Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 04:27, курсовая работа
Целью исследования является совершенствование политики градостроительства, реализуемой департаментом строительства и архитектуры на территории города Новосибирска.
Задачами исследования являются:
1. Исследовать действующую нормативно - правововую базу, обеспечивающую функционирование и развитие МО г. Новосибирск: Исследовать нормативно-правовую базу, регулирующую деятельность МО г. Новосибирск; Проанализировать нормативно-правовую базу, регулирующую деятельность МО г. Новосибирск; Выделить и охарактеризовать проблемы МО г. Новосибирск.
2. Проанализировать состояние и составить модель системы управления МО г. Новосибирск: Сделать краткую характеристику МО г. Новосибирск; Составить модель процесса управления МО г. Новосибирск; Выделить индикативные показатели управления развитием МО г. Новосибирск.
3. Предложить управленческое решение, направленное на совершенствование системы градостроительства МО г. Новосибирск: Рассмотреть структуру управления МО г. Новосибирск; Сделать финансово-экономический анализ результатов деятельности МО г. Новосибирск; Разработать управленческое решение по развитию градостроительной системы МО г. Новосибирск.
Таким образом, прогнозируется следующая численность населения города Новосибирска:2
к 2015 году - 1490 тыс. человек;
к 2030 году - 1700 тыс. человек.
Новосибирск – крупнейший транспортный узел Западной Сибири, расположенный на пересечении Западно-Сибирской железной дороги; автомобильных дорог федерального значения Челябинск – Иркутск («Байкал») и Новосибирск – Ташанта (Чуйский тракт); воздушных трасс международного, федерального и регионального значения, судоходной реки Обь.
Такое положение обусловило статус Новосибирска как центрального скрепляющего звена всего экономического пространства сибирских территорий, звена между главными экономическими и демографическими гигантами Евразии — Европой и странами Азиатско-Тихоокеанского региона. Сейчас город является срединной географической точкой на карте между угольным Кузбассом с юга и нефтегазодобывающими районами с севера, между промышленными городами с запада и востока, располагается на перекрестке важнейших магистралей западно-восточного и южного направлений, по которым осуществляются транспортно-экономические связи российских регионов.
Другим важнейшим фактором социально-экономического развития Новосибирска является промышленность. Эвакуированные в годы Великой Отечественной войны в Новосибирск фабрики и заводы из европейской части России превратили город в один из крупнейших индустриальных центров страны. Сегодня основу промышленного потенциала Новосибирска составляют более 220 крупных и средних предприятий большинства отраслей современного производства. Основные из них: металлургия, металлообработка и машиностроение (44%), электроэнергетика (27%), производство строительных материалов, лёгкая, медицинская, химическая, деревообрабатывающая и полиграфическая промышленность.
В таблице 3 представлена динамика основных
социально-экономических
Таблица 3 - Основные социально-экономические показатели г. Новосибирска, млн.руб.
2009 (отчёт) |
2010 (оценка) |
2011 (прогноз) |
2012 (прогноз) |
2013 (прогноз) | |
Число предприятий и организаций, единиц |
131977 |
134808 |
133500 |
134000 |
135000 |
Оборот розничной торговли |
71200,2 |
72600,0 |
75500,0 |
80000,0 |
86400,0 |
Объем платных услуг населению |
56601,2 |
64142,6 |
72523,3 |
81992,7 |
93324,1 |
Инвестиции в основной капитал |
58348,3 |
62262,3 |
71802,1 |
83821,1 |
99671,7 |
Новосибирск – крупнейший центр академической науки в азиатской части России, в нём сосредоточен мощный научный потенциал четырёх академий наук: Сибирское отделение Российской академии наук, Сибирское отделение Российской академии сельскохозяйственных наук, Сибирское отделение Российской академии медицинских наук, отделение Академии архитектурных наук.
С 1957 года – с момента создания Сибирского отделения Российской академии наук (СО РАН) – фундаментальная и прикладная наука в Новосибирске является одним из основных градообразующих факторов. Ядро научного центра – Академгородок, включающий комплекс научно-исследовательских, опытно-конструкторских, производственных организаций академии наук, а также объекты инфраструктуры и социальной сферы. Всего в городе 131 научное учреждение.
С 2001 года Новосибирск – полноправный член международной организации Всемирная ассоциация технополисов (ВАТ) – единственный из российских городов.
Новосибирск располагает обширной
сетью образовательных
Новосибирск обладает огромным творческим потенциалом и по праву считается культурным центром Сибири. В городе работают многочисленные творческие союзы и объединения, более 150 учреждений культуры, свыше 700 творческих коллективов, 8 профессиональных театров.
Сегодня Новосибирск – это крупный современный город со всеми признаками и элементами мегаполиса, с развитой инженерной инфраструктурой, транспортной сетью, включая метрополитен, коммунальным хозяйством и жилым фондом, с разветвлённой сетью социальных объектов, обеспечивающих нормальную жизнедеятельность города.
Важнейшим приоритетом развития города Новосибирска является обеспечение качественно нового уровня социального и экономического развития. Улучшение демографической ситуации на территории области за счёт системы мер, направленной на снижение смертности, стимулирование рождаемости, эффективную миграционную политику. В экономической сфере важно создать условия для развития инновационного сектора экономики, высокотехнологичных производств, ускоренной модернизации действующих производств, развития значительно более высокими темпами транспортно-дорожного комплекса, логистической инфраструктуры, развития жилищно-строительного комплекса с использованием современных строительных технологий.
Указ Президента Российской Федерации "Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов" от 28 апреля 2008 г. N 607 и утверждает перечень из 30-ти показателей, по которым будет осуществляться анализ эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов. Но в рамках данной работы анализ будет произведён по выборочным показателям.
Для системного управления развитием муниципального образования необходимо выделить ту группу показателей, воздействуя на которые можно существенно повлиять на прогнозируемый конечный результат. В таблице 6 выделены показатели двух основных направлений развития МО.
Таблица 6
Система показателей для управления муниципальным образованием
№ |
Наименование показателя |
Порядок расчёта |
Значение |
Характеристика показателя |
Оценка уровня жизни и благосостояния жителей МО | ||||
1. |
Рождаемость |
Пр = Чр/Чн |
Пр - Показатель количества рожденных на 1000 жителей за год или иной период Чр - Число рожденных за период Т Чн - Численность населения приведенная к тысячи |
Демографический потенциал МО |
2. |
Смертность |
Пс = Чс/Чн |
Пс - Показатель смертности на 1000 жителей за год или иной период Чр - Число рожденных за период Т Чн - Численность населения приведенная к тысячи |
Демографический потенциал МО |
3. |
Прирост населения |
Пн = Чк/Чн* 100 |
Пн - Показатель прироста населения за год или иной период в % Чр - Численность населения на конец года или периода Т. Чн - Численность населения на начало года или периода Т. |
Демографический потенциал МО |
4. |
Баланс полов населения |
Бп = Чм/Чн*100 |
Бп - Баланс полов доля мужчин в общей численности в % Чм- Численность мужского населения за год или периода Т Чн - Численность населения за год или периода Т. |
Баланс населения МО по половому признаку |
5. |
Уровень образованности |
Уо=Чв/Чн*100 |
Уо - Уровень образованности населения МО Чв - Численность с высшим образованием Чн - Численность населения общая в МО |
Уровень образованности населения МО |
6. |
Привлекательность жизни в МО |
Пп= Чу / Чн* 100 |
Пп - Показатель привлекательности жизни в МО % Чв - Численность уехавших из МО Чн - Численность населения общая в МО. Или Чв - Численность прибывших в МО Чн - Численность населения общая в МО |
Привлекательность жизни МО. |
7. |
Трудовой потенциал |
Тп=Чтн/Чн*100 |
Тп - Трудовой потенциал МО Чтн - Численность трудоспособного населения Чн- Численность населения общая в МО |
Трудовой потенциал в МО |
8. |
Доходы населения |
Дн = SДж |
Дн - Среднедушевой доход на 1 человека в МО SДж - Сумма доходов на одного жителя МО, определяется методами исследования по группам населения. Учитываются все виды доходов |
Уровень благосостояния населения МО |
9. |
Уровень благосостояния |
Кб= Дн/Пм |
Кб - Коэффициент благосостояния жителя МО Дн - Среднедушевой доход на 1 человека в МО Пм - Прожиточный минимум (расчетный) |
Соотношение среднедушевого дохода и прожиточного минимума |
10 |
Доля населения со среднедушевым доходом ниже прожиточного минимума |
Пн = Чсд/Чн*100 |
Пн - Доля населения со среднедушевым доходом ниже прожиточного минимума Чсд - численность населения со среднедушевым доходом в МО Чн - Численность населения общая в МО |
Уровень жизни населения и уровень социальной напряженности |
№ |
Наименование показателя |
Порядок расчета |
Значение |
Характеристика показателя |
Оценка экономического потенциала МО | ||||
1. |
Доля бюджета от аренды и продажи земли |
Дбз=Дап/Бмо*100 |
Дбз - Доля доходов в бюджете от операций по земле Дап - доходы от аренды или продажи земли. Бмо - Бюджет МО |
Доля доходов от аренды и продажи в собственных доходах МО |
2. |
Потенциал роста бюджета |
SДбз=SДба+SДбп |
SДбз - максимально возможный доход бюджета от операций с землей SДба - возможный доход бюджета от аренды SДбп - возможный доход бюджета от продажи |
Перспектива роста бюджета за счет операций с землей |
3. |
Доля бюджета от операций с недвижимостью МО |
Дбн=Дон/Бмо*100 |
Дбн - Доля доходов в бюджете от операций с муниципальной недвижимостью Дон - доходы от операций с недвижимостью Бмо - Бюджет МО |
Доля доходов от аренды и продажи в собственных доходах МО |
4. |
Доля собственных доходов в бюджете МО |
Дсд=Дсд/Бмо*100 |
Дсд - Доля собственных доходов в бюджете МО Дсд- собственные доходы в бюджет МО Бмо-Бюджет МО |
Уровень обеспеченности бюджета - соотношение собственных и дотационных средств |
5. |
Бюджетная обеспеченность населения |
Днб = Бмо/Чн |
Днб - доход населения из бюджета на одного жителя МО Бмо- Бюджет МО Чн - Численность населения МО |
Определяет бюджетную обеспеченность населения МО |
6. |
Дефицит бюджета |
Бд=Дмо-Рмо/Рмо |
Бд - Дефицит (профицит) бюджета МО Дмо – Доходы МО Рмо - расходы МО |
Определяет дифицит или профицит бюджета МО |
7. |
Долговая нагрузка на бюджет |
Дн=SОД/ Бмо |
Дн - Долговая нагрузка SОД - Сумма долговых обязательств и % выплат Бмо - Бюджет МО |
Определяет зависимость бюджета МО |
8. |
Доля расходов на здравоохранение |
Дрбз=Рбз/Бмз*100 |
Дрбз - Доля расходов бюджета на здравоохранение. Рбз - Расходы бюджета на здравоохранение Бмо - Бюджет МО |
Определяет бюджетную возможность обеспечения услугами здравоохранения в МО |
9. |
Доля расходов на образование |
Дрбо=Рбо/Бмо*100 |
Дрбз - Доля расходов бюджета на образование Рбз - Расходы бюджета на образование Бмо - Бюджет МО |
Определяет бюджетную возможность обеспечения образовательными услугами в МО |
10. |
Доля расходов на ЖКХ |
Држкх=Ржкх/Бмо* 100 |
Држкх- Доля расходов бюджета на ЖКХ Ржкх - Расходы бюджета на образование Бмо - Бюджет МО |
Определяет бюджетную возможность обеспечения услугами ЖКХ в МО |
11. |
Инвестиционная активность |
Иа=Vи / Чн |
Иа - Инвестиционная активность в МО/ Vb - Обьем инвестиций в МО Чн - Численность населения МО |
Обеспеченность каждого жителя инвестициями в развитие МО |
12. |
Доля бюджета за счет инвестиций |
Дби=Ни/Бмо*100 |
Дби - Доля доходов в бюджете за счет нвестиций Ни - Обьем налогов от инвестиций в МО Бмо - Бюджет МО |
Процент бюджета за счет инвестиций в развитие МО |
13. |
Уровень безработицы |
Пб=Кб/Чтн*100 |
Пб- Процент безработных в МО Кб- Количество безработных на бирже труда Чтн - Численность трудоспособного населения |
Занятость населения |
14. |
Занятость населения |
Пзн=Чз/Чтн*100 |
Пзн - Процент занятости населения Чз - Численность занятых трудом в МО Чтн - Численность трудоспособного населения |
Рост занятости трудового населения |
15. |
Прирост объема в промышленности |
Поп = Vфп/Vп*100 |
Поп - Процент прироста пром производства Vф-Фактический объем промышленного производства в МО Vп- План объемов промышленного производства в МО |
Динамика роста промышленного производства |
16. |
Прирост объема в с/хозяйстве |
Пос = Vфс/Vпс*100 |
Пос - Процент прироста сельскохозяйственного производства Vфс - Фактический объем сельскохозяйственного производства в МО Vпc - Плановый объемов с/х производства в МО |
Динамика
роста промышленного производст |
Для расчёта оценочных показателей благосостояния жителей используется учётно-статистическая информация МО, а именно:
В том числе:
а) в материальном производстве;
б) в непроизводственной сфере:
в том числе:
а) в материальном производстве;
б) в непроизводственной сфере.
Из всех предложенных показателей для управления выбирают только те, которые требуют регулирования и воздействия на сам объект и его компоненты, и которые в конечном итоге обеспечат реализацию главной цели развития МО к таким показателям можно отнести:
В сфере градостроительства необходимо учитывать:
Кроме того, Указ Президента Российской
Федерации "Об оценке эффективности
деятельности органов местного самоуправления
городских округов и
Таким образом, формируя базовую теоретическую модель управления МО необходимо точно определить компоненты входящие в эту модель и выбрать и обосновать систему оценочных показателей для определения состояние объекта управления и возможность его развития на ближайшую и дальнюю перспективу.
Мэрия является органом местного самоуправления, осуществляющим исполнительно-распорядительные функции в рамках компетенции. Мэрия осуществляет свои полномочия в соответствии с Конституцией Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и Новосибирской области, Уставом города Новосибирска, решениями городского Совета, постановлениями и распоряжениями мэра (далее по тексту – муниципальными правовыми актами). Деятельностью мэрии руководит мэр на принципах единоначалия. Мэр в пределах полномочий издаёт правовые акты в виде постановлений и распоряжений, обязательные для исполнения на территории города. Структура мэрии разрабатывается мэром и утверждается решением городского Совета.3 В структуру мэрии входят мэр, первые заместители мэра, заместители мэра, отраслевые (функциональные) и территориальные органы мэрии (рисунок 1).