Функции финансовой системы в классической теории финансов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2015 в 18:26, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – рассмотреть функции финансовой системы в рамках классической теории.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть понятие финансовой системы в классической теории финансов с точек зрения различных авторов;
- проанализировать различные точки зрения на функции финансовой системы;
- охарактеризовать функции образования денежных фондов на примере бюджетных и внебюджетных фондов РФ;
- охарактеризовать функции расходования денежных фондов на примере бюджетных и внебюджетных фондов РФ.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретические основы финансовой системы………………………....5
1.1 Понятие финансовой системы в классической теории финансов……5
1.2 Анализ точек зрения на функции финансовой системы………13
Глава 2. Характеристика отдельных функций финансовой системы……17
2.1. Функции образования денежных фондов на примере бюджетных
и внебюджетных фондов ……………………………………………………….17
2.2. Функции расходования денежных фондов на примере бюджетных
и внебюджетных фондов РФ …………………………………………………...28
Заключение ………………………………………………………………………35
Список литературы……………………………………………………………....37
Приложения……………………………………………………………………...

Файлы: 1 файл

курсовая финансы.docx

— 248.50 Кб (Скачать файл)

1. государственные внебюджетные  фонды РФ (Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования  РФ, Федеральный фонд обязательного  медицинского страхования).

2. государственные внебюджетные  фонды субъектов РФ (территориальные  фонды обязательного медицинского  страхования).

В организационном отношении государственные внебюджетные социальные фонды – это самостоятельные финансово-кредитные организации [20, c.196].

Пенсионный фонд РФ — это централизованный фонд государства, обеспечивающий формирование и распределение финансовых ресурсов в целях пенсионного обеспечения граждан РФ.

Цель Пенсионного фонда РФ состоит в пенсионном обеспечении граждан России. Пенсионный фонд включает в себя как централизованный фонд, так и его региональные и местные отделения [19].

Согласно ст. 17 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ, формирование бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации происходит за счет:

- страховых взносов;

- средств федерального бюджета;

- сумм пеней и иных финансовых  санкций;

- доходов от размещения (инвестирования) временно свободных средств обязательного  пенсионного страхования;

- добровольных взносов физических  лиц и организаций, уплачиваемых  ими не в качестве страхователей  или застрахованных лиц;

- средств выплатного резерва  для осуществления выплаты накопительной  части трудовой пенсии по старости;

- средств пенсионных накоплений  застрахованных лиц, которым назначена  срочная пенсионная выплата;

- иных источников, не запрещенных  законодательством Российской Федерации.

Межбюджетные трансферты из федерального бюджета, предоставляемые бюджету Пенсионного фонда Российской Федерации на финансовое обеспечение валоризации величины расчетного пенсионного капитала, включаются в общий объем доходов и общий объем расходов бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации.

Средства бюджета Пенсионного фонда РФ являются федеральной собственностью, не входят в состав других бюджетов и изъятию не подлежат [2].

В 2013 г. доходы бюджета Пенсионного фонда России составили 6 388,4 млрд. руб. (9,6 % ВВП), в том числе 4,3 % ВВП в качестве средств переданных Федеральным бюджетом РФ [17].

Структура доходов по исполнению Пенсионного Фонда в 2014 г. представлена на рис. 5 [22].

Фонд социального страхования и Фонды обязательного медицинского страхования как всеми признаками внебюджетных фондов, как и Пенсионный фонд РФ.

 

Рис. 5. Структура доходов Пенсионного фонда России, 2014 г.

Фонд социального страхования РФ – централизованный фонд денежных ресурсов общегосударственного назначения, обеспечивающий работающих граждан гарантированными государственными пособиями по социальному страхованию при временной нетрудоспособности. К рискам наступления временной нетрудоспособности относятся: заболевания, беременности и роды, материнства, несчастных случаев на производстве и т.д. [20, c.213].

Фонд социального страхования Российской Федерации управляет средствами государственного социального страхования Российской Федерации.

Средства Фонда социального страхования Российской Федерации согласно ст. 7. Постановления Правительства РФ от 12.02.1994 № 101 (ред. от 15.05.2014) «О Фонде социального страхования Российской Федерации» образуются за счет [4]:

- страховых взносов работодателей (администрации предприятий, организаций, учреждений и иных хозяйствующих  субъектов независимо от форм  собственности);

- страховых взносов граждан, занимающихся индивидуальной трудовой  деятельностью и осуществляющих  трудовую деятельность на иных  условиях;

- доходов от инвестирования  части временно свободных средств  Фонда в ликвидные государственные  ценные бумаги и банковские  вклады;

- добровольных взносов  граждан и юридических лиц; поступления  иных финансовых средств, не запрещенных  законодательством;

- ассигнований из федерального  бюджета на покрытие расходов, связанных с предоставлением  льгот (пособий и компенсаций) лицам, пострадавшим вследствие чернобыльской  катастрофы или радиационных  аварий на других атомных объектах  гражданского или военного назначения  и их последствий, а также в  других установленных законом  случаях;

- прочих поступлений.

Особенностью  исполнения  бюджета  Фонда  социального  страхования  является  то,  что  в  практике  его  расчётов  с  плательщиками  страховых  взносов широко  применяются  взаимозачёты.

Доходы бюджета Фонда  социального  страхования в 2013 г. доходы снизились до 0,9% ВВП [17].

Структура доходов по исполнению Фонда социального страхования РФ в 2014 г. представлена на рис. 6 [22].

Рис. 6. Структура доходов ФСС, 2014 г.

Фонды обязательного медицинского страхования (ФОМС) представляют собой централизованные источники финансовых ресурсов для целей медицинского страхования для целей социальной защиты населения. [20, c.225].

Согласно статье 21 Федерального закона от 29 ноября 2010 г. № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» средства обязательного медицинского страхования формируются за счет [3]:

1. доходов от уплаты:

- страховых взносов на обязательное медицинское страхование;

- недоимок по взносам, налоговым платежам;

- начисленных пеней и  штрафов;

2. средств федерального  бюджета, передаваемых в бюджет  Федерального фонда в случаях, установленных федеральными законами, в части компенсации выпадающих  доходов в связи с установлением  пониженных тарифов страховых  взносов на обязательное медицинское  страхование;

3. средств бюджетов субъектов  Российской Федерации, передаваемых  в бюджеты территориальных фондов  в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации;

4. доходов от размещения  временно свободных средств;

5. иных источников, предусмотренных  законодательством Российской Федерации.

За  период  2010-2013  гг. произошло существенное увеличение объема бюджета фонда с 0,2% ВВП в 2010 г. до 1,6% ВВП в 2013 г [17].

Таким образом, можно сделать следующие выводы.

Фонды, формирующиеся как часть федерального бюджета Российской Федерации, и внебюджетные фонды имеют при своем создании конкретную цель, которая закрепляется законодательно и реализовывается. Финансовые источники для реализации этих целей также фиксируются законодательно, формируются в бюджеты и расходуются согласно целям.

 

 

2.2. Функции  расходования денежных фондов  на примере бюджетных и внебюджетных  фондов РФ

 

Как уже было указано бюджетные фонды, создаются с определенной целью, что позволяет обозначить очень четкие направления расходования.

Рассмотрим расходные статьи фондов, формирующихся в рамках Федерального бюджета РФ.

Порядок формирования и использования бюджетных ассигнований дорожного фонда субъекта Российской Федерации (за исключением городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) должен предусматривать направление бюджетных ассигнований на проектирование, строительство, реконструкцию автомобильных дорог общего пользования (за исключением автомобильных дорог федерального значения) с твердым покрытием до сельских населенных пунктов, не имеющих круглогодичной связи с сетью автомобильных дорог общего пользования, а также на их капитальный ремонт и ремонт в размере не менее 5 процентов объема бюджетных ассигнований дорожного фонда субъекта Российской Федерации, а также на погашение задолженности по бюджетным кредитам на строительство, ремонт и содержание дорог – не более 20 % объема ассигнований дорожного фонда; и предоставление местным бюджетам бюджетных кредитов, а также субсидий:

- субсидии на капитальный  ремонт и ремонт дорог населенных  пунктов - не менее 5% ассигнований  дорожного фонда,

- субсидии на капитальный  ремонт и ремонт дворовых территорий, проездов к дворовым территориям  населенных пунктов - не менее 5% ассигнований  дорожного фонда [21].

В 2013 году было использовано 96,1% полученных средств. Не использованные в 2013 году бюджетные ассигнования Федерального дорожного фонда в соответствии с положениями пункта 3 статьи 179.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации направляются на увеличение бюджетных ассигнований Федерального дорожного фонда в 2014 году [16, c.68].

В рамках Инвестиционного фонда принимаются на реализацию проекты, которые и служат направлениями расходования средств согласно его целевой установке. С учетом ранее принятых расходных обязательств в 2013 году продолжена реализация 12 проектов, имеющих общегосударственное значение, и 32 региональных проектов [16, c.69].

Средства Резервного фонда могут использоваться на финансовое обеспечение нефтегазового трансферта и досрочное погашение государственного внешнего долга.

Средства Фонда национального благосостояния могут быть использованы на софинансирование добровольных пенсионных накоплений граждан России и обеспечение сбалансированности (покрытие дефицита) бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации. Объем средств Фонда национального благосостояния, направляемых на указанные цели, устанавливается федеральным законом о федеральном бюджете на очередной год и плановый период [22].

В 2013 году средства Резервного фонда не использовались, а средства Фонда национального благосостояния в сумме 5,9 млрд. рублей направлены на софинансирование пенсионных накоплений застрахованных лиц, уплативших дополнительные страховые взносы на накопительную часть трудовой пенсии [16, c.114].

Расходы государственных внебюджетных фондов осуществляются исключительно на цели, определенные законодательством РФ, включая законодательство о конкретных видах обязательного социального страхования (пенсионного, социального, медицинского) в соответствии с бюджетами фондов, утвержденными федеральными законами, законами субъектов РФ [20, c.198-199].

Статья 18 «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ определяет расходование средств бюджета Пенсионного фонда России. Все средства Фонда имеют целевое назначение и направляются на [2]:

- выплату в соответствии с  законодательством Российской Федерации  и международными договорами  Российской Федерации страхового  обеспечения по обязательному  пенсионному страхованию, перевод  средств в сумме, эквивалентной  сумме пенсионных накоплений, учтенной  в специальной части индивидуального лицевого счета застрахованного лица, в негосударственный пенсионный фонд, выбранный застрахованным лицом для формирования накопительной части трудовой пенсии;

- доставку пенсий, выплачиваемых  за счет средств бюджета Пенсионного  фонда Российской Федерации;

- финансовое и материально-техническое  обеспечение текущей деятельности  страховщика (включая содержание  его центральных и территориальных  органов);

- уплату гарантийных взносов  в фонд гарантирования пенсионных  накоплений в соответствии с Федеральным законом «О гарантировании прав застрахованных лиц в системе обязательного пенсионного страхования Российской Федерации при формировании и инвестировании средств пенсионных накоплений, установлении и осуществлении выплат за счет средств пенсионных накоплений»;

- иные цели, предусмотренные законодательством  Российской Федерации об обязательном  пенсионном страховании [2].

Расходы Пенсионного фонда России в 2013 году составили 6 378,5 млрд. руб. (9,6% ВВП), профицит бюджета – 9,9 млрд. руб. (0,01% ВВП).

Основная доля расходов приходится на основное направление «пенсионное обеспечение» - 82,3% от полученных средств.

Расходные источники Пенсионного фонда в 2014 году представлены на рис. 7 [22]. 

Рис. 7. Расходы Пенсионного фонда в 2014 г.

Средства Фонда социального страхования Российской Федерации согласно ст. 8. Постановления Правительства РФ от 12.02.1994 № 101 (ред. от 15.05.2014) «О Фонде социального страхования Российской Федерации» направляются на [4]:

- выплату пособий по  временной нетрудоспособности, беременности  и родам, женщинам, вставшим на  учет в ранние сроки беременности, при рождении ребенка, при усыновлении  ребенка, по уходу за ребенком  до достижения им возраста  полутора лет, а также социального  пособия на погребение или  возмещение стоимости гарантированного  перечня ритуальных услуг;

- оплату дополнительных  выходных дней по уходу за  ребенком-инвалидом или инвалидом  с детства до достижения им  возраста 18 лет; оплату путевок для  работников и их детей в  санаторно-курортные учреждения, расположенные  на территории Российской Федерации  и в санаторно-курортные учреждения  в государствах - участниках СНГ, аналогичных которым нет в  Российской Федерации, а также  на лечебное (диетическое) питание;

- частичное содержание  находящихся на балансе страхователей  санаториев-профилакториев, имеющих  лицензии на право занятия  этим видом деятельности (оплата  расходов на питание, лечение  и медикаменты, заработную плату  работников, культурно-массовое обслуживание);

Информация о работе Функции финансовой системы в классической теории финансов