Функции финансовой системы в классической теории финансов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2015 в 18:26, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – рассмотреть функции финансовой системы в рамках классической теории.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть понятие финансовой системы в классической теории финансов с точек зрения различных авторов;
- проанализировать различные точки зрения на функции финансовой системы;
- охарактеризовать функции образования денежных фондов на примере бюджетных и внебюджетных фондов РФ;
- охарактеризовать функции расходования денежных фондов на примере бюджетных и внебюджетных фондов РФ.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретические основы финансовой системы………………………....5
1.1 Понятие финансовой системы в классической теории финансов……5
1.2 Анализ точек зрения на функции финансовой системы………13
Глава 2. Характеристика отдельных функций финансовой системы……17
2.1. Функции образования денежных фондов на примере бюджетных
и внебюджетных фондов ……………………………………………………….17
2.2. Функции расходования денежных фондов на примере бюджетных
и внебюджетных фондов РФ …………………………………………………...28
Заключение ………………………………………………………………………35
Список литературы……………………………………………………………....37
Приложения……………………………………………………………………...

Файлы: 1 файл

курсовая финансы.docx

— 248.50 Кб (Скачать файл)
  • формирование денежных фондов (доходов);
  • использование денежных фондов (доходов);
  • контроль.

Ни одной из приведенных выше категорий не присущи эти функции (кроме контрольной) и именно поэтому первые две функции выражают общественное назначение категории государственных финансов.

Но при этом устойчивое формирование доходов государства и их эффективное использование обеспечиваются соответствующей организацией контроля.

Что в целом соответствует мнению М.В. Романовского относительно функций финансов.

Г.В. Крафт выделяет четыре функции финансовой системы. Наряду с уже упомянутой распределительной (перемещение финансовых ресурсов во времени и пространстве) и информационной (ценовая информация согласовывает между собой независимые финансовые решения, принимаемые в различных секторах экономики для их оптимизации на основе оценки активов, эта функция обеспечивает альтернативность финансовых решений), отмечаются расчетно-платежная функция и управление риском.

Г.В. Крафт отмечает, что финансовая система дает возможность выполнять клиринговые операции и осуществлять платежи такими способами, которые стимулируют обмен товарами, услугами и активами.

Одна из важнейших функций финансовой системы заключается в обеспечении людей и фирм эффективными способами совершения платежей в процессе приобретения товаров и услуг: чеками, кредитными карточками, электронными платежными системами.

Эта функция направлена на то, чтобы ускорить расчетный процесс.

Также расчетно-платежная функция может способствовать минимизации риска, посредством применения аккредитивов, особенно в межгосударственном обмене [12, c.84].

Управление риском как функция рождается из распределительной, поскольку перенесение во времени и пространстве финансовых ресурсов приводит к перенесению рисков. Причем перенесение риска может осуществляться и без движения финансовых ресурсов (путем страховых контрактов, гарантий, кредитованием с регрессов, использованием производных ценных бумаг).

Данная функция обеспечивает защиту интересов инвесторов и стабильность экономики. Характеризуется поливариантностью приемов:

- избежание риска;

- предотвращение ущерба;

- принятие риска;

- перенос риска, осуществляемого  методами хеджирования, страхования и диверсификации [12, c. 84].

Таким образом, можно сделать следующие выводы:

Финансы выступают одновременно и экономической, и исторической категорией, они возникают вместе с государством и изменяются вместе с ним. Сущность финансов, закономерности их эволюции, сфера действия и роль в процессе общественного воспроизводства определяются природой государства и его функциями.

В общем виде финансовая система определяется как совокупность взаимосвязанных между собой сфер и звеньев финансовых отношений. И ее функциональность определяется набором функций категории «финансы».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Характеристика отдельных функций финансовой системы 

Как было отмечено в предыдущей главе финансовой системе приписывается большое количество функций, однако, по мнению М.В. Романовского, финансам как экономической категории можно установить две довольно обширные функциональные сферы:

- формирование денежных  фондов,

- использование денежных  фондов. [31, c.31].

Рассмотрим указанные процессы на примере бюджетных и внебюджетных фондов Российской Федерации.

 

2.1. Функции  образования денежных фондов  на примере бюджетных и внебюджетных  фондов РФ

 

В настоящий момент в рамках бюджетной системы Российской Федерации можно увидеть следующие фонды:

- Дорожные фонды,

- Инвестиционный  фонд;

- Резервный фонд;

- Фонд национального  благосостояния [8].

В целях решения проблемы приведения дорожной сети в нормативное состояние и реформирования системы финансирования дорожного хозяйства Федеральным законом от 6 апреля 2011 года №68-ФЗ внесены изменения в Бюджетный кодекс РФ и ряд других законодательных актов, предусматривающие создание системы дорожных фондов.

В статье 179.4 БК РФ указано, что дорожный фонд - часть средств бюджета, подлежащая использованию в целях финансового обеспечения дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог общего пользования, а также капитального ремонта и ремонта дворовых территорий многоквартирных домов, проездов к дворовым территориям многоквартирных домов населенных пунктов [1].

Основным источником наполнения дорожных фондов определены акцизы на автомобильное топливо. Законодательством Российской Федерации также установлена возможность привлечения значительного количества неналоговых источников. Для Федерального дорожного фонда в Бюджетном кодексе установлено 10 неналоговых источников. При создании региональных дорожных фондов субъекты Российской Федерации в принятые законодательные акты о создании региональных дорожных фондов включили более 32 различных неналоговых источников.

Основными источниками формирования региональных дорожных фондов определены: объем доходов от акцизов на автомобильное топливо, ранее поступавших в доходы региональных бюджетов (по ставке более 2 рублей за литр) и дополнительные доходы этих бюджетов, полученные за счет дополнительного увеличения ставок акцизов на 1 рубль за 1 литр с 1 января 2012 года и транспортный налог [21].

Федеральным законом от 30 ноября 2011 г. № 361-ФЗ в Бюджетный кодекс Российской Федерации внесен ряд новых положений, расширяющих источники формирования дорожных фондов и уточняющих возможность использования ассигнований региональных дорожных фондов для капитального ремонта и ремонта дворовых территорий многоквартирных домов, проездов к дворовым территориям многоквартирных домов населенных пунктов.

В состав источников формирования дорожных фондов включены:

- средства от уплаты  неустоек, убытков, другие средства, связанные с неисполнением участниками  торгов законодательства о закупках, и подрядчиками – условий государственных  контрактов;

- плата по соглашениям  об установлении сервитутов на  земельные участки в полосах  отвода дорог для строительства  и капитального ремонта объектов  сервиса, установки рекламы, прокладки  или переустройства коммуникаций [21].

По состоянию на 1 января 2014 года объем бюджетных ассигнований Федерального дорожного фонда (без учета бюджетных ассигнований Инвестиционного фонда Российской Федерации) по уточненной росписи составил 523,1 млрд. рублей (с учетом увеличения бюджетных ассигнований на сумму не использованных в 2012 году ассигнований Федерального дорожного фонда в сумме 41,2 млрд. рублей), кассовое исполнение составило 502,6 млрд. рублей (96,1%) [16, с. 66].

Федеральный дорожный фонд начал функционировать с 2011 года. В 2011 году законодательными актами во всех субъектах Российской Федерации созданы региональные дорожные фонды субъектов Российской Федерации. В целом к дорожным фондам относятся Федеральный дорожный фонд, дорожные фонды субъектов Российской Федерации и муниципальные дорожные фонды.

Согласно статье 179.2 БК РФ инвестиционный фонд - часть средств бюджета, подлежащая использованию в целях реализации инвестиционных проектов, осуществляемых на принципах государственно-частного партнерства.

К инвестиционным фондам относятся Инвестиционный фонд Российской Федерации и инвестиционные фонды субъектов Российской Федерации (региональные инвестиционные фонды) [1].

В целом с начала реализации проектов Фонда (2006 год) за счет средств частных инвесторов выполнено работ в объеме 589,7 млрд. рублей, а за счет средств государственной и муниципальной поддержки – 213,3 млрд. рублей (рис. 3).

Таким образом, в среднем по проектам на один бюджетный рубль привлечено около трех рублей частных инвесторов.

 

 

Рис. 3. Объем привлеченных инвестиций (освоенных средств)

в рамках проектов Фонда (млрд. рублей)

Деятельность Фонда позволяет решать и социальные задачи. Так, в ходе реализации проектов Фонда создано порядка 165 тыс. новых рабочих мест. В 2013 году в проекты Фонда привлечено свыше 57,3 млрд рублей средств частных инвесторов, а освоение бюджетных средств составило порядка 25,1 млрд. рублей [16, с. 68].

Резервный фонд является частью средств федерального бюджета. Фонд призван обеспечивать выполнение государством своих расходных обязательств в случае снижения поступлений нефтегазовых доходов в федеральный бюджет.

Резервный фонд способствует стабильности экономического развития страны, уменьшая инфляционное давление и снижая зависимость национальной экономики от колебаний поступлений от экспорта невозобновляемых природных ресурсов.

Резервный фонд фактически заменил собой Стабилизационный фонд Российской Федерации. В отличие от Стабилизационного фонда Российской Федерации помимо доходов федерального бюджета от добычи и экспорта нефти источниками формирования Резервного фонда также являются доходы федерального бюджета от добычи и экспорта газа [22].

Максимальный размер Резервного фонда закреплен на уровне 10 % прогнозируемого на соответствующий финансовый год объема валового внутреннего продукта Российской Федерации.

Нефтегазовые доходы федерального бюджета формируются за счет:

- налога на добычу полезных  ископаемых в виде углеводородного  сырья (нефть, газ горючий природный, газовый конденсат);

- вывозных таможенных  пошлин на нефть сырую;

- вывозных таможенных  пошлин на газ природный;

- вывозных таможенных  пошлин на товары, выработанные  из нефти.

Другим источником формирования Резервного фонда являются доходы от управления его средствами.

После формирования нефтегазового трансферта в полном объеме нефтегазовые доходы поступают в Резервный фонд.

Нормативная величина Резервного фонда утверждается федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период в абсолютном размере, определенном исходя из 10 % прогнозируемого на соответствующий год объема валового внутреннего продукта. После наполнения Резервного фонда до указанного размера нефтегазовые доходы направляются в Фонд национального благосостояния [22].

Фонд национального благосостояния является частью средств федерального бюджета. Фонд призван стать частью устойчивого механизма пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации на длительную перспективу. Целями Фонда национального благосостояния являются  обеспечение софинансирования добровольных пенсионных накоплений граждан Российской Федерации и обеспечение сбалансированности (покрытие дефицита) бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации [22].

По состоянию на 1 января 2014 года объем Резервного фонда составил 2 859,7 млрд. рублей, ФНБ – 2 900,6 млрд. рублей, по состоянию на 1 августа 2014 года объемы суверенных фондов достигли каждый по 4,3% к прогнозному объему ВВП на 2014 год (рис. 4) [16, с. 114].

 
Рис. 4. Объемы Резервного фонда и ФНБ

Общее реформирование системы финансов РФ, начатое в 1990-е годы, привело к появлению нового звена государственных финансов – внебюджетных фондов (экономических и социальных). Статус внебюджетных фондов к настоящему времени сохранили только государственные внебюджетные социальные фонды. Поскольку государственные внебюджетные фонды предназначены для целевого использования, то обычно в названии фонда указана цель расходования средств. Необходимость образования государственных внебюджетных фондов обусловлена переходом Росси с начала 1990-х годов к рыночным отношениям, сопровождающимся экономическим кризисом, снижением уровня жизни населения [20, c.196].

Первые государственные внебюджетные фонды были созданы в 1992 году. При их образовании ставились задачи:

- разгрузить бюджет от  существенной доли социальных  расходов;

- вывести из-под контроля  законодательных органов власти  значительные финансовые ресурсы, предоставив их в полное распоряжение  исполнительных органов власти. Для решения этих задач государственные  внебюджетные социальные фонды  были законодательно выведены  из бюджетной системы страны. В 1998 г. был принят Бюджетный кодекс, зафиксировавший государственные  социальные внебюджетные фонды  как важнейший элемент бюджетной  системы страны.

Государственный внебюджетный социальный фонд – это фонд денежных средств, образуемый вне федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ и предназначенный для реализации конституционных прав граждан на социальное обеспечение по возрасту, болезни, инвалидности, в случае потери кормильца, рождения и воспитания детей, охрану здоровья и получение бесплатной медицинской помощи.

В состав государственных социальных внебюджетных фондов включаются:

Информация о работе Функции финансовой системы в классической теории финансов