Государственная финансовая поддержка малого бизнеса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2012 в 08:58, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы изучить каким образом государство оказывает финансовую поддержку малому бизнесу.
Для достижения поставленной цели необходимо решить такие задачи как:
Определить понятие малого бизнеса
Рассмотреть какое значение он имеет в экономике страны
Ознакомиться с политикой государства в области поддержки малого бизнеса – установить в каких направлениях она осуществляется, какими формами и методами
Проанализировать эффективность финансовой поддержки государства в области малого бизнеса.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………………………………….3
1. Сущность и понятие малого бизнеса в России………………………………………………….5
1.1. Понятие малого предприятия. Виды экономической деятельности предприятий малого бизнеса…………………………………………………………………………………………..5
1.2. Значение малого бизнеса в экономике государства и необходимость его поддержки………………………………………………………………………………………………...9
2. Основы финансовой политики государства в сфере поддержки малого бизнеса………14
2.1. Основные направления государственного финансирования малого бизнеса………...14
2.2. Формы и методы………………………………………………………………………………….18
3. Анализ финансовой политики в сфере поддержки малого бизнеса и ее эффективность…………………………………………………………………………………………23
3.1. Основные механизмы и тенденции финансовой политики. Целевые программы поддержки малого бизнеса…………………………………………………………………………..23
3.2. Проблемы и перспективы финансовой политики в России……………………………….27
Заключение……………………………………………………………………………………………..32
Список использованной литературы……………………………………………………………….34

Файлы: 1 файл

курсовая по финансам.doc

— 197.00 Кб (Скачать файл)


Министерство по науке  и образованию

Государственное образовательное  учреждение высшего профессионального  образования

«Санкт-Петербургский  торгово-экономический институт»

Кафедра финансов, денежного  обращения и кредита

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

По дисциплине «Финансы»

На тему

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ФИНАНСОВАЯ ПОДДЕРЖКА МАЛОГО БИЗНЕСА

 

 

 

 

 

Выполнила: Гаджиева Э.Н.

УЭФ, группа 231

Руководитель: Сухарева О.Г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Санкт-Петербург

2011 г.

 

Содержание

Введение………………………………………………………………………………………………….3

 

1. Сущность и  понятие малого бизнеса в России………………………………………………….5

1.1.  Понятие малого предприятия. Виды экономической деятельности предприятий малого бизнеса…………………………………………………………………………………………..5

1.2.  Значение  малого бизнеса в экономике  государства и необходимость  его поддержки………………………………………………………………………………………………...9

 

2. Основы финансовой политики  государства в сфере поддержки  малого бизнеса………14

2.1. Основные направления  государственного финансирования  малого бизнеса………...14

2.2. Формы и  методы………………………………………………………………………………….18

 

3. Анализ финансовой  политики в сфере поддержки малого бизнеса и ее эффективность…………………………………………………………………………………………23

3.1. Основные  механизмы и тенденции финансовой  политики. Целевые программы поддержки  малого бизнеса…………………………………………………………………………..23

3.2. Проблемы  и перспективы финансовой политики  в России……………………………….27

 

Заключение……………………………………………………………………………………………..32

 

Список использованной литературы……………………………………………………………….34

 

Приложения……………………………………………………………………………………………..35

 

Введение

Не так давно в России произошел переход к рыночной экономике. Именно тогда начался рассвет эры малого предпринимательства, который продолжается и по сей день. Малый бизнес сейчас – это явление, с которым мы сталкиваемся изо дня в день. Малое предприятие – это основное звено рыночной системы хозяйствования. Малое предприятие самостоятельно осуществляет свою деятельность, распоряжается выпускаемой продукцией, полученной прибылью, остающейся в его распоряжении после уплаты налогов и других обязательных платежей.

За последние годы малый бизнес стал неотъемлемой частью рыночной системы российской экономики. Его значение трудно переоценить. Малое предпринимательство способствует социальной стабильности в обществе, увеличению налоговых поступлений в бюджеты всех уровней, обеспечению занятости населения путем создания новых рабочих мест. Однако на его пути  возникает множество проблем: не эффективная законодательная база, высокая налоговая нагрузка, ограниченность финансовых средств и т.д. Государственная политика должна обеспечивать благоприятные и стабильные условия для финансирования малого предпринимательства, способствовать его развитию.

В последнее время политика государства, очень сильно направлена на развитие предпринимательства, улучшение условий для занятия предпринимательской деятельностью.

Формирование  эффективной системы государственной  финансовой поддержки малого предпринимательства, учитывающей особенности российской финансово-хозяйственной практики малых предприятий и современные  мировые тенденции в этой области, позволит государству создать выгодные условия для функционирования малого бизнеса, что в свою очередь повысит конкурентоспособность и динамичность экономики России.

Цель данной курсовой работы изучить каким образом  государство оказывает финансовую поддержку малому бизнесу.

Для достижения поставленной цели необходимо решить такие задачи как:

Определить  понятие малого бизнеса

Рассмотреть какое  значение он имеет в экономике  страны

Ознакомиться  с политикой государства в  области поддержки малого бизнеса  – установить в каких направлениях она осуществляется, какими формами и методами

Проанализировать  эффективность финансовой поддержки  государства в области малого бизнеса.

Объект исследования: финансовая политика государства в  сфере поддержки малого бизнеса  и ее эффективность.

Предмет исследования: проблемы, перспективы и возможности  повышения эффективности финансовой политики государства в сфере поддержки малого бизнеса в России.

Для выполнения поставленных задач были изучены  нормативно-правовые акты в области  государственного регулирования малого предпринимательства, статистические данные, учебные пособия по данной проблематике и периодические издания.

 

 

 

1. Сущность и  понятие малого бизнеса в России

1.1.  Понятие малого предприятия. Виды экономической деятельности предприятий малого бизнеса

В России с начала проведения экономических реформ в 1990-е годы значительное распространение  получил такой тип хозяйственной  структуры, как малое предприятие. Стремление каждого гражданина улучшить свое материальное положение, стремление полнее проявить себя как личность рождает массовое явление в форме развития малого бизнеса.

Малый бизнес –  это бизнес, осуществляемый в малых  формах, опирающийся на предпринимательскую  деятельность, совокупность мелких и  средних частных предпринимателей, прямо не входящих ни в одно монополистическое предприятие. В свою очередь бизнес - это деятельность, осуществляемая частными лицами или организациями для извлечения природных благ, производства или оказания услуг в обмен на другие товары, услуги или деньги, ведущая к взаимной выгоде заинтересованных лиц или организаций.

Малое предпринимательство  – это предпринимательская деятельность, осуществляемая субъектами рыночной экономики  при определенных, установленных  законами, критериях, конституирующих сущность этого понятия.

 Согласно Федеральному закону №209-ФЗ от 24.07.07 «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» к субъектам малого и среднего предпринимательства относятся внесенные в единый государственный реестр юридических лиц потребительские кооперативы и коммерческие организации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий), а также физические лица, внесенные в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (далее - индивидуальные предприниматели), крестьянские (фермерские) хозяйства, соответствующие следующим условиям:

1) для юридических  лиц - суммарная доля участия  Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, иностранных юридических лиц, иностранных граждан, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) указанных юридических лиц не должна превышать двадцать пять процентов (за исключением активов акционерных инвестиционных фондов и закрытых паевых инвестиционных фондов), доля участия, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства, не должна превышать двадцать пять процентов (данное ограничение не распространяется на хозяйственные общества, деятельность которых заключается в практическом применении (внедрении) результатов интеллектуальной деятельности (программ для электронных вычислительных машин, баз данных, изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, селекционных достижений, топологий интегральных микросхем, секретов производства (ноу-хау), исключительные права на которые принадлежат учредителям (участникам) таких хозяйственных обществ - бюджетным научным учреждениям или созданным государственными академиями наук научным учреждениям либо бюджетным образовательным учреждениям высшего профессионального образования или созданным государственными академиями наук образовательным учреждениям высшего профессионального образования);

2) средняя численность  работников за предшествующий  календарный год не должна  превышать следующие предельные  значения средней численности  работников для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства:

а) от ста одного до двухсот  пятидесяти человек включительно для  средних предприятий;

б) до ста человек включительно для малых предприятий; среди  малых предприятий выделяются микропредприятия - до пятнадцати человек.

Средняя численность работников за календарный год определяется с учетом всех его работников, в  том числе работников, работающих по гражданско-правовым договорам или  по совместительству с учетом реально  отработанного времени, работников представительств, филиалов и других обособленных подразделений указанных микропредприятия, малого предприятия;

3) выручка от  реализации товаров (работ, услуг)  без учета налога на добавленную  стоимость или балансовая стоимость  активов (остаточная стоимость  основных средств и нематериальных активов) за предшествующий календарный год не должна превышать предельные значения, установленные Правительством Российской Федерации для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства.

Предельные значения выручки от реализации товаров (работ, услуг) и балансовой стоимости активов устанавливаются Правительством Российской Федерации один раз в пять лет с учетом данных сплошных статистических наблюдений за деятельностью субъектов малого и среднего предпринимательства.

Выручка от реализации товаров (работ, услуг) за календарный  год, определяется в порядке, установленном Налоговым кодексом Российской Федерации.

 Балансовая  стоимость активов (остаточная  стоимость основных средств и  нематериальных активов) определяется  в соответствии с законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете.

В Постановлении Правительства РФ от 22 июля 2009 г. № 556 установлены следующие предельные значения выручки от реализации товаров (работ, услуг) за предшествующий год без учёта налога на добавленную стоимость для каждой категории субъектов малого предпринимательства:

микропредприятия  – 60 млн. рублей;

малые предприятия  – 400 млн. рублей.

Категория субъекта хозяйственной деятельности определяется по наибольшему показателю. Например, если по средней численности работников организация соответствует среднему предприятию, а по размеру выручки - малому, категория будет установлена по численности работников.

Величина критериев  определяется ежегодно по данным предшествующего  календарного года. Исключением являются вновь созданные организации или вновь зарегистрированные индивидуальные предприниматели, которые могут быть отнесены к субъектам малого или среднего предпринимательства в году начала деятельности на основании показателей, рассчитанных со дня государственной регистрации. Категория субъектов малого и среднего бизнеса может измениться, если предельные значения критериев будут выше или ниже установленных в течение двух календарных лет подряд.

Для характеристики малого предпринимательства важное значение имеет отраслевая направленность малых предприятий, свидетельствующая об их включенности в воспроизводственный процесс страны, степени влияния на темпы роста и динамику структурных сдвигов, участия в решении социальных проблем и т.д.

В нашей стране малые предприятия все шире вовлекаются в сферы экономики, ранее характерные только для крупных и средних предприятий, производство нефтепродуктов, пиломатериалов, добычу драгоценных металлов и так подобное.

Сейчас малый  бизнес развивается в основном в посреднической сфере и в отраслях, не требующих значительных капитальных вложений: в торговле, общественном питании, в строительстве гражданских объектов, мелком ремонте техники и машин, в сельском хозяйстве. Между тем такой мощный рынок, как сфера научно-технических новшеств и информации, не осваивается. Это обусловлено, с одной стороны, недостаточным вниманием к таким проблемам государственных структур управления, отсутствием правовых актов, обеспечивающих развитие малого научно-технического бизнеса, а с другой — монополией государственных научно-исследовательских институтов, сосредоточивших у себя весь объем финансирования научной сферы. В результате это привело к монополизму государственного сектора в науке и отсутствию внедренческих структур в материальной сфере.

Доминирующая  часть предприятий и рабочих  мест в малом бизнесе традиционно приходится на предприятия торговли и на услуги по операциям с недвижимостью.

Распределение малых предприятий по видам экономической  деятельность приведено в таблице

Таблица 1.1

ЧИСЛО МАЛЫХ  ПРЕДПРИЯТИЙ (без микропредприятий) 
ПО ВИДАМ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ на конец 2009 г.

 

Тысяч

В процентах 
к итогу

Всего

282,7

100

из  них по видам экономической  
деятельности:

   

сельское хозяйство, охота и лесное  
хозяйство

16,4

5,8

рыболовство, рыбоводство

0,9

0,3

добыча полезных ископаемых

1,2

0,4

обрабатывающие  производства

42,5

15,0

производство  и распределение электроэнергии, газа и воды

2,4

0,9

Строительство

37,9

13,4

оптовая и розничная  торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования

83,9

29,7

гостиницы и  рестораны

8,7

3,1

транспорт и  связь

17,0

6,0

из них связь

2,0

0,7

финансовая  деятельность

3,8

1,4

операции с  недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг

55,1

19,5

Образование

0,7

0,2

здравоохранение и предоставление социальных услуг

4,1

1,4

предоставление  прочих коммунальных, социальных и персональных услуг

7,8

2,8

Информация о работе Государственная финансовая поддержка малого бизнеса