Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2013 в 21:13, курсовая работа
Целью данной работы является исследование франчайзинга, как способа финансирования бизнеса.
Предмет исследования - франчайзинг. Объект курсовой работы – это франчайзинг и российский бизнес.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Определить историю становления франчайзинга в зарубежных странах и Росиии;
Выявить понятийный аппарат и виды франчайзинга;
Рассмотреть последовательность, условия и стоимость франчайзинга;
Раскрыть проблемы и обозначить перспективы развития франчайзинга в России.
Введение
Глава 1. Теоретические аспекты франчайзинга
(история становления, понятийный аппарат, виды франчайзинга)
Глава 2. Особенности применения франчайзинга как способа финансирования бизнеса
(последовательность франчайзинга, условия и стоимость франчайзинга, проблемы и пути их решения)
Заключение
Список использованных источников и литературы
Франчайзинг в России - явление относительно новое, и в русском языке не существует общепринятой терминологии для описания данной деятельности.
В Советском Союзе франчайзинг,
разумеется, не развивался, так как
государством был взят курс на уничтожение
частной собственности и
Еще в период существования СССР (с 1972 году) по договору с корпорацией «Пепсико» ряд советских предприятий производили прохладительные напитки («Пепси-Колу» и «Фанту») из сиропов и концентратов корпорации в соответствии со стандартами и под ее торговой
маркой.
Франчайзинг в России развивается
с начала 1990-х годов, когда появились
несколько отечественных
Она специализировалась на производстве и реализации оборудования для изготовления хрустящего картофеля и мини-пекарен. Непосредственно франчайзингом «Дока» занялась в июне 1993 года. В этом же году она стала членом Международной франчайзинговой ассоциации (IFA).
Позднее возникли и успешно действуют франшизные сети российских
компаний, такие как «Русское бистро», «Русская трапеза», «Золотой цыпленок» (сеть закусочных быстрого обслуживания), «Хлебное дело», «Партнер» (детское питание), «Синий кристалл»(прачечные), «Модный трикотаж» (розничная торговля), «1С» (электронные программные продукты) и некоторые другие [8].
В начале 1990-х годов ряд российских фирм начали использование в своей деятельности различных форм франчайзинга. В Санкт-Петербурге это, например, «Петербургеры», «Русская трапеза», «Золотой цыпленок» и другие.
Некоторые считают годом рождения российского франчайзинга 1993 год, когда компания «БаскинРобинс» (BaskinRobins) продала первую франшизу в России.
В это же время в 1993 году в Санкт-Петербурге при содействии фонда Евразия по линии USAID (Агентство США по международному развитию) была создана первая франчайзинговая ассоциация — Фонд развития науки, техники и франчайзинга. Инициаторами создания такого фонда стали Международный центр экономики, науки и техники, Общество научно-технических знаний.
1996 год консультантами «
Российская ассоциация франчайзинга (РАФ) была создана в 1997 году.
Председатель Совета директоров — Александр Майлер. Ассоциация является членом WorldFranchiseCouncil — Всемирного Совета по франчайзингу. РАФ занимается содействием в продвижении бизнеса членов ассоциации и их интересов перед государственными и прочими организациями, популяризацией франчайзинга. Организовывает и принимает участие в тематических выставках и конференциях, издает путеводители по франчайзингу, ведет онлайн-каталог франшиз «Вселенная франчайзинга». Членами ассоциации является более 40 компаний.
На начало 2009 года в стране работало порядка 450 франчайзеров. В течение почти 10 лет рост их числа происходил плавно, однако, начиная с 2004 года, отмечается бурное развитие франчайзинга, и, соответственно, увеличение количества франшиз. Распределение по сферам бизнеса в целом повторяет ситуацию в Украине: торговля (46%), общепит (22%), услуги (32%).
Самыми известными в России франчайзинговыми компаниями являются Subway, Ростик’с / KFC, Росинтер (бренды «IL Патио» и «Планета Суши»), Мастерфайбр, SELA, Savage, крупные нефтяные компании (джобберские сети). Многие российские франчайзеры имеют собственные и франчайзинговые объекты в других странах.
1.2. Понятийный аппарат, виды франчайзинга
Франчайзинг - явление объективное, которое сложилось исторически и прочно закрепилось в развитых странах под воздействием объективных потребностей экономического развития [7].
В мировой практике франчайзинг известен давно. Однако в наше время, несмотря на французское имя «франчайзинг» представляет собой чисто американский феномен.
В
настоящее время в России уже
никого не удивить товарами и услугами,
обозначенными известнейшими
За последние несколько лет все больше предприятий, функционирующих на российском рынке, заявляют о желании использовать франчайзинг для развития своего бизнеса. В ближайшие годы франчайзинг может стать одним из наиболее эффективных методов выхода предприятия на региональный рынок России. Франчайзинг доказал свою эффективность и интенсивно развивается благодаря высокой степени выживаемости франшизных предприятий.
По своей сущности франчайзинг представляет собой систему взаимоотношений, заключающуюся в возмездной передаче одной стороной (фирмой, имеющей, как правило, ярко выраженный имидж и высокую репутацию на рынке товаров и услуг) другой стороне (фирме или индивидуальному частному предпринимателю) своих средств индивидуализации производимых товаров, выполняемых работ или оказываемых услуг (товарный знак или знак обслуживания, фирменный стиль), технологии ведения бизнеса и другой коммерческой информации, использование которой другой стороной будет содействовать росту и надежному закреплению на рынке товаров и услуг. При этом передающая сторона обязуется оказывать содействие в становлении бизнеса, обеспечивать техническую и консультационную помощь. Приобретающая права сторона производит платежи за право использования в предпринимательской деятельности исключительных прав франчайзера и оказываемые услуги, целью которых является поддержка франчайзи.
Правообладатель имеет право передавать свои права неограниченному числу лиц с правом или без права дальнейшей передачи, что должно быть отражено в договоре. Использование передаваемых франчайзером прав не лишает франчайзи юридической самостоятельности, однако в целях сохранения своей репутации франчайзер наделяется контрольными функциями в части использования пользователем переданных прав и исполнения стандартов ведения деятельности. Корпоративные стандарты должны быть разработаны франчайзером и являются предметом франшизы, то есть всего пакета предложений, являющихся предметом договора.
Франчайзинг предполагает собой длительные и стабильные отношения партнеров, что позволяет обеспечить предсказуемость развития системы и дает возможность установления длительных перспективных целей. На стадии разработки, безусловно, возникают определенные трудности, так как вся система договорных отношений должна быть приведена к единому смыслу и выработана единая корпоративная философия ведения бизнеса. И это, естественно, требует изменения стереотипов мышления у всех без исключения сотрудников фирмы франчайзера, только после этого можно серьезно говорить о франчайзинге [3, 24].
В основе построения системы франчайзинга лежит соглашение (договор), в соответствии с которым одно лицо (франчайзер) предоставляет другой стороне (франчайзи) в обмен на вознаграждение право использовать принадлежащие франчайзеру права на интеллектуальную собственность (товарные знаки, технологии и т.д.). И франчайзерами, и франчайзи являются зарегистрированные в соответствии с правом той или иной страны субъекты рынка.
Франчайзинг - организация бизнеса, в которой компания (франчайзер) передает независимому человеку или компании (франчайзи) право на продажу продукта или услуги от имени этой компании. Франчайзи обязуется продавать этот продукт или услугу по заранее определенным законам и правилам ведения бизнеса, которые устанавливает франчайзер.
Во франчайзинговом процессе принимают участие, по меньшей мере, две стороны, между которыми заключен договор франчайзинга (франшиза).
Первая сторона - франчайзер (правообладатель) — является владельцем исключительных прав: товарного знака, фирменного стиля, патента, идеи, авторского права. Он предлагает продать партнеру (франчайзи) право на использование своей торговой марки, обучение, использование своих технологий, а также распространение своих товаров.
Вторая сторона – франчайзи — юридическое лицо, стремящееся создать собственное предприятие на основе рентабельной формулы бизнеса. Франчайзи осуществляет свою деятельность под товарным знаком франчайзера, использует его репутацию на рынке и по своему стилю идентифицируется с франчайзером. За пользование правами франчайзера и оказываемую поддержку франчайзи производит определенные платежи.
Франчайзинговая компания (франчайзи) осуществляет свою деятельность на договорных отношениях с компанией-изготовителем товаров или услуг (франчайзером). В обмен на преимущества надежно и успешно работающей компании, имеющей известную торговую марку и свою методику ведения бизнеса, франчайзи отдает франчайзеру часть своей прибыли и работает под его маркой. Необходимо подчеркнуть, что оба партнера — и франчайзер, и франчайзи юридически независимы [13].
Предприниматель может начать использовать франчайзинг в качестве метода развития бизнеса на своем предприятии, если:
Обязательные признаки классического франчайзинга:
Если хотя бы один из этих признаков отсутствует, то это уже не франчайзинг, а лицензионный договор на право использования бренда или отношения с элементами франчайзинга [6].
В зависимости от направления можно выделить следующие виды франчайзинга:
При товарном франчайзинге товар попадает к потребителю в том виде, в каком он был изготовлен франчайзером, а торговая марка, имеющая широкую известность, становится гарантией качества. Франчайзи, как правило, осуществляет послепродажное их обслуживание. Франчайзером при данном виде франчайзинга выступает производитель. Основным передаваемым правом является право на использование товарного знака франчайзера.
Франчайзинг товара не нашел широкого применения в торговле. Такого рода отношения в большинстве случаев выгодны франчайзеру, так как они обеспечивают ему продвижение товарного знака, расширение системы сбыта и непрерывную связь с потребителем через систему сбыта. Поскольку в большинстве случаев для торговых предприятий важное значение имеет ассортиментная политика, торговля избранным товаром не является эффективной.
2. Производственный франчайзинг - компания, поставляющая франчайзи оборудование, рецептуру и право пользования товарным знаком и общим рекламным фондом при производстве и сбыте продукции с обязательным условием контроля качества со стороны франчайзи.
Производственный франчайзинг используется изготовителем для расширения производства своих товаров и их продвижения на новые рынки (возможен выпуск продукции под известной торговой маркой или осуществление заключительной технологической обработки продукции). Товар, производимый во всех регионах, не должен отличаться друг от друга.
3. Сервисный франчайзинг используется организациями сферы обслуживания для выхода на новые рынки и построения единой разветвленной сети. Представляет собой нечто среднее между двумя указанными выше видами. Активно развивается в косметологии, парикмахерских, бытовых услугах, туристическом бизнесе, в области недвижимости и образовательной деятельности. Франчайзи предоставляется право заниматься определенным видом деятельности под торговой маркой франчайзера. Франчайзер имеет ряд запатентованных прав, которые на основании договора передаются франчайзи.
4. Деловой франчайзинг характеризуется выдачей лицензии франчайзи на товарный знак (знак обслуживания) и предполагает способ ведения розничной торговли товарами с использованием ноу-хау франчайзера. Как правило, франчайзер осуществляет поставку необходимого сырья и материалов для изготовления продукта.
Информация о работе Франчайзинг, как способ финансирования бизнеса