Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2013 в 14:05, курсовая работа
Сфера материального производства - важнейший объект государственного регулирования. К сфере материального производства относится совокупность отраслей, производящих средства производства и предметы потребления. В отраслях материального производства создается новая стоимость продукции (промышленность, сельское хозяйство, строительство и др.) или увеличивается стоимость ранее произведенного продукта (торговля, транспорт и др.).
Финансово-кредитные методы регулирования относятся практически ко всем сферам социально-экономической жизни страны. Общественно необходимые затраты труда и цена товара определяются как равнодействующая из противоборства двух тенденций: предложение товара, отражающее среднеобщественные затраты труда на его изготовление, и платежеспособный спрос на товар как выражение общественной необходимости и потребности в данном товаре. При формировании плановой цены, с одной стороны, недопустимо ориентироваться только на издержки производства производителя товаров, с другой стороны, нельзя допускать, чтобы покупатель имел широкие возможности расплачиваться за товар средствами, выделяемыми в виде дотаций или скидок с цены, покрываемых государством.
Будучи стабильными, плановые цены должны обладать и необходимой эластичностью для того, чтобы выступать в качестве реального объекта торговой сделки между поставщиком и покупателем [4].
Целесообразно иметь в переходный период три вида цен: стабильные цены, в то же время обладающие подвижностью и эластичностью в пределах устанавливаемых верхних и нижних границ (это цены на основные и определенные виды товаров); лимитные цены с жесткой верхней границей (преимущественно на средства производства, энергосистемы и услуги); свободно складывающиеся цены -- цены стихийного рынка [10].
Способом регулирования экономики является также государственный заказ. На его основе осуществляются закупки для федеральных и региональных государственных нужд. Регулирующее значение имеет лицензирование, на основании которого разрешается осуществлять определенный вид деятельности в течение установленного срока.
Прямое воздействие
на социально-экономические процес
Использование специальных фондов в качестве одного из методов государственного регулирования территориального развития вызвано, с одной стороны, дефицитом региональных бюджетов, а с другой - необходимостью обособления части финансовых ресурсов на цели и привлечение дополнительных источников для решения конкретных экономических и социально - демографических задач. Используя эти фонды, можно воздействовать на развитие территорий через контрактное финансирование, налоговые льготы, на цели, заранее оговоренные в Уставе того или иного фонда, гарантированные кредиты, льготное кредитование, учреждение смешанных фирм, обеспечение доступа к коммерческой информации.
В настоящее время остро стоит проблема соответствия способов государственного регулирования с формирующимся региональным рыночным механизмом хозяйствования, в котором главная роль отводится местным органам. Именно им предстоит разработать программы приватизации объектов, находящихся на территории и переведенных в собственность.
Существует множество форм управления инновациями на самых разных уровнях: от подразделений и корпораций до государства, в целом призванного в современных условиях осуществлять специальную экономическую политику. Как и практически всякая иная политика, она неодинакова в разных странах, хотя и подчинена одной и той же цели: стимулированию инновационной активности и развитию научно- технического потенциала [15].
В соответствии с Классификатором отраслей экономики к материальному производству отнесены 14 крупных отраслей - промышленность, сельское хозяйство, лесное хозяйство, грузовой транспорт, связь по обслуживанию производства, строительство, торговля и общественное питание, материально-техническое обеспечение и сбыт, заготовки, информационно-вычислительное обслуживание, операции с недвижимым имуществом, общая коммерческая деятельность по обеспечению функционирования рынка, геология и разведка недр, геодезическая и гидрометеорологическая служба.
Определяющим признаком для выделения крупных отраслей экономики является однотипность выполняемых предприятиями и организациями функций и видов деятельности. Классификационной единицей отрасли является предприятие, имеющее самостоятельный баланс и счет в банке. В том случае, если предприятие занимается разнородной деятельностью, оно учитывается в составе той отрасли экономики, к которой принадлежит преобладающая часть этой деятельности.
В составе крупных отраслей выделяют подотрасли. Они представляют собой совокупность предприятий, производящих однородную продукцию или выполняющих однородные виды работ (услуг). Например, в промышленности выделяются около двух десятков подотраслей - электроэнергетика, топливная промышленность, машиностроение, пищевая, легкая, промышленность строительных материалов и др. В сельском хозяйстве выделяют подотрасли в виде растениеводства и животноводства, на транспорте - его отдельные виды (автомобильный, железнодорожный, водный, воздушный, трубопроводный).
Промышленность подразделяется
на добывающую, в том числе горнодобывающую,
и обрабатывающую. К обрабатывающей
индустрии относятся
В последнее десятилетие в статистике, планировании и управлении оперируют понятиями межотраслевых хозяйственных комплексов. В сфере материального производства обычно выделяют следующие комплексы: топливно-энергетический, горно-металлургический, химико-лесной, машиностроительный, агропромышленный, строительный, транспортный, социальный, военно-промышленный.
Место и роль инновационной политики в структуре государственного регулирования экономики определяются особенностями инновационного процесса как объекта управления. Государственная инновационная политика в промышленно развитых странах направлена на создание благоприятного экономического климата. В целом роль государства в области поддержки инноваций можно свести к следующим моментам:
· государство способствует развитию науки, в том числе прикладной, и подготовке научных и инженерных кадров;
· в рамках большинства
правительственных ведомств существуют
разнообразные программы, направленные
на повышение инновационной
· государственные заказы,
преимущественно в форме
· фискальные и прочие элементы государственного регулирования формируют стимулирующее воз действие внешней среды, которые обусловливают эффективность и необходимость инновационных решений отдельных фирм;
· государство выступает в роли посредника в деле организации эффективного взаимодействия академической и прикладной науки, стимулирует кооперацию в области НИОКР промышленных корпораций и университетов.
Также среди методов регулирования экономики можно назвать следующие: балансовый метод, метод моделирования, система прямых хозяйственных договоров, регулирующих отношения, программно-целевой подход к обеспечению концентрации ресурсов для достижения конечных результатов и потребностей и др.
По степени активности вмешательства государства в экономику выделяют три группы стран:
· в первой возобладала
концепция необходимости
· вторая характеризуется преобладающим упором на рыночные отношения (примеры: США, Великобритания);
· третья придерживается «промежуточного» варианта в экономической, в том числе и инновационной, политике. В данной группе стран государственное регулирование сочетается с низкой степенью централизации государственного аппарата, используются косвенные методы воздействия при развитой системе согласования интересов правительства и бизнеса [9].
2 ГОСУДАРСТВЕННОЕ ФИНАНСОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ В СФЕРЕ МАТЕРИАЛЬНОГО ПРОИЗВОДСТВА НА СОВЕРШЕННОМ ЭТАПЕ
2.1 Анализ сферы материального производства
Специфика российской экономической структуры складывается из преобладания непроизводственного сектора - сферы услуг, куда входят следующие виды деятельности: (торговля, транспорт, рестораны, гостиницы, связь, финансовая деятельность, операции с недвижимым имуществом, государственное управление, безопасность, образование, здравоохранение, прочие услуги), что в свою очередь составляет 59, 2 % от ВВП в 2009 году. Оставшаяся часть приходится на долю промышленного сектора (реальный сектор экономки), состоящего из следующих отраслей (приведенные ниже данные по состоянию на 2009 год):
- обрабатывающая промышленность (пищевая промышленность, текстильное и швейное производство, производство изделий из кожи, производство обуви, обработка древесины, производство из дерева, целлюлозно-бумажное производство, издательская деятельность, полиграфическая деятельность, производство кокса и нефтепродуктов, химическое производство, производство резиновых и пластмассовых изделий, производство прочих неметаллических минеральных продуктов, металлургическое производство, производство машин и оборудования, производство электрооборудования, производство электронного и оптического оборудования, производство транспортных средств и оборудования, прочие производства) - 13, 1 % ВВП;
- добыча полезных ископаемых - 7, 9 % ВВП;
- строительство составляет всего 4, 8 % ВВП;
- сельское, лесное хозяйство и рыболовство составляют в сумме 3, 9 % ВВП;
- производство и распределение электроэнергии, газа и воды - 2, 8 % ВВП [11].
Более детальная информация о структуре ВВП РФ по отраслям материальной сферы отражена в таблице 1.
Таблица 2.1 Индексы производства
по видам экономической
Промышленный сектор / год |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
Добыча полезных ископаемых: |
105,2 |
105,6 |
105 |
108,8 |
110,8 |
-добыча топливно- |
117,4 |
117,6 |
118 |
121,7 |
123,3 |
-добыча полезных ископаемых кроме топливно-энергетических |
67,4 |
68,2 |
63,1 |
67,7 |
71 |
Обрабатывающие производства: |
82,5 |
82,9 |
70,3 |
78,6 |
83,8 |
-производство пищевых |
86,6 |
88,3 |
87,7 |
92,5 |
93,4 |
-текстильное и швейное |
27,6 |
26,1 |
21,9 |
24,5 |
25,1 |
-производство кожи, изделий из кожи и производство обуви |
26,9 |
26,8 |
26,7 |
31,7 |
34,5 |
-обработка древесины и |
54,3 |
54,2 |
43 |
47,9 |
49,8 |
-целлюлозно-бумажное |
125,6 |
126 |
107,9 |
114,3 |
116,4 |
-производство кокса и |
77,5 |
79,7 |
79,2 |
83,2 |
85,6 |
-химическое производство |
91,4 |
87,2 |
81,2 |
93 |
97,8 |
-производство резиновых и |
113,2 |
139 |
121,5 |
147,6 |
166,9 |
-производство прочих |
63,9 |
62 |
45 |
49,8 |
54,4 |
-металлургическое |
100,3 |
98,1 |
83,7 |
94 |
96,8 |
-производство машин и |
63,6 |
63,3 |
43,3 |
48,6 |
53,2 |
-производство |
148,1 |
137,1 |
93 |
114,2 |
120 |
-производство транспортных |
59,4 |
59,7 |
37,5 |
49,6 |
61,7 |
-производство и распределение электроэнергии, газа и воды |
88,5 |
88,5 |
85,6 |
89,1 |
89,2 |
Общее за год |
1499,4 |
1510,3 |
1313,6 |
1456,8 |
1533,7 |
Среди всех отраслей промышленности России наиболее сильными выглядят: производство резиновых и пластмассовых изделий, добыча топливно-энергетических полезных ископаемых, производство электрооборудования, металлургическое производство и производство готовых металлических изделий, химическое производство, производство пищевых продуктов.
К таблице 2.1 рис. 2.1 Структура ВВП по отраслям материальной сферы
Таблица 2.1 и рисунок 2.1 наглядно показывают резкое уменьшение ВВП материальной сферы в 2009 г, а потом начал постепенно увеличиваться до 2011 г. ВВП за два года увеличился на 220,1 тыс.ед
Вообще, уже начиная с 1992 г в РФ можно наблюдать рост российской экономики, заключенный не только в сфере услуг, но также и в промышленности, который можно объяснить несколькими факторами:
-частные собственники промышленных предприятий осознают, что большие доходы заключены не в преступном освоении имущественных комплексов предприятий, а в формировании устойчивого положения собственного предприятия среди конкурентов и наращивании производственного потенциала;
-кризис 1998 года придал мощный импульс развития отечественным предприятиям ввиду удорожания импортной продукции;
-были внесены поправки в налоговое законодательство: устанавливалась плоская шкала подоходного налога с физических лиц в 13 %, снижена ставка налога на прибыль до 24 %, вводилась регрессивная шкала единого социального налога, отменялись оборотные налоги и налог с продаж, общее количество налогов было сокращено в 3 раза (с 54 до 15), за период налоговой реформы налоговая нагрузка снизилась с 34-35 % до 27, 5 %, а также произошло перераспределение налоговой нагрузки в нефтяной сектор;
-рост мировых цен на энергоносители, доля которых в структуре российского экспорта превалирует до сих пор [7].
2.2 Состояние государственного финансового регулирования в 2009 – 2011 гг
В регулировании экономики принимают участие разные сферы и звенья финансовой системы: финансы предприятий, страхование, государственный бюджет и др. Регулирующие возможности финансов предприятий используются в основном для внутрихозяйственного и межхозяйственного перераспределения финансовых ресурсов, государственного бюджета - для регулирования отраслевых и территориальных пропорций. Широкое использование финансов (в составе всех их сфер и звеньев) в процессах регулирования экономики создает необходимые предпосылки для изменения воспроизводственной, отраслевой и территориальной структур общественного производства.
Информация о работе Государственное финансовое регулирование