Государственная финансовая поддержка малого бизнеса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2012 в 08:58, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы изучить каким образом государство оказывает финансовую поддержку малому бизнесу.
Для достижения поставленной цели необходимо решить такие задачи как:
Определить понятие малого бизнеса
Рассмотреть какое значение он имеет в экономике страны
Ознакомиться с политикой государства в области поддержки малого бизнеса – установить в каких направлениях она осуществляется, какими формами и методами
Проанализировать эффективность финансовой поддержки государства в области малого бизнеса.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………………………………….3
1. Сущность и понятие малого бизнеса в России………………………………………………….5
1.1. Понятие малого предприятия. Виды экономической деятельности предприятий малого бизнеса…………………………………………………………………………………………..5
1.2. Значение малого бизнеса в экономике государства и необходимость его поддержки………………………………………………………………………………………………...9
2. Основы финансовой политики государства в сфере поддержки малого бизнеса………14
2.1. Основные направления государственного финансирования малого бизнеса………...14
2.2. Формы и методы………………………………………………………………………………….18
3. Анализ финансовой политики в сфере поддержки малого бизнеса и ее эффективность…………………………………………………………………………………………23
3.1. Основные механизмы и тенденции финансовой политики. Целевые программы поддержки малого бизнеса…………………………………………………………………………..23
3.2. Проблемы и перспективы финансовой политики в России……………………………….27
Заключение……………………………………………………………………………………………..32
Список использованной литературы……………………………………………………………….34

Файлы: 1 файл

курсовая по финансам.doc

— 197.00 Кб (Скачать файл)

 

1.2.  Значение  малого бизнеса в экономике  государства и необходимость  его поддержки

Как показывает мировая практика, малое предпринимательство играет большую роль в экономике любых стран, даже развитых, так как ему свойственны определенные преимущества.  К ним можно отнести гибкость и более быструю адаптацию к рынку, способность быстро вводить изменения в продукцию и процесс производства в ответ на требования местных рынков, быстро создавать  и  оперативно применять новые технологии и научные разработки, относительно невысокие расходы при осуществлении деятельности, большая возможность для индивидуума реализовывать свои идеи, проявить способности. Именно малый бизнес создает дополнительные рабочие места, оперативно внедряет передовые достижения, перестраивает производство в зависимости от соотношений спроса и предложения, не требует повышенных первоначальных затрат.

Сектор малого бизнеса наиболее динамично осваивает  новые виды продукции и рыночные «ниши», способствует приближению производства товаров и услуг к потребителю, развивается в отраслях, непривлекательных  для крупного бизнеса. Малые предприятия формируют конкурентную среду, создают альтернативу на рынке труда, организуют миллионы новых рабочих мест. Важность малых предприятий еще и в том, что ведя ожесточенную конкурентную борьбу за выживание, они вынуждены постоянно развиваться и адаптироваться к текущим условиям рынка, ведь чтобы существовать надо получать средства к существованию, а значит быть лучше других, чтобы прибыль доставалась именно им.

Для экономики  в целом деятельность малых фирм является важным фактором повышения ее гибкости. По уровню развития малого предпринимательства специалисты судят даже о способности страны приспосабливаться к меняющейся экономической обстановке. Несмотря на трудности и неудачи, малое предпринимательство развивается, набирает темпы роста, решая экономические, социальные, научно-технические проблемы.

Развитие малого бизнеса создает благоприятные  условия для оздоровления экономики, развивается конкурентная среда, создаются  дополнительные рабочие места, расширяется  потребительский сектор. Развитие малого бизнеса ведет к насыщению рынка товарами и услугами, лучшему использованию местных сырьевых ресурсов Он является надежным источником бюджетных поступлений, доля просроченной задолженности малых предприятий местным и федеральному бюджету ниже, чем у других предприятий.

Согласно представленных Росстатом и ФНС России данных в настоящее время в Российской Федерации осуществляют деятельность 5 192 363 субъекта малого и среднего предпринимательства, в том числе:

- 1 065 016 микропредприятий (в соответствии с Федеральным законом № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства» статистическое обследование микропредприятий осуществляется один раз в год) – количество работников до 15 человек и годовой оборот до 60 млн. рублей;

- 227 706 малых  компаний – количество работников от 16 до 100 человек и годовой оборот до 400 млн. рублей;

- 17 486 средних  компаний – количество работников  от 101 до 250 человек и годовой оборот  до 1 000 млн. рублей;

- 3 882 155 индивидуальных  предпринимателей.

Развитие малого предпринимательства является важнейшим фактором успешного решения следующих проблем:

    • Формирование конкурентных цивилизованных рыночных отношений, способствующих лучшему удовлетворению потребностей населения и общества в товарах (работах, услугах);
    • Расширение ассортимента и повышение качества товаров, работ, услуг. Стремясь к удовлетворению запросов потребителей, малый бизнес способствует повышению качества товаров (работ, услуг) и культуры обслуживания;
    • Приближение производства товаров и услуг к конкретным потребителям;
    • Содействие структурной перестройке экономики. Малое предпринимательство придает экономике гибкость, мобильность, маневренность;
    • Привлечение личных средств населения для развития производства. Партнеры на малых предприятиях вкладывают свои капиталы в дело с большей заинтересованностью, чем на крупных;
    • Создание дополнительных  рабочих мест, сокращение уровня безработицы;
    • Более эффективное использование творческих способностей людей, раскрытие их талантов, освоение различных видов ремесел, народных промыслов;
    • Вовлечение в трудовую деятельность отдельных групп населения, для которых крупное производство налагает определенные ограничения (домохозяйки, пенсионеры, инвалиды, учащиеся);
    • Формирование социального слоя собственников, владельцев предприятий (фирм, компаний);
    • Активизация научно-технического прогресса;
    • Освоение и использование местных источников сырья и отходов крупных производств;
    • Содействие деятельности крупных предприятий путем изготовления и поставки комплектующих изделий и оснастки, создание вспомогательных обслуживающих производств;
    • Освобождение государства от низкорентабельных и убыточных предприятий за счет их аренды и выкупа.

Все эти и  другие экономические и социальные функции малого предпринимательства  ставят его развитие в разряд важнейших государственных задач.

Государство должно принимать эффективные меры для  поддержки малого предпринимательства.

Цель государственной  поддержки бизнеса - создание равных условий для всех объектов хозяйствования, занятых в сфере бизнеса, а  также выравнивание предпринимательских структур по сравнению с другими сферами общественного производства.

Государственная политика поддержки малого предпринимательства  стала самостоятельным системным  направлением социально-экономической  политики государства, представляющей собой совокупность правовых, политических, экономических, социальных, информационных, консультационных, образовательных, организационных и иных мер, осуществляемых органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления Она строится на принципе создания благоприятных условий для развития малого предпринимательства, особенно в тех направлениях деятельности, которые дают максимальный социально-экономический эффект.

За последнее  десятилетие в России сформировались основные общепринятые в странах  с развитой рыночной экономикой элементы системы государственной поддержки  малого предпринимательства. Учитывая современные условия и проблемы развития малого предпринимательства, а также недостаточную эффективность государственных мер по его поддержке, дальнейшее развитие и совершенствование всей системы государственной поддержки малого предпринимательства становится в настоящее время ключевым фактором успешного развития малого предпринимательства в Российской Федерации.

Поддержка малого предпринимательства регулируется Федеральным законом от 24 июля 2007года № 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации".

Федеральный закон  предусматривает создание реестров (Приложение 1) субъектов малого и среднего предпринимательства – получателей поддержки, определяются цели и порядок создания государственными органами и органами местного самоуправления координационных и совещательных органов в области развития субъектов малого и среднего предпринимательства. В Федеральном законе приведен исчерпывающий перечень оснований для отказа субъектам малого и среднего предпринимательства в оказании поддержки, установлены особенности оказания некоторых форм поддержки.

Теперь отныне закон четко регулирует отношения, возникающие между юридическими и физическими лицами, органами государственной  власти РФ, субъектами РФ и органами местного самоуправления по вопросам развития субъектов малого и среднего предпринимательства. Закон устанавливает особенности правового регулирования субъектов малого и среднего предпринимательства:

специальные налоговые  режимы, упрощенные правила ведения  налогового учета, налоговые декларации по упрощенной форме по отдельным  налогам и сборам;

упрощенные  способы ведения бухгалтерского учета и составления отчетности;

упрощенный  порядок составления статистической отчетности;

льготный порядок  расчетов за приватизированное государственное  и муниципальное имущество;

формы участия  в процедурах размещения заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд;

меры по обеспечению  прав и законных интересов при  осуществлении государственного контроля (надзора);

меры финансовой поддержки;

меры для развития инфраструктуры поддержки;

иные меры, обеспечивающие реализацию заявленных законопроектом целей.

Систему государственной  поддержки малого предпринимательства в настоящее время составляют:

  • государственные нормативно-правовые акты, направленные на поддержку и развитие малого предпринимательства;
  • государственный аппарат, представляющий собой совокупность государственных институциональных структур, ответственных за развитие малого предпринимательства, обеспечивающих реализацию государственной политики в этой сфере и осуществляющих регулирование сферы малого предпринимательства и управление инфраструктурой его поддержки;

В настоящее  время в Российской Федерации имеются все виды структур поддержки малого предпринимательства, которыми обладают развитые промышленные страны. Основой государственной инфраструктуры поддержки малого предпринимательства является система государственных и муниципальных фондов поддержки малого предпринимательства.

  • государственная инфраструктура поддержки малого предпринимательства, включающая некоммерческие и коммерческие организации, созданные с участием или без участия государства, деятельность которых инициируется, поощряется и поддерживается государством, и предназначенная для реализации системы государственной поддержки, направленной на развитие малого предпринимательства.

В целях развития малого бизнеса и обеспечения  его государственной поддержкой Правительством РФ принят ряд специальных  постановлений. В Постановлении  «О первоочередных мерах по развитию малого предпринимательства в Российской Федерации» от 11 мая 1993 г. № 446 отмечается, что государственная поддержка малого предпринимательства -- одно из важнейших направлений экономической реформы. Этим документом определены также приоритеты развития малого бизнеса. К ним отнесены производство и переработка сельскохозяйственной продукции, производство промышленных товаров и товаров народного потребления, включая товары, имеющие экспортный потенциал, оказание производственных, коммунальных и бытовых услуг, строительство объектов жилищного и производственного назначения. Такие приоритеты остаются в силе и на сегодняшний день.

 

2. Основы финансовой  политики государства в сфере  поддержки малого бизнеса

2.1. Основные направления  государственного финансирования  малого бизнеса

Федеральный закон  №209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" формулирует основные цели и принципы государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации.

Основными целями государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации являются:

1) развитие субъектов  малого и среднего предпринимательства  в целях формирования конкурентной  среды в экономике Российской  Федерации;

2) обеспечение  благоприятных условий для развития  субъектов малого и среднего  предпринимательства;

3) обеспечение  конкурентоспособности субъектов  малого и среднего предпринимательства;

4) оказание содействия  субъектам малого и среднего  предпринимательства в продвижении производимых ими товаров (работ, услуг), результатов интеллектуальной деятельности на рынок Российской Федерации и рынки иностранных государств;

5) увеличение  количества субъектов малого  и среднего предпринимательства;

6) обеспечение  занятости населения и развитие самозанятости;

7) увеличение  доли производимых субъектами  малого и среднего предпринимательства  товаров (работ, услуг) в объеме  валового внутреннего продукта;

8) увеличение  доли уплаченных субъектами малого  и среднего предпринимательства налогов в налоговых доходах федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.

 Основными  принципами государственной политики  в области развития малого  и среднего предпринимательства  в Российской Федерации являются:

1) разграничение полномочий по поддержке субъектов малого и среднего предпринимательства между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления;

2) ответственность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления за обеспечение благоприятных условий для развития субъектов малого и среднего предпринимательства;

3) участие представителей субъектов малого и среднего предпринимательства, некоммерческих организаций, выражающих интересы субъектов малого и среднего предпринимательства, в формировании и реализации государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства, экспертизе проектов нормативных правовых актов Российской Федерации, нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, правовых актов органов местного самоуправления, регулирующих развитие малого и среднего предпринимательства;

Информация о работе Государственная финансовая поддержка малого бизнеса