Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2013 в 14:05, курсовая работа
Сфера материального производства - важнейший объект государственного регулирования. К сфере материального производства относится совокупность отраслей, производящих средства производства и предметы потребления. В отраслях материального производства создается новая стоимость продукции (промышленность, сельское хозяйство, строительство и др.) или увеличивается стоимость ранее произведенного продукта (торговля, транспорт и др.).
Малые и средние предприятия играют огромную роль в решении текущих социально – экономических проблем и расширении занятости. Большое значение для обеспечения конкурентоспособности российской экономики и экономического роста в будущем имеет развитая культура предпринимательства. Малые и средние предприятия в состоянии в самое короткое время создать значительное количество рабочих мест, расширить налоговую базу, способствовать росту национального дохода и обеспечить выпуск импортозамещающей продукции.
Сегодня важнейшей задачей является развитие финансовых институтов и технологий, обеспечивающих потребности малых предприятий в кредитах и инвестициях. Механизмы экономического перераспределения ресурсов должны способствовать эффективному использованию имеющихся ресурсов малыми предприятиями. Необходимо создать справедливую систему трудовых отношений и социальной защиты, соответствующую рыночной среде [3].
Таблица 2.2 Структура расходов гос.бюджета
Расходы (млрд.руб) / года |
2009 |
2010 |
2011 |
Всего |
7570,9 |
9931,4 |
9886,9 |
Общегосударственные вопросы |
839,4 |
959,3 |
1186,7 |
Национальная оборона |
1040,9 |
1211,9 |
1253,2 |
Нац.безопасность и правоохр.деятельность |
835,6 |
1006,3 |
1062,4 |
Национальная экономика |
1025 |
1845,7 |
1347,1 |
ЖКХ |
129,5 |
142,9 |
137,7 |
Охрана окружающей среды |
10,2 |
13,3 |
12,2 |
Образование |
355 |
413,1 |
398,7 |
Культура,кинематограф,СМИ |
88,9 |
114,7 |
108,2 |
Здравоохранение,физкультура и спорт |
278,2 |
348,2 |
332,6 |
Социальная политика |
293,6 |
331,3 |
328,7 |
Межбеджетные трансферты |
2674,6 |
3544,6 |
3719,3 |
Используя данные табл. 2.2 составим оценку влияния расходов на гос. фин .регулирование
Таблица 2.3 Оценка влияния расходов на ГРЭ
2008 |
2009 |
2010 |
Абсолютное отклонение |
Относительное отклонение, % | |||
2010/2009 |
2011/2010 |
2010/2009 |
2011/2010 | ||||
Всего расходов |
7570,9 |
9931,4 |
9886,9 |
2360,5 |
-44,5 |
131,2 |
99,5 |
Из таблицы видно, что относительное изменение ВВП РФ, по данным МВФ, выражено следующим образом: в 2010 году по сравнению с 2009 был прирост на 2360,5 млрд.руб, а в 2011 году по сравнению с 2010 был убыток на 44,5 %. Относительное изменение выглядит таким образом : в 2009 по сравнению с 2009 был прирост на 131,2 %, а также в 2011 по сравнению с предыдущим прирост составил 99,5%.
Стоит отметить, что государственная финансовая поддержка не распространяется на всю совокупность сферы материального производства, что объясняется отсутствием высокой потребности у предприятий в бюджетных средствах, их деятельность полностью коммерциализированна и не имеет социальной направленности. В данном случае примером могут выступать предприятия, занятые в топливно-энергетическом комплексе - добывающая, обрабатывающая промышленность. Однако существуют отрасли, функционирование которых невозможно без государственной финансовой поддержки. К таким отраслям можно отнести жилищно-коммунальное хозяйство, которое в результате ряда причин - высокий уровень износа жилищно-коммунальной инфраструктуры, государственное регулирование тарифов, низкий уровень производительности труда в данной сфере, неэффективный менеджмент - традиционно является дотационной сферой [4].
2.3 Анализ проблем государственног
Рыночная экономическая система в России сформирована лишь в самых общих чертах. Можно констатировать наличие основных институциональных условий для её функционирования. Однако дальнейшее прогрессивное развитие рыночных отношений в российской экономике наталкивается на несоответствие институтов государственного регулирования его институциональной среде. Результаты воздействия государства на экономику России пока слабо соответствуют правительственным прогнозам. Поэтому существует острая необходимость исследования институциональной среды и структуры государственного регулирования экономики, формирования целостной системы экономических институтов рыночного хозяйствования, модернизации институциональной среды государственного регулирования российской экономики, с учётом влияния глобальных социально-экономических факторов.
Следует отметить не только влияние государства на экономику, но и влияние экономики на государство, что отчетливо видно из анализа современной российской политики. Кризисы, «черные вторники», дефолты приводят к смене правительств, государственных деятелей, изменениям институциональной структуры.
Государственное регулирование экономики осуществляется на основе четко сформулированной государственной экономической политики. Представляется неверным утверждение о том, что термины «государственное регулирование экономики» и «государственная экономическая политика» в наше время идентичны [8].
Государственная экономическая политика представляет собой основные направления деятельности государства в сфере экономики, в то время как государственное регулирование экономики - деятельность государства в лице его органов, направленная на реализацию государственной экономической политики с использованием специальных средств, форм и инструментов.
Отсутствие четко
В настоящее время отсутствует правовая база, обеспечивающая применение средств, инструментов государственного регулирования экономики, создание которой следует рассматривать в качестве приоритетного направления развития законодательства (в широком смысле слова), регулирующего отношения в экономике. Так, например, остро необходимо создание нормативной основы для эффективного применения таких средств как ценообразование, планирование, в том числе программно-целевое планирование и т. д.
Только после того, как будет создана правовая основа для эффективного применения отдельных средств государственного регулирования, после того как будет обобщен опыт их применения на практике, следует вернуться к вопросу о создании стержневого законодательного акта, определяющего основы государственного регулирования экономики. Вполне возможно, что в качестве такого стержневого акта будет выступать Предпринимательский кодекс России, в котором будет содержаться раздел, посвященный государственному регулированию рынка.
Анализ отношений, возникающих в рамках исследования проблемы государственного регулирования экономики, в том числе и регулирования отношений в рамках государственного сектора, позволяет говорить о наличии особенностей, специфики предпринимательских отношений, что проявляется в их комплексном характере. Предпринимательские отношения в рамках государственного регулирования экономики включают наряду с имущественными, также административные, финансовые и иные отношения.
Таким образом, система государственного регулирования экономики хотя и претерпела значительную эволюцию, но во многих существенных звеньях все еще не сформирована.
Наиболее важными из нерешенных задач являются:
- преодоление кризиса
неплатежей и ликвидация
- оздоровление экономического положения предприятий, в том числе оставшихся в собственности государства и находящихся под его контролем, включая улучшение управления принадлежащими государству пакетами акций акционерных предприятий;
- активизация инвестиционной деятельности, проведение структурной перестройки экономики, повышение ее технического уровня, эффективности и конкурентоспособности;
- поддержка потенциально
жизнеспособных отечественных
- перекрытие каналов
нелегальной утечки капитала
за рубеж, улучшение контроля
за экспортом и возвратом
- создание условий, препятствующих расширению теневой экономики и способствующих возврату отвлеченных в нее финансовых и материальных ресурсов в рамки нормальной, разрешенной законами экономической деятельности [9].
Таким образом, существующая в настоящее время система государственного регулирования носит переходный и незавершенный характер. Ход реформ уже показал невозможность эффективного развития экономики в режиме автоматического саморегулирования. Механизм рынка должен быть дополнен инструментами, компенсирующими его недостатки там, где он не срабатывает или приводит к результатам, не отвечающим интересам всего общества. Поэтому дальнейшее развитие реформ будет происходить путем определенных компромиссов между либерализацией и восстановлением инструментов государственного регулирования рынка и социальной сферы.
3 Эффективность государственного финансового регулирования в сфере материального производства
На современном этапе развития экономики проблема необходимости государственного вмешательства перестала быть дискуссионной и признается сейчас практически всеми экономистами. Спорными остаются лишь вопросы о формах, масштабах и эффективности вмешательства, и здесь присутствуют самые разные позиции.
Крайне либеральные взгляды сводятся к обоснованию целесообразности максимально возможного ограничения деятельности государства в экономике. «Присутствие государства в экономике необходимо, но чем оно меньше, тем для экономики лучше», - заявляют они. Сторонники других позиций полагают, что «роль государства в экономике должна возрастать по мере степени ее развития». Однако преобладающей в современном обществе является точка зрения, согласно которой государственное вмешательство необходимо осуществлять дифференцированно, и дозировано в зависимости от социально-политических условий и особенностей развития каждой страны.
В силу неоднородности различных стран по уровню социально-экономического развития, по национальным, историческим и другим особенностям, нет и не может быть единого критерия определения масштаба и способов государственного вмешательства в экономику. Однако в самой общей форме здесь можно выделить два основных направления: во-первых, это непосредственное участие государства в экономической сфере деятельности как собственника и предпринимателя', во-вторых - осуществление органами государственной власти регулирования экономических процессов.
В современных условиях России государство играет важную роль в функционировании экономики.
В настоящее время при переходе к рыночной экономике основными задачами государственного регулирования производства средств производства и предметов потребления являются:
· Стабилизация основных показателей развития отраслей материального производства.
· Прогрессивная структурная
перестройка сферы
· Техническое перевооружение отраслей материального производства.
· Взаимовыгодная интеграция в мировую экономику в нем доли продукции обрабатывающих отраслей промышленности.
· Ослабление сырьевой направленности экспорта
Основой сохранения за государством
контрольных функций и рычагов
регулирования сферы
В регулировании отношений государства и пользователей недр и ресурсов особое значение имеет Федеральный закон «О соглашениях о разделе продукции». Этот закон принят в развитие закон РФ (в частности, закона «О недрах») в области недропользования. Закон устанавливает правовые основы отношений, но возникающих в процессе осуществления российских и иностранных инвестиций в поиски, разведку и добычу минерального сырья на территории РФ, а также на континентальном шельфе.
Информация о работе Государственное финансовое регулирование