Государственная финансовая поддержка малого бизнеса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2012 в 08:58, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы изучить каким образом государство оказывает финансовую поддержку малому бизнесу.
Для достижения поставленной цели необходимо решить такие задачи как:
Определить понятие малого бизнеса
Рассмотреть какое значение он имеет в экономике страны
Ознакомиться с политикой государства в области поддержки малого бизнеса – установить в каких направлениях она осуществляется, какими формами и методами
Проанализировать эффективность финансовой поддержки государства в области малого бизнеса.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………………………………….3
1. Сущность и понятие малого бизнеса в России………………………………………………….5
1.1. Понятие малого предприятия. Виды экономической деятельности предприятий малого бизнеса…………………………………………………………………………………………..5
1.2. Значение малого бизнеса в экономике государства и необходимость его поддержки………………………………………………………………………………………………...9
2. Основы финансовой политики государства в сфере поддержки малого бизнеса………14
2.1. Основные направления государственного финансирования малого бизнеса………...14
2.2. Формы и методы………………………………………………………………………………….18
3. Анализ финансовой политики в сфере поддержки малого бизнеса и ее эффективность…………………………………………………………………………………………23
3.1. Основные механизмы и тенденции финансовой политики. Целевые программы поддержки малого бизнеса…………………………………………………………………………..23
3.2. Проблемы и перспективы финансовой политики в России……………………………….27
Заключение……………………………………………………………………………………………..32
Список использованной литературы……………………………………………………………….34

Файлы: 1 файл

курсовая по финансам.doc

— 197.00 Кб (Скачать файл)

Малый бизнес сталкивается с такими проблемами как:

• несовершенная  система налогообложения;

• отсутствие надежных правовых гарантий, явная противоречивость отдельных нормативно-правовых актов;

• финансовые трудности с получением банковского кредита для открытия предприятий, их функционирования; неравноправность в доступе к различным материальным ресурсам, их дороговизна;

• сложности  с арендой и приобретением  помещений, их высокая, нередко недоступная, цена;

• продолжающиеся криминальные угрозы.

Определенные  надежды возлагает малый бизнес России на вновь создаваемые особые экономические зоны (ОЭЗ). Согласно принятому закону зоны могут быть двух видов: промышленно-производственные и технико-внедренческие. Предприниматели, зарегистрированные в особых зонах, на 5 лет освобождаются от уплаты налога на имущество и земельного налога. Ввозимые ими импортное оборудование и запасные части для него освобождаются от таможенных пошлин на все время, пока остаются на территории особой зоны. Помимо того, участники технико-внедренческой зоны получают возможность платить единый социальный налог по льготной ставке — 14% вместо обычных 26.

Для резидентов промышленно-производственных ОЭЗ  устанавливается ускоренный порядок  признания расходов на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, снимается 30%-ное ограничение на перенос убытков на последующие налоговые периоды.

Срок действия ОЭЗ составляет 20 лет и продлению  не подлежит.

Безусловно, в  поддержке малого и среднего бизнеса важен комплекс мер – административных, законодательных, налоговых и иных. В первую очередь это касается кредитной сферы. Нынешняя ситуация такова, что отсутствие стартового капитала и затрудненный доступ к финансовым ресурсам снижает предпринимательскую активность, и не стимулирует развитие малого бизнеса. Серьезное препятствие для увеличения объемов кредитования малого бизнеса – высокие риски, отчасти обусловленные отсутствием достаточного и ликвидного залогового обеспечения сделки. Поэтому необходимо сотрудничество государственных органов и банковской системы для того, чтобы обеспечить доступ к кредитам малым предприятиям.

Как показывает мировая и отечественная практика, малое предпринимательство, учитывая его характерные особенности, нуждается  в постоянном внимании и поддержке со стороны органов государственной власти и общественных структур. В настоящее время многие проблемы в развитии малого предпринимательства порождены именно недостатками государственной экономической политики, определяющей основные параметры внешней среды, в которой происходит развитие малого бизнеса. Основными из них являются следующие:

-         ограниченность внутреннего рынка,  в т.ч. спроса на продукцию  субъектов малого предпринимательства,  в связи с сокращением поставок  для государственных нужд, недостатком свободных финансовых ресурсов предприятий-потребителей и низкой покупательной способностью населения в условиях растущего давления со стороны зарубежных поставщиков;

-         ориентация экономической политики  на обеспечение интересов крупных хозяйственных и финансовых структур, монополизация факторов производства и каналов движения товаров, что создает менее благоприятные условия для деятельности малых предприятий и приводит к недостаточному учету их интересов при разработке и реализации государственной политики;

-         чрезмерная жесткость фискальной  и кредитно-денежной политики, приводящая  к обострению проблем воспроизводства  (недостаточность ресурсов для  текущей деятельности и развития), и как следствие, вынужденное бегство субъектов малого бизнеса в «теневую экономику»;

-         усиление региональной дифференциации  экономики и «регионализация»  внутреннего рынка вследствие  роста транспортных тарифов, недостаточного  развития инфраструктуры и действия  субъективных факторов, приводящих к неравным условиям для развития субъектов малого бизнеса в различных регионах;

-         не совершенство и противоречивость  нормативно-правовой базы, неурегулированность  отношений собственности, создающих  трудности участия субъектов  малого предпринимательства в институциональных преобразованиях, невозможности осуществления стратегического планирования.

В условиях кризиса  происходит резкое снижение потребительского спроса. Малый бизнес в силу своей  природы очень легко теряет ликвидность  и разоряется, но в то же время легко восстанавливается. Те компании, которые оказались лучше подготовлены, накопили избыточную ликвидность, имеют больший шанс сохранить и приумножить свой бизнес. Большая часть агрессивно растущих за счет привлеченного капитала компаний потеряла устойчивость и теперь пытается выжить. Ускорились процессы слияния и поглощения, многие предприятия закрывают непрофильные направления. Недостаток кредитных средств замедляет темпы обновления основных средств, требует оптимизации бизнес-процессов и более гибкой работы с клиентом.

Финансовый  кризис поставил на грань выживания  многие малые компании заметное число  предприятий уже прекратило свое существование.

В целом, российские малые предприятия в настоящее  время не имеют каких-либо существенных льгот и преференций за исключением специальных налоговых режимов. Однако, эффективность применения упрощенной системы налогообложения, единого налога на вмененный налог, в отрыве от других инструментов защиты интересов и стимулирования защиты бизнеса постоянно снижается в связи с увеличением финансовой нагрузки нефискального характера (арендных платежей, оплаты коммунальных услуг, транспортных тарифов, коммерческих услуг государственных организаций и т.д.).

Создание развитой инфраструктуры поддержки и регулирования деятельности субъектов малого предпринимательства имеет важнейшее значение для успешного функционирования. Отсутствие системного подхода к формированию на федеральном и региональном уровнях благоприятных условий для развития деятельности малых предприятий привели к тому, что на сегодня элементы инфраструктуры не объединились в целостную, ориентированную на рынок систему, а по отдельности не дали комплексного эффекта.

В целом недостаток финансовых ресурсов – одна из важнейших  проблем малых предприятий в условиях кризиса. При этом банковскими кредитами, по данным специалистов, в условиях кризиса реально могут воспользоваться лишь 10-15% малых предприятий, что объясняется завышенными требованиями со стороны кредиторов к таким предприятиям. Так, банки готовы рассматривать вопрос о выдаче кредита только при условии успешной работы малого предприятия не менее года (реже – 6 месяцев), отсутствии у предприятия налоговой задолженности, положительного баланса, и, самое главное, наличия имущества, которое можно предоставить в залог. Причем банки, как правило, требуют стопроцентное залоговое обеспечение, а активы большинства малых предприятий в условиях кризиса существенно обесценились. Система предоставления господдержки в виде гарантий, покрывающих часть кредита, находится лишь в стадии обсуждения и разработки. Между тем, ставка кредита сохраняется на уровне 20%.

Перечислим  ещё несколько немало важных проблем малого бизнеса:

  1. Статистика. 
      Сегодня в России нет достоверных данных о состоянии и динамике развития сектора малого предпринимательства.
  2. Отношение государства к малому бизнесу в целом. 
      Можно со всей определённостью сказать, что в области отсутствует понимание на государственном уровне (со стороны администраций и депутатского корпуса) значимости развития малого предпринимательства .
  3. Недостаточный доступ малого бизнеса к материальным и финансовым ресурсам. Существующее в настоящее время банковское кредитование ввиду нерешённых законодательно проблем (ответственность при невозврате кредита, неразвитость залога как способа обеспечения, длительность арбитражных процедур, отсутствие доступной системы страхования рисков) практически не даёт возможности предпринимателю получить кредит, особенно когда нужны срочно оборотные средства. 
      Сложность доступа к земельно-имущественным ресурсам не позволяет начать бизнес.
  4. Административные барьеры на пути развития предпринимательства.
  5. Недостаточное самосознание предпринимателей. 
    Проблема заключается в том, что уровень консолидации малого бизнеса не соответствует уровню его развития. Малый бизнес практически не имеет общественных объединений, которые занимались бы его проблемами, осуществляли от его имени диалог бизнеса и власти. Многочисленные мелкие ассоциации и клубы предпринимателей малочисленны, не имеют своего лица.      

Между тем анализируя результаты 2009 г., следует отметить, что разрабатываемые планы по поддержке малого бизнеса в РФ, в качестве финансовой поддержки  малого бизнеса в условиях мирового финансового кризиса, пока ориентированы  абстрактно на весь данный сектор. При этом совершенно не учитываются социально-организационные различия в среде малых предприятий. Например, помощь предприятиям, созданным представителями социально-уязвимых групп населения (инвалидами, женщинами, молодежью), мелким фирмам, экспортирующим свою продукцию, инновационному бизнесу в условиях кризиса должна быть более конкретной, точечно целенаправленной. Таким предприятиям должны предоставляться специфические налоговые льготы, а, возможно, и льготные кредиты на инвестиции в основные фонды, на модернизацию оборудования, устанавливаться ускоренные амортизационные списания и т.п.

 

Заключение

Малый бизнес России в последние годы развивается  опережающими темпами. Но, несмотря на это, малые предприятия по-прежнему не оказывают существенного влияния на развитие российской экономики в целом.

Сущность малых  предприятий характеризуется следующим: они хорошо адаптируются к внешним  условиям, своим развитием укрепляя рыночные отношения. В силу своей  гибкости и скорости принятия решений  малым предприятиям легче проконтролировать производственный процесс и быстро переналадить его в связи с изменениями спроса на рынке. Им присущи высокая маневренность производства по сравнению с крупными предприятиями, чуткое реагирование на спрос потребителей, способность к быстрому внедрению новой техники и технологий, более эффективное использование производственных мощностей. Развитие малого бизнеса создает благоприятные условия для оздоровления экономики, развивается конкурентная среда, создаются дополнительные рабочие места, расширяется потребительский сектор. Развитие малого бизнеса ведет к насыщению рынка товарами и услугами, лучшему использованию местных сырьевых ресурсов и он является надежным источником бюджетных поступлений. Отсюда следует, что развите малого бизнеса необходимо для государства.

По-прежнему актуальным является вопрос о государственной  поддержке малого бизнеса. В курсовой работе рассмотрено какие меры принимаются  на государственном уровне для поддержки  предприятий малого бизнеса.

Проанализировав современное состояние малого бизнеса выеснелось, что происходит абсолютное уменьшение объемов оборота, численности занятых и инвестиций в основной капитал. Это обусловлено финансовым кризисным явлением, оно существенно повлияло на доступность кредитных ресурсов для малого бизнеса, реализацию инвестиционных проектов, а также на потребительскую активность населения. Чтобы избежать подобных проблем необходимо осуществлять государственное регулирование. Правительство Российской Федерации и общественные организации активно участвуют в реализации мер по поддержке малого предпринимательства в России, и рассматривают новые инициативы и предложения по улучшению инфраструктуры создания и функционирования предприятий малого бизнеса. Однако этот процесс далеко не завершен, а меры, которые применяются, или которые планируется применять в ближайшее время для облегчения административной нагрузки на малый бизнес, необходимо систематизировать и реализовывать комплексно. В частности, необходимо принять меры: по содействию модернизации производственных мощностей действующих малых предприятий, что существенно замедляет реализацию стратегической задачи по формированию современной инновационно-производственной структуры малого предпринимательства в России, сделать более доступную законодательную базу, упростить процесс регистрации, увеличить объем финансовой поддержки, упростить налоговую систему, облегчить доступ малым предприятиям к кредитам.

Перспективы в  малом бизнесе всегда за теми, кто  заранее готовится ко всем ситуациям, минимизирует издержки, не отягощен тяжелыми кредитными обязательствами, внедряет в производственный процесс инновационные технологии и комплексно изучает рынок своей деятельности, и больше нацелен на конечного потребителя.

 

 

Список использованной литературы

  1. Налоговый кодекс Российской Федерации, часть 2. Федеральный закон от 5.08.2000 №117-ФЗ
  2. Гражданский кодекс Российской Федерации (в ред.последних изменений)
  3. Федеральный закон от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (ред. от 27.12.2009, принят ГД ФС РФ 06.07.2007)
  4. Постановление Правительства Российской Федерации от 22.04.2005 N 249 ''Об условиях и порядке предоставления средств федерального бюджета, предусмотренных на государственную поддержку малого предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства''
  5. Лапуста М.Г. Предпринимательство / Учебник, 4-е издание, М: Инфра-М, 2007
  6. Касьянов А.В. Все о малом предпринимательстве: полное практическое руководство / М.: ГроссМедиа; Росбух, 2008
  7. Малый бизнес: организация, экономика, управление: учеб. пособие для вузов/ под ред. В. Я. Горфинкеля, В. А. Швандара.- 3-е изд., перераб. и доп.- М. : ЮНИТИ- [ДАНА], 2007
  8. Что мешает развитию малого бизнеса // Налоговые споры, 2006, № 8
  9. Шиняева Н. Большой шаг малого бизнеса // ЭЖ-Юрист, 2007, № 32
  10. Крюков С. П. О новых тенденциях кредитования малого бизнеса / С. П. Крюков // Финансы. 2009. № 2. – С. 19–22.
  11. Соболев А. П. Стратегический менеджмент в кризисных условиях / А. П. Соболев // Банковские услуги. 2008. № 11. – С. 36.
  12. Чувалов А. Е. Кредитные гарантии как форма господдержки малого бизнеса / А. Е. Чувалов // Финансы. 2008. №7. – С. 79–80.
  13. Малое и среднее предпринимательство в России. 2010: Стат.сб./ Росстат. -  M., 2010.
  14. Россия в цифрах. 2010: Крат.стат.сб./Росстат- M.,Р76     2010
  15. Интернет источник: http://www.kreditbusiness.ru/federal.html

 

 

 

 


Информация о работе Государственная финансовая поддержка малого бизнеса