Франчайзинг, как способ финансирования бизнеса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2013 в 21:13, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является исследование франчайзинга, как способа финансирования бизнеса.
Предмет исследования - франчайзинг. Объект курсовой работы – это франчайзинг и российский бизнес.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Определить историю становления франчайзинга в зарубежных странах и Росиии;
Выявить понятийный аппарат и виды франчайзинга;
Рассмотреть последовательность, условия и стоимость франчайзинга;
Раскрыть проблемы и обозначить перспективы развития франчайзинга в России.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Теоретические аспекты франчайзинга
(история становления, понятийный аппарат, виды франчайзинга)
Глава 2. Особенности применения франчайзинга как способа финансирования бизнеса
(последовательность франчайзинга, условия и стоимость франчайзинга, проблемы и пути их решения)
Заключение
Список использованных источников и литературы

Файлы: 1 файл

курсовая франчайзинг.docx

— 80.21 Кб (Скачать файл)

 

      1. Регистрация договора коммерческой концессии

Договор франчайзинга подлежит государственной  регистрации.

      1. Регистрация договора коммерческой концессии в налоговом органе

Она осуществляется в налоговом органе по месту регистрации правообладателя, а если правообладатель - иностранное  лицо, то по месту регистрации пользователя. Порядок регистрации договоров  коммерческой концессии (субконцессии) утвержден ПРИКАЗОМ МИНИСТЕРСТВА ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ от 12 августа 2005г. №105н. Перечень документов, которые нужно представить, включает:

• заявление о регистрации договора франчайзинга, подписанное заявителем;

• документ, подтверждающий полномочия заявителя на совершение действий, связанных с регистрацией договора;

• копию документа, подтверждающего статус каждой из сторон договора в качестве юридического лица или индивидуального предпринимателя;

• три экземпляра договора (прошитых, с пронумерованными листами, без подчисток, приписок, зачеркнутых слов или иных неоговоренных исправлений);

• два экземпляра описи представленных документов.

      1. Регистрация договора коммерческой концессии в федеральной службе по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам

Если  по договору коммерческой концессии  передается право использования  объекта, охраняемого в соответствии с патентным законодательством (например, товарный знак, патент на изобретение  и т. п.), договор регистрируется в  Федеральной службе по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам РФ в соответствии с Приказом Роспатента от 29 апреля 2003. №64 «О Правилах регистрации договоров о передаче исключительного права на изобретение, полезную модель, промышленный образец, товарный знак, знак обслуживания, зарегистрированную топологию интегральной микросхемы и права на их использование, полной или частичной передаче исключительного права на программу для электронных вычислительных машин и базу данных» с изменениями от 11 декабря 2003.

Следует отметить, что некоторые ведущие  специалисты по франчайзингу критикуют  сам факт наличия главы 54, считая, что строгие, не всегда оправданные  регламентации сдерживают развитие франчайзинга в России, особенно международные  контакты. В отличие от общепринятой мировой практики в 54 главе применена новая терминология: франчайзинг называется «коммерческая концессия», франчайзор–«правообладатель», франчайзи–«пользователь». Это вносит некоторые неудобства в развитии международного франчайзинга. Конспективно критика некоторых положений главы 54 сводится к следующему:

1) Двойная регистрация договоров (в Роспатенте и Регистрационной палате) коммерческой концессии (статья 1028) является ничем не оправданной мерой, так как совершенно непонятно к каким нежелательным последствиям приводит отсутствие регистрации договоров в налоговых инспекциях. Требование регистрации в патентном ведомстве договоров коммерческой концессии абсолютно оправдано. По мнению автора такой регистрации вполне достаточно, так как все франшизные договора содержат элементы, касающиеся передачи права на использование товарного знака.

2) Статья 1034 «Ответственность правообладателя по требованиям, предъявляемым к пользователю», констатирующая субсидиарную ответственность франчайзора по предъявляемым к франчайзи требованиям, нарушает основной принцип системы франчайзинга - независимость франчайзора и франчайзи. Наличие субсидиарной ответственности в значительной мере уменьшает преимущества развития в форме франчайзинга по сравнению с развитием путем создания собственных корпоративных предприятий.

3) Положение статьи 1035 о праве франчайзи на заключение нового договора с франчайзором по истечении срока предыдущего договора на тех же условиях противоречит необходимости развития франшизной системы, так как условия через 5-10 и более лет могут существенно измениться. Следует отметить, что приведенные выше недостатки главы 54 ГК РФ хотя и создают некоторые неудобства в развитии франшизных систем в России, но пока на практике не являются существенным препятствием для предпринимателей. Российская ассоциация франчайзинга разработала предложения по изменениям и дополнениям в главу 54 ГК РФ, которые снимают указанные выше негативные положения. Эти предложения обсуждены и одобрены многими франшизными компаниями, работающими на российском рынке. Все необходимые документы по корректировке главы 54 ГК РФ были обсуждены на парламентских слушаниях и совещаниях в заинтересованных министерствах и ведомствах России. Однако дальнейшее продвижение указанных предложений находится вне компетенции Ассоциации франчайзинга (2).

Таким образом, несмотря на стремительное развитие франчайзинга, в российском законодательстве понятия договора франчайзинга не существует. Отсутствуют и нормативные акты, описывающие франчайзинговые отношения.

Обязательства правообладателя (франчайзера) ипользователя (франчайзи) прописаны в Гражданском кодексе Российской Федерации.

При разработке соглашения франчайзинга необходимо также руководствоваться Законом Российской Федерации «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров». Настоящим Законом регулируются отношения, возникающие в связи с правовой охраной и использованием товарных знаков, знаков обслуживания и наименований мест происхождения товаров [2].

В гражданском законодательстве договору франчайзинга соответствует договор коммерческой концессии. Участниками договора франчайзинга могут быть только коммерческие организации и индивидуальные предприниматели.

В настоящее время во франчайзинговом сообществе не выработано единого мнения по вопросам законодательного регулирования франчайзинга.

Таким образом, франчайзинг представляет собой организацию бизнеса, в которой компания (франчайзер) передает независимому человеку или компании (франчайзи) право на продажу продукта или услуги от имени этой компании.

Система отношений во франчайзинге носит взаимозависимый характер и формируется на основе поддержки и содействия франчайзера. Такой подход к формированию системы отношений не только помогает франчайзи добиться успеха, но и определяет получение франчайзером роялти.

Франчайзинг для многих начинающих предпринимателей может стать хорошей возможностью организации собственного дела и в последствии способствует снижению количества рисков. Однако использование чужого товарного знака и методик и ведения бизнеса предполагает одновременно и соблюдение определенных правил.

В ряде зарубежных странсуществует специальное законодательство по франчайзингу. В российском же законодательстве понятия договора франчайзинга не существует. Отсутствуют и нормативные акты, описывающие франчайзинговые отношения. В России франчайзинговая деятельность регламентируется только коммерческой концессией. В гражданском законодательстве договору франчайзинга соответствует договор коммерческой концессии.

 

 

 

 

Заключение

Франчайзер и франчайзи связаны другом с другом системой договоров, в основе которых лежит франшиза. Это контрольная лицензия, выданная одним лицом (франчайзером) другому лицу (франчайзи), которая устанавливает между франчайзером и франчайзи специфическую систему взаимоотношений.

Франчайзинг, как экономический инструмент и как вид предпринимательской деятельности имеет достоинства и недостатки. Наиболее важными из достоинств, является то, что франчайзинг позволяет значительно расширить рынок сбыта стандартного, хорошо известного потребителю товара, сохраняя, при этом, независимость франчайзи, как предпринимателя. Очень важно то, что франчайзинг позволяет резко расширить возможности малого бизнеса, предоставив ему многие возможности крупных предприятий. Тем самым этот экономический инструмент резко повышает выживаемость предприятий малого бизнеса. Наиболее существенными недостатки связаны со стандартностью товара и ограничениями в ведении бизнеса. Франчайзинг снижает конкуренцию, что приводит к снижению качества товара. В конечном итоге франчайзинговая система менее гибка, по сравнению с крупными корпорациями и, тем более с предприятиями малого бизнеса.

Франчайзинг - чрезвычайно перспективный вид предпринимательства: если в обычном бизнесе из 100 возникающих предприятий в итоге выживает не более 10, то из 100 франшизных будет успешно работать 90, что немаловажно и с точки зрения создания новых рабочих мест.

Опыт зарубежных стран свидетельствует о том, что успешное развитие экономики в значительной степени определяется интеграцией крупных и малых компаний, которые являются основными элементами системы зарубежной экономики. Крупные фирмы привносят в эту систему стабильность и управляемость, а малый бизнес, формирующий конкурентную среду, обеспечивает гибкость и индивидуализацию производства, за рубежом эту форму деятельности считают не только полезной, но и престижной. Очевидно, что усиление взаимодействия крупного и малого бизнеса необходимо и для успешного развития России.  

Франчайзинг процветает, потому что в нем сочетается стимул личного владения с управленческим и техническим мастерством крупного бизнеса. Для предпринимателей франчайзинг предлагает краткий путь к росту, так как они получают готовое дело. Для франчайзи франчайзинг дает возможность быстрого расширения. Франчайзи растет, позволяя предпринимателям финансировать его рост через продажу франшиз.

Не распространенность франчайзинга в России не связана с какой-либо спецификой страны, а объясняется крайней ограниченностью знаний в этой области не только у широких слоев населения, но и у специалистов, предпринимателей, т.е. слабая подготовка предпринимателей, которые могли бы выступить организаторами франчайзинговых систем (франчайзерами) и работать в этих системах в качестве франчайзи.

Развитие франчайзинга в России не находит должной поддержки на государственном уровне. Первое, что тормозит развитие франчайзинга - российское законодательство. Если в зарубежных странах этот вид деятельности не требует никаких официальных оформлений и регистраций, то согласно Гражданскому кодексу РФ договор о коммерческой концессии необходимо регистрировать в Роспатенте, что приводит к возникновению бюрократических проволочек. Помимо этого, отсутствует необходимая законодательная база. США только на федеральном уроне создано около сотни законов, так или иначе касающихся франчайзинга, в то время как в России отсутствует даже закон о франчайзинге.

Тем не менее, несмотря на наличие отдельных тормозящих факторов, франчайзинг в России уже успешно развивается. Все больше предпринимательских кругов обращается к использованию этой эффективной формы ведения бизнеса. Однако значение его для российской экономики переоценить сложно: для франчайзера - это один из самых быстрых и эффективных способов создания новых независимых предприятий, объединенных в единую систему, для франчайзи - развивать свой собственный бизнес на базе проверенной бизнес-модели, а для государства - это эффективный инструмент поддержки малого и индивидуального предпринимательства, а следовательно, и развития всей российской экономики. Развитие франчайзинга в России будет проходить все большими темпами, поэтому не следует упускать шанс обойти своих конкурентов уже сейчас.

За последние 10 лет на российский рынок вышли и успешно функционируют такие известные западные франшизные системы, как «Baskin Robbins», «English First», «Carlo Pazolini», «Kodak», «Sbarro», «Subway», «Xerox» и др. Тем не менее, компании, желающие развивать франчайзинговые отношения в России, должны учитывать, что здесь не развита инфраструктура бизнеса, поэтому потребность в финансовых ресурсах здесь выше, что препятствует развитию франчайзинга. Российским франчайзи целесообразно использовать региональный фрнчайзинг и субфранчайзинг.

Перспективы развития франчайзинга в России самые благоприятные. В последнее время намечается тенденция ускоренного развития и распространения франшизного метода ведения бизнеса.

Тем не менее, к сожалению можно констатировать, что темпы развития франчайзинга в России относительно невелики по сравнению с развитыми странами.

Подводя итог всему сказанному можно смело утверждать, что франчайзинг, как вид бизнеса достаточно интересен и перспективен в России. Он может развиваться как отечественная система, так и при участии зарубежных фирм и предпринимателей.


Информация о работе Франчайзинг, как способ финансирования бизнеса