Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2013 в 05:20, курсовая работа
Цель курсовой работы – определить теоретические основы финансового стимулирования развития малого бизнеса и перспективы его развития в России. Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:
- определить сущность и принципы финансового стимулирования малого бизнеса;
- раскрыть содержание форм финансового стимулирования малого бизнеса;
-выявить проблемы и перспективы финансового стимулирования малого бизнеса;
- определить особенности форм и методов финансового стимулирования малого предпринимательства на территории РФ и Воронежской области.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………….. 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФИНАНСОВОГО СТИМУЛИРО-ВАНИЯ РАЗВИТИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА ………………………….
6
1.1. Классификация, критерий принадлежности предприятий малого бизнеса в экономике………………………………………………...
6
1.2. Особенности функционирования предприятий малого бизнеса……………………………………..…………....…………...
11
1.3. Роль стимулирования развития малого бизнеса……...………… 17
2. ФОРМЫ ФИНАНСОВОГО СТИМУЛИРОВАНИЯ РАЗВИТИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА…………………….………………………………..
20
2.1. Государственное и муниципальное финансовое стимулирование развития малого бизнеса …………………………………………
20
2.2. Негосударственное финансовое стимулирование развития малого бизнеса……………………………………………………...
34
3. ПРОРБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ФИНАНСОВОГО СТИМУЛИРОВАНИЯ РАЗВИТИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА В РФ..……
44
3.1. Проблемы финансового стимулирования предпринимательства в РФ и мероприятия по их решению……………….………………
44
3.2. Перспективы применения финансовых методов стимулирования малого бизнеса в РФ……………………..………………………….
46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………… 52
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………….. 56
ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………... 59
- для микропредприятий – 60 млн. рублей;
- для малых предприятий – 400 млн. рублей.
Российское законодательство с точки зрения размеров выделяет следующие категории субъектов хозяйствования: субъекты малого предпринимательства, средние и крупные предприятия (см. рис. 1).
Рис.1 Категории хозяйствующих субъектов РФ
Таким образом, предпринимательство рассматривается по многим признакам, позволяющим отличить одно предприятие от другого.
Малое предпринимательство – это предпринимательская деятельность, осуществляемая субъектами рыночной экономики при определенных, установленных законами критериях. Наиболее общими критериальными показателями являются: средняя численность занятых на предприятии работников, размер уставного капитала, величина активов, объем оборота. Однако основным показателем является средняя численность работников, занятых за отчетный период на предприятии8.
В настоящее время органами государственной статистики регистрируется следующая динамика развития деятельности малого предпринимательства в РФ (табл. 1.1).
Таблица 1.1
Динамика основных экономических показателей деятельности малых предприятий*
Показатели |
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
Число малых предприятий (на конец года), тыс. |
979,3 |
1032,8 |
1137,4 |
1347,7 |
1602,5 |
Число малых предприятий в расчете на 10’000 человек населения) |
69 |
73 |
80 |
86 |
91 |
Оборот малых предприятий, млрд.руб. |
9612,6 |
12099,2 |
15468,9 |
18727,6 |
16873,1 |
Инвестиции в основной капитал, млрд. руб. |
120,5 |
171,3 |
259,1 |
472,3 |
346,1 |
* В соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2007 года №209-ФЗ
Источник: Федеральная служба государственной статистики/ Динамика основных экономических показателей деятельности малых предприятий
URL:http://www.gks.ru/wps/wcm/
При расчете показателя за 2005-2009 гг., формирование которого осуществляется на основании данных по численности населения, использована оценка численности постоянного населения с учетом итогов Всероссийской переписи населения 2002 г.
Таким образом, на 1 января 2010 г. число зарегистрированных малых предприятий составило 1602,5 тыс., что на 18% больше, чем по состоянию на 1 января 2009г., а на 1 января 2011 г. составило 1767 тыс., что на 20% выше, чем предыдущий показатель.
Усиление роли малого бизнеса в экономике зависит от увеличения количества малых предприятий и их сроков функционирования. С 2005 года развитие малого предпринимательства в России является стабильным, ежегодный прирост предприятий составляет в среднем 7%. Тем не менее, по данным развитых стран, например в ЕС – на 1000 жителей приходится не менее 30 предприятий, а в России только 69.
Малое предпринимательство в силу своей специфики имеет ярко выраженный региональный аспект и является основным фактором оптимизации структуры региональной экономики. Сектор малого предпринимательства образует разветвленную сеть предприятий, действующих в основном на местных рынках и непосредственно связанных с массовым потребителем товаров и услуг. В сочетании с небольшими размерами, технологической, производственной и управленческой гибкостью малых предприятий все это позволяет им чутко реагировать на изменяющуюся конъюнктуру рынка, а рыночной экономике, в свою очередь, придает повышенную мобильность и гибкость. Постоянный поиск меняющихся общественных потребностей и непрерывное приспособление к ним составляют основу стратегии малого бизнеса.
В связи с тем, что малые предприятия строят свою деятельность прежде всего исходя из потребностей местного рынка, объема и структуры локального спроса, то сложившаяся ситуация в стране выталкивает их в сферу торгово-посреднической деятельности, когда малые предприятия стремятся сконцентрировать свои ресурсы на наиболее рентабельных и стратегически важных для выживаемости направлениях деятельности. Так же крайне неравномерно размещение этих малых предприятий на территории РФ. Эта тенденция представлена таблицей 1.2 .
Таблица 1.2.
Количество зарегистрированных малых предприятий по федеральным округам Российской Федерации на 1 июля 2012 г.
Федеральные округа |
Количество зарегистрированных малых
предприятий | ||
единиц |
прирост / сокращение за период |
в % от среднего | |
Российская Федерация Северо-Кавказский ФО |
166,5 185,9 244,5 131,9 58,8 162,2 170,7 152,2 17,2 |
4,66 3,84 33,83 10,27 19,30 |
100,0 101,7 |
Источник:
Сайдуллаев Ф.С. Динамика развития малого
предпринимательства в регионах России
в январе-июне 2012 года/ Ф.С. Сайдуллаев
//Национальный институт системных исследований
проблем предпринимательства. URL:http://www.nisse.ru/
По состоянию на 1 июля 2012 года в России было зарегистрировано 338,2 тыс. малых предприятий, что на 3,0% больше, чем по состоянию на 1июля 2011 года. Количество малых предприятий в расчете на 100 тыс. жителей увеличилось на 4,7 ед. и составило 161,5 ед.
Рост числа малых предприятий в расчете на 100 тыс. населения зафиксирован в шести федеральных округах. Наибольший рост отмечен в Уральском федеральном округе(на 25,3% или на 33,8 малых предприятий на каждые 100 тыс. жителей округа). Дальневосточном федеральном округе (прирост на 12,2% или 19,3 малых предприятий на каждые 100 тыс. жителей округа) и Сибирском федеральном округе (на 7,3% или на 10,3 малых предприятий на каждые 100 тыс. жителей округа ). В меньшей степени количество малых предприятий выросло в Южном федеральном округе (на 5,4% или 6,4 малых предприятия на каждые 100 тыс. жителей округа). Приволжском федеральном округ (прирост около 2,2% или 3,8 малых предприятия на каждые 100 тыс. жителей округа) и Центральном федеральном округе (на 0,9% или на 1,1 малых предприятий на каждые 100 тыс. жителей округа).
Наиболее сильное сокращение числа малых предприятий отмечено в Северо-Западном федеральном округе (на 6,7% или на 18,2 малых предприятий на каждые 100 тыс. жителей округа)10.
Необходимо отметить, что в малом бизнесе существуют как приоритетные, так и непопулярные направления экономической деятельности.
Это по большей части связано как со спросом на определенные виды продукции, так и с различными барьерами, возникающими на пути у предпринимателя. Соотношение видов экономической деятельности малых предприятий РФ представлено на рис. 2.
Согласно приведенным данным диаграммы, очевидно, что доминирует в малом бизнесе сектор торговли и ремонтных услуг 59,3%, а самыми неразвитыми являются добыча полезных ископаемых, сельское хозяйство и рыбоводческая отрасль – всего лишь 1,2 и 1,8 %, малых предприятий соответственно.
Несмотря на очевидную тенденцию увеличения числа малых предприятий на территории РФ, по оценкам Министерства экономического развития и торговли РФ, сейчас малый бизнес генерирует около 15-20% ВВП, но этот показатель ниже в 3,33 раза, чем в экономиках развитых стран11.
Хорошо
известно, что в ряде экономически
развитых стран малый
Рис. 2. Виды экономической деятельности малых предприятий РФ по результатам I полугодия 2012 г.(%)
Поэтому
одной из важнейших функций государства
по регулированию
В сфере
предпринимательства
Вместе с тем статистика показывает, что в период с 2010 по 2012 год произошло уменьшение численности предприятий, занимающихся малым и средним бизнесом, а так же индивидуальных предпринимателей (рис. 3).
Рис. 3.Сравнительный анализ числа предприятий в 2010-2012г
Основная
причина сокращения числа предприятий
– неплатежеспособность и как
следствие этого банкротство. Распространенными
основаниями банкротства
Финансовое стимулирование – это направление воздействия на общественное воспроизводство, в рамках которого осуществляется финансирование субъектов экономики с целью эффективного использования всех экономических ресурсов.
Как свидетельствует опыт многих стран, кардинальное расширение масштабов деятельности МП и увеличение их вклада в экономику и формирование социальной стабильности требует организации системной поддержки и развития малого предпринимательства на всех уровнях: федеральном, региональном и местном.
Под поддержкой и развитием следует понимать создание государственными структурами экономических и правовых условий, стимулов для создания устойчивого роста субъектов малого предпринимательства, привлечение в данный сектор экономики материальных и финансовых ресурсов, сокращение административно-директивного регулирования МБ.
В Воронежской области функции по развитию и поддержке малого предпринимательства закреплены за Департаментом по развитию предпринимательства и потребительского рынка Воронежской области. Департамент осуществляет свою деятельность во взаимодействии с отраслевыми, функциональными и территориальными органами исполнительной власти, с объединениями предпринимателей.
Организационную
основу развития и поддержки
малого предпринимательства в
В результате
реализации предусмотренных программами
мероприятий формируются
В разработке и реализации политики по развитию, поддержке и стимулированию малого предпринимательства возрастает роль объединений предпринимателей. На территории области действует Объединение предпринимательских организаций Воронежской области, в настоящее время членами которой являются около 320 предпринимателей, представляющие различные отрасли хозяйственной деятельности.
Система развития и стимулирования малого предпринимательства на всех уровнях должна быть ориентирована на повышение управляемости процессом развития предпринимательства и включать:
- законодательную и нормативную базу, определяющую специфические условия деятельности субъектов малого предпринимательства, регулирующую формы и методы его стимулирования;
- инфраструктуру, содействующую развитию малого предпринимательства;
- специальные программы, разрабатываемые с учетом интересов предпринимателей.
Выбор средств для развития предпринимательской деятельности на муниципальном уровне определяется структурой и состоянием развития производства, наличием ресурсов, в том числе инвестиционных. Поэтому здесь невозможно применение единых стандартов и приемов. Местные органы власти при разработке механизмов стимулирования развития малого предпринимательства, адаптируя стандартные решения, должны полагаться, прежде всего, на свою инициативу.
Сущность финансового
Информация о работе Формы финансового стимулирования предприятий малого бизнеса в РФ