Гарантии прав кредиторов при реорганизации и ликвидации юридических лиц

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2013 в 21:05, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы дипломного исследования. Современность и научная необходимость рассмотрения избранной темы во многом предопределена развитием в нашем государстве экономики рыночного типа, которая, безусловно, предполагает не только наличие, по и высокую степень развития правовых средств и методов регулирования экономического оборота.
Юридические лица в настоящий момент являются главными участниками гражданского оборота. Именно они производят большую часть товаров и услуг, являются главными налогоплательщиками. В условиях развития рынка в нашей стране и все возрастающего желания субъектов гражданских правоотношений обезопасить себя и свои материальные средства правовыми способами, наибольшую актуальность приобретают вопросы регулирования создания, реорганизации и ликвидации юридических лиц.

Содержание работы

Введение
1. Реорганизация юридических лиц
1.1 Понятие и признаки реорганизации юридического лица
1.2 Формы и порядок реорганизации юридических лиц
2. Ликвидация юридических лиц
2.1 Понятие и виды ликвидации юридических лиц
2.2 Основания и порядок ликвидации
3. Гарантии прав кредиторов при реорганизации и ликвидации юридических лиц
3.1 Обеспечение прав кредиторов и общегражданские способы их защиты
3.2 Гарантии прав кредиторов и специальные способы их защиты при реорганизации юридических лиц
Заключение
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word (2).docx

— 126.99 Кб (Скачать файл)

Однако, определение ликвидации как юридического факта, прекращающего  определенные правоотношения, заставляет показать определенное его место  в системе известных юридических  фактов. Ясно, что ликвидацию нельзя отнести к событиям, поскольку  как в своей причине, так и  в своем процессе она зависит  от чьей-либо воли и сознания, тогда  как событие по крайней мере в  своем процессе проявляется вне  зависимости от данных факторов [49, с. 437]. С другой стороны, ликвидацию нельзя также отнести и к действиям. Так, в литературе уже было отмечено, что несмотря на господствующий взгляд на создание юридического лица как  на одномоментное явление, в действительности оно является сложным процессом, состоящим из ряда последовательно  развивающихся правоотношений [50, с. 38]. С полным основанием то же можно  сказать и о ликвидации юридического лица. Так, в соответствии с пунктом 10 ст. 50 ГК РК ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое  лицо – прекратившим существование  после внесения об этом записи в  государственный регистр юридических  лиц. Иными словами, после принятия решения о ликвидации проходит ещё  некоторый период времени до того момента, когда юридическое лицо будет ликвидировано. Отсюда понятно, что ликвидация как юридический  факт не укладывается в традиционное их разграничение на события и  действия, и является фактом-состоянием.

Таким образом, ликвидацию можно  определить как юридический факт, представляющий собой некое состояние  юридического лица и являющийся в  силу этого правоотношением, который, в свою очередь, направлен на последовательное прекращение правоотношений, скрывающихся под формой самого юридического лица.

То, что ликвидацию следует  определять как факт-состояние с  наглядностью подтверждается положениями  статьи 16 Закона РК «О государственной  регистрации юридических лиц  и учетной регистрации филиалов и представительств», в соответствии с которой после соответствующего уведомления регистрирующего органа, в реестр вносится запись о том, что  юридическое лицо находится именно в процессе ликвидации [51, с. 7].

При этом можно предположить, что каждая из стадий развития этого  факта-состояния должна быть последовательно  направлена на прекращение тех отношений, которые облекаются в форму юридического лица и благодаря наличию которых  оно, собственно говоря, и существует. В тоже время, в науке, как отечественной  так и зарубежной, более принято  выделять стадии ликвидации, скорее отталкиваясь от формы определенных действий, которые  осуществляются на той или иной стадии, чем от сущности происходящих процессов. Так, например, В.В. Витрянский предлагает выделять следующие пять стадий (этапов) ликвидации: 1) публикация объявления и  выявление дебиторов; 2) составление  промежуточного баланса; 3) реализация имущества; 4) выплаты кредиторам; 5) составление ликвидационного баланса  и внесение записи в государственный  реестр [52 с. 30].

Е.А. Суханов выделяет следующие  этапы ликвидации: 1) назначение ликвидационной комиссии; 2) публикация извещения о  ликвидации, выявление кредиторов и  дебиторов; 3) составление промежуточного ликвидационного баланса; 4) удовлетворение требований кредиторов; 5) составление  окончательного ликвидационного баланса  и распределение оставшегося  имущества [48, с. 203- 206].

Примерно аналогичные  этапы выделяются и в других учебниках  по гражданскому праву [53, с. 77]. В то же время, выделение данных стадий (этапов) имеет скорее описательных характер и практически не раскрывает действительной сущности тех процессов, которые  протекают при ликвидации юридического лица. Так, например, оба приведенных  выше описания порядка ликвидации выделяют в самостоятельную стадию составление  промежуточного ликвидационного баланса. Несомненно, что составление этого  баланса является одним из важнейших  действий при ликвидации юридического лица. В то же время, данное действие направлено лишь на придание определенной формы, фиксирование результата анализа  имущественной базы юридического лица, поэтому выделять данное действие в  самостоятельную стадию представляется абсолютно безосновательным. Наконец, предлагаемое разграничение стадий ликвидации юридических лиц не охватывает и не может охватить все её разновидности, например, ликвидацию юридических лиц  при несостоятельности (банкротстве). И обусловлено это, прежде всего, тем, что в предлагаемом разграничении стадий ликвидации в основном сосредотачивается внимание на внешней её стороне, чем на сущности происходящих процессов.

Между тем, анализ статей 49-51 ГК РК показывает, что вне зависимости  от того, кем было принято решение  о ликвидации юридического лица, и  в какой форме она осуществляется, существует общий порядок ликвидации, который действительно условно  можно разбить на несколько стадий, и при этом практически полностью  подтверждается высказанное предположение  о том, что на каждой из данных стадий прекращаются правоотношения, облекаемые в форму юридического лица.

1.         Стадия принятия решения о ликвидации. Решение может приниматься собственником имущества (самими участниками, учредителями) юридического лица, органом юридического лица либо судом. В зависимости от того, кем принимается решение о ликвидации, данная стадия может сопровождаться установлением оснований для ликвидации. В частности, установление оснований ликвидации характерно для случаев так называемой принудительной ликвидации„ когда решение принимается не учредителями (участниками) юридического липа или его органом, а судом. При принятии решения о ликвидации юридического лица его учредителями (участниками) или его органом ее основания не устанавливаются, поскольку возможность принятия подобного решения у указанных лиц, а также у органа юридического лица существует всегда, вне зависимости от наличия или отсутствия каких бы то ни было оснований. Следует признать также неправильными те предлагаемые разграничения стадий ликвидации, в которые не включается стадия принятия решения о ликвидации, поскольку именно решение о ликвидации является право порождающим юридическим фактом ликвидации, понимаемой в данном случае как правоотношение, то есть самого процесса ликвидации.

2. Стадия прекращения прав  учредителей по участию в управлении  делами юридического лица. Решение  о ликвидации юридического лица  порождает обязанность учредителей  юридического лица или органа, принявшего решение о ликвидации, письменно сообщить об этом  в регистрирующий орган для  внесения в единый государственный  реестр юридических лиц сведений  о том, что юридическое лицо  находится в процессе ликвидации, а также назначить ликвидационную  комиссию (ликвидатора). Если и же  установлена несостоятельность  юридического лица, то назначается  конкурсный управляющий. С назначением  ликвидационной комиссии (ликвидатора)  иди конкурсного управляющего  к ним переходят все полномочия  по управлению ликвидируемым  юридическим лицом, и соответственно  прекращаются одноименные полномочия  участников и органов юридического  лица [54, с. 6].

3.Стадия прекращения обязанностей  юридического лица по отношению  к третьим лицам. На данной  стадии удовлетворяются требования  кредиторов юридического лица. При  этом если недостаточно денежных  средств для удовлетворения требований  кредиторов, то данные требования  удовлетворяются из стоимости  имущества юридического лица, которое  распродается с публичных торгов. Если же выяснится, что имущества  юридического лица вообще недостаточно  для того, чтобы удовлетворить  требования всех кредиторов, то  ликвидационная комиссия обязана  обратиться в суд с заявлением  о признании ликвидируемого юридического  лица банкротом, и в этом  случае последующие действия  осуществляются под контролем  суда.

4.Стадия прекращения прав  юридического лица на принадлежащее  ему имущество. Оставшееся после  ликвидации имущество передаётся  лицам, имеющим вещные права  на него или обязательственные  права в отношении самого юридического  лица. Если к данному моменту  уже отсутствует имущество юридического  лица, то соответствующие права  и обязанности считаются прекратившимися.

Таким образом, ликвидацию можно  определить как факт-состояние, в  результате наличия которого происходит последовательное прекращение прав и обязанностей самого юридического лица, а также лиц, обладающих правом участвовать в управлении его  делами, то есть всех тех отношении, которые и облекаются в форму  юридического лица, что в свою очередь  приводит к прекращению самого юридического лица. При этом, как было показано выше, прежде всего, прекращаются отношений  между участниками (учредителями) юридического лица, в которых реализуются их права по участию в управлении делами юридического лица, и в которых  формируется воля юридического лица. И только потому, что при отсутствии этих отношений юридическое лицо лишается собственной воли, прекращаются и все остальные отношения, формирующиеся  вокруг юридического лица, и, как следствие  и само юридическое лицо.

Законодательство предусматривает  два вида ликвидации: добровольную и принудительную.

Добровольно юридическое  лицо может быть ликвидировано по решению его учредителей или  органа юридического лица, уполномоченного  учредительными документами. Добровольная ликвидация АО, ТОО, ТДО и производственного  кооператива может быть произведена  только по решению общего собрания их участников.

Добровольная ликвидация полного и коммандитного товариществ, а также общественного объединения  и потребительского кооператива  производится по решению общего собрания их участников или уполномоченного  им органа, а также по решению  органа соответствующего юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами.

Добровольная ликвидация учреждения производится по решению  его органа, если он уполномочен  на то учредительными документами. Помимо этого учреждение может быть ликвидировано  по решению собственника его имущества  или уполномоченного собственником  органа.

Ликвидация республиканского государственного предприятия производится по решению Правительства Республики Казахстан, а ликвидация коммунального  предприятия - по решению главы местной  администрации.

Принудительно юридические  лица могут быть ликвидированы по решению суда в случаях:

- признания недействительной  регистрации юридического лица  в связи с допущенными при  его создании нарушениями законодательства, которые носят неустранимый характер. Неустранимый характер определяется  нарушениями норм законодательных  актов об отдельных видах юридических  лиц. Например, указание некоммерческой  организацией в качестве основной  цели деятельности такой, которая  направлена на извлечение дохода, или регистрация АО с уставным  капиталом менее требуемого законодательством  и т.п.

- систематического осуществления  деятельности, противоречащей уставным  целям юридического лица. Это  требование не относится к  коммерческим организациям, которые  по общему правилу имеют не  специальную, а общую правоспособность, если иное не оговорено законодательными  актами. В отношении некоммерческих  организаций систематичность определяется  по крайней мере двукратным  осуществлением неуставной деятельности, что фиксируется судом по заявлению  заинтересованного лица.

- осуществления деятельности  без надлежащего разрешения (лицензии), либо деятельности, запрещенной  законодательными актами, либо с  неоднократными или грубым нарушением  законодательства. Данный пункт  предусматривает ликвидацию в судебном порядке юридического лица при осуществлении деятельности, запрещенной законодательными актами. Такими актами может быть предусмотрен перечень работ, видов товаров и услуг, которые запрещены для частного предпринимательства, запрещены или ограничены для экспорта или импорта. Ограничения для государственных юридических лиц предусмотрены их учредительными документами и нормативными актами об их правовом статусе, а также международными соглашениями Казахстана. Например, Казахстан как безъядерное государство не может производить и распространять ядерное оружие.

Кроме того, юридическое лицо может быть ликвидировано в судебном порядке при осуществлении деятельности с неоднократным или грубым нарушением законодательства. Неоднократность  определяется по крайней мере двукратным нарушением норм законодательства.

Однако те же последствия  могут быть вызваны единичным, но грубым нарушением законодательства (осуществление  лицензионной деятельности - без соответствующей  лицензии).

- в других случаях, предусмотренных  законодательными актами. Например, полное товарищество, помимо оснований,  указанных выше, ликвидируется также  в случае, когда в товариществе  остается единственный участник  и если он в течение шести  месяцев не преобразует товарищество  или не примет новых участников.

Коммандитное товарищество прекращается при выбытии всех участвовавших  в нем вкладчиков.

Товарищества с ограниченной и дополнительной ответственностью прекращаются в случаях: если число  участников товарищества превысит пятьдесят; если размер уставного капитала уменьшится до менее минимального размера; если участники не образуют в установленные  сроки уставный капитал товарищества; банкротства.

Если стоимость имущества  юридического лица, в отношении которого принято решение о ликвидации, недостаточна для удовлетворения требований кредиторов, такое юридическое лицо может быть ликвидировано в порядке, установленном законодательством  о банкротстве.

Требование о ликвидации юридического лица по основаниям, приведенным  выше, может быть предъявлено в  суд государственным органом, которому право на предъявление такого требования предоставлено законодательными актами, а в случае банкротства также  кредиторами.

Правом на подачу заявления  кредитора в суд о признании  должника банкротом обладают налоговые  и иные уполномоченные государственные  органы в отношении обязательных платежей в бюджет и внебюджетные фонды, а также юридические и  физические лица - кредиторы по гражданско-правовым обязательствам.

C заявлением о признании  должника банкротом, помимо кредиторов, вправе обратиться в суд прокурор: когда им обнаружены признаки  умышленного банкротства; в интересах  кредитора - Республики Казахстан  или государственных органов;  в интересах кредиторов отсутствующего  должника.

В отношении государственных  предприятий, а также хозяйственных  товариществ, в уставном капитале которых  доля государства составляет не менее 2/3, производство по делу о банкротстве, помимо перечисленных лиц, возбуждается в суде на основании заявления  уполномоченного на это государственного органа.

Информация о работе Гарантии прав кредиторов при реорганизации и ликвидации юридических лиц