Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2015 в 18:26, курсовая работа
Цель исследования – рассмотреть функции финансовой системы в рамках классической теории.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть понятие финансовой системы в классической теории финансов с точек зрения различных авторов;
- проанализировать различные точки зрения на функции финансовой системы;
- охарактеризовать функции образования денежных фондов на примере бюджетных и внебюджетных фондов РФ;
- охарактеризовать функции расходования денежных фондов на примере бюджетных и внебюджетных фондов РФ.
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретические основы финансовой системы………………………....5
1.1 Понятие финансовой системы в классической теории финансов……5
1.2 Анализ точек зрения на функции финансовой системы………13
Глава 2. Характеристика отдельных функций финансовой системы……17
2.1. Функции образования денежных фондов на примере бюджетных
и внебюджетных фондов ……………………………………………………….17
2.2. Функции расходования денежных фондов на примере бюджетных
и внебюджетных фондов РФ …………………………………………………...28
Заключение ………………………………………………………………………35
Список литературы……………………………………………………………....37
Приложения……………………………………………………………………...
1. государственные внебюджетные
фонды РФ (Пенсионный фонд РФ,
Фонд социального страхования
РФ, Федеральный фонд
2. государственные внебюджетные
фонды субъектов РФ (территориальные
фонды обязательного
В организационном отношении государственные внебюджетные социальные фонды – это самостоятельные финансово-кредитные организации [20, c.196].
Пенсионный фонд РФ — это централизованный фонд государства, обеспечивающий формирование и распределение финансовых ресурсов в целях пенсионного обеспечения граждан РФ.
Цель Пенсионного фонда РФ состоит в пенсионном обеспечении граждан России. Пенсионный фонд включает в себя как централизованный фонд, так и его региональные и местные отделения [19].
Согласно ст. 17 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ, формирование бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации происходит за счет:
- страховых взносов;
- средств федерального бюджета;
- сумм пеней и иных финансовых санкций;
- доходов от размещения (инвестирования)
временно свободных средств
- добровольных взносов
- средств выплатного резерва
для осуществления выплаты
- средств пенсионных накоплений застрахованных лиц, которым назначена срочная пенсионная выплата;
- иных источников, не запрещенных
законодательством Российской
Межбюджетные трансферты из федерального бюджета, предоставляемые бюджету Пенсионного фонда Российской Федерации на финансовое обеспечение валоризации величины расчетного пенсионного капитала, включаются в общий объем доходов и общий объем расходов бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации.
Средства бюджета Пенсионного фонда РФ являются федеральной собственностью, не входят в состав других бюджетов и изъятию не подлежат [2].
В 2013 г. доходы бюджета Пенсионного фонда России составили 6 388,4 млрд. руб. (9,6 % ВВП), в том числе 4,3 % ВВП в качестве средств переданных Федеральным бюджетом РФ [17].
Структура доходов по исполнению Пенсионного Фонда в 2014 г. представлена на рис. 5 [22].
Фонд социального страхования и Фонды обязательного медицинского страхования как всеми признаками внебюджетных фондов, как и Пенсионный фонд РФ.
Рис. 5. Структура доходов Пенсионного фонда России, 2014 г.
Фонд социального страхования РФ – централизованный фонд денежных ресурсов общегосударственного назначения, обеспечивающий работающих граждан гарантированными государственными пособиями по социальному страхованию при временной нетрудоспособности. К рискам наступления временной нетрудоспособности относятся: заболевания, беременности и роды, материнства, несчастных случаев на производстве и т.д. [20, c.213].
Фонд социального страхования Российской Федерации управляет средствами государственного социального страхования Российской Федерации.
Средства Фонда социального страхования Российской Федерации согласно ст. 7. Постановления Правительства РФ от 12.02.1994 № 101 (ред. от 15.05.2014) «О Фонде социального страхования Российской Федерации» образуются за счет [4]:
- страховых взносов
- страховых взносов граждан,
занимающихся индивидуальной
- доходов от инвестирования
части временно свободных
- добровольных взносов граждан и юридических лиц; поступления иных финансовых средств, не запрещенных законодательством;
- ассигнований из федерального
бюджета на покрытие расходов,
связанных с предоставлением
льгот (пособий и компенсаций) лицам,
пострадавшим вследствие
- прочих поступлений.
Особенностью исполнения бюджета Фонда социального страхования является то, что в практике его расчётов с плательщиками страховых взносов широко применяются взаимозачёты.
Доходы бюджета Фонда социального страхования в 2013 г. доходы снизились до 0,9% ВВП [17].
Структура доходов по исполнению Фонда социального страхования РФ в 2014 г. представлена на рис. 6 [22].
Рис. 6. Структура доходов ФСС, 2014 г.
Фонды обязательного медицинского страхования (ФОМС) представляют собой централизованные источники финансовых ресурсов для целей медицинского страхования для целей социальной защиты населения. [20, c.225].
Согласно статье 21 Федерального закона от 29 ноября 2010 г. № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» средства обязательного медицинского страхования формируются за счет [3]:
1. доходов от уплаты:
- страховых взносов на обязатель
- недоимок по взносам, налоговым платежам;
- начисленных пеней и штрафов;
2. средств федерального
бюджета, передаваемых в бюджет
Федерального фонда в случаях,
установленных федеральными
3. средств бюджетов субъектов
Российской Федерации, передаваемых
в бюджеты территориальных
4. доходов от размещения временно свободных средств;
5. иных источников, предусмотренных
законодательством Российской
За период 2010-2013 гг. произошло существенное увеличение объема бюджета фонда с 0,2% ВВП в 2010 г. до 1,6% ВВП в 2013 г [17].
Таким образом, можно сделать следующие выводы.
Фонды, формирующиеся как часть федерального бюджета Российской Федерации, и внебюджетные фонды имеют при своем создании конкретную цель, которая закрепляется законодательно и реализовывается. Финансовые источники для реализации этих целей также фиксируются законодательно, формируются в бюджеты и расходуются согласно целям.
2.2. Функции
расходования денежных фондов
на примере бюджетных и
Как уже было указано бюджетные фонды, создаются с определенной целью, что позволяет обозначить очень четкие направления расходования.
Рассмотрим расходные статьи фондов, формирующихся в рамках Федерального бюджета РФ.
Порядок формирования и использования бюджетных ассигнований дорожного фонда субъекта Российской Федерации (за исключением городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) должен предусматривать направление бюджетных ассигнований на проектирование, строительство, реконструкцию автомобильных дорог общего пользования (за исключением автомобильных дорог федерального значения) с твердым покрытием до сельских населенных пунктов, не имеющих круглогодичной связи с сетью автомобильных дорог общего пользования, а также на их капитальный ремонт и ремонт в размере не менее 5 процентов объема бюджетных ассигнований дорожного фонда субъекта Российской Федерации, а также на погашение задолженности по бюджетным кредитам на строительство, ремонт и содержание дорог – не более 20 % объема ассигнований дорожного фонда; и предоставление местным бюджетам бюджетных кредитов, а также субсидий:
- субсидии на капитальный
ремонт и ремонт дорог
- субсидии на капитальный
ремонт и ремонт дворовых
В 2013 году было использовано 96,1% полученных средств. Не использованные в 2013 году бюджетные ассигнования Федерального дорожного фонда в соответствии с положениями пункта 3 статьи 179.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации направляются на увеличение бюджетных ассигнований Федерального дорожного фонда в 2014 году [16, c.68].
В рамках Инвестиционного фонда принимаются на реализацию проекты, которые и служат направлениями расходования средств согласно его целевой установке. С учетом ранее принятых расходных обязательств в 2013 году продолжена реализация 12 проектов, имеющих общегосударственное значение, и 32 региональных проектов [16, c.69].
Средства Резервного фонда могут использоваться на финансовое обеспечение нефтегазового трансферта и досрочное погашение государственного внешнего долга.
Средства Фонда национального благосостояния могут быть использованы на софинансирование добровольных пенсионных накоплений граждан России и обеспечение сбалансированности (покрытие дефицита) бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации. Объем средств Фонда национального благосостояния, направляемых на указанные цели, устанавливается федеральным законом о федеральном бюджете на очередной год и плановый период [22].
В 2013 году средства Резервного фонда не использовались, а средства Фонда национального благосостояния в сумме 5,9 млрд. рублей направлены на софинансирование пенсионных накоплений застрахованных лиц, уплативших дополнительные страховые взносы на накопительную часть трудовой пенсии [16, c.114].
Расходы государственных внебюджетных фондов осуществляются исключительно на цели, определенные законодательством РФ, включая законодательство о конкретных видах обязательного социального страхования (пенсионного, социального, медицинского) в соответствии с бюджетами фондов, утвержденными федеральными законами, законами субъектов РФ [20, c.198-199].
Статья 18 «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ определяет расходование средств бюджета Пенсионного фонда России. Все средства Фонда имеют целевое назначение и направляются на [2]:
- выплату в соответствии с
законодательством Российской
- доставку пенсий, выплачиваемых
за счет средств бюджета
- финансовое и материально-
- уплату гарантийных взносов
в фонд гарантирования
- иные цели, предусмотренные
Расходы Пенсионного фонда России в 2013 году составили 6 378,5 млрд. руб. (9,6% ВВП), профицит бюджета – 9,9 млрд. руб. (0,01% ВВП).
Основная доля расходов приходится на основное направление «пенсионное обеспечение» - 82,3% от полученных средств.
Расходные источники Пенсионного фонда в 2014 году представлены на рис. 7 [22].
Рис. 7. Расходы Пенсионного фонда в 2014 г.
Средства Фонда социального страхования Российской Федерации согласно ст. 8. Постановления Правительства РФ от 12.02.1994 № 101 (ред. от 15.05.2014) «О Фонде социального страхования Российской Федерации» направляются на [4]:
- выплату пособий по
временной нетрудоспособности, беременности
и родам, женщинам, вставшим на
учет в ранние сроки
- оплату дополнительных
выходных дней по уходу за
ребенком-инвалидом или
- частичное содержание
находящихся на балансе
Информация о работе Функции финансовой системы в классической теории финансов