Государственное финансовое регулирование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2013 в 14:05, курсовая работа

Описание работы

Сфера материального производства - важнейший объект государственного регулирования. К сфере материального производства относится совокупность отраслей, производящих средства производства и предметы потребления. В отраслях материального производства создается новая стоимость продукции (промышленность, сельское хозяйство, строительство и др.) или увеличивается стоимость ранее произведенного продукта (торговля, транспорт и др.).

Файлы: 1 файл

эльвина.doc

— 177.00 Кб (Скачать файл)

  Малые и средние  предприятия играют огромную роль в решении текущих социально – экономических проблем и расширении занятости. Большое значение для обеспечения конкурентоспособности российской экономики и экономического роста в будущем имеет развитая культура предпринимательства. Малые и средние предприятия в состоянии в самое короткое время создать значительное количество рабочих мест, расширить налоговую базу, способствовать росту национального дохода и обеспечить выпуск импортозамещающей продукции.

Сегодня важнейшей задачей  является развитие финансовых институтов и технологий, обеспечивающих потребности малых предприятий в кредитах и инвестициях. Механизмы экономического перераспределения ресурсов должны способствовать эффективному использованию имеющихся ресурсов малыми предприятиями. Необходимо создать справедливую систему трудовых отношений и социальной защиты, соответствующую рыночной среде [3].

Таблица 2.2 Структура  расходов гос.бюджета

Расходы (млрд.руб) / года

2009

2010

2011

Всего

7570,9

9931,4

9886,9

Общегосударственные вопросы

839,4

959,3

1186,7

Национальная оборона

1040,9

1211,9

1253,2

Нац.безопасность и правоохр.деятельность

835,6

1006,3

1062,4

Национальная экономика

1025

1845,7

1347,1

ЖКХ

129,5

142,9

137,7

Охрана окружающей среды

10,2

13,3

12,2

Образование

355

413,1

398,7

Культура,кинематограф,СМИ

88,9

114,7

108,2

Здравоохранение,физкультура и  спорт

278,2

348,2

332,6

Социальная политика

293,6

331,3

328,7

Межбеджетные трансферты

2674,6

3544,6

3719,3


           Используя данные табл. 2.2 составим оценку влияния расходов на гос. фин .регулирование

Таблица 2.3 Оценка влияния  расходов на ГРЭ

 

2008

2009

2010

Абсолютное отклонение

Относительное отклонение, %

2010/2009

2011/2010

2010/2009

2011/2010

Всего расходов

7570,9

9931,4

9886,9

2360,5

-44,5

131,2

99,5


 

Из таблицы видно, что относительное изменение ВВП РФ, по данным МВФ, выражено следующим образом: в 2010 году по сравнению с 2009 был прирост на 2360,5 млрд.руб, а в 2011 году по сравнению с 2010 был убыток на 44,5 %.  Относительное изменение выглядит таким образом : в 2009 по сравнению с 2009 был прирост на 131,2 %, а также в 2011 по сравнению с предыдущим прирост составил 99,5%.

Стоит отметить, что государственная финансовая поддержка не распространяется на всю совокупность сферы материального производства, что объясняется отсутствием высокой потребности у предприятий в бюджетных средствах, их деятельность полностью коммерциализированна и не имеет социальной направленности. В данном случае примером могут выступать предприятия, занятые в топливно-энергетическом комплексе - добывающая, обрабатывающая промышленность. Однако существуют отрасли, функционирование которых невозможно без государственной финансовой поддержки. К таким отраслям можно отнести жилищно-коммунальное хозяйство, которое в результате ряда причин - высокий уровень износа жилищно-коммунальной инфраструктуры, государственное регулирование тарифов, низкий уровень производительности труда в данной сфере, неэффективный менеджмент - традиционно является дотационной сферой [4].

 

2.3 Анализ проблем государственного финансового регулирования

 

Рыночная экономическая  система в России сформирована лишь в самых общих чертах. Можно  констатировать наличие основных институциональных  условий для её функционирования. Однако дальнейшее прогрессивное развитие рыночных отношений в российской экономике наталкивается на несоответствие институтов государственного регулирования его институциональной среде. Результаты воздействия государства на экономику России пока слабо соответствуют правительственным прогнозам. Поэтому существует острая необходимость исследования институциональной среды и структуры государственного регулирования экономики, формирования целостной системы экономических институтов рыночного хозяйствования, модернизации институциональной среды государственного регулирования российской экономики, с учётом влияния глобальных социально-экономических факторов.

Следует отметить не только влияние государства на экономику, но и влияние экономики на государство, что отчетливо видно из анализа  современной российской политики. Кризисы, «черные вторники», дефолты приводят к смене правительств, государственных деятелей, изменениям институциональной структуры.

Государственное регулирование  экономики осуществляется на основе четко сформулированной государственной  экономической политики. Представляется неверным утверждение о том, что термины «государственное регулирование экономики» и «государственная экономическая политика» в наше время идентичны [8].

Государственная экономическая  политика представляет собой основные направления деятельности государства в сфере экономики, в то время как государственное регулирование экономики - деятельность государства в лице его органов, направленная на реализацию государственной экономической политики с использованием специальных средств, форм и инструментов.

Отсутствие четко сформулированной, надлежащим образом оформленной, стабильной и предсказуемой государственной  экономической политики является существенным недостатком, препятствующим эффективному государственному регулированию рынка.

В настоящее время отсутствует правовая база, обеспечивающая применение средств, инструментов государственного регулирования экономики, создание которой следует рассматривать в качестве приоритетного направления развития законодательства (в широком смысле слова), регулирующего отношения в экономике. Так, например, остро необходимо создание нормативной основы для эффективного применения таких средств как ценообразование, планирование, в том числе программно-целевое планирование и т. д.

Только после того, как будет создана правовая основа для эффективного применения отдельных средств государственного регулирования, после того как будет обобщен опыт их применения на практике, следует вернуться к вопросу о создании стержневого законодательного акта, определяющего основы государственного регулирования экономики. Вполне возможно, что в качестве такого стержневого акта будет выступать Предпринимательский кодекс России, в котором будет содержаться раздел, посвященный государственному регулированию рынка.

Анализ отношений, возникающих в рамках исследования проблемы государственного регулирования экономики, в том числе и регулирования отношений в рамках государственного сектора, позволяет говорить о наличии особенностей, специфики предпринимательских отношений, что проявляется в их комплексном характере. Предпринимательские отношения в рамках государственного регулирования экономики включают наряду с имущественными, также административные, финансовые и иные отношения.

Таким образом, система  государственного регулирования экономики  хотя и претерпела значительную эволюцию, но во многих существенных звеньях все еще не сформирована.

Наиболее важными из нерешенных задач являются:

- преодоление кризиса  неплатежей и ликвидация массовой  просроченной задолженности;

- оздоровление экономического положения предприятий, в том числе оставшихся в собственности государства и находящихся под его контролем, включая улучшение управления принадлежащими государству пакетами акций акционерных предприятий;

- активизация инвестиционной  деятельности, проведение структурной перестройки экономики, повышение ее технического уровня, эффективности и конкурентоспособности;

- поддержка потенциально  жизнеспособных отечественных предприятий,  в первую очередь в обрабатывающей  промышленности и сельском хозяйстве,  развитие которых имеет важное значение для обеспечения экономической независимости и безопасности страны;

- перекрытие каналов  нелегальной утечки капитала  за рубеж, улучшение контроля  за экспортом и возвратом валюты  в страну;

- создание условий,  препятствующих расширению теневой экономики и способствующих возврату отвлеченных в нее финансовых и материальных ресурсов в рамки нормальной, разрешенной законами экономической деятельности [9].

Таким образом, существующая в настоящее время система  государственного регулирования носит переходный и незавершенный характер. Ход реформ уже показал невозможность эффективного развития экономики в режиме автоматического саморегулирования. Механизм рынка должен быть дополнен инструментами, компенсирующими его недостатки там, где он не срабатывает или приводит к результатам, не отвечающим интересам всего общества. Поэтому дальнейшее развитие реформ будет происходить путем определенных компромиссов между либерализацией и восстановлением инструментов государственного регулирования рынка и социальной сферы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3 Эффективность государственного финансового регулирования в сфере материального производства

 

На современном этапе  развития экономики проблема необходимости  государственного вмешательства перестала  быть дискуссионной и признается сейчас практически всеми экономистами. Спорными остаются лишь вопросы о формах, масштабах и эффективности вмешательства, и здесь присутствуют самые разные позиции.

Крайне либеральные  взгляды сводятся к обоснованию  целесообразности максимально возможного ограничения деятельности государства в экономике. «Присутствие государства в экономике необходимо, но чем оно меньше, тем для экономики лучше», - заявляют они. Сторонники других позиций полагают, что «роль государства в экономике должна возрастать по мере степени ее развития». Однако преобладающей в современном обществе является точка зрения, согласно которой государственное вмешательство необходимо осуществлять дифференцированно, и дозировано в зависимости от социально-политических условий и особенностей развития каждой страны.

В силу неоднородности различных  стран по уровню социально-экономического развития, по национальным, историческим и другим особенностям, нет и не может быть единого критерия определения  масштаба и способов государственного вмешательства в экономику. Однако в самой общей форме здесь можно выделить два основных направления: во-первых, это непосредственное участие государства в экономической сфере деятельности как собственника и предпринимателя', во-вторых - осуществление органами государственной власти регулирования экономических процессов.

В современных условиях России государство играет важную роль в функционировании экономики.

В настоящее время  при переходе к рыночной экономике  основными задачами государственного регулирования производства средств производства и предметов потребления являются:

· Стабилизация основных показателей развития отраслей материального  производства.

· Прогрессивная структурная  перестройка сферы материального  производства путем изменения соотношений  между добывающими и перерабатывающими отраслями, повышение роли наукоемких производств, восстановление позиций машиностроительного комплекса.

· Техническое перевооружение отраслей материального производства.

· Взаимовыгодная интеграция в мировую экономику в нем доли продукции обрабатывающих отраслей промышленности.

· Ослабление сырьевой направленности экспорта

Основой сохранения за государством контрольных функций и рычагов  регулирования сферы материального  производства является владение им материальными  факторами производства. Важнейшие из них: водные и земельные ресурсы, лесной фонд, недра и содержащиеся в них минеральные ископаемые, развитая производственная инфраструктура, ресурсы континентального шельфа, энергетические ресурсы и др. Все перечисленные факторы производства являются государственной собственностью. Они не могут быть объектами приватизации, предметами купли-продажи или иных действии, меняющих их правовой статус. Государство сохраняет за собой важные рычаги воздействия на весь сырьевой комплекс страны. Естественно, что эксплуатация сырьевых ресурсов, принадлежащих на правах собственности государству, им же и осуществляется. В то же время государство заинтересовано в привлечении инвесторов (пользователей недр и ресурсов) в сырьевые отрасли. Эксплуатация недр требует больших инвестиций, которые окупаются медленнее, чем в обрабатывающих отраслях экономики [16].

В регулировании отношений  государства и пользователей  недр и ресурсов особое значение имеет  Федеральный закон «О соглашениях  о разделе продукции». Этот закон принят в развитие закон РФ (в частности, закона «О недрах») в области недропользования. Закон устанавливает правовые основы отношений, но возникающих в процессе осуществления российских и иностранных инвестиций в поиски, разведку и добычу минерального сырья на территории РФ, а также на континентальном шельфе.

Информация о работе Государственное финансовое регулирование