Государственное финансовое регулирование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2013 в 14:05, курсовая работа

Описание работы

Сфера материального производства - важнейший объект государственного регулирования. К сфере материального производства относится совокупность отраслей, производящих средства производства и предметы потребления. В отраслях материального производства создается новая стоимость продукции (промышленность, сельское хозяйство, строительство и др.) или увеличивается стоимость ранее произведенного продукта (торговля, транспорт и др.).

Файлы: 1 файл

эльвина.doc

— 177.00 Кб (Скачать файл)

Финансово-кредитные  методы регулирования относятся  практически ко всем сферам социально-экономической  жизни страны. Общественно необходимые  затраты труда и цена товара определяются как равнодействующая из противоборства двух тенденций: предложение товара, отражающее среднеобщественные затраты труда на его изготовление, и платежеспособный спрос на товар как выражение общественной необходимости и потребности в данном товаре. При формировании плановой цены, с одной стороны, недопустимо ориентироваться только на издержки производства производителя товаров, с другой стороны, нельзя допускать, чтобы покупатель имел широкие возможности расплачиваться за товар средствами, выделяемыми в виде дотаций или скидок с цены, покрываемых государством.

Будучи стабильными, плановые цены должны обладать и необходимой  эластичностью для того, чтобы  выступать в качестве реального  объекта торговой сделки между поставщиком  и покупателем [4].

Целесообразно иметь  в переходный период три вида цен: стабильные цены, в то же время обладающие подвижностью и эластичностью в  пределах устанавливаемых верхних  и нижних границ (это цены на основные и определенные виды товаров); лимитные цены с жесткой верхней границей (преимущественно на средства производства, энергосистемы и услуги); свободно складывающиеся цены -- цены стихийного рынка [10].

Способом регулирования  экономики является также государственный  заказ. На его основе осуществляются закупки для федеральных и региональных государственных нужд. Регулирующее значение имеет лицензирование, на основании которого разрешается осуществлять определенный вид деятельности в течение установленного срока.

Прямое воздействие  на социально-экономические процессы в условиях становления рыночных отношений и, особенно, на эффективное проведение рыночных экономических реформ оказывают правовые и управленческие регуляторы.

Использование специальных  фондов в качестве одного из методов  государственного регулирования территориального развития вызвано, с одной стороны, дефицитом региональных бюджетов, а с другой - необходимостью обособления части финансовых ресурсов на цели и привлечение дополнительных источников для решения конкретных экономических и социально - демографических задач. Используя эти фонды, можно воздействовать на развитие территорий через контрактное финансирование, налоговые льготы, на цели, заранее оговоренные в Уставе того или иного фонда, гарантированные кредиты, льготное кредитование, учреждение смешанных фирм, обеспечение доступа к коммерческой информации.

В настоящее время  остро стоит проблема соответствия способов государственного регулирования  с формирующимся региональным рыночным механизмом хозяйствования, в котором  главная роль отводится местным органам. Именно им предстоит разработать программы приватизации объектов, находящихся на территории и переведенных в собственность.

Существует множество  форм управления инновациями на самых  разных уровнях: от подразделений и  корпораций до государства, в целом призванного в современных условиях осуществлять специальную экономическую политику. Как и практически всякая иная политика, она неодинакова в разных странах, хотя и подчинена одной и той же цели: стимулированию инновационной активности и развитию научно- технического потенциала [15].

В соответствии с Классификатором  отраслей экономики к материальному  производству отнесены 14 крупных отраслей - промышленность, сельское хозяйство, лесное хозяйство, грузовой транспорт, связь по обслуживанию производства, строительство, торговля и общественное питание, материально-техническое обеспечение и сбыт, заготовки, информационно-вычислительное обслуживание, операции с недвижимым имуществом, общая коммерческая деятельность по обеспечению функционирования рынка, геология и разведка недр, геодезическая и гидрометеорологическая служба.

Определяющим признаком  для выделения крупных отраслей экономики является однотипность выполняемых  предприятиями и организациями  функций и видов деятельности. Классификационной единицей отрасли является предприятие, имеющее самостоятельный баланс и счет в банке. В том случае, если предприятие занимается разнородной деятельностью, оно учитывается в составе той отрасли экономики, к которой принадлежит преобладающая часть этой деятельности.

В составе крупных  отраслей выделяют подотрасли. Они  представляют собой совокупность предприятий, производящих однородную продукцию  или выполняющих однородные виды работ (услуг). Например, в промышленности выделяются около двух десятков подотраслей - электроэнергетика, топливная промышленность, машиностроение, пищевая, легкая, промышленность строительных материалов и др. В сельском хозяйстве выделяют подотрасли в виде растениеводства и животноводства, на транспорте - его отдельные виды (автомобильный, железнодорожный, водный, воздушный, трубопроводный).

Промышленность подразделяется на добывающую, в том числе горнодобывающую, и обрабатывающую. К обрабатывающей индустрии относятся предприятия, перерабатывающие продукцию добывающих отраслей и предшествующих стадий обрабатывающей промышленности, а также предприятия по переработке продукции сельского хозяйства. Предприятия добывающей промышленности и сельское хозяйство составляют сырьевой комплекс страны.

В последнее десятилетие  в статистике, планировании и управлении оперируют понятиями межотраслевых хозяйственных комплексов. В сфере материального производства обычно выделяют следующие комплексы: топливно-энергетический, горно-металлургический, химико-лесной, машиностроительный, агропромышленный, строительный, транспортный, социальный, военно-промышленный.

Место и роль инновационной  политики в структуре государственного регулирования экономики определяются особенностями инновационного процесса как объекта управления. Государственная инновационная политика в промышленно развитых странах направлена на создание благоприятного экономического климата. В целом роль государства в области поддержки инноваций можно свести к следующим моментам:

· государство способствует развитию науки, в том числе прикладной, и подготовке научных и инженерных кадров;

· в рамках большинства  правительственных ведомств существуют разнообразные программы, направленные на повышение инновационной активности бизнеса;

· государственные заказы, преимущественно в форме контрактов, на проведение НИОКР обеспечивают начальный спрос на многие новшества, которые за тем находят широкое применение в экономике страны;

· фискальные и прочие элементы государственного регулирования  формируют стимулирующее воз  действие внешней среды, которые  обусловливают эффективность и необходимость инновационных решений отдельных фирм;

· государство выступает  в роли посредника в деле организации  эффективного взаимодействия академической  и прикладной науки, стимулирует  кооперацию в области НИОКР промышленных корпораций и университетов.

Также среди методов  регулирования экономики можно  назвать следующие: балансовый метод, метод моделирования, система прямых хозяйственных договоров, регулирующих отношения, программно-целевой подход к обеспечению концентрации ресурсов для достижения конечных результатов и потребностей и др.

По степени активности вмешательства государства в  экономику выделяют три группы стран:

· в первой возобладала  концепция необходимости активного  вмешательства государства в  управление экономикой (примеры: Япония и Франция);

· вторая характеризуется  преобладающим упором на рыночные отношения (примеры: США, Великобритания);

· третья придерживается «промежуточного» варианта в экономической, в том числе и инновационной, политике. В данной группе стран  государственное регулирование сочетается с низкой степенью централизации государственного аппарата, используются косвенные методы воздействия при развитой системе согласования интересов правительства и бизнеса [9].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 ГОСУДАРСТВЕННОЕ ФИНАНСОВОЕ  РЕГУЛИРОВАНИЕ В СФЕРЕ МАТЕРИАЛЬНОГО ПРОИЗВОДСТВА НА СОВЕРШЕННОМ ЭТАПЕ

 

2.1 Анализ сферы материального  производства

 

Специфика российской экономической  структуры складывается из преобладания непроизводственного сектора - сферы  услуг, куда входят следующие виды деятельности: (торговля, транспорт, рестораны, гостиницы, связь, финансовая деятельность, операции с недвижимым имуществом, государственное управление, безопасность, образование, здравоохранение, прочие услуги), что в свою очередь составляет 59, 2 % от ВВП в 2009 году. Оставшаяся часть приходится на долю промышленного сектора (реальный сектор экономки), состоящего из следующих отраслей (приведенные ниже данные по состоянию на 2009 год):

- обрабатывающая промышленность (пищевая промышленность, текстильное и швейное производство, производство изделий из кожи, производство обуви, обработка древесины, производство из дерева, целлюлозно-бумажное производство, издательская деятельность, полиграфическая деятельность, производство кокса и нефтепродуктов, химическое производство, производство резиновых и пластмассовых изделий, производство прочих неметаллических минеральных продуктов, металлургическое производство, производство машин и оборудования, производство электрооборудования, производство электронного и оптического оборудования, производство транспортных средств и оборудования, прочие производства) - 13, 1 % ВВП;

- добыча полезных ископаемых - 7, 9 % ВВП;

- строительство составляет всего 4, 8 % ВВП;

- сельское, лесное хозяйство и рыболовство составляют в сумме 3, 9 % ВВП;

- производство и распределение электроэнергии, газа и воды - 2, 8 % ВВП [11].

Более детальная информация о структуре ВВП РФ по отраслям материальной сферы отражена в таблице 1.

Таблица 2.1 Индексы производства по видам экономической деятельности

Промышленный сектор / год

2007

2008

2009

2010

2011

Добыча полезных ископаемых:

105,2

105,6

105

108,8

110,8

-добыча топливно-энергетических  полезных ископаемых

117,4

117,6

118

121,7

123,3

-добыча полезных ископаемых  кроме топливно-энергетических

67,4

68,2

63,1

67,7

71

Обрабатывающие производства:

82,5

82,9

70,3

78,6

83,8

-производство пищевых продуктов

86,6

88,3

87,7

92,5

93,4

-текстильное и швейное производство

27,6

26,1

21,9

24,5

25,1

-производство кожи, изделий из  кожи и производство обуви

26,9

26,8

26,7

31,7

34,5

-обработка древесины и производство  изделий из дерева

54,3

54,2

43

47,9

49,8

-целлюлозно-бумажное производство

125,6

126

107,9

114,3

116,4

-производство кокса и нефтепродуктов

77,5

79,7

79,2

83,2

85,6

-химическое производство

91,4

87,2

81,2

93

97,8

-производство резиновых и пластмассовых  изделий

113,2

139

121,5

147,6

166,9

-производство прочих неметаллических  минеральных продуктов

63,9

62

45

49,8

54,4

-металлургическое производство  и производство готовых металлических  изделий

100,3

98,1

83,7

94

96,8

-производство машин и оборудования

63,6

63,3

43,3

48,6

53,2

-производство электрооборудования

148,1

137,1

93

114,2

120

-производство транспортных средств  и оборудования

59,4

59,7

37,5

49,6

61,7

-производство и распределение  электроэнергии, газа и воды

88,5

88,5

85,6

89,1

89,2

Общее за год 

1499,4

1510,3

1313,6

1456,8

1533,7


 

Среди всех отраслей промышленности России наиболее сильными выглядят: производство резиновых и пластмассовых изделий, добыча топливно-энергетических полезных ископаемых, производство электрооборудования, металлургическое производство и производство готовых металлических изделий, химическое производство, производство пищевых продуктов.

К таблице 2.1 рис. 2.1 Структура ВВП  по отраслям материальной сферы


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 2.1 и рисунок 2.1 наглядно показывают резкое уменьшение ВВП  материальной сферы в 2009 г, а потом начал постепенно увеличиваться до 2011 г. ВВП за два года увеличился на 220,1 тыс.ед

 Вообще, уже начиная с 1992 г в РФ можно наблюдать рост российской экономики, заключенный не только в сфере услуг, но также и в промышленности, который можно объяснить несколькими факторами:

-частные собственники промышленных предприятий осознают, что большие доходы заключены не в преступном освоении имущественных комплексов предприятий, а в формировании устойчивого положения собственного предприятия среди конкурентов и наращивании производственного потенциала;

-кризис 1998 года придал мощный импульс развития отечественным предприятиям ввиду удорожания импортной продукции;

-были внесены поправки в налоговое законодательство: устанавливалась плоская шкала подоходного налога с физических лиц в 13 %, снижена ставка налога на прибыль до 24 %, вводилась регрессивная шкала единого социального налога, отменялись оборотные налоги и налог с продаж, общее количество налогов было сокращено в 3 раза (с 54 до 15), за период налоговой реформы налоговая нагрузка снизилась с 34-35 % до 27, 5 %, а также произошло перераспределение налоговой нагрузки в нефтяной сектор;

-рост мировых цен на энергоносители, доля которых в структуре российского экспорта превалирует до сих пор [7].

 

2.2 Состояние государственного финансового регулирования в 2009 – 2011 гг

 

        В регулировании экономики принимают участие разные сферы и звенья финансовой системы: финансы предприятий, страхование, государственный бюджет и др. Регулирующие возможности финансов предприятий используются в основном для внутрихозяйственного и межхозяйственного перераспределения финансовых ресурсов, государственного бюджета - для регулирования отраслевых и территориальных пропорций. Широкое использование финансов (в составе всех их сфер и звеньев) в процессах регулирования экономики создает необходимые предпосылки для изменения воспроизводственной, отраслевой и территориальной структур общественного производства.

Информация о работе Государственное финансовое регулирование