Франчайзинг, как способ финансирования бизнеса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2013 в 21:13, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является исследование франчайзинга, как способа финансирования бизнеса.
Предмет исследования - франчайзинг. Объект курсовой работы – это франчайзинг и российский бизнес.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Определить историю становления франчайзинга в зарубежных странах и Росиии;
Выявить понятийный аппарат и виды франчайзинга;
Рассмотреть последовательность, условия и стоимость франчайзинга;
Раскрыть проблемы и обозначить перспективы развития франчайзинга в России.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Теоретические аспекты франчайзинга
(история становления, понятийный аппарат, виды франчайзинга)
Глава 2. Особенности применения франчайзинга как способа финансирования бизнеса
(последовательность франчайзинга, условия и стоимость франчайзинга, проблемы и пути их решения)
Заключение
Список использованных источников и литературы

Файлы: 1 файл

курсовая франчайзинг.docx

— 80.21 Кб (Скачать файл)

 

Оглавление

Введение

Глава 1. Теоретические аспекты франчайзинга  

(история  становления, понятийный аппарат,  виды франчайзинга)

Глава 2. Особенности применения франчайзинга как способа финансирования бизнеса 

(последовательность  франчайзинга, условия и стоимость  франчайзинга, проблемы и пути  их решения)

Заключение

Список  использованных источников и литературы

 

Введение

Переход к рыночной экономике в  России повлек за собой различных  форм предпринимательства, причем особенно актуальной стала проблема становления  малого бизнеса. Учитывая всю сложность  организации собственного дела традиционным путем, идет активный поиск новых  моделей предпринимательской деятельности. За последние годы появилось огромное количество предприятий, работающих под  марками широко известных отечественных  и зарубежных компаний. Поскольку  очевидно, что создание сети филиалов или представительств потребовало  бы гораздо более длительного  периода времени и значительных инвестиций, которые в последние  годы имели явную тенденцию к  сокращению, можно предположить, что  в данном случае имеет место какой-то новый способ организации бизнеса, позволяющий российским предприятиям использовать известные торговые марки. Данным способом является франчайзинг.

Можно утверждать, что франчайзинг, в настоящее время является одним  из самых эффективных инструментов, позволяющих повысить эффективность  малого бизнеса. Он дает возможность  объединить достоинства малого и  крупного бизнеса. Предприятия, получая  передовые технологии и поддержку  на основе франчайзинга, становятся более  конкурентоспособными.

В настоящее время на американском рынке франчайзинг охватывает свыше 50 отраслей - от Интернета до банковского  дела, представляя собой в каждом случае, способ распределения товаров или услуг, по которому индивид (франчайзи) получает от другого индивида (франчайзера) право использования торговой марки и операционной системы в обмен на право контроля со стороны франчайзера и определенные выплаты (роялти).

Любое малое предприятие может  придумать свой бренд, зарегистрировать его, но, чтобы он засиял на рыночном небосклоне восходящей звездой, нужно  вложить немалые средства в создание и пропаганду торговой марки. Необходима широкая рекламная компания, участие в выставках, активная работа коммивояжеров. Это многим малым предприятиям сейчас не по карману. Малым предприятиям проще приобрести права на использование солидного товарного знака в рамках франчайзинга. В этом случае крупная компания-франчайзор предоставляет малому предприятию необходимое оборудование и технологию, организует обучение персонала, а оно обязуется использовать торговую марку только этой компании, независимо, от того, где оно находится - в России или Америке.

Как показывает зарубежная и отечественная  практика, главное преимущество франчайзинга – снижение количества рисков, поэтому  в промышленно развитых странах  франшизными типами бизнеса в  основном занимаются физические лица и малые предприятия, которые  экономически активны и сами непосредственно  участвуют в управлении своими точками (даже если их несколько).

Франчайзинг в настоящее время  получает все большее распространение  в России и нуждается в выработке  комплексного знания о нем. Все это  определяет актуальность и значимость выбранной темы.

Целью данной работы является исследование франчайзинга, как способа финансирования бизнеса.

Предмет исследования  - франчайзинг.

Объект курсовой  работы – это франчайзинг и российский бизнес.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

  • Определить историю становления франчайзинга в зарубежных странах и Росиии;
  • Выявить понятийный аппарат и виды франчайзинга;
  • Рассмотреть последовательность, условия и стоимость франчайзинга;
  • Раскрыть проблемы и обозначить перспективы развития франчайзинга в России.

Первая глава курсовой работы посвящена  раскрытию понятийной базы исследуемой  темы, характеристики видов франчайзинга и развитию франчайзинга в истории.

Вторая глава заключается в  исследовании механизма формирования взаимодействий между франчайзером и франчази, а также рассмотрению правового регулирования франчайзинга за рубежом и в России, а также  проблемы и перспективы франчайзинга в России

Информационной базой курсовой работы послужили: нормативно-правовые акты, учебники, учебные пособия, по теме исследования, материалы периодической  печати, ресурсы сети Интернет.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Теоретические  аспекты франчайзинга: история становления, понятийный аппарат, виды франчайзинга.

    1. История становления

В английском языке в XX веке от термина franchise были образованы производные  слова для обозначения понятий, связанных с новым явлением предпринимательской  деятельности: franchising, franchiser, franchisee.

Франчайзинг - это такая  организация бизнеса, в которой  компания (франчайзер) передает независимому человеку или компании (франчайзи) право  на продажу продукта и услуг этой компании. Франчайзи обязуется продавать  этот продукт или услуги по заранее  определенным законам и правилам ведения бизнеса, которые устанавливает  франчайзер. В обмен на осуществление  всех этих правил франчайзи получает разрешение использовать имя компании, ее репутацию, продукт и услуги, маркетинговые  технологии, экспертизу, и механизмы  поддержки. Таким образом, выполнение правил не является недостатком, наоборот, следование правилам означает, что  франчайзи имеет прекрасную возможность  сделать прибыль и понять выгодность своего вложения. Чтобы получить такие  права, франчайзи делает первоначальный взнос франчайзеру, а затем выплачивает  ежемесячные взносы. Это своего рода аренда, потому что франчайзи никогда  не является полным владельцем товарного  знака, а просто имеет право использовать товарный знак на период выплаты ежемесячных  взносов. Суммы этих взносов оговариваются  во франчайзинговом договоре (контракте) и являются предметом переговоров. Франчайзинговый пакет (полная система  ведения бизнеса, передаваемая франчайзи) позволяет соответствующему предпринимателю  вести свой бизнес успешно, даже не имея предварительного опыта, знаний или  обучения в данной области.[1]

Возникновение франчайзинга как формы  ведения предпринимательской деятельности берет начало в средневековой  Англии. Понятие «франшиза» в то время означало передачу прав от имени  короля. Примером является учреждение системы гильдии в Лондонском Сити XII века или продажа королем представителям знати прав взимать налоги и другие сборы на определенной территории в обмен, например, на вербовку солдат для королевской армии. Даже сейчас в Великобритании существуют древние франшизы, дающие право проводить ярмарки, содержать рынки, предоставлять паромы, мосты и сооружать броды через реки и водные потоки [2].

Известен пример английских пивных пабов (баров). В начале XIХ века в Англии происходили социальные волнения, причиной которых было большое распространение алкогольных напитков. Власти приняли решение об ограничении продажи алкогольных напитков, предоставив право продавать их только владельцам постоялых дворов, купивших у властей лицензию. Большинство владельцев не имело на это средств. Этой системой прекрасно воспользовались пивовары, предоставляя владельцам постоялых дворов заем или сдавая в аренду имущество, а взамен получая рынок сбыта своего пива и других спиртных напитков. Тем самым образовывалась система пивных пабов, или «связанных домов», в которой использовались основные принципы франчайзинга.

В средневековой  Британии король предоставлял баронам право собирать налоги на определенных территориях  в обмен на различные услуги, например такие, как обязанность поставлять солдат для армии.

Свободным людям, или гражданам  городов, было разрешено (дана франшиза) продавать свои товары на территории города на рынках и ярмарках. Эти  элементы права, или привилегий, позволяющие  эксплуатировать положение на определенной территории за плату, формировали основу франчайзинга в течение нескольких веков.

В других же странах, например в США  и Австралии, «франшиза» истолковывалась  как передача прав государственной  властью.

В истории британской экономики  есть примеры торговой практики, напоминающей франчайзинг.

В начале ХIХ века первым примером франчайзинга в США явилось законодательное  предоставление исключительных прав частному бизнесу на эксплуатацию предприятий  общественного пользования, таких, как железные дороги и банки. В  свою очередь, государство оставляло  за собой право контролировать их деятельность. Предоставление правительством данных исключительных прав стимулировало  частный бизнес вкладывать значительные капитальные вложения в развитие предприятий общественного пользования  и позволило относительно быстро развивать эти предприятия без  привлечения государственных фондов [3].

Однако подлинной родиной франчайзинга считают США второй половины XIX века. В США с 50-х годов XIX века франчайзинг нашел наиболее широкое распространение. В это время в США производителям товаров были предоставлены исключительные права. А если совсем точно, то 1863 год, когда компания «Зингер», названная по имени изобретателя ставших всемирно известными швейных машинок, не имея средств для найма большого количества персонала, способного охватить обширную территорию, стала взимать плату с розничных продавцов этих машинок в обмен на право работать на определенной территории и осуществлять послепродажное обслуживание на ограниченной территории. Эти первые франшизы по своей сути были действующими дистрибьюторскими соглашениями с дополнительными обязанностями франчайзи (дилера) обслуживать машины по требованию.

Инициатором производства безалкогольных напитков в системе франчайзинга стала «Coca-Cola» (1886). А затем ее примеру  последовали«Pepsi», «Dr.Pepper» и «RoyalCrown»[4]. В данном случае, независимому предприятию передается патентованный сироп или концентрат, либо правона производство фирменного напитка и его сбыт на определенной территории.

В начале ХХ века производители автомобилей  также стали использовать принципы франчайзинга для увеличения сбытовой сети. Аналогичная система была разработана в 1898 году компанией «Дженерал Моторс» (GeneralMotors). Компания, не имея достаточного капитала, организовала систему продажи двигателей и автомобилей через систему франчайзинга. Оптовый торговец приобретал право продавать продукцию только этой фирмы на определенной территории. Ему гарантировались постоянные поставки продукции и защита от сторонних конкурентов. Франчайзер не имел права предоставлять другим лицам комплекс исключительных прав для их использования на закрепленной за франчайзи территории, а также должен был воздерживаться от собственной аналогичной деятельности на этой же территории.

Франчайзи, в свою очередь, не имел права реализовывать продукцию  конкурентов, должен был вкладывать в дело часть своих средств, а  также поддерживать репутацию компании и высокий уровень обслуживания. Эта система продажи автомобилей  действует и по сей день.

В 1920-х годах в США идея франчайзинга как формы ведения бизнеса  сместилась в сторону отношений  «оптовик - розничный продавец». Оптовый  продавец (или франчайзер) давал  возможность небольшим розничным  торгующим организациям получать дополнительную выгоду от многочисленных скидок, использовать марку торговой фирмы и при  этом сохранять свою независимость.

С 1930 году в США после кризиса в экономике нефтеперерабатывающие компании перешли на систему управления своими заправочными станциями как франчайзинговыми единицами. Сдавая в аренду бензоколонки франчайзи, нефтеперерабатывающие компании получали ренту и имели возможность популяризировать имидж компании, в то время как франчайзи могли устанавливать цены в соответствии с местными условиями. В результате значительно вырос уровень продаж машинного топлива и, соответственно, увеличилась прибыль.

В начале века систему франчайзинга использовали производители для

расширения  рынка сбыта. Но позже их примеру  последовали независимые оптовые  и розничные фирмы для того, чтобы конкурировать с корпоративными торговыми предприятиями «цепного»  подчинения (управляемых одной фирмой) [5]. Так, например, несколько объединившихся фармацевтических предприятий создали  сеть аптечных магазинов под единым названием «Рексолл», предоставив  затем им право на использование  наименования фирмы и на продажу изделий со своей торговой маркой.

Дальнейшее распространение франчайзинг  получил в 40–60-х годах ХХ века, после принятия в США Федерального закона о товарных знаках (1946),который закрепил:

– концепцию товарного знака;

– распространение товарного знака  не только на товары, но и на услуги;

– возможность передачи товарного  знака владельцем другому лицу в лицензионное пользование;

– права владельца и его обязательство  контролировать качество товаров

(услуг), продаваемых лицензиатами под  данным торговым знаком.

Услуги, товары повседневного спроса, закусочные быстрого обслуживания, прачечные, химчистки и бакалейные магазины, сети гостиниц и отелей ит.д. стали  основой бизнеса для большинства  фирм, работающих по системе франчайзинга.

В конце 1940-х годов братья Макдональд, владельцы небольшого придорожного кафе, решили улучшить обслуживание клиентов и увеличить доход. С этой целью  они сократили число наименований блюд до трех, стандартизировали технологию их приготовления и унифицировали  рецептуру. Такая реорганизация  значительно повысила эффективность  и снизила затраты, а единообразное  меню «МакДональдс» (McDonald's) создало  новое поколение клиентов, которые  знали, что в любом ресторане  «МакДональдс» их ждут быстрое обслуживание и привычный набор блюд.

Вплоть до 1950-х годов большинство  компаний, использовавших франчайзинговую  систему, рассматривали франчайзинг  как эффективный метод распределения продукции и услуг. Это примеры традиционного франчайзинга, или франчайзинга первого поколения. Бум франчайзинга 1950-х годов относится ко второму поколению франшиз, известных как «бизнес-формат франшизы».

Говоря о франчайзинге, нельзя забывать сеть ресторанов Subway, ставшую настоящей классикой франчайзингового бизнеса. В июле 1965 года 17-летний Фред Де Люк на пару с Питером  Баком открыл свой первый киоск по продаже сандвичей, а в  конце 1987 компаньоны отмечали открытие 1000-ного ресторана Subway. Сегодня эта сеть насчитывает 30 000 ресторанов в 87 странах мира.

В странах Европы, по оценке специалистов, наилучшие перспективы ожидают  сферы образования и обучающих  продуктов, служб быстрой доставки, офисного обслуживания, чистки и машинной стирки, розничной торговли (особенно специализированной), бытового обслуживания [6].

Информация о работе Франчайзинг, как способ финансирования бизнеса