Государственная финансовая поддержка малого бизнеса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2012 в 08:58, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы изучить каким образом государство оказывает финансовую поддержку малому бизнесу.
Для достижения поставленной цели необходимо решить такие задачи как:
Определить понятие малого бизнеса
Рассмотреть какое значение он имеет в экономике страны
Ознакомиться с политикой государства в области поддержки малого бизнеса – установить в каких направлениях она осуществляется, какими формами и методами
Проанализировать эффективность финансовой поддержки государства в области малого бизнеса.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………………………………….3
1. Сущность и понятие малого бизнеса в России………………………………………………….5
1.1. Понятие малого предприятия. Виды экономической деятельности предприятий малого бизнеса…………………………………………………………………………………………..5
1.2. Значение малого бизнеса в экономике государства и необходимость его поддержки………………………………………………………………………………………………...9
2. Основы финансовой политики государства в сфере поддержки малого бизнеса………14
2.1. Основные направления государственного финансирования малого бизнеса………...14
2.2. Формы и методы………………………………………………………………………………….18
3. Анализ финансовой политики в сфере поддержки малого бизнеса и ее эффективность…………………………………………………………………………………………23
3.1. Основные механизмы и тенденции финансовой политики. Целевые программы поддержки малого бизнеса…………………………………………………………………………..23
3.2. Проблемы и перспективы финансовой политики в России……………………………….27
Заключение……………………………………………………………………………………………..32
Список использованной литературы……………………………………………………………….34

Файлы: 1 файл

курсовая по финансам.doc

— 197.00 Кб (Скачать файл)

совершенствование внешней среды развития малого предпринимательства;

развитие кредитно-финансовых механизмов и имущественная поддержка субъектов малого предпринимательства;

развитие бизнеса  и повышение эффективности функционирования инфраструктуры поддержки малого предпринимательства;

статистическое  и научно-аналитическое обеспечение малого предпринимательства и его государственной поддержки;

реализация  региональных и специальных программ в сфере малого предпринимательства;

международное сотрудничество в области малого предпринимательства.

Приоритетными направлениями в сфере развития малого предпринимательства на период 2008–2010 гг. стали: реализация законодательства, определяющего участие субъектов малого предпринимательства в реализации государственного заказа, содействие созданию инфраструктурных объектов поддержки малого предпринимательства, ориентированных на поддержку вновь создаваемых объектов малого предпринимательства, специальные программы поддержки конкурентоспособных экспортно-ориентированных проектов, формирование благоприятных условий и поддержка институтов микрофинансирования (микрофинансирование - деятельность по предоставлению займов субъектам малого предпринимательства, в том числе и индивидуальным предпринимателям, которые не имеют доступа к банковским услугам, не имеют достаточного залогового обеспечения и соответствующей кредитной истории); формирование институциональных условий для развития кредитования предпринимательства банковскими учреждениями, развитие системы бизнес – инкубаторов для начинающих предпринимателей, совершенствование нормативно-правовой базы в целях сокращения административных ограничений и барьеров для предпринимательской деятельности; обеспечение доступа субъектов малого предпринимательства к недвижимому имуществу, находящемуся в государственной и муниципальной собственности. 
3. Анализ финансовой политики в сфере поддержки малого бизнеса и ее эффективность

3.1. Основные  механизмы и тенденции финансовой  политики. Целевые программы поддержки  малого бизнеса

Программа поддержки  малого бизнеса в 2010 году включает в  себя ряд мер, которые позволят малым предприятиям выжить в сложный экономический период. 

Основными способами  поддержки малого бизнеса в настоящее  время является выдача льготных кредитов, упрощение систем регистрации и  налогообложения малых предприятий, а также оказания консультаций специалистов предпринимателям.

Планируется, что  в 2010 году должна полностью заработать программа кредитования малых предприятий  и механизм гарантийных фондов, которые  будут заниматься поддержкой малого и среднего бизнеса. 

Кроме государственной  программы поддержки малого бизнеса в 2010 году существует ряд региональных программ, которые также позволяют увеличить эффективность работы малых предприятий и оказать необходимую поддержку начинающим предпринимателям. 

Государственная финансовая поддержка малого предпринимательства осуществляется в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.04.2005 N 249 ''Об условиях и порядке предоставления средств федерального бюджета, предусмотренных на государственную поддержку малого предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства''. Об этом Письмо Минэкономразвития РФ от 15.01.2009 N Д05-188. В соответствии с Положением о Министерстве экономического развития Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 437, на министерство возложены полномочия по реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере развития предпринимательской деятельности, в том числе среднего и малого бизнеса.

С 2005г. Минэкономразвития России реализует комплекс мероприятий по государственной поддержке малого предпринимательства, в том числе:

 а) создание  и развитие инфраструктуры поддержки  субъектов малого предпринимательства  (бизнес-инкубаторов);

б) поддержку  субъектов малого предпринимательства, производящих и реализующих товары (работы, услуги), предназначенные для экспорта;

в) развитие системы  кредитования субъектов малого предпринимательства;

г) создание и  развитие инфраструктуры поддержки  малых предприятий в научно-технической сфере;

д) реализацию иных мероприятий субъектов Российской Федерации по поддержке и развитию малого предпринимательства.

Федеральным законом  от 24.07.2007 N 198-ФЗ ''О федеральном бюджете  на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов'' на эти цели в 2008 г. предусмотрены ассигнования в размере 3,85 млрд руб. В 2009г. размер ассигнований на эти цели планировалось увеличить до 10,5 млрд руб. (соответствующий проект постановления Российской Федерации внесен Минэкономразвития России). Средства федерального бюджета предоставляются Министерством экономического развития Российской Федерации на конкурсной основе в виде субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации при условии софинансирования расходов за счет средств соответствующих бюджетов. Оказание прямой финансовой поддержки субъектам малого предпринимательства находится исключительно в компетенции субъекта Российской Федерации.

В настоящее  время действует программа открытого  акционерного общества ''Российский банк развития'' (ОАО ''РосБР'') по поддержке малого и среднего предпринимательства, утвержденная правлением ОАО ''РосБР''. Указанная программа разработана в рамках участия в реализации государственной политики по совершенствованию финансовых механизмов поддержки малого и среднего предпринимательства. Основной целью программы является создание благоприятных условий для устойчивого развития малого и среднего бизнеса в регионах России. В настоящее время действуют Основные положения открытого акционерного общества ''Российский банк развития'' по кредитованию субъектов малого и среднего предпринимательства через коммерческие банки, утвержденные Правлением ОАО ''РосБР'' 03.10.2007 N 234. Указанные положения регулируют отношения, возникающие между ОАО ''РосБР'' и коммерческими банками по вопросам кредитования субъектов малого и среднего предпринимательства. Основной целью положений является создание благоприятных условий для устойчивого развития малого и среднего бизнеса в регионах России.

В структуре  системы поддержки малого бизнеса  выделяются три основных уровня: федеральный, региональный и местный. Каждый уровень сам образует некую систему и представлен тремя блоками: концептуально-программным, организационно-ресурсным и функциональным

Механизмами обеспечения  доступа малого предпринимательства  к источникам финансирования являются:

- развитие лизинга  современного технологического, коммуникационного,  офисного оборудования, имущественных  комплексов, транспортных средств,  включая вторичный рынок, для  обновления производственной базы  малых предприятий. Реализация данного направления предусматривает формирование специализированной базы данных по необходимому для малого бизнеса оборудованию, его производителям, поставщикам, лизингодателям и потенциальным лизингополучателям. Использование лизингового механизма является гибким и доступным финансовым инструментом, альтернативным банковскому кредитованию. Это один из наиболее эффективных способов привлечения инвестиций в условиях нехватки капитала и экономически выгодный способ модернизации производства;

- развитие и внедрение системы микрофинансирования субъектов малого предпринимательства. Микрозайм представляет собой гибкую форму классического банковского кредита, позволяющего начать бизнес, получив доступ к источникам финансирования без наличия стартового капитала, кредитной истории и необходимого обеспечения.

В процесс микрофинансирования  на условиях софинансирования могут  привлекаться средства регионального  государственного фонда поддержки  малого предпринимательства, международных  организаций, самих предпринимателей. Реализация данного направления предполагает содействие созданию и развитию кредитных кооперативов, обществ взаимного кредитования, других небанковских кредитных институтов, предоставляющих на возвратной основе микрофинансовые услуги субъектам малого предпринимательства. Микрофинансирование позволит субъектам малого предпринимательства получить доступ к кредитным ресурсам на постоянной основе; получить возможность создать кредитную историю для последующего взаимодействия с банками;

- предоставление  инвестиционных займов субъектам малого предпринимательства на конкурсной основе приоритетно в сферах, развивающих производство товаров и услуг, инновационной деятельности, экологии, внедрения технологий ресурсо- и энергосбережения, развития инфраструктуры туризма, образования, медицины, непосредственно влияющих на уровень жизни населения, с предпочтением проектов, предусматривающих создание новых рабочих мест и вовлечение в предпринимательскую деятельность социально незащищенных слоев населения. Особое внимание следует уделить разработке и реализации пилотных проектов по становлению института кредитных гарантий на базе регионального фонда поддержки малого предпринимательства на условиях конкурсного отбора и долевого финансирования;

- организация  единой базы кредитных историй по каждому субъекту малого предпринимательства, создание условий для накопления специализированными организациями информации, характеризующей платежную дисциплину предприятий и предоставление свободного доступа к этой базе данных кредитным организациям и небанковским институтам, кредитующим субъекты малого бизнеса;

- разработка  и реализация программ гарантийных  механизмов, которые представляют  собой схему распределения инвестиционных  рисков между государством, кредитными  организациями и субъектами малого предпринимательства, что позволит стимулировать кредитные организации к предоставлению кредитов малым предприятиям.

Распределение же кредитных рисков является наиболее эффективным механизмом обеспечения  доступа субъектов малого предпринимательства к целевым кредитным ресурсам;

- субсидирование  за счет средств областного  бюджета процентной ставки по  банковским кредитам субъектам  малого предпринимательства посредством  предоставления субсидий на возмещение  разницы процентных ставок по  кредитам в размере одной второй ставки рефинансирования Банка России, действующей на дату получения кредита, при условии уплаты заемщиками начисленных процентов в соответствии с кредитными договорами, заключенными с банками;

- внедрение  и развитие системы франчайзинга. Мероприятия данного направления нацелены на реализацию проектов по взаимодействию крупных и малых производственных предприятий, отработку модели объединения взаимодополняющих производств, кооперирующихся на различной основе - от поставки сырья до реализации продукции, и технологических цепочек с использованием системы франчайзинга.

 

3.2. Проблемы и  перспективы финансовой политики  в России

Развитие малого и среднего предпринимательства  и переход его на качественно  новый уровень требуют повышения  эффективности государственной политики в данной сфере. В свою очередь осуществление эффективной государственной политики в области поддержки малого и среднего предпринимательства требует всестороннего понимания внутренних процессов, происходящих в секторе, а также видения ситуации с позиций самих предпринимателей.

Масштабы развития малого бизнеса в России и его  вклад в оздоровление экономики  сегодня явно недостаточны. Одна из причин такого положения состоит  в том, что не получила должного развития государственная поддержка предприятий малого бизнеса. Между тем эти предприятия, как наиболее неустойчивая предпринимательская структура, наиболее зависимая от колебаний рынка, нуждаются в разносторонней государственной поддержке.

Одну из важнейших  проблем малого бизнеса в России представляет кредитование. Кредиты выдаются только под залог или поручительство, а их далеко не всегда могут предоставить малые предприятия. Союзы предприятий малого бизнеса, как и специальные фонды, в настоящее время не становятся поручителями по таким кредитам. Отсутствуют специальные банки для обслуживания малого бизнеса. В особо трудном положении оказываются предприятия малого бизнеса: невозможность получения кредита исключает их конкуренцию с иными предприятиями.

Предприятия малого бизнеса нуждаются также в информационном обслуживании, подготовке персонала, в льготном банковском кредите и в другой помощи.

Заслуживает внимания опыт финансово-кредитной поддержки  малого бизнеса со стороны государства  через прямые и гарантированные  займы. Прямые займы выдаются небольшим фирмам на определенный срок под более низкие процентные ставки, чем те, что действуют на частном рынке ссудных капиталов. Гарантированные займы дают кредиторам государственные гарантии, составляющие до 90% заемного капитала. Таким образом, государство старается заинтересовать частные банки, торговые и промышленные корпорации, страховые компании, пенсионные фонды в предоставлении капиталов мелким фирмам.

620 договоров  с субъектами малого предпринимательства  было заключено за весь период 2009 года по программе кредитования малого бизнеса. С момента начала реализации программы кредитования малого бизнеса, то есть с 2005 года, финансирование по этой программе возросло практически в 100 раз. В том числе 30 сумма в 30 миллионов рублей была привлечена в эту сферу из федерального бюджета.

Имеются и другие формы государственной поддержки  малого бизнеса: обеспечение государственным  заказом (если возникает такая необходимость), предоставление особых льгот предприятиям, создаваемым в отсталых областях со слабо развитой промышленностью, и др.

Информация о работе Государственная финансовая поддержка малого бизнеса