Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2013 в 14:05, курсовая работа
Сфера материального производства - важнейший объект государственного регулирования. К сфере материального производства относится совокупность отраслей, производящих средства производства и предметы потребления. В отраслях материального производства создается новая стоимость продукции (промышленность, сельское хозяйство, строительство и др.) или увеличивается стоимость ранее произведенного продукта (торговля, транспорт и др.).
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
ГОСУДАРСТВЕННОГО ФИНАНСОВОГО
1.1 Сущность государственного финансового регулирования
Сфера материального производства - важнейший объект государственного регулирования. К сфере материального производства относится совокупность отраслей, производящих средства производства и предметы потребления. В отраслях материального производства создается новая стоимость продукции (промышленность, сельское хозяйство, строительство и др.) или увеличивается стоимость ранее произведенного продукта (торговля, транспорт и др.).
Государственное регулирование материального производства осуществляется в разрезе крупных отраслей, подотраслей, предприятий, межотраслевых комплексов, а также в разрезе добывающих и обрабатывающих отраслей промышленности [8].
В соответствии с классификацией отраслей экономики в состав материального производства включены 15 крупных отраслей - промышленность, сельское хозяйство, строительство, транспорт, связь, торговля и общественное питание, материально-техническое обеспечение и сбыт, заготовки, жилищное хозяйство, коммунальное хозяйство, непроизводственные виды бытового обслуживания населения, здравоохранение, образование, культура и искусство, наука и научное обслуживание.
Классификационной единицей отрасли является предприятие как юридическое лицо, имеющее самостоятельный баланс и счет в банке. Если предприятие занимается разнородной деятельностью, оно учитывается в составе той отрасли экономики, к которой принадлежит преобладающая часть этой деятельности.
В составе крупных отраслей выделяют подотрасли. Они представляют собой совокупность предприятий, производящих однородную продукцию или выполняющих однородные виды работ (услуг). Так, в промышленности выделяются около двух десятков подотраслей - электроэнергетика, машиностроение, легкая, пищевая, химическая, нефтехимическая промышленность и др.
В составе материального производства выделяют также межотраслевые комплексы: топливно-энергетический, горно-металлургический, машиностроительный, агропромышленный, военно-промышленный, химико-лесной, транспортный и др. [5].
Основные задачи государственного
регулирования сферы
1. Стабилизация основных показателей развития отраслей материального производства.
2. Прогрессивная структурная
перестройка сферы
3. Техническое перевооружение
отраслей материального
4. Взаимовыгодная интеграция
в мировую экономику в
5. Ослабление сырьевой направленности экспорта российских производителей путем увеличения в нем доли продукции обрабатывающих отраслей промышленности.
6. Повышение качества
и конкурентоспособности
7. Рационализация размещения субъектов материального производства по регионам страны.
8. Обеспечение экологической безопасности производства. Особенно в энергетике, химической и металлургической промышленности
В целях корректировки со стороны государства развития общественного производства в нужном направлении осуществляется государственное финансовое регулирование экономики, которое представляет собой процесс целенаправленного и последовательного применения государством форм и методов финансового воздействия на субъектов хозяйствования для оказания влияния на макроэкономическое равновесие и поступательное развитие экономики на каждом конкретном этапе ее функционирования. Его субъектами выступают государственные структуры, объектами - доходы и расходы участников общественного воспроизводства.
Целью финансового регулирования является установление пропорций распределения и накопления, обеспечивающих удовлетворение потребностей на микро и макро уровне. Централизованное вмешательство требуется для:
1)обеспечения общих условий жизнедеятельности и правовой реализации экономических решений (безопасности существования соответствующей национально-территориальной общности, установления и поддержания правового режима, направленного не защиту прав собственности и свободное развитие личности, на поддержание и развитие эффективной конкуренции);
2)проведения стабилизационных мероприятий (регулирования темпов экономического роста, уровня инфляции и занятости, поощрения прогрессивных сдвигов в отраслевой и региональной структуре экономики);
3)осуществления
социально - ориентированного перераспределения
ресурсов (организации производства нужных
обществу благ, которыми не занимается
частный сектор, гарантирования минимального
уровня заработной платы, пенсий, пособий,
помощи социально незащищенным гражданам,
осуществления индексации фиксированных
доходов) [1].
Предпосылками
осуществления государственного финансового
регулирования экономики являются следующие
исходные основания:
1. учет
действия объективных экономических законов
развития общества. Поскольку процесс
финансового регулирования протекает
по субъективно намеченному направлению
финансовой политики и механизму ее воплощения
в хозяйственную практику, мероприятия
этой политики и механизма будут тем более
действенными и отвечающими требованиям
практики, чем полнее в них учтены интересы
субъектов хозяйствования, отраженные
в экономических законах и соответствующих
им экономических категориях.
2.
разработка научно обоснованной стратегической
программы развития общества, выражающей
коренные интересы всех его членов. Программа
определяется как цельное, долгосрочное
направление, которое обеспечивает нормативные
акты государства и нижестоящих структур;
допускается корректировка тактического
характера по непредвиденным обстоятельствам.
3.
наличие демократической системы выражения
взглядов и представляющих их демократических
институтов для возможности свободного
изъявления интересов всех слоев населения,
социальных, национальных, профессиональных
групп.
4. наличие в стране отлаженной законодательной системы, четко и оперативно реагирующей на отступление от норм и правил поведения в хозяйственной деятельности [6].
Результативность, то есть реальный итог государственного финансового регулирования, достигается при соблюдении определенных условий его осуществления. К таким условиям относятся следующие:
1. структурная перестройка экономики с постепенным развитием возможно большего набора производств по технологическим переделам: от добычи природных ресурсов до изготовления товаров и изделий конечного потребительского назначения в соответствии со спросом населения; имеется в виду достижение ресурсно-технологического равновесия, поддержание высокотехнологичных и жизненно важных производств (топливно-энергетического, агропромышленного комплексов, транспорта, связи);
2. демонополизация хозяйственных процессов и структур на всех уровнях управления и в формах собственности;
3. развитие конкуренции, предпринимательства на основе создания подлинного равноправия всех форм собственности всех субъектов хозяйствования, открывающих простор рыночной инициативе, свободе коммерческой деятельности, равных возможностей в выборе видов деятельности, за исключением оговоренных в законе;
4. возможность свободного беспрепятственного перемещения подвижных факторов производства (капиталов в разной форме, рабочей силы, технологий, информации, прав собственности и т.д.) между отраслями, производствами, территориями, как в границах государства, так и в рамках единого интеграционного пространства нескольких стран, объединяющихся в экономические союзы по развитию сотрудничества, исходящего из преимуществ международной кооперации и разделения труда [3].
1.2 Основные методы
государственного финансового
Государственное регулирование экономики в условиях рынка предполагает систему мер законодательно-исполнительного и контролирующего характера, осуществляемых правомочными государственными учреждениями и общественными организациями в целях приспособления социально-экономической системы к существующим условиям. Вмешательство государства в экономические процессы должно обеспечить прогрессивные сдвиги в пропорциях воспроизводства, условиях для добросовестной конкуренции, предотвращения негативных социальных и экономических последствий [14].
Воздействие государства на экономические процессы предполагает сочетание рыночного саморегулирования с государственными регуляторами. Рынок выполняет такие функции, как обмен продуктами труда обособленных товаропроизводителей; стимулирование ими качества продукции, снижения издержек производства; побуждение покупателей к экономии, увеличению доходов.
В развитых странах плановые инструменты играют существенную роль в определении стратегических целей развития, в выделении приоритетных проблем, решение которых требует участия всего общества, в приобщении людей к реализации общенациональных экономических задач. Планирование, как субъективная деятельность человека по установлению определенной последовательности действий, направленных на достижение конкретной цели, должно основываться на учете реальных условий ее воплощения, включая параметры внешней среды, характер самого процесса движения к цели, обусловленные особенностями функционирования рыночной экономики.
Государство применяет регуляторы, стабилизаторы, социальные компенсации. Для общества важной является также контрольная функция, например разработка различных стандартов. Налоги позволяют государству регулировать определенные виды предпринимательской деятельности, а через государственные расходы оно стимулирует фирмы и предприятия, удовлетворяет социальные потребности [12].
Методы воздействия
государства на экономику можно
подразделить на прямые и косвенные.
Как правило, в период экономического
спада характерно преобладание «кейнсианского»
подхода к государственной
К прямым методам относятся:
· определение стратегических целей развития экономики и их выражение в индикативных и других планах, целевых программах;
· государственные заказы и контракты на поставки определенных видов продукции, выполнение работ, оказание услуг;
· государственная поддержка программ, заказов и контрактов;
· нормативные требования к качеству и сертификации технологии и продукции;
· правовые и административные ограничения и запреты по выпуску определенных видов продукции и т.п.;
· лицензирование операций по экспорту и импорту товаров, т.е. внешнеторговых операций.
Прямые методы государственного
регулирования экономики не связаны
с созданием дополнительного
материального стимула или
Методы косвенного государственного регулирования экономических процессов опираются в основном на товарно-денежные рычаги в рыночном хозяйстве и воздействуют на экономические интересы субъектов хозяйственной деятельности. К ним следует отнести:
· налогообложение, уровень обложения и система налоговых льгот;
· регулирование цен, их уровней и соотношений;
· платежи за ресурсы, ставки процента за кредит и кредитные льготы;
· таможенное регулирование экспорта и импорта, валютные курсы и условия обмена валют [13].
Важнейшей предпосылкой государственного регулирования экономики является разработка прогнозов. Государственное прогнозирование представляет собой систему научно обоснованных представлений о тех или иных направлениях социально-экономического развития страны. В условиях перехода к рыночным отношениям прогнозирование приобретает весьма большое значение и становится начальной стадией, основой всей системы управления. Это обусловлено тем, что в условиях рынка меняются траектории развития, возрастает альтернативность его вариантов, усиливается интенсивность поиска выходов из нежелательных, негативных ситуаций. Государственное прогнозирование не только позволяет предвидеть перспективы развития, но и предоставляет информацию предприятиям, компаниям о намерениях государства, является координирующим звеном для всех других форм регулирования. Прогнозирование придает рынку более целенаправленное развитие.
К числу важных методов
государственного регулирования экономики
относится планирование. Оно представляет
собой такую форму
Информация о работе Государственное финансовое регулирование