Формы финансового стимулирования предприятий малого бизнеса в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2013 в 05:20, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – определить теоретические основы финансового стимулирования развития малого бизнеса и перспективы его развития в России. Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:
- определить сущность и принципы финансового стимулирования малого бизнеса;
- раскрыть содержание форм финансового стимулирования малого бизнеса;
-выявить проблемы и перспективы финансового стимулирования малого бизнеса;
- определить особенности форм и методов финансового стимулирования малого предпринимательства на территории РФ и Воронежской области.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………….. 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФИНАНСОВОГО СТИМУЛИРО-ВАНИЯ РАЗВИТИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА ………………………….
6
1.1. Классификация, критерий принадлежности предприятий малого бизнеса в экономике………………………………………………...
6
1.2. Особенности функционирования предприятий малого бизнеса……………………………………..…………....…………...
11
1.3. Роль стимулирования развития малого бизнеса……...………… 17
2. ФОРМЫ ФИНАНСОВОГО СТИМУЛИРОВАНИЯ РАЗВИТИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА…………………….………………………………..
20
2.1. Государственное и муниципальное финансовое стимулирование развития малого бизнеса …………………………………………
20
2.2. Негосударственное финансовое стимулирование развития малого бизнеса……………………………………………………...
34
3. ПРОРБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ФИНАНСОВОГО СТИМУЛИРОВАНИЯ РАЗВИТИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА В РФ..……
44
3.1. Проблемы финансового стимулирования предпринимательства в РФ и мероприятия по их решению……………….………………
44
3.2. Перспективы применения финансовых методов стимулирования малого бизнеса в РФ……………………..………………………….
46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………… 52
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………….. 56
ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………... 59

Файлы: 1 файл

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ.docx

— 274.12 Кб (Скачать файл)

- для микропредприятий – 60 млн. рублей;

- для малых предприятий – 400 млн. рублей.

Российское  законодательство с точки зрения размеров выделяет следующие категории  субъектов хозяйствования: субъекты малого предпринимательства, средние и крупные предприятия (см. рис. 1).

Рис.1 Категории хозяйствующих субъектов РФ

Таким образом, предпринимательство  рассматривается по многим признакам, позволяющим отличить одно предприятие  от другого.

    1. . Особенности функционирования предприятий малого бизнеса

 

Малое предпринимательство – это предпринимательская деятельность, осуществляемая субъектами рыночной экономики при определенных, установленных законами критериях. Наиболее общими критериальными показателями являются: средняя численность занятых на предприятии работников, размер уставного капитала, величина активов, объем оборота. Однако основным показателем является средняя численность работников, занятых за отчетный период на предприятии8.

В настоящее  время органами государственной  статистики регистрируется следующая  динамика развития деятельности малого предпринимательства в РФ (табл. 1.1).

Таблица 1.1

Динамика основных экономических  показателей деятельности малых  предприятий*

Показатели

2005

2006

2007

2008

2009

Число малых предприятий (на конец  года), тыс.

979,3

1032,8

1137,4

1347,7

1602,5

Число малых предприятий в расчете на 10’000 человек населения)

69

73

80

86

91

Оборот малых предприятий, млрд.руб.

9612,6

12099,2

15468,9

18727,6

16873,1

Инвестиции в основной капитал, млрд. руб.

120,5

171,3

259,1

472,3

346,1


* В соответствии с Федеральным  законом от 24 июля 2007 года №209-ФЗ

Источник: Федеральная служба государственной статистики/ Динамика основных экономических показателей деятельности малых предприятий

URL:http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat/rosstatsite/main/enterprise/reform/#

При расчете показателя за 2005-2009 гг., формирование которого осуществляется на основании данных по численности населения, использована оценка численности постоянного населения с учетом итогов Всероссийской переписи населения 2002 г.

Таким образом, на 1 января 2010 г. число зарегистрированных малых предприятий составило 1602,5 тыс., что на 18% больше, чем по состоянию на 1 января 2009г., а на 1 января 2011 г. составило 1767 тыс., что на 20% выше, чем предыдущий показатель.

Усиление  роли малого бизнеса в экономике  зависит от увеличения количества малых  предприятий и их сроков функционирования. С 2005 года развитие малого предпринимательства в России является стабильным, ежегодный прирост предприятий составляет в среднем 7%. Тем не менее, по данным развитых стран, например в ЕС – на 1000 жителей приходится не менее 30 предприятий, а в России только 69.

Малое предпринимательство  в силу своей специфики имеет  ярко выраженный региональный аспект и является основным фактором оптимизации  структуры региональной экономики. Сектор малого предпринимательства  образует разветвленную сеть предприятий, действующих в основном на местных  рынках и непосредственно связанных  с массовым потребителем товаров  и услуг. В сочетании с небольшими размерами, технологической, производственной и управленческой гибкостью малых  предприятий все это позволяет  им чутко реагировать на изменяющуюся конъюнктуру рынка, а рыночной экономике, в свою очередь, придает повышенную мобильность и гибкость. Постоянный поиск меняющихся общественных потребностей и непрерывное приспособление к  ним составляют основу стратегии  малого бизнеса.

В связи  с тем, что малые предприятия  строят свою деятельность прежде всего  исходя из потребностей местного рынка, объема и структуры локального спроса, то сложившаяся ситуация в стране выталкивает их в сферу торгово-посреднической деятельности, когда малые предприятия  стремятся сконцентрировать свои ресурсы на наиболее рентабельных и стратегически важных для выживаемости направлениях деятельности. Так же крайне неравномерно размещение этих малых предприятий на территории РФ. Эта тенденция представлена таблицей 1.2 .

Таблица 1.2.

Количество  зарегистрированных малых предприятий  по федеральным округам Российской Федерации на 1 июля 2012 г.

Федеральные округа

Количество зарегистрированных малых  предприятий 
на 1 июля 2012 г. в расчете на 100 тыс. чел.

единиц

прирост / сокращение за период 
01.01.2010–01.07.2012

в % от среднего 
по РФ

Российская Федерация 
Центральный ФО 
Северо-Западный ФО 
Южный ФО

Северо-Кавказский ФО 
Приволжский ФО 
Уральский ФО 
Сибирский ФО 
Дальневосточный ФО

166,5

185,9

244,5

131,9

58,8

162,2

170,7

152,2

17,2

4,66 
1,12 
-18,19 
6,42 
-6,27

3,84

33,83

10,27

19,30

100,0 
118,9 
148,9 
84,1 
40,4

101,7 
75,3 
82,7 
99,8


 

     
     
     
     
     
     
     

Источник: Сайдуллаев Ф.С. Динамика развития малого предпринимательства в регионах России в январе-июне 2012 года/ Ф.С. Сайдуллаев //Национальный институт системных исследований проблем предпринимательства. URL:http://www.nisse.ru/business/article/article_1974.html

По состоянию  на 1 июля 2012 года в России было зарегистрировано 338,2 тыс. малых предприятий, что на 3,0% больше, чем по состоянию на 1июля 2011 года. Количество малых предприятий  в расчете на 100 тыс. жителей увеличилось  на 4,7 ед. и составило 161,5 ед.

Рост  числа малых предприятий в расчете на 100 тыс. населения зафиксирован в шести федеральных округах. Наибольший рост отмечен в Уральском федеральном округе(на 25,3% или на 33,8 малых предприятий на каждые 100 тыс. жителей округа). Дальневосточном федеральном округе (прирост на 12,2% или 19,3 малых предприятий на каждые 100 тыс. жителей округа) и Сибирском федеральном округе (на 7,3% или на 10,3 малых предприятий на каждые 100 тыс. жителей округа ). В меньшей степени количество малых предприятий выросло в Южном федеральном округе (на 5,4% или 6,4 малых предприятия на каждые 100 тыс. жителей округа). Приволжском федеральном округ (прирост около 2,2% или 3,8 малых предприятия на каждые 100 тыс. жителей округа) и Центральном федеральном округе (на 0,9% или на 1,1 малых предприятий на каждые 100 тыс. жителей округа).

Наиболее  сильное сокращение числа малых предприятий отмечено в Северо-Западном федеральном округе (на 6,7% или на 18,2 малых предприятий на каждые 100 тыс. жителей округа)10.

Необходимо  отметить, что в малом бизнесе  существуют как приоритетные, так  и непопулярные направления экономической  деятельности.

Это по большей  части связано как со спросом  на определенные виды продукции, так и с различными барьерами, возникающими на пути у предпринимателя. Соотношение видов экономической деятельности малых предприятий РФ представлено на рис. 2.

Согласно  приведенным данным диаграммы, очевидно, что доминирует в малом бизнесе сектор торговли и ремонтных услуг 59,3%, а самыми неразвитыми являются добыча полезных ископаемых, сельское хозяйство и рыбоводческая отрасль – всего лишь 1,2 и 1,8 %, малых предприятий соответственно.

Несмотря на очевидную тенденцию увеличения числа малых предприятий на территории РФ, по оценкам Министерства экономического развития и торговли РФ, сейчас малый бизнес генерирует около 15-20% ВВП, но этот показатель ниже в 3,33 раза, чем в экономиках развитых стран11.

Хорошо  известно, что в ряде экономически развитых стран малый предпринимательский  бизнес дает свыше 20% валового внутреннего  продукта, до 50% всех поступлений в  государственный бюджет, обеспечивает около 70% общего числа рабочих мест.

 

Рис. 2. Виды экономической деятельности малых  предприятий РФ по результатам I полугодия 2012 г.(%)

 

Поэтому одной из важнейших функций государства  по регулированию предпринимательской  деятельности является разработка и  реализация программы по поддержке  малого предпринимательства. Именно этот сектор предпринимательства нуждается  в особом отношении, поскольку представляет самый многочисленный слой мелких собственников, которые уже в силу своей массовости в значительной мере определяют социально-экономический  облик страны.

В сфере  предпринимательства задействовано 19 млн. работников, из которых 3,9 млн. заняты на микропредприятиях, 7,2 млн. на малых  предприятиях, 2,6 млн. на средних предприятиях, 5,3 млн осуществляют индивидуальную предпринимательскую деятельность. 12

Вместе  с тем статистика показывает, что  в период с 2010 по 2012 год произошло  уменьшение численности предприятий, занимающихся малым и средним  бизнесом, а так же индивидуальных предпринимателей (рис. 3).

Рис. 3.Сравнительный анализ числа предприятий в 2010-2012г

Основная  причина сокращения числа предприятий  – неплатежеспособность и как  следствие этого банкротство. Распространенными  основаниями банкротства являются высокий уровень налогообложения, недоступно высокие проценты по банковским кредитам, неэффективное ведение дел компании. Для избежания дальнейшего сокращения числа предприятий, предпринимательству нужно финансовое стимулирование, методы которого представлены далее в данной работе.

 

    1.  Роль финансового стимулирования в развитии малого бизнеса.

 

Финансовое стимулирование – это направление воздействия  на общественное воспроизводство, в  рамках которого осуществляется финансирование субъектов экономики с целью  эффективного использования всех экономических  ресурсов.

Как свидетельствует  опыт многих стран, кардинальное расширение масштабов деятельности МП и увеличение их вклада в экономику и формирование социальной стабильности требует организации системной  поддержки и развития малого предпринимательства на всех уровнях: федеральном, региональном и местном.

Под поддержкой и развитием следует понимать создание государственными структурами  экономических и правовых условий, стимулов для создания устойчивого роста  субъектов малого предпринимательства, привлечение в данный сектор  экономики материальных и финансовых ресурсов, сокращение административно-директивного регулирования МБ.

В Воронежской  области  функции по развитию и  поддержке малого предпринимательства  закреплены за Департаментом по развитию предпринимательства и потребительского рынка Воронежской области. Департамент осуществляет свою деятельность во взаимодействии с отраслевыми, функциональными и территориальными органами исполнительной власти, с  объединениями предпринимателей.

Организационную основу  развития и поддержки  малого предпринимательства в Воронежской  области составляют областные целевые  программы, практика, разработки которых существует с 1997 года.

В результате реализации предусмотренных программами  мероприятий формируются условия,  и реализуется  система  развития малого предпринимательства в области, создаются и развиваются основные элементы нормативно-правового, финансового и инфраструктурного обеспечения развития малого предпринимательства.

В разработке и реализации политики по развитию, поддержке и стимулированию малого предпринимательства возрастает роль объединений предпринимателей. На территории области действует Объединение предпринимательских организаций Воронежской области, в настоящее время членами которой являются около 320 предпринимателей, представляющие различные отрасли хозяйственной деятельности.

Система  развития и стимулирования малого предпринимательства на всех уровнях должна быть ориентирована на повышение управляемости процессом развития предпринимательства и включать:

- законодательную и нормативную базу, определяющую специфические условия деятельности субъектов малого предпринимательства, регулирующую формы и методы его стимулирования;

- инфраструктуру, содействующую развитию малого предпринимательства;

- специальные программы, разрабатываемые с учетом интересов предпринимателей.

Выбор средств  для  развития предпринимательской  деятельности  на муниципальном уровне определяется структурой и состоянием развития  производства, наличием ресурсов, в том числе  инвестиционных. Поэтому здесь невозможно применение  единых стандартов и приемов. Местные органы власти при разработке механизмов стимулирования развития малого предпринимательства, адаптируя стандартные решения,  должны полагаться, прежде всего, на свою инициативу.

Сущность финансового стимулирования раскрывается через:

  • эффективное вложение финансовых ресурсов;
  • создание поощрительных фондов (фонды социальной сферы, фонды потребления);
  • использование бюджетных стимулов (представление льгот при уплате налогов всегда носит стимулирующий характер);
  • использование финансовых санкций (штрафы, пени за несвоевременную уплату налогов, сокрытие доходов и имущества от налогообложения, непредставление налоговых деклараций и т.п.)13

Информация о работе Формы финансового стимулирования предприятий малого бизнеса в РФ