Гарантии прав кредиторов при реорганизации и ликвидации юридических лиц

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2013 в 21:05, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы дипломного исследования. Современность и научная необходимость рассмотрения избранной темы во многом предопределена развитием в нашем государстве экономики рыночного типа, которая, безусловно, предполагает не только наличие, по и высокую степень развития правовых средств и методов регулирования экономического оборота.
Юридические лица в настоящий момент являются главными участниками гражданского оборота. Именно они производят большую часть товаров и услуг, являются главными налогоплательщиками. В условиях развития рынка в нашей стране и все возрастающего желания субъектов гражданских правоотношений обезопасить себя и свои материальные средства правовыми способами, наибольшую актуальность приобретают вопросы регулирования создания, реорганизации и ликвидации юридических лиц.

Содержание работы

Введение
1. Реорганизация юридических лиц
1.1 Понятие и признаки реорганизации юридического лица
1.2 Формы и порядок реорганизации юридических лиц
2. Ликвидация юридических лиц
2.1 Понятие и виды ликвидации юридических лиц
2.2 Основания и порядок ликвидации
3. Гарантии прав кредиторов при реорганизации и ликвидации юридических лиц
3.1 Обеспечение прав кредиторов и общегражданские способы их защиты
3.2 Гарантии прав кредиторов и специальные способы их защиты при реорганизации юридических лиц
Заключение
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word (2).docx

— 126.99 Кб (Скачать файл)

6) направление письменных  извещений о ликвидации персонально  всем кредиторам юридического  лица.

Ликвидационная комиссия принимает меры по выявлению кредиторов и оплате им имеющейся задолженности, а также письменно уведомляет кредиторов о ликвидации юридического лица.

После истечения срока  для предъявления претензий кредиторами (2 месяца) ликвидационной комиссией  составляется промежуточный баланс, который содержит сведения о составе  имущества ликвидируемого юридического лица, перечень заявленных кредиторами  претензий и результаты их рассмотрения.

7) открытие ликвидационного  счета в банке и смена подписей  должностных лиц в карточкам  по расчетным и валютным счетам  ликвидируемого юридического лица;

8) проведение комплекса  мер по извещению и увольнению  сокращаемых работников, расчетов  с ними и оказание содействия  в их трудоустройстве;

9) принятие мер к выявлению  и получению дебиторской задолженности;

10) составление реестров  кредиторской и дебиторской задолженности;

11) сверка расчетов по  налогам и другим обязательным  платежам в бюджет с территориальным  налоговым комитетом.

Такая сверка проводится в  форме документальной налоговой  проверки в соответствии со ст.534Кодекса «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (далее - Налоговый кодекс) на основании заявления ликвидируемого юридического лица [62]. При этом проверка должна быть начата не позднее тридцати календарных дней после получения заявления налогоплательщика.

В ходе проверки налоговым  органом, осуществляющим налоговую  проверку, направляются запросы в:

- Республиканское государственное  предприятие «Центр по недвижимости»;

- Департамент труда, занятости  и социальной защиты населения  (сведения о привлечении иностранной  рабочей силы, если таковая имеется);

- Комитет по экономике  аппарата акима;

- Городское таможенное  управление (по внешнеэкономической  деятельности);

- Управление дорожной  полиции (наличие автотранспортных  средств);

- Комитет по управлению  земельными ресурсами (наличие  земельных участков).

Все эти сведения необходимы для полной ликвидации предприятия  и во избежание неучтенных объектов налогообложения;

12) выход из состава  учредителей (участников) других  юридических лиц путем продажи  акций или долей (вкладов) в  их уставных капиталах;

13) проведение инвентаризации  активов и обязательств, составление  и утверждение промежуточного  ликвидационного баланса;

14) реализация имущества  (конкурсной массы) на торгах (тендерах, аукционах) и проведение расчетов  с кредиторами в порядке очередности,  предусмотренной действующим законодательством.  При этом погашается задолженность  не только самого юридического  лица, но и его структурных  подразделений (филиалов, представительств  и др.).

При ликвидации юридического лица выплата денег кредиторам осуществляется в следующей очередности:

1) в первую очередь - удовлетворяются требования граждан,  перед которыми ликвидируемое  юридическое лицо несет ответственность  за причинение вреда жизни  или здоровью (если таковые имеются);

2) во вторую очередь  - производятся расчеты по оплате  труда с лицами, работающими по  трудовому договору;

3) в третью очередь - удовлетворяются требования кредиторов  по обязательствам, обеспеченным  залогом имущества ликвидируемого  юридического лица;

4) в четвертую очередь  - погашается задолженность по  налогам и другим обязательным  платежам в бюджет и внебюджетные  фонды;

5) в пятую очередь - производятся  расчеты с другими кредиторами.

Требования каждой очереди  удовлетворяется после полного  удовлетворения требований предыдущей очереди (ст.51 ГК РК).

Если у ликвидируемого юридического лица (кроме учреждения) недостаточно денег для удовлетворения требований кредиторов, ликвидационная комиссия осуществляет продажу имущества  юридического лица с публичных торгов в порядке, установленном для  исполнения судебных решений;

15) уплата налогов и  других обязательных платежей  в бюджет, отражаемых в ликвидационной  налоговой отчетности, производится  в течение десяти рабочих дней  со дня ее представления. Налоговая  задолженность ликвидируемого юридического  лица, а также его структурных  подразделений погашается за  счет его денег, в том числе  полученных от реализации его  имущества, в порядке очередности,  установленной законодательными  актами Республики Казахстан.  Налоговое обязательство, возникающее  в период ликвидации, исполняется  по мере возникновения в сроки  и порядке, установленные налоговым  законодательством Республики Казахстан.

Если имущества ликвидируемого юридического лица недостаточно для  погашения в полном объеме налоговой  задолженности, то остающаяся часть  налоговой задолженности, в соответствии с п.2 статьи 34 Налогового Кодекса  РК, погашается учредителями (участниками) ликвидируемого юридического лица в  случаях, установленных законодательными актами Республики Казахстан.

Если ликвидируемое юридическое  лицо имеет суммы излишне уплаченных налогов и других обязательных платежей в бюджет, то указанные суммы подлежат зачету в счет погашения налоговой  задолженности ликвидируемого юридического лица в следующем порядке:

1) в счет погашения пени  и штрафов по данному виду  налога;

2) в счет погашения пени  и штрафов по другим видам  налогов;

3) в счет погашения недоимки  по другим видам налогов;

4) в счет предстоящих  платежей по данному и другим  видам налогов.

Сумма излишне уплаченного  налога в бюджет не подлежит зачету в счет погашения налоговой задолженности  другого налогоплательщика. При  отсутствии у ликвидируемого юридического лица налоговой задолженности сумма  излишне уплаченных налогов и  других обязательных платежей в бюджет подлежит возврату этому юридическому лицу;

16) сдача лицензиарам имеющихся  у юридического лица государственных  лицензий;

17) распределение оставшегося  после удовлетворения требований  всех кредиторов имущества среди  акционеров или участников, а  в случае их отказа передача  этого имущества на баланс  или в собственность любых  третьих лиц;

18) составление и утверждение  окончательного ликвидационного  баланса;

19) подготовка отчета о  завершении процедуры ликвидации (конкурсного производства) перед  собственником, уполномоченным им  органом или судом;

20) получение справки налоговых  органов об отсутствии задолженности  юридического лица перед бюджетом  и снятие с налогового учета.

Исключение налогоплательщика  из Государственного реестра налогоплательщиков Республики Казахстан осуществляется при условии его полной ликвидации, то есть прекращения налоговых обязательств юридического лица;

21) закрытие счета (счетов) в обслуживающем банке;

22) получение справки в  территориальном органе внутренних  дел о приеме печати юридического  лица для уничтожения;

23) представление пакета  документов о проведении процедуры  ликвидации юридического лица  в территориальное управление  юстиции.

Орган, осуществляющий регистрацию  юридических лиц, получив решение  о ликвидации или реорганизации  юридического лица, проверяет соблюдение порядка ликвидации или реорганизации, предусмотренного законодательными актами РК.

Для регистрации прекращения  деятельности юридического лица по основанию  ликвидации представляются:

- заявление о регистрации  ликвидации по форме, установленной  Министерством юстиции;

- решение собственника  имущества юридического лица  или уполномоченного собственником  органа либо органа юридического  лица, уполномоченного на то учредительными  документами, скрепленное печатью  юридического лица;

- учредительные документы,  свидетельство о государственной  регистрации (перерегистрации) и  статистическая карточка;

- документ, подтверждающий  публикацию в печатном изданий  информации о ликвидации юридического  лица, порядке и сроках заявления  претензий кредиторами;

- промежуточный ликвидационный  баланс, содержащий сведения о  составе имущества ликвидируемого  юридического лица, перечне заявленных  кредиторами претензий, а также  результатах их рассмотрения;

- ликвидационный баланс;

- решение собственника  имущества юридического лица  или иного органа, принявшего  решение о ликвидации юридического  лица, об утверждении промежуточного  и ликвидационного балансов, скрепленное  печатью юридического лица;

- документ об уничтожении  печати юридического лица;

- документ, подтверждающий  снятие с учета филиалов и  представительств ликвидируемого  юридического лица (при их наличии);

- справка об отсутствии  налоговой задолженности;

- справка таможенных органов  об отсутствии задолженностей  по таможенным платежам и незавершенных  внешнеторговых сделок;

- уведомление уполномоченного  органа об аннулировании выпуска  акций (для акционерных обществ);

- квитанция или документ, подтверждающие уплату в бюджет  сбора за государственную регистрацию  юридических лиц.

Регистрация прекращения  деятельности субъекта рынка, занимающего  доминирующее (монопольное) положение  на соответствующем рынке товаров (работ, услуг), а также субъектов  естественной монополии осуществляется регистрирующим органом с предварительного согласия антимонопольного органа. Регистрация  прекращения деятельности юридического лица, ликвидированного по решению  суда, осуществляется на основании  решения суда. Ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое  лицо - прекратившим существование  после внесения об этом записи в  государственный регистр юридических  лиц;

24) получение в департаменте  юстиции документа о регистрации  ликвидации юридического лица;

25) сдача оставшихся документов  ликвидированного юридического  лица в территориальный архив.

Ликвидация филиалов и  представительств казахстанских и  иностранных юридических лиц  производится по решению уполномоченных органов создавших их юридических  лиц или суда. Порядок их преобразования в юридические лица любой организационно-правовой формы действующим гражданским  законодательством Казахстана не предусмотрен.

Поскольку филиалы и представительства  не являются юридическими лицами, ответственность  по их обязательствам, в том числе  и по погашению кредиторской задолженности, при ликвидации несут создавшие  их юридические лица.

Следует помнить и о  том, что за нарушение действующих  нормативных правовых актов при  проведении процедур реорганизации  и ликвидации юридических лиц, а  также их филиалов и представительств установлены различные виды административной, гражданской и уголовной ответственности.

 

3.   Гарантии прав кредиторов при реорганизации и ликвидации юридических лиц 

 

3.1 Обеспечение  прав кредиторов и общегражданские  способы их защиты

Защита прав кредиторов является основой эффективного функционирования договорных обязательств. В противном  случае не исключены ситуации, когда  злоупотребления со стороны должников  станут обычной практикой и фактически парализуют исполнение договоров, в  которых заинтересованы обе стороны.

Охрана прав и законных интересов кредиторов обеспечивается в обязательственных правоотношениях  как при помощи общих способов защиты, так и с помощью специальных  норм, предусмотренных отдельными главами  ГК РК об обязательствах и специальным  законодательством.

Любому гражданско-правовому  обязательству, как отмечал Д.И. Мейер, присуща «некоторая непрочность». Прежде всего, такая непрочность объясняется  характером обязательственных правоотношений. Реализация прав кредитора в таких  отношениях возможна только путем совершения определенных действий обязанным лицом. Совершение или несовершение обусловленных  обязательством действий зависит от воли обязанного лица. Чем больше цена обязательства, тем больше кредитор должен быть уверен в его надлежащем исполнении, а в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения - в  возможности защитить свои права  предусмотренными законом способами [63, c.212].

Проблема защиты прав кредиторов в научных работах представлена в широком аспекте - как проблема защиты кредитора в обязательстве. Поскольку специфика обязательственных  правоотношений такова, что кредитор лишен, как правило, возможности  непосредственно воздействовать на самого должника, при нарушении обязательства  или при его изменении кредитор оказывается наиболее уязвимой стороной. На это обстоятельство обращал внимание С.А. Хохлов, указывая, что в обязательствах слабой стороной реально является кредитор, утративший то, что ему полагается по закону [64, c.153].

Информация о работе Гарантии прав кредиторов при реорганизации и ликвидации юридических лиц