факторинговые  операции распространены на 6% больше. Для РФ, как для страны, находящейся  на рыночном пути относительно недолгое время, данный показатель доказывает возрастающую роль факторинга как способа извлечения финансовых выгод.

Франчайзинг.

Франчайзинг - это развитая форма лицензирования, при которой одна сторона (франчайзер) предоставляет другой стороне (франчайзи) возмездное право действовать от своего имени, используя товарные знаки  и/или бренды франчайзера.

Преимущества  франчайзинга:

  • использование проверенной бизнес-системы
  • возможность снизить риски
  • удачный выход на рынок обеспечен
  • минимальные затраты на рекламу и маркетинг
  • получение доступа к базе знаний франчайзера
  • гарантированная система поставок

Недостатки  франчайзинга:

  • франчайзи вынуждены следовать правилам и ограничениям, установленным франчайзером, даже если они не приносят максимальной пользы бизнесу.
  • франчайзи часто обязаны закупать сырьё и продукцию у поставщиков, назначенных франчайзером, что может ограничивать их доступ к свободному рынку и вынуждать покупать сырьё и продукцию по завышенным ценам.
  • для франчайзи могут быть установлены жёсткие ограничения на выход из бизнеса, включая запрет на открытие конкурирующих организаций в течение определённого срока или на определённой территории.
  • франчайзи редко могут оказать влияние на вопросы централизованного маркетинга и рекламы, но при этом могут быть вынуждены оплачивать централизованные маркетинговые и рекламные кампании. Таким образом, их средства могут использоваться не в их лучших интересах.

В России франчайзинговой деятельностью  известны компании 1С (в 2012 году насчитывается  около 4 500 франчайзи), X5 Retail Group — 690 крупных  магазинов-франчайзи («Пятёрочка», «Перекрёсток», «Копейка») в 2011 году.

Венчурное финансирование.

Одним из перспективных источников средств  для развития предпринимательства  может стать привлечение венчурного (рискового) капитала.

Одной из целей венчурных фондов является поддержка малого бизнеса, реализуемого рисковые проекты в научно-технической  сфере и привлечение отечественных  и зарубежных инвесторов, а также  страхование инновационных проектов.

Обычно  такая поддержка со стороны венчурных  фондов осуществляется для вновь  организованных предприятий научно-технической  сферы, срок окупаемости кредитов которых  превышает 7-8 лет. Таким предприятиям, как правило, сложно получить кредиты  в банке и венчурные фонды  для них являются единственной формой инвестиций.

Следует отметить, что на данный момент финансово-кредитные механизмы, рассмотренные в данной части работы до сих пор не имеют четкой нормативно-правовой базы на федеральном уровне. И до тех пор, пока она не создана, регионы не смогут принципиально изменить ситуацию в данном направлении.

 

 

3. Проблемы И ПЕРСПЕКТИВЫ ФИНАНСОВОГО СТИМУЛИРОВАНИЯ РАЗВИТИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА РФ

 

3.1 Проблемы финансового стимулирования предпринимательства в РФ и мероприятия по их решению.

Стимулирование  предпринимательства в Российской Федерации пока недостаточно эффективно. Несмотря на финансовую поддержку со стороны государства, наблюдается  низкая динамика роста предпринимательства. Главной проблемой стимулирования предпринимательства в РФ является малый объём финансирования.

Проблема  роли и места государства в  регулировании предпринимательства  в России является многоплановой. В  настоящее время, прежде всего, следует  отметить, что термин “государственное регулирование” уже не отражает всех сторон, которые необходимо решать государству в процессе формирования рыночной экономики.

Группу, без которой  социально ориентированная  рыночная экономика в общепринятом мировом понятии в принципе существовать не может, можно назвать базовой. Однако правовой аспект системы поддержки  предпринимательства складывается не только из документов, регулирующих процесс предпринимательской деятельности, но и из специальных нормативных  актов, направленных, прежде всего на развитие и стимулирование предпринимательства. Как отмечалось, в царской России этому вопросу уделялось очень  большое внимание. В последние  годы законодательное регулирование  предпринимательства, направленное на поддержку со стороны государства, в основном сконцентрировалось вокруг малого и среднего бизнеса. Появился целый ряд специальных документов всех уровней (законов и постановлений, принятых Государственной Думой, указы  Президента РФ, постановления и распоряжения Правительства РФ и т.д.) .

Однако  предпринимательство в России - это  не только малый и средний бизнес, основным признаком которого является численность работающих. Существуют и другие важные стороны предпринимательской  деятельности, требующие целенаправленной поддержки со стороны государства. Среди них, прежде всего, следует выделить:

- налоговую  политику и налоговое законодательство;

- инвестиционное  законодательство:

- законодательство  с целью протекционизма отдельным  наиболее важным отраслям экономики  и т.д.

Информация о работе Формы финансового стимулирования предприятий малого бизнеса в РФ