Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 04:27, курсовая работа
Целью исследования является совершенствование политики градостроительства, реализуемой департаментом строительства и архитектуры на территории города Новосибирска.
Задачами исследования являются:
1. Исследовать действующую нормативно - правововую базу, обеспечивающую функционирование и развитие МО г. Новосибирск: Исследовать нормативно-правовую базу, регулирующую деятельность МО г. Новосибирск; Проанализировать нормативно-правовую базу, регулирующую деятельность МО г. Новосибирск; Выделить и охарактеризовать проблемы МО г. Новосибирск.
2. Проанализировать состояние и составить модель системы управления МО г. Новосибирск: Сделать краткую характеристику МО г. Новосибирск; Составить модель процесса управления МО г. Новосибирск; Выделить индикативные показатели управления развитием МО г. Новосибирск.
3. Предложить управленческое решение, направленное на совершенствование системы градостроительства МО г. Новосибирск: Рассмотреть структуру управления МО г. Новосибирск; Сделать финансово-экономический анализ результатов деятельности МО г. Новосибирск; Разработать управленческое решение по развитию градостроительной системы МО г. Новосибирск.
Курсовая работа по предмету «Финансы»
ТЕМА: «Формы и методы воздействия муниципальных финансов на социальную сферу: строительство. Субъект РФ: Новосибирск».
Оглавление
Актуальность выбранной темы обусловлена необходимостью решения земельного вопроса в Сибири, которое во многом упирается в запутанность законодательства и несогласованность действий властей.
Будучи крупнейшим муниципальным образованием, город Новосибирск отстаёт от других городов - миллионников по степени развитости общественно-деловых территорий.
Исторически сложившаяся трассировка Транссибирской магистрали создаёт определённые трудности организации связей между отдельными частями городской застройки, поскольку существует очень мало пересечений железной дороги в двух уровнях. Кроме того, значительные по площади территории железнодорожного хозяйства (депо, мастерские и прочее) расположены в центральной части города Новосибирска и ограничивают развитие общественной и жилой застройки к набережным реки Оби.
Характерной чертой города Новосибирска как индустриального города является значительная доля территории, занимаемая промышленными, коммунальными и складскими объектами. При этом многие объекты (предприятия, склады, базы, мелкие автохозяйства) по-прежнему находятся в жилых зонах (в том числе в центральной части города) и существенно влияют на санитарно-экологическое состояние жилых микрорайонов.
На сегодняшний момент в городе существует острая необходимость в разработке и принятии нормативно-правового акта, в котором будут определены меры направленные на обеспечение устойчивого развития города и создание безопасной и благоприятной городской среды жизнедеятельности населения на основе рациональной функциональной и планировочной организации использования территории с учётом градостроительных особенностей развития города.
Объектом исследования является департамент строительства и архитектуры мэрии города Новосибирска.
Предметом исследования является политика градостроительства, реализуемая департаментом на территории города Новосибирска.
Целью исследования является совершенствование политики градостроительства, реализуемой департаментом строительства и архитектуры на территории города Новосибирска.
Задачами исследования являются:
В циклическом развитии Новосибирской
градостроительной системы
Содержанием новой градостроительной
политики должно стать формирование
таких правил и норм, при которых
создаются условия и
Данная курсовая работа содержит 3 главы, в первой из которых автором исследована действующая нормативно - правовая база, обеспечивающая функционирование и развитие МО г. Новосибирск, во второй – произведён анализ состояния и составлена модель системы управления МО г. Новосибирск, в третьей – осуществлена разработка управленческого решения, направленного на совершенствование системы управления МО г. Новосибирск .
Процесс управления муниципальным образованием основывается на нормах и правилах принятых в нормативно-правовых актах на уровне РФ, субъекта РФ и местном уровне. Ниже в таблице 1 приведены основные нормативно-правовые акты, обеспечивающие жизнедеятельность МО г. Новосибирска.
Таблица 1 - Основные нормативно-правовые акты, обеспечивающие жизнедеятельность МО г. Новосибирска.
Наименование |
Содержание | |
Конституция РФ |
Определяет гарантии и основы местного самоуправления как самостоятельного института власти в РФ, а также право граждан на осуществление местного самоуправления. | |
Федеральным закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» от 6 октября 2003 года N 131 -ФЗ |
Устанавливает общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, определяет государственные гарантии его осуществления. | |
Федеральный закон «О муниципальной службе в РФ» от 2 марта 2007 №25-ФЗ |
Устанавливает общие принципы организации муниципальной службы и основы правового положения муниципальных служащих в Российской Федерации. | |
Федеральный закон «О финансовых основах местного самоуправления в РФ» от 25 сентября 1997 года № 126-ФЗ |
Определяет основные принципы организации местных финансов, устанавливает источники формирования и направления использования финансовых ресурсов местного самоуправления, основы бюджетного процесса в муниципальных образованиях и взаимоотношения органов местного самоуправления с финансовыми институтами, а также гарантии финансовых прав органов местного самоуправления | |
«Бюджетный кодекс Российской Федерации» от 31 июля 1998 года N 145-ФЗ |
Устанавливает общие принципы бюджетного законодательства Российской Федерации, организации и функционирования бюджетной системы Российской Федерации, правовое положение субъектов бюджетных правоотношений, определяет основы бюджетного процесса и межбюджетных отношений в Российской Федерации, основания и виды ответственности за нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации. | |
Указ Президента Российской Федерации "Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов" от 28 апреля 2008 г. N 607 |
Утверждает перечень показателей эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов | |
Распоряжение Правительства РФ от 11 сентября 2008 г. № 1313-р |
утверждает: перечень дополнительных
показателей для оценки эффективности
деятельности органов местного самоуправления
городских округов и типовую форму доклада
глав местных администраций методику мониторинга
эффективности деятельности органов
местного самоуправления городских
округов и муниципальных методические рекомендации о порядке выделения за счёт бюджетных ассигнований из бюджета субъекта Российской Федерации грантов муниципальным образованиям в целях содействия достижению и (или) поощрения достижения наилучших значений показателей деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов. | |
Наименование |
Содержание | |
Закон Новосибирской области «О местном самоуправлении в НСО» от 11 июня 1997 года N 65-03 |
Обеспечивает сохранение и развитие обычаев и традиций, социально-экономических отношений и связей, устанавливает правовые нормы осуществления местного самоуправления в Новосибирской области как исторически сложившейся формы народовластия. | |
Закон «О бюджетном устройстве и бюджетном процессе в НСО» от 21 мая 2003 года № 110-ОЗ |
Определяет правовые основы функционирования бюджетной системы Новосибирской области, бюджетные полномочия органов государственной власти Новосибирской области, регулирует отношения, возникающие в процессе составления и рассмотрения проекта областного бюджета Новосибирской области, утверждения и исполнения областного бюджета Новосибирской области, контроля за его исполнением, порядок рассмотрения и утверждения бюджета территориального Фонда обязательного медицинского страхования Новосибирской области, отчёта о его исполнении, а также устанавливает основы и порядок регулирования межбюджетных отношений в Новосибирской области. | |
Решение Совета депутатов г.Новосибирска от 17.02.2010 № 1528 |
Определяет бюджет г.Новосибирска на 2010 год и плановый период 2011 по расходной и доходной статьям. | |
Устав города Новосибирска (утвержден решением Совета депутатов г.Новосибирска «Об уставе города Новосибирска» от 5 октября 1995 г. N 74) |
Определяет наиболее важные вопросы организации и осуществления местного самоуправления на территории города Новосибирска | |
Регламент мэрии г.Новосибирска (утвержден Постановлением мэра «Об утверждении Регламента мэрии Новосибирска» от 30 января 2006 №111) |
Определяет и регламентирует структуру мэрии г.Новосибирска и регламентирует правила её работы. | |
Генеральный план города Новосибирска (утвержден решением совета депутатов г.Новосибирска «О Генеральном плане города Новосибирска» от 26 июня 2008 № 484) |
Генеральный план города Новосибирска определяет основные направления территориального планирования города, включающие цели, задачи и мероприятия по их реализации | |
Положение о департаменте строительства и архитектуры мэрии города Новосибирска (утверждено решением Совета депутатов г. Новосибирска от 09 октября 2007 № 705) |
Определяет задачи, функции и права департамента, а так же регламентирует организацию работы департамента и порядок её финансирования |
Перечень приведённых в таблице 1 нормативно-правовых актов, не является исчерпывающим, далее по тексту пояснительной записки будут осуществлены ссылки на нормативно-правовые акты, которые обеспечивают регулирование многообразных аспектов жизнедеятельности МО г. Новосибирска.
Прежде всего, необходимо отметить, что приведённый выше перечень нормативно-правовых актов, регулирующих функционирование и развитие г. Новосибирска, не является абсолютно исчерпывающим. Дело в том, что важные правовые аспекты местного самоуправления содержат также нормы Гражданского, Налогового, Бюджетного кодексов РФ. Ответственность за нарушение прав местного самоуправления установлена Уголовным кодексом РФ, а также Кодексом РФ об административных правонарушениях.
Конституция РФ определяет право граждан на осуществление местного самоуправления, которое обеспечивается самостоятельностью населения в решении вопросов местного значения, самостоятельностью органов, создаваемых населением для этой цели и конституционным запретом на ограничение прав местного самоуправления, обеспечивающимся судебной защитой. Общие исходные принципы организации местного самоуправления, установленные в Конституции России, соответствуют международным стандартам, закреплённым в Европейской Хартии местного самоуправления, которая принята Советом Европы 15 октября 1985 г. 8 октября 2003 года вступил в силу Федеральный Закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Государственной Думой 31 июля принят Федеральный закон № 122-ФЗ от 22.08.2004 г. «О внесении изменений и дополнений в законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Федеральным законом внесены изменения и дополнения, касающиеся ликвидации социальных льгот и «нефинансируемых мандатов», более чем в 154 федеральных законов. Признано утратившими силу 35 законодательных актов.
В Конституции РФ отсутствует чётко очерченное определение понятия местного самоуправления. Хотя оно содержится в ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ».
Специалисты, анализируя
новый закон о местном
Анализ позволяет сделать вывод о том, что принятые федеральные законы не обеспечивают полностью достижения той цели, которая декларировалась на этапе подготовки реформы местного самоуправления и бюджетного устройства. Приходится констатировать, что в последнее время происходит не только сокращение полномочий одного из уровней публичной власти, а именно местного самоуправления, но и попытка в официальных документах такой трактовки полномочий местной власти, в соответствии, с которой эти полномочия сводятся только к предоставлению бюджетных услуг.
В Федеральном законе отсутствуют нормы о приведении в соответствие, с новой редакцией ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», положений, о введении принципиально новых институтов для федерального законодательства. Например: голосования по изменению границ территорий муниципальных образований; введения внешнего административного управления и др.
В Устав города Новосибирска от 5 октября 1995 г. неоднократно вносились изменения для приведения в соответствие в современным законодательством, а так же для учёта замечаний и предложений жителей г. Новосибирска. Устав определяет наиболее важные вопросы организации и осуществления местного самоуправления на территории города Новосибирска. Устав состоит из 11 глав.
Согласно Устава, местное самоуправление в г. Новосибирске – признаваемая и гарантируемая Конституцией Российской Федерации самостоятельная и под свою ответственность деятельность населения города по решению, непосредственно или через органы городского самоуправления, вопросов местного значения, исходя из интересов населения, его исторических и иных местных традиций.
Все земли в пределах городской черты используются по их целевому назначению и в соответствии с земельным и градостроительным законодательством. Органы городского самоуправления в пределах своей компетенции распоряжаются землями, находящимися в муниципальной собственности, предоставляют и изымают земельные участки, контролируют использование земель на территории города, а также осуществляют иные полномочия по регулированию земельных отношений, предусмотренные действующим законодательством.
Устав Новосибирска является очень
проработанным нормативно-
Исходя из реальных процессов протекающих
в социально-экономической
Таблица 2 - Основные проблемы в МО и их характеристика и анализ
Проблемы |
Характеристика проблем |
Пути решения проблем | |
Демографические |
Низкая рождаемость населения, число умерших превышает число родившихся. Продолжается процесс старения населения, происходит сокращение численности населения при чём в большей степени из-за естественной убыли населения |
Указ Президента Российской
Федерации от 09.10.2007 N 1351 «Об утверждении
Концепции демографической Постановление Губернатора Новосибирской области от 29.12.2007 N 539 «О Программе мер по демографическому развитию Новосибирской области на 2008 - 2025 годы» Городская целевая программа «Улучшение демографической ситуации в городе Новосибирске» (принята решением Совета депутатов города Новосибирска от 17.09.2008 N 1059) | |
Занятость населения. |
Уровень безработицы достаточно высокий. На предприятиях мало создается новых рабочих мест, имеет место несоответствие структуры заявок и вакансий (Уровень зарегистрированной безработицы на 2010 год 9,6 % от экономически активного населения) |
«План социально-экономического развития города Новосибирска на 2009 год и плановый период 2010 и 2011 годов» «Программа занятости населения в городе Новосибирске» | |
Уровень жизни населения |
Невысокий уровень жизни населения - значительна экономическая дифференциация (средняя заработная плата в 2009 году составила 15196,6 руб., при чем в сельском хозяйстве - 8720,5 руб., а в финансовой деятельности – 32,137,4) |
«План социально-экономического развития города Новосибирска на 2009 год и плановый период 2010 и 2011 годов» | |
Здравоохранение |
Низкая заработная плата, уравнительная система оплаты труда медицинских работников ослабляют мотивацию в поиске лучших форм и методов оказания медицинской помощи, улучшения её качества; часть специалистов уходит из здравоохранения. Так обеспеченность врачами (физическими лицами) снизилась с 70,6 % в 2001 году до 67,0 % в 2003 году, а медицинскими работниками со средним медицинским образованием соответственно с 59,4% до 58,2%. Остаётся низкой санитарная культура населения. Материально-техническая база здравоохранения ветшает, компьютеризация и оснащение лечебно-профилактических учреждений (далее по тексту ЛПУ) современным медицинским оборудованием недостаточны, что затрудняет внедрение новейших медицинских и управленческих технологий. |
Приказы МЗ РФ от 03.07.2002г. № 210 «О концепции кадровой политики в здравоохранении РФ», от 20.11.2002г. № 350 «О совершенствовании амбулаторно-поликлинической помощи населению РФ», от 23.09.2003г. № 455 «О совершенствовании деятельности органов и учреждений здравоохранения по профилактике заболеваний в РФ», распоряжение правительства РФ от 31.08.2001г. № 1202-р «Концепция охраны здоровья населения РФ» Комплексная целевая программа реализации Стратегического плана устойчивого развития города «Здоровый город» на 2004-2020 гг. Городская целевая программа
«Основные направления | |
Обеспеченность жильём |
Проблема обеспеченности жильём – одна из главных причин снижения рождаемости и возникновения социальных проблем современного общества. В современных условиях большинство молодых семей не имеет финансовой возможности решить жилищную проблему самостоятельно, что отрицательно сказывается на институте семьи, демографической ситуации в обществе. |
Федеральная целевая программа "Жилище" на 2002 - 2010 годы (Постановлением Правительства РФ от 17 сентября 2001 г. N 675) Областная целевая программа «создание механизмов обеспечения жильем молодых семей в Новосибирской области на 2004-2011 годы» (Утверждена постановлением 30 сессии Новосибирского областного Совета депутатов от 27.05.2004) | |
Проблемы |
Характеристика проблем |
Пути решения проблем | |
Преступность |
Число зарегистрированных преступлений в 2009 году по сравнению с 2008 годом снизилась на 2,9 % |
Городская целевая программа «Общественная безопасность в городе Новосибирске» на 2008 - 2010 годы (принята решением Совета депутатов города Новосибирска от 23.12.2004) | |
Экология |
Выбросы вредных веществ в атмосферу в 2009 году составили 98,7 тысяч тонн, объём сточных вод – 64060 тысяч метров кубических (170% к 2002 году) |
Программа по улучшению экологического состояния города Новосибирска на 2006 - 2010 годы (принята решением городского Совета Новосибирска от 25.10.2005 № 108) | |
Развитие транспортно-дорожного комплекса. |
Высокий уровень старения и износа основных фондов. Транспортные коммуникации нуждаются в существенной реконструкции. Низкий технический уровень существующих дорог способствует росту стоимости грузоперевозок, снижению сроков службы автомобильного транспорта, увеличению расходов на техническое обслуживание, повышенному сбросу вредных веществ в атмосферу. Ремонт дорог не приносит ожидаемого результата, так как качество покрытия не соответствует нормативам. На сегодняшний момент одной из главных проблем является перегруженность транспортной сети, пропускная способность которой не соответствует потребностям развивающегося города. |
Городская целевая программа
«Безопасность дорожного | |
Проблемы строительства и предоставления земельных участков |
Практически исчерпан резерв земель, предназначенных для индивидуального жилищного строительства. Ещё одна проблема – противоречия законодательной базы в вопросах землепользования. Мы на практике убедились, что решение проводить обязательный аукцион для отвода участков под строительство оказалось неверным. Аукцион предусматривает большую плату за землю, где тогда ценовая доступность жилья? Во-вторых, в городах сокращается резерв освобождённых площадок, в то же время везде остаётся проблема ветхого и аварийного жилья, которое должно попадать в зону перспективного многоэтажного строительства. Эти противоречия необходимо решать на федеральном уровне1 |
Генеральный план города Новосибирска (утвержден решением совета депутатов г.Новосибирска «О Генеральном плане города Новосибирска» от 26 декабря 2007 № 824) | |
Информатизация |
Для пользования муниципальными служащими мэрии города Новосибирска создано 9 информационных систем, но существует проблема системного представления располагаемой информации, затруднён её поиск |
Концепция информатизации Новосибирской области |
Решение всех указанных проблем в МО г. Новосибирск должно носить системный характер, так как все проблемы взаимозависимы.
Для решения выделенных проблем
в главе 2 необходимо провести анализ
состояния и моделирование
Новосибирск самое крупное муниципальное
образование в Российской Федерации,
крупнейший город Сибири, административный
центр Новосибирской области. В
нём расположено
Постоянное население города – 1391,9 тыс. человек (52,7% населения Новосибирской области). Население агломерации превышает 2 млн. человек, а её доля в валовом региональном продукте Новосибирской области превышает 3/4 и практически целиком определяет тенденции развития областной экономики.
По суммарным показателям
Влияние Новосибирска простирается на всю Сибирь — огромную территорию в 8 млн кв. км. с населением в 26 млн. человек.
В городе Новосибирске, начиная с 1992 года, естественный прирост населения стал отрицательным. Если сохранятся тенденции последних лет, то численность населения города, будет сокращаться. Оптимистический вариант демографического прогноза рассчитан на предположении, что активная демографическая политика государства в форме национальных проектов приведёт к росту рождаемости и процесс снижения численности населения города Новосибирска будет несколько приостановлен.
Ведущим фактором увеличения населения города является миграция. Известно, что и в прошлом город рос благодаря миграции. По данным социологов с 1959 по 1988 год прирост населения составил 555,7 тыс. человек, и половину этого прироста (272,5 тыс. человек) составило положительное сальдо миграции. И хотя, начиная с 90-х годов, миграционная подвижность населения последовательно снижалась, миграционный приток из стран СНГ (в первую очередь из Казахстана), позволил сгладить последствия естественной убыли населения города Новосибирска.
В настоящий период среди мигрантов, прибывающих в город, преобладает молодежь от 17 до 30 лет, причиной перемещений которой является потребность продолжить учёбу или найти работу. Поэтому усиление миграционного потока в будущем тесно связано с развитием рынка труда, а также с состоянием цен на рынках жилья и образовательных услуг.