Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2013 в 05:20, курсовая работа
Цель курсовой работы – определить теоретические основы финансового стимулирования развития малого бизнеса и перспективы его развития в России. Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:
- определить сущность и принципы финансового стимулирования малого бизнеса;
- раскрыть содержание форм финансового стимулирования малого бизнеса;
-выявить проблемы и перспективы финансового стимулирования малого бизнеса;
- определить особенности форм и методов финансового стимулирования малого предпринимательства на территории РФ и Воронежской области.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………….. 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФИНАНСОВОГО СТИМУЛИРО-ВАНИЯ РАЗВИТИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА ………………………….
6
1.1. Классификация, критерий принадлежности предприятий малого бизнеса в экономике………………………………………………...
6
1.2. Особенности функционирования предприятий малого бизнеса……………………………………..…………....…………...
11
1.3. Роль стимулирования развития малого бизнеса……...………… 17
2. ФОРМЫ ФИНАНСОВОГО СТИМУЛИРОВАНИЯ РАЗВИТИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА…………………….………………………………..
20
2.1. Государственное и муниципальное финансовое стимулирование развития малого бизнеса …………………………………………
20
2.2. Негосударственное финансовое стимулирование развития малого бизнеса……………………………………………………...
34
3. ПРОРБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ФИНАНСОВОГО СТИМУЛИРОВАНИЯ РАЗВИТИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА В РФ..……
44
3.1. Проблемы финансового стимулирования предпринимательства в РФ и мероприятия по их решению……………….………………
44
3.2. Перспективы применения финансовых методов стимулирования малого бизнеса в РФ……………………..………………………….
46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………… 52
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………….. 56
ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………... 59
Размер поручительства – до 70% от суммы кредита, но не более 20 833 000 рублей.
Размер вознаграждения за предоставление
поручительства ГФВО по обязательствам
субъектов малого и среднего предпринимательства
и организаций инфраструктуры поддержки
малого и среднего предпринимательства
перед финансовыми
Договор поручительства Гарантийного фонда, может быть, расторгнут досрочно в случае, если субъект малого и среднего предпринимательства (или организация инфраструктуры МСП) дополнительно предоставит в Банк собственное обеспечение (или обеспечение третьих лиц) по действующему Кредитному договору. В этом случае ГФВО производит возврат заемщику части уплаченного вознаграждения за предоставление поручительства, соответствующей фактически неиспользованному сроку.
На 21.11.2012 размер гарантийного фонда составляет 208 333 090,37 рублей.
Итак, финансово-кредитная поддержка
малого и среднего предпринимательства
в Воронежской области
II. Фискально-налоговый метод поддержки.
Государственная поддержка малого бизнеса в сфере налогообложения осуществляется по двум основным направлениям:
Рассмотрим подробнее каждое направление.
В настоящее
время действуют следующие
Во-первых, малые предприятия, осуществляющие определенные виды деятельности, имеют льготы по уплате налога на прибыль.
Так, в первые два года работы не уплачивают налог на прибыль малые предприятия, осуществляющие производство и переработку сельскохозяйственной продукции; производство продовольственных товаров, товаров народного потребления, строительных материалов, медицинской техники, лекарственных средств и изделий медицинского назначения; строительство объектов жилищного, производственного, социального и природоохранного назначения (включая ремонтно-строительные работы) - при условии, если выручка от указанных видов деятельности превышает 70% общей суммы выручки от реализации продукции (работ, услуг).
В третий и четвертый год работы, указанные малые предприятия уплачивают налог на прибыль в размере соответственно 25% и 50% от установленной ставки налога на прибыль, если выручка от указанных видов деятельности составляет свыше 90% общей суммы выручки от реализации продукции (работ, услуг);18
Во-вторых, в целях минимизации налоговой нагрузки на субъекты малого бизнеса и снижения затрат на ведение бухгалтерского учета Налоговым кодексом Российской Федерации установлены специальные налоговые режимы: единый налог на вмененный доход (ЕНВД), упрощенная система налогообложения (УСН), единый сельскохозяйственный налог (ЕСХН). Данными налоговыми режимами предусмотрены ряд преференций.
Правовые основы введения и применения упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства - юридических лиц (организаций) и физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, определены в Федеральном Законе “Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства” Ж222-ФЗ от 29.12.95.
Организации, применяющие УСН и ЕНВД, освобождаются от уплаты налога на прибыль организаций, налога на имущество организаций, НДС (за исключением налога на добавленную стоимость, подлежащего уплате при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, а также налога на добавленную стоимость, уплачиваемого в соответствии со статьей 174.1 Налогового кодекса)19.
Индивидуальные
Выбор системы налогообложения организациями и ИП осуществляется добровольно.
Если в качестве объекта налогообложения выбраны доходы, уменьшенные на величину расходов, налогоплательщик в соответствии со статьей 346.18 Налогового кодекса уплачивает минимальный налог.
Сумма минимального налога исчисляется за налоговый период в размере 1% налоговой базы, которой являются доходы.
Минимальный налог уплачивается в случае, если за налоговый период
сумма исчисленного в общем порядке налога меньше суммы исчисленного
минимального налога.
Налогоплательщик, использующий в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, также вправе уменьшить исчисленную по итогам налогового периода налоговую базу на сумму убытка, полученного по итогам предыдущих налоговых периодов, в которых налогоплательщик применял упрощенную систему налогообложения.
При этом под убытком понимается превышение расходов над доходами.
Налогоплательщик вправе осуществлять перенос убытка на будущие налоговые периоды в течение 10 лет, следующих за тем налоговым периодом, в котором получен этот убыток.
Законом Воронежской области от
05.04.2011 № 26-ОЗ «Об установлении ставки
налога, взимаемого в связи с применением
упрощенной системы налогообложения,
для отдельных категорий
Льготные периоды
На примере Воронежской области можно увидеть реальную ситуацию получения государственной поддержки, оказываемой в рамках реализации областной целевой программы развития малого предпринимательства в Воронежской области на 2009-2010 годы представлены в таблице 2.2.
Таблица 2.2.
Количество удовлетворенных
Вид поддержки |
Доля получивших поддержку, в % | ||
В среднем |
75,7 | ||
Субсидирование %-ной ставки по кредитам, займам, лизинговым платежам |
80,3 | ||
Субсидирование на развитие |
59,1 | ||
Субсидии на открытие собственного дела |
74,4 | ||
Субсидии на компенсацию части арендных платежей |
64,3 | ||
Субсидии на компенсацию части расходов на землеустроительные услуги |
50 | ||
Муниципальные гарантии по кредитам и займам |
59,4 | ||
Софинансирование обучения |
73,3 | ||
Проведение семинаров |
83,8 | ||
Издание методической литературы |
97 |
Источник: Шестоперов О.М. Анализ основных микроэкономических факторов и институциональной среды предпринимательства./ Шестоперов О.М// Мониторинг развития саморегулирования в регионах России. - 2011. - №7(231). – С.10
Из приведенных данных таблицы следует, что за отдельными видами поддержки, оказываемой в рамках Воронежской областной целевой программы, обращались 71% предприятий. При этом в результате обращений предпринимателей в 75,7% случаев принималось положительное решение, и поддержка оказывалась с полноценным соблюдением обязательств государства. Высокой долей положительных решений о предоставлении поддержки характеризуются направления по субсидированию процентной ставки по кредитам, займам и лизинговым платежам малых предприятий (80,3%), предоставлению субсидий на открытие собственного дела начинающим предпринимателям (74,4%) и софинансированию обучения (73,3%).
Главный
недостаток государственного финансирования
малого предпринимательства состоит
в том, что бюджетные финансовые
ресурсы зачастую не доходят до реально
функционирующих малых
На данный момент, согласно проекту «Развитие малого и среднего предпринимательства» перечня проектов по реализации Основных направлений деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2012 года, планируется расширение доступа малых и средних компаний к финансированию проектов, которое традиционно включалось в приоритеты программы, а в условиях глобального экономического кризиса, проблема доступа к финансам малых и средних компаний обострилась.
2.2 Негосударственные методы финансового стимулирования развития малого бизнеса
За последние
годы были созданы различные
структуры поддержки малого бизнеса, которые оказывают все большее влияние на развитие малых предприятий.
К негосударственной
инфраструктуре малых предприятий
относятся: банки, страховые и лизинговые
компании, факторинговые компании,
консалтинговые фирмы, венчурные фонды,
холдинговые компании, аудиторские
фирмы, арбитражные суды, ассоциации
предприятий малого бизнеса, технопарки,
бизнес-инкубаторы, производственно-
Инфраструктура малого предпринимательства должна оказывать разнообразную помощь и поддержку малым предприятиям в организации, получении субсидий, контрактов, обучении и консультировании в целях сохранения и упрочения свободной конкуренции. Она позволяет реализовывать государственную политику в сфере малого предпринимательства, содействовать развитию малых предприятий в отдельных административных округах, территориальных образованиях, внедрять соответствующие программы, проводить экспертизу предпринимательских проектов, способствовать прямым деловым контактам и инвестициям.
Проанализируем коммерческое кредитование.
Индекс
кредитного благоприятствования развитию
малого бизнеса стагнирует уже второй
год подряд. Общий набор мероприятий,
реализуемых банками для
Как результат, при стагнации интегрального индекса наблюдается изменение индексов отдельных банков – появляются новые лидеры по активности на рынке, тогда как предыдущие лидеры не борются за свои позиции (например, с рынка фактически ушел банк Траст). Наиболее нестабильным оказывается политика банков в области маркетинга и качества консультирования клиентов.
Наблюдения
за период 2010-2012 показывают, что инфраструктура
банков не готова к массовому кредитованию
клиентов из малого бизнеса не только
из-за недостатка четко сфокусированных
кредитных программ, но и в виду
дефицита квалифицированных
Обращает
на себя внимание, что банки стараются
технологизировать
Таким образом,
чтобы наращивать долгосрочные позиции
на рынке, очевидно, нужна последовательная
маркетинговая политика и, вероятно,
серьезные организационные
Индекс кредитного благоприятствования (рис. 5) в мае 2012 г. составил 184 балла, не изменившись по сравнению с мониторингом в сентябре 2011 г. Основная причина – сохранение банками достаточно осторожной кредитной политики и сокращение маркетинговой активности.
Данные ЦБ РФ показывают рост кредитного портфеля, однако, очень слабый. Кроме того, просроченная задолженность по кредитам, предоставленным малым и средним компаниям, снизившаяся к началу 2012 до 8,2%, вновь выросла, составив к 01.04.2012 9,2% (рис.6).
Рис. 5. Индекс кредитного благоприятствования22
Ситуация в экономике остается нестабильной, что ограничивает активность малых предприятий. В свою очередь, банки избегают излишней инициативы в кредитовании, полагаясь на участие государства в расширении рынка кредитования малого бизнеса. Попытки самостоятельного «прорыва» за счет более адекватных программ и настойчивого маркетинга очень непоследовательны, что отражается в достаточно турбулентном рейтинге банков по объемам выданных кредитов.
Информация о работе Формы финансового стимулирования предприятий малого бизнеса в РФ