Функции финансовой системы в классической теории финансов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2015 в 18:26, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – рассмотреть функции финансовой системы в рамках классической теории.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть понятие финансовой системы в классической теории финансов с точек зрения различных авторов;
- проанализировать различные точки зрения на функции финансовой системы;
- охарактеризовать функции образования денежных фондов на примере бюджетных и внебюджетных фондов РФ;
- охарактеризовать функции расходования денежных фондов на примере бюджетных и внебюджетных фондов РФ.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретические основы финансовой системы………………………....5
1.1 Понятие финансовой системы в классической теории финансов……5
1.2 Анализ точек зрения на функции финансовой системы………13
Глава 2. Характеристика отдельных функций финансовой системы……17
2.1. Функции образования денежных фондов на примере бюджетных
и внебюджетных фондов ……………………………………………………….17
2.2. Функции расходования денежных фондов на примере бюджетных
и внебюджетных фондов РФ …………………………………………………...28
Заключение ………………………………………………………………………35
Список литературы……………………………………………………………....37
Приложения……………………………………………………………………...

Файлы: 1 файл

курсовая финансы.docx

— 248.50 Кб (Скачать файл)

- частичную оплату путевок  в детские загородные оздоровительные  лагеря, находящиеся на территории  Российской Федерации, для детей  работающих граждан;

- частичное содержание  детско-юношеских спортивных школ (оплата расходов на оплату  труда тренерско-преподавательского  состава и аренду помещений, необходимых  для учебно-тренировочного процесса);

- оплату проезда к месту  лечения и обратно;

- создание резерва для  обеспечения финансовой устойчивости  Фонда на всех уровнях;

- обеспечение текущей  деятельности, содержание аппарата  управления Фонда;

- финансирование деятельности  подразделений органов исполнительной  власти, обеспечивающих государственную  защиту трудовых прав работников, охрану труда (включая подразделения  надзора и контроля за охраной  труда) в случаях, установленных  законодательством;

- проведение научно-исследовательской  работы по вопросам социального  страхования и охраны труда;

- осуществление иных мероприятий  в соответствии с задачами  Фонда, включая разъяснительную  работу среди населения, поощрение  внештатных работников Фонда, активно  участвующих в реализации мероприятий  по социальному страхованию;

- участие в финансировании  программ международного сотрудничества  по вопросам социального страхования [4].

В 2013  г. бюджет ФСС был  сведен  с небольшим профицитом практически  в отсутствии  трансферта  из  федерального  бюджета  на  обеспечение сбалансированности, что говорит о достаточной устойчивости бюджета ФСС [17].

Наибольшие объемы расходов в 2013 гг. были осуществлены по следующим направлениям:

- пособия  по  временной  нетрудоспособности  по  обязательному  социальному  страхованию на случай временной  нетрудоспособности и в связи  с материнством (около 31% от общего  объема расходов)

- пособия  по  уходу  за  ребенком  до  достижения  им  возраста  полутора  лет  гражданам, подлежащим обязательному  социальному страхованию (18,8%)

- пособия  по  беременности  и  родам  гражданам,  подлежащим  обязательному социальному  страхованию (15%) [17].

Расходные источники Фонда социального страхования в 2014 году представлены на рис. 8 [22].

Рис. 8. Расходы ФСС в 2014 г.

 

Средства бюджета ФФОМС используются в основном на оплату медицинских услуг, предоставляемых гражданам, мероприятий по подготовке и переподготовке специалистов, на развитие медицинской науки, улучшения материально-технического обеспечения здравоохранения и другие цели.

Основная сумма расходов  - это субвенции на выравнивание условий деятельности территориальных фондов и ОМС и финансирование целевых программ в рамках ОМС [20, c.228].

Фактически  исполненные  расходы  ФФОМС  за  2013  год  составили  92,6% утвержденных  назначений, что  существенно  отличается  от  результата  исполнения бюджета  за  2012  год,  когда  исполненный  объем  расходов  незначительно  превышал утвержденные  ассигнования  (в  2012  году  превышение  составило  1,6%).  Указанный результат  исполнения  бюджета  за  2013  год  объясняется  отсутствием  фактических расходов  ФФОМС  в  рамках  программы  «Модернизация  здравоохранения». Кроме того, в течение 2013 года  также  не  были  исполнены  расходы  на  финансирование  нормированного страхового  запаса ФФОМС.

Невыполнение  утвержденных  назначений  по  финансированию  нормированного  страхового  запаса  и  программе  «Модернизация  здравоохранения» частично  были  компенсированы  ростом  расходов  на  трансферты  ТФОМС на выполнение  территориальных  программ  ОМС.  Рост  расходов  по  указанному направлению по сравнению с планируемым объемом составил 40 млрд. руб. (4,1%) [17].

Таким образом, можно сделать вывод о том, что фонды, формирующиеся в рамках Федерального бюджета и внебюджетные фонды РФ в расходной части как механизм распределения денежных ресурсов государства, обеспечивая выполнение социальных задач по обеспечению условий жизнедеятельности граждан, а также функционирования государства как субъекта рыночной экономики.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Финансы (в широком смысле) - это система отношений в обществе по поводу образования и использования денежных фондов в соответствии с функциями и ролью категорий.

Финансы - это стоимостная категория, но ее отличие от всех других стоимостных категорий состоит в том, что это не просто деньги, а система денежных отношений, порождаемых и регламентируемых государством, связанная с распределением и перераспределением стоимости валового внутреннего продукта и части национального богатства. Финансовые отношения всегда опосредствованы определенными правовыми актами, регламентирующими денежные отношения. 

Следует отметить, что под термином «финансовая система» в экономической литературе понимается не только совокупность организованных и взаимосвязанных финансовых отношений в обществе, но и совокупность финансовых учреждений в стране, т.е. имеются два значения понятия «финансовая система».

В большинстве своем экономисты и правоведы едины в том, что в состав финансовой системы входят как общегосударственные финансы, так и финансы предприятий различных форм собственности.

Различаются подходы к составу звеньев финансовой системы. Наиболее традиционно включение в состав финансовой системы бюджетов, внебюджетных фондов, государственного кредита, страхования. Причем, как правило, данные элементы объединяются в укрупненную группу, называемую общегосударственными или централизованными финансами. Данной группе традиционно противостоят финансы хозяйствующих субъектов (предприятий различных форм собственности). В последние годы наблюдается тенденция выделения в составе финансовой системы финансов домашних хозяйств, а некоторые ученые сужают эту сферу, включая только финансы индивидуальных предпринимателей.

Каждое из звеньев финансовой системы концентрирует специфические финансовые отношения, посредством которых образуются и используются соответствующие виды денежных фондов (доходов) в целях удовлетворения различных по своему содержанию и масштабам общественных потребностей.

Но, несмотря на разграничение сферы деятельности и применение особых способов и форм образования и использования денежных фондов в каждом отдельном звене, финансовая система – единая система, так как базируется на едином источнике ресурсов всех звеньев.

Функции финансовой системы в большинстве своем производны от функций финансов. Основное значение приобретают формирования и использования денежных фондов.

В данной курсовой работе указанные функции были рассмотрены на примере бюджетных и внебюджетных фондов РФ.

Данные фонды создаются для реализации определенной цели, которая закрепляется законодательно и исполняется. Финансовые источники для реализации этих целей также фиксируются законодательно, формируются в бюджеты и расходуются согласно целям.

В расходной части бюджетные и внебюджетные фонды действуют как механизм распределения денежных ресурсов государства, обеспечивая выполнение социальных задач по обеспечению условий жизнедеятельности граждан, а также функционирования государства как субъекта рыночной экономики.

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

  1. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 г. № 145-ФЗ ( с изм. от 22.10.2014 г.) // СПС «Гарант»
  2. Федеральный закон «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ (с изм. от 21.07.2014) // СПС «Гарант»
  3. Федеральный закон «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» от 29 ноября 2010 г. № 326-ФЗ (с изм. от 21.07.2014) // СПС «Гарант»
  4. Постановление Правительства РФ от 12.02.1994 № 101 «О Фонде социального страхования Российской Федерации» (ред. от 15.05.2014) // СПС «Гарант»
  5. Бабич А.М., Павлова Л.М. Государственные и муниципальные финансы: Учебник для вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. – 703 с.
  6. Банковское дело: Учебник / Под ред. О. И. Лаврушина.— М.: КНОРУС, 2013. — 800 с.
  7. Государственные и территориальные финансы: Учебник / Под общ. ред. Л.И. Сергеева. – Калининград: ГИПП «Янтарный сказ», 2013. – 368 с.
  8. Единый портал Бюджетной системы РФ // http://budget.gov.ru/
  9. Ермакова Е.А. Государственные финансы в финансовой системе России // Финансы и кредит. – М.: Финансы и Кредит. – 2011. - №3. – С. 35-36.
  10. Ивасенко А.Г., Никонова Я.И., Михалев В.Д. Финансы: 100 экзаменационных ответов: Учебное пособие. – М.: Изд-во ФЛИНТА, 2011. – 280 с.
  11. Казак А.Ю. Финансы, денежное обращение и кредит: Учебное пособие. – Екатеринбург: Изд-во УрГЭУ, 2010. – 630 с.
  12. Крафт Г.В. Концепция содержания и структуризации финансовой системы страны, 2003 г. // http://elibrary.unecon.ru/
  13. Крюков П.А. Теоретические основы совершенствования финансового механизма ведения торговых операций на валютном рынке FOREX // Экономические науки. – 2014. - №4. – С. 166-172.
  14. Мысляева И.М. Государственные и муниципальные финансы: Учебник. – М: ИНФРА-М, 2011. – 359 с.
  15. Новикова М. В. Государственные и муниципальные финансы. Конспект лекций. – М.: Эксмо, 2008. – 160 с.
  16. Об исполнении Федерального бюджета и бюджетов бюджетной системы Российской Федерации - 2013. – М.: Изд-во Минфина РФ, 2014 // http://minfin.ru/common/upload/library/2014/09/
  17. Об исполнении федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов в 2013 г.: Аналитическая записка. – М: Изд-во РАНХиГС, 2014 // www.ranepa.ru
  18. Павлова Л.Н. Финансовый менеджмент. Управление денежным оборотом предприятия: Учебник для вузов. – М.: Финансы и статистика, 2007. – 399 с.: ил.
  19. Пенсионный фонд Российской Федерации. Годовой отчет – 2013 // www.pfrf.ru
  20. Подъяблонская Л.М. Финансы: Учебник. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. – 410 с.
  21. Сайт Министерства транспорта Российской Федерации // www.mintrans.ru/
  22. Сайт Министерства финансов Российской Федерации // http://minfin.ru/
  23. Финансовое право: Учебник / Под ред. проф. О.Н. Горбуновой. – М.: Юрист, 2010. – 520 с.
  24. Финансы, денежное обращение и кредит: Учебник  для вузов / Под ред. М.В. Романовского, О.В. Врублевской. – М.: Юрайт-Издат, 2010. – 714 с.
  25. Финансы, денежное обращение и кредит / Под ред. В.К. Сенчагова, А.И. Архипова. – М.: ТК Велби, 2010. – 562 с.
  26. Финансы: Учебник / Под ред. А. Г. Грязновой, Е. В. Маркиной. — М.: Финансы и статистика, 2012. — 496 с.: ил.
  27. Финансы: Учебник / Под ред. В. В. Ковалева. — М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2010. – 926 с.
  28. Финансы: Учебник для студентов вузов / Под ред. проф. Г.Б. Поляка. - М.: ЮНИТИ-ДАНА,  2008. – 703 с.
  29. Финансы: Учебное пособие / Под ред. проф. А.М. Ковалевой. – М.: Финансы, 2010. – 512 с.
  30. Финансы: Учебник / Под ред. В.М. Родионовой. – М.: Финансы и статистика, 2009. – 524 с.
  31. Финансы: Учебник для вузов / Под ред. проф. М.В. Романовского, проф. О.В. Врублевской, проф. Б.М. Сабанти. — М: Юрайт-М, 2008. — 504 с.
  32. Финансы: Учебник / Под ред. Л.А. Дробозиной. – М.: Финансы и статистика, 2010. – 564 с.
  33. Хорошева Е.И. Финансовое хозяйство и финансовая система: основы структурной взаимосвязи // Бизнес-информ. – 2014. - №2. – С. 336-341 // http://cyberleninka.ru/
  34. Шамраев  А.В. Платежные  системы  как  элемент  финансовой  инфраструктуры  // Расчеты  и операционная  работа  в  коммерческом  банке.  —  2006.  —  №  9.  —  с.  30—32.
  35. Шуляк П.Н., Белотелова Н.П. Финансы: Учебник. – М.: Дашков и К, 2010. – 504 с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1

 

Взгляды ученых-экономистов на состав финансовой системы

Представители (авторы)

Элементы финансовой системы

Экономическая наука

А.Г. Грязнова, Е.В. Маркина

- финансы субъектов хозяйствования (финансы коммерческих организаций, финансы некоммерческих организаций, финансы индивидуальных предпринимателей); - государственные и муниципальные  финансы (бюджеты органов государственной  власти и органов местного  самоуправления, внебюджетные фонды)

М.В. Романовский, О.В. Врублевская, Б.М. Сабанти

- финансы хозяйствующих  субъектов (финансы коммерческих  предприятий и организаций, финансы  финансовых посредников, финансы  некоммерческих организаций); - государственные  и муниципальные финансы (бюджетная  система, государственный кредит)

В.В. Ковалев

- централизованные финансы (государственные и муниципальные  финансы: бюджетная система (все  виды бюджетов, включая внебюджетные  фонды), государственный и муниципальный  кредит); - децентрализованные финансы (финансы домохозяйств, финансы коммерческих  организаций, финансы некоммерческих  организаций, финансы финансовых  посредников (в том числе коммерческие  банки, страховые организации, финансовые  компании, различные фонды).

Г.Б. Поляк

- централизованные финансы (федеральный, региональные и местные  бюджеты, внебюджетные фонды); - децентрализованные  финансы (финансы предприятий, финансы домашнего хозяйства)

А.М. Ковалева

- общегосударственные финансы (государственный бюджет, внебюджетные  фонды, государственный кредит, фонды  страхования, фондовый рынок); - финансы  хозяйствующих субъектов (государственных, муниципальных, частных, акционерных, арендных, общественных)

А.М. Бабич, Л.Н. Павлова

- государственные и муниципальные  финансы; - финансы предприятий; - страхование; - финансы домашних хозяйств

Л.И. Сергеев

- государственная бюджетная  система; - внебюджетные специальные  фонды; - государственный кредит; - фонды  имущественного и личного страхования; - финансы предприятий различных  форм собственности; - финансы домашних  хозяйств

А.Ю. Казак

- общегосударственные финансы (государственный бюджет, государственный  кредит, специальные (внебюджетные) и  целевые фонды); - местные финансы (местные бюджеты, система местных  налогов и займов, внебюджетные  фонды); - финансы государственных  предприятий, организаций и учреждений

Юридическая наука

0.Н. Горбунова 

- бюджетная система (федеральный, региональный и местный бюджеты); - государственные внебюджетные  фонды; - фонды, консолидированные в  бюджете; - внебюджетные децентрализованные  фонды; - фонды страхования; - кредит (государственный и банковский); - финансы хозяйствующих субъектов (ресурсовые фонды)


Размещено на Allbest.ru

 

 

Приложение 2

 

Функции финансовой системы

 

 

 

 


Информация о работе Функции финансовой системы в классической теории финансов