Гарантии прав кредиторов при реорганизации и ликвидации юридических лиц

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2013 в 21:05, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы дипломного исследования. Современность и научная необходимость рассмотрения избранной темы во многом предопределена развитием в нашем государстве экономики рыночного типа, которая, безусловно, предполагает не только наличие, по и высокую степень развития правовых средств и методов регулирования экономического оборота.
Юридические лица в настоящий момент являются главными участниками гражданского оборота. Именно они производят большую часть товаров и услуг, являются главными налогоплательщиками. В условиях развития рынка в нашей стране и все возрастающего желания субъектов гражданских правоотношений обезопасить себя и свои материальные средства правовыми способами, наибольшую актуальность приобретают вопросы регулирования создания, реорганизации и ликвидации юридических лиц.

Содержание работы

Введение
1. Реорганизация юридических лиц
1.1 Понятие и признаки реорганизации юридического лица
1.2 Формы и порядок реорганизации юридических лиц
2. Ликвидация юридических лиц
2.1 Понятие и виды ликвидации юридических лиц
2.2 Основания и порядок ликвидации
3. Гарантии прав кредиторов при реорганизации и ликвидации юридических лиц
3.1 Обеспечение прав кредиторов и общегражданские способы их защиты
3.2 Гарантии прав кредиторов и специальные способы их защиты при реорганизации юридических лиц
Заключение
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word (2).docx

— 126.99 Кб (Скачать файл)

После приобретения всех акций  присоединяемого общества указанные  акции аннулируются, а имущество, права и обязанности присоединяемого  общества передаются обществу, к которому осуществляется присоединение согласно передаточному акту, подписанному руководителями исполнительного органа и главными бухгалтерами реорганизуемых обществ  и заверенному печатями обществ.

Процедура проведения реорганизации  товариществ с ограниченной ответственностью в форме присоединения хотя и  схожа с процедурой реорганизации  акционерных обществ имеет некоторые  специфические особенности. Так, исполнительные органы товариществ с ограниченной ответственностью, участвующих в  присоединении или слиянии готовят  проекты договора о присоединении, слиянии и выносят на рассмотрение общего собрания участников каждого  товарищества вопросы о присоединении  слиянии, и утверждении соответствующего договора. Согласованный текст договора о присоединении, слиянии подписывается  уполномоченными на то исполнительными  органами товариществ. Договор о  слиянии, присоединении должен содержать  сведения о фирменном наименовании, месте нахождения и адресе каждого  из участвующих в слиянии, присоединении  товариществ, основные данные их балансов, а также предусматривать порядок  и условия слияния, присоединения.

Каждое из участвующих  в присоединении, слиянии товариществ  с ограниченной ответственностью обязано  в двухмесячный срок со дня принятия общим собранием его участников решения о слиянии, присоединении  направить всем своим кредиторам письменные уведомления о слиянии, присоединении и поместить соответствующее  объявление в официальных органах  печати. К уведомлению (объявлению) прилагаются сведения о других участвующих  в слиянии, присоединении товариществах [42, с. 10].

На основании договора о слиянии, присоединении товариществ  участники сливающихся, соединяющихся  товариществ разрабатывают и  подписывают на учредительном собрании учредительный договор, а при  слиянии также утверждают устав  вновь образуемого товарищества и избирают исполнительные и иные органы товарищества.

3. В соответствии со  ст. 84 Закона РК «Об акционерных  обществах» разделением общества  признается прекращение деятельности  общества с передачей всего  его имущества, прав и обязанностей  вновь возникающим обществам.  При этом права и обязанности  разделяемого общества переходят  к вновь возникающим обществам  в соответствии с разделительным  балансом. Сумма уставных капиталов  акционерных обществ, возникших  в результате разделения общества, равна размеру собственного капитала  реорганизуемого общества. Совет директоров реорганизуемого общества выносит на рассмотрение общего собрания акционеров вопросы о реорганизации общества в форме разделения, порядке и условиях разделения и об утверждении разделительного баланса. Общее собрание акционеров реорганизуемого общества принимает решение о реорганизации в форме разделения, порядке и условиях разделения и об утверждении разделительного баланса [41, с. 6].

Общество обязано в  двухмесячный срок со дня принятия общим собранием акционеров решения  о разделении направить всем своим  кредиторам письменные уведомления  о разделении и поместить соответствующее  объявление в средствах массовой информации. Акционерами каждого  из возникших в результате разделения обществ являются все акционеры  реорганизованного акционерного общества. Акции возникших в результате разделения обществ размещаются  среди акционеров данных обществ  в количестве, пропорциональном соотношению  количества акций реорганизуемого  общества, принадлежавших акционеру, к  количеству размещенных (за вычетом  выкупленных) акций реорганизуемого  общества.

Вновь созданные юридические  лица становятся универсальными правопреемниками прекратившего существование юридического лица.

4. Выделение как форма  реорганизации характеризуется  тем, что из состава юридического  лица выделяются одно или несколько  новых юридических лиц, к каждому  из которых переходят права  и обязанности реорганизованной  организации в соответствии с  разделительным балансом. При этом  прекращения деятельности последней  не происходит. Вновь созданные  юридические лица становятся  правопреемниками реорганизованной  организации. При выделении уставный  капитал реорганизуемого акционерного  общества не подлежит уменьшению.

В Законе РК «Об акционерных  обществах» детализированы нормы реорганизации  общества в форме выделения: совет  директоров реорганизуемого общества выносит на рассмотрение общего собрания акционеров вопросы о реорганизации  общества в форме выделения, цене размещения (реализации) акции выделенного  общества, порядке и условиях выделения, а также проект разделительного  баланса. Общее собрание акционеров реорганизуемого общества принимает  решение о реорганизации в  форме выделения, цене размещения (реализации) акции выделенного общества, порядке  и условиях выделения и об утверждении  разделительного баланса. Единственным учредителем выделенного общества является реорганизуемое общество. Размер уставного капитала выделенного  общества равен разнице между  активами и обязательствами, переданными  ему реорганизуемым обществом согласно разделительному балансу. Реорганизуемое общество размещает (реализовывает) акции  выделенного общества только своим  акционерам, при этом в качестве оплаты выступают только акции реорганизуемого  общества. Количество акций, передаваемое акционерам выделенного общества, определяется исходя из соотношения балансовой стоимости  акции реорганизуемого и выделенного  общества. Реорганизуемое общество осуществляет мероприятия по регистрации выделенных обществ в органах юстиции [41, с. 6].

Согласно Закону РК «О товариществах  с ограниченной и дополнительной ответственностью» (ст. 63) при проведении реорганизации товарищества с ограниченной ответственностью в формах либо выделения  либо разделения исполнительный орган  реорганизуемого товарищества с  ограниченной ответственностью готовит  план разделения, выделения и проекты  уставов вновь возникающих товариществ  и выносит на рассмотрение общего собрания участников вопросы о разделении, выделении товарищества, утверждении  плана разделения, выделения, уставов  вновь возникающих товариществ  и разделительного баланса, а  также об избрании исполнительных и  иных органов вновь возникающих  товариществ. Если уставом товарищества с ограниченной ответственностью не предусмотрено иное, при его разделении, выделении каждый участник вправе получить долю в уставном капитале каждого из вновь возникающих товариществ, равную его доле в уставном капитале реорганизуемого товарищества.

Кроме того, законодатель в  ст. 64 вышеназванного закона предусматривает  последствия невыполнения решения  уполномоченного государственного органа или суда о принудительном разделении, выделении товарищества с ограниченной ответственностью. Так, если исполнительные органы товарищества с ограниченной ответственностью, уполномоченные на проведение разделения, выделения  при принудительной реорганизации  по решению суда, не осуществят разделение, выделение товарищества в срок, определенный в решении суда, суд назначает  доверительного управляющего имуществом товарищества и поручает ему осуществить  разделение, выделение этого товарищества за счет имущества реорганизуемого  товарищества. С момента назначения доверительного управляющего к нему переходят полномочия по управлению товариществом с ограниченной ответственностью. Доверительный управляющий выступает от имени товарищества с ограниченной ответственностью в суде, составляет разделительный баланс и передает его на утверждение суда вместе с учредительными документами товариществ, возникающих в результате разделения, выделения. Утверждение судом указанных документов является основанием для государственной регистрации вновь возникающих товариществ [42, с. 10].

5. В результате преобразования  происходит изменение организационно-правовой  формы реорганизуемого юридического  лица, сопровождающееся прекращением  его деятельности и созданием  новой организации, к которой  в соответствии с передаточным  актом в порядке универсального  правопреемства переходят права  и обязанности преобразованной  организации. На правовой характеристике  преобразования следует остановиться  несколько подробнее, поскольку  именно в отношении данной  формы реорганизации, по нашему  мнению, существуют определенные  недостатки нормативно-правового  регулирования.

Преобразование в последнее  время стало одной из наиболее часто применяемых на практике форм реорганизации юридических лиц. В качестве основных обстоятельств  способствовавших этому, можно выделить следующие.

Во-первых, в процессе приватизации государственных предприятий широкое  распространение получил такой  способ приватизации, как акционирование. Оно представляет собой, несмотря на имеющееся специальное нормативно-правовое регулирование, не что иное, как преобразование юридического лица из одной организационно-правовой формы (государственного предприятия) в другую (акционерное общество). Кроме того, правовыми актами о  приватизации предусматривалось и  преобразование предприятий в товарищества с ограниченной ответственностью и  акционерные общества [43, с. 58].

Во-вторых, становление гражданско-правового  законодательства в РК и замена нормативных  актов, действовавших в начале этапа  проводимых в стране экономических  реформ, вызывали необходимость приведения организационно-правовых форм ранее  созданных юридических лиц в  соответствие с действующим законодательством. Данный процесс осуществляется посредством  преобразования.

Преобразование юридического лица, как уже указывалось, связано  с изменением его организационно-правовой формы. Вместе с тем, позиция законодателя в данном вопросе неоднозначна. В  соответствии с п. 5 ст.46 ГК РК преобразование рассматривается и как изменение  организационно-правовой формы, и как  преобразование юридического лица одного вида в юридическое лицо другого  вида [2, с. 18]. Такое отождествление неравнозначных понятий (форма и вид) представляется недопустимым. Исходя из положений  ГК РК, юридические лица могут создаваться  именно в форме хозяйственных  товариществ, обществ, производственных кооперативов и других формах, предусмотренных  ГК РК и законами. Термин же «виды  юридических лиц» не позволяет определить о каком изменении видов должна идти речь при преобразовании. Научные  классификации юридических лиц, в том числе и основанные на нормах ГК РК, естественно не могут  быть использованы при решении практических вопросов преобразования. Кроме того, научных классификаций достаточно много, что вряд ли позволит разрешить  рассматриваемую проблему. И наконец, все существующие в настоящее  время классификации юридических  лиц предусматривают прежде всего  деление их на коммерческие и некоммерческие организации. Поэтому если рассматривать  преобразование как переход юридического лица из одного вида в другой, то необходимо допустить и возможность преобразования коммерческой организации в некоммерческую и наоборот. Вместе с тем сам  законодатель придерживается иной позиции.

Исходя из этого, нельзя согласиться  с мнением В.В. Долинской, считающей  более удачным применение в гражданском  кодексе понятия преобразования как изменения видов юридических  лиц [16, с. 120]. В.А. Егизаров также говорит  о преобразовании как об изменении  вида юридического лица [44, с. 50]. На основании  вышеизложенного предлагаем пункт 5 статьи 46 ГК РК изложить в следующей  редакции: «При преобразовании юридического лица, то есть изменении его организационно-правовой формы, сопровождающимся прекращением реорганизованного юридического лица и созданием другого юридического лица, к последнему переходят права и обязанности реорганизованного юридического лица в соответствии с передаточным актом».

Анализируя существующие формы реорганизации нельзя не отметить недостаток в правовом регулировании  слияния, разделения и преобразования, связанный с тем, что в действующем  ГК РК отсутствует указание на прекращение  реорганизованного юридического лица, характерное для данных форм реорганизации. Неясна в таком случае правовая судьба этой организации. Если практически  во всех прежних нормативных актах, как уже указывалось, реорганизация  полностью отождествлялась с  прекращением юридического лица, то в  ныне действующем кодексе законодатель занял другую крайнюю, на наш взгляд, позицию.

В настоящее время в  ГК РК и  принятых на его основе законах отражается в основном лишь процесс создания в результате реорганизации новых организаций. А именно, в соответствии с п. 4 ст. 45 ГК РК юридическое лицо считается реорганизованным, за исключением случаев реорганизации в форме присоединения, с момента государственной регистрации вновь возникших юридических лиц. Таким образом, в большинстве случаев законодатель определяет момент завершения реорганизации моментом государственной регистрации новых юридических лиц, и лишь при реорганизации в форме присоединения завершение реорганизации связано с моментом внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении деятельности присоединенного юридического лица. Между тем и создание, и прекращение юридических лиц в равной мере характерны для реорганизации. Несмотря на то, что в юридической литературе прекращение юридического рассматривается в качестве неотъемлемого результата реорганизации при всех формах, кроме выделения, по нашему мнению требуется закрепление соответствующего положения и в ГК РК - основном правовом акте, регламентирующем основания, порядок и последствия проведения реорганизации. Поэтому предлагаем абзац 1 пункта 4 статьи 45 ГК РК после указания на момент, с которого юридическое лицо считается реорганизованным, дополнить предложением следующего содержания: «В связи с этим в едином государственном реестре юридических лиц должна быть сделана запись о прекращении реорганизованного юридического лица (за исключением реорганизации в форме выделения) со дня государственной регистрации вновь возникшего юридического лица».

Информация о работе Гарантии прав кредиторов при реорганизации и ликвидации юридических лиц