Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2013 в 22:11, курсовая работа
Государственное регулирование экономики непосредственно связано с экономической политикой и направлено на ее реализацию. Государство для реализации целей своей экономической политики использует различные формы и методы, которые и образуют инструментарий государственного регулирования экономики. В рыночной экономике основным регулятором хозяйственных пропорций является рынок. Государственное регулирование играет вспомогательную роль. Оно строится на основе принципа «необходимости»: только в тех сферах, где рыночные регуляторы в силу различных причин неэффективны, допустимо и целесообразно государственное регулирование.
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Основы государственного регулирования экономики……………….4
Понятие и содержание государственного регулирования………………4
Объект, цели и задачи государственного регулирования экономики….6
Глава 2. Методология государственного регулирования экономики………..10
2.1. Границы вмешательства государства в экономику……………………….10
2.2. Методы государственного регулирования………………………………..12
Глава 3. Государственная политика в области регулирования экономики….17
3.1. Социальная политика государства…………………………………………17
3.2. Денежно-кредитная политика государства………………………………..20
3.3. Бюджетная и налоговая политика государства…………………………...24
3.4. Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности...27
Заключение……………………………………………………………………….31
Список использованной литературы…………………………………………...32
Денежное обращение также
регулируется исключительно государством,
оно имеет монопольные права
на регулирование данного
Последствия внешних эффектов
также могут быть устранены только
посредством государства. Эти внешние
эффекты нарушают рыночное равновесие
и обусловливают неэффективное
распределение ресурсов, что делает
необходимым вмешательство
Перечисленные функции государства образуют минимальные границы его вмешательства в экономику свободного рынка.
Если рассматривать реальный конкурентный рынок более подробно, то вмешательство государства в экономику является более обширным – его присутствие обнаруживается во множестве областей социально-экономической жизни. Совокупность таких областей определяет максимально допустимые границы вмешательства в экономику [1] :
2.2. Методы государственного регулирования
Методы достижения целей госрегулирования экономики подразделяются на:
Прямые методы государственного регулирования экономики основываются на административно-правовых способах воздействия на деятельность субъектов хозяйствования (меры запрета, разрешения, ограничения).
Косвенные методы отличаются от директивных тем, что они не ограничивают свободу экономического выбора, а наоборот, дают дополнительные стимулы при принятии рыночного решения. Косвенные методы регулирования предполагают использование средств и возможностей финансовой и кредитно-денежной систем страны.
Государственное регулирование экономики в условиях рынка предполагает систему мер законодательно-исполнительного и контролирующего характера, осуществляемых правомочными государственными учреждениями и общественными организациями в целях приспособления социально-экономической системы к существующим условиям.
Воздействие государства на экономические процессы предполагает сочетание рыночного саморегулирования с государственными регуляторами. Рынок выполняет такие функции, как: обмен продуктами труда обособленных товаропроизводителей, стимулирование качества продукции, снижение издержек производства, побуждение покупателей к экономии, увеличению доходов.
Плановые регуляторы — это действия человека по налаживанию конкретной экономической деятельности, в то время как рыночные регуляторы являются объективно действующими, они складываются как результат взаимодействия многих производителей и потребителей товаров и услуг. Плановые и рыночные регуляторы вполне совместимы. Планирование как субъективная деятельность человека по установлению определенной последовательности действий, направленных на достижение конкретной цели, должно основываться на учете реальных условий ее воплощения, включая параметры внешней среды, характер самого процесса движения к цели, обусловленные особенностями функционирования рыночной экономики [1].
К методам прямого государственного воздействия относятся:
Прямые методы государственного регулирования экономики не связаны с созданием дополнительного материального стимула или опасностью финансового ущерба и базируются на силе государственной власти.
Методы косвенного государственного регулирования экономических процессов опираются в основном на товарно-денежные рычаги и воздействуют на экономические интересы субъектов хозяйственной деятельности. К ним относятся:
Сфера применения косвенного регулирования по мере развития рыночной экономики значительно расширяется, сужая возможности прямого вмешательства государства в процессы расширенного воспроизводства.
Важнейшей предпосылкой государственного регулирования экономики является разработка прогнозов. Государственное прогнозирование представляет собой систему научно обоснованных представлений о тех или иных направлениях социально-экономического развития страны [1].
Государственное прогнозирование не только позволяет предвидеть перспективы развития, но и предоставляет информацию предприятиям, компаниям о намерениях государства, является координирующим звеном для всех других форм регулирования.
К числу важных методов государственного регулирования экономики относится планирование. Оно представляет собой такую форму деятельности, при которой осуществляется разработка заданий по целенаправленному воздействию на процесс воспроизводства. Являясь одной из основных функций управления, планирование обеспечивает не только целенаправленное, но и динамичное и пропорциональное развитие объекта управления. Свою конкретизацию планирование получает в соответствующих плановых показателях и нормативах. Они являются инструментом регулирования и позволяют хозяйственным единицам определять планы своей деятельности с учетом региональных и федеральных интересов [1].
Финансово-кредитные методы регулирования относятся ко всем сферам социально-экономической жизни страны. При формировании плановой цены, с одной стороны, недопустимо ориентироваться только на издержки производства производителя товаров, с другой стороны, нельзя допускать, чтобы покупатель имел широкие возможности расплачиваться за товар средствами, выделяемыми в виде дотаций или скидок с цены, покрываемых государством [2]. Будучи стабильными, плановые цены должны обладать и необходимой эластичностью для того, чтобы выступать в качестве реального объекта торговой сделки между поставщиком и покупателем.
Способом регулирования экономики является также государственный заказ. На его основе осуществляются закупки для федеральных и региональных государственных нужд.
Регулирующее значение имеет и лицензирование, на основании которого разрешается осуществлять определенный вид деятельности в течение установленного срока.
Стандартизация устанавливает нормы, правила, характеристики в целях защиты интересов потребителей и государства.
При регулировании размещения и развития производительных сил применяется нормативный метод, выражающий научно обоснованные потребности в товарах и услугах в регионах страны.
Балансовый метод позволяет правильно выбрать соотношения между отраслями хозяйства. Большую роль этот метод играет при обосновании размещения отдельных хозяйственных объектов, при разработке системы рациональных внутрирайонных и межрайонных связей, при определении требуемого объема вывоза и ввоза. Балансовый метод применим при оценке ресурсов, финансового обеспечения [1].
Метод моделирования применяется при регулировании территориальных пропорций, размещения отраслей и производств, систем расселения.
Прямое воздействие на
социально-экономические
Глава 3. Государственная политика в области регулирования экономики
3.1. Социальная политика государства
Экономическое развитие общества связано с решением социальных проблем, таких как занятость, оплата труда, социальная справедливость и социальная защищенность. Рыночная экономика не в состоянии справиться с их решением. Признавая конкурентную борьбу, рынок не учитывает персональных различий участников рынка. Существует и социальный риск, т.е. вероятность материальной необеспеченности при утрате или невозможности участвовать в экономическом процессе. Причины и факторы социального риска зачастую носят объективный по отношению к отдельно взятому человеку характер: угроза безработицы, потеря трудоспособности из-за несчастного случая, болезни и т.д. Для устранения нежелательных последствий рыночного механизма в социальной сфере необходимы целенаправленные действия. Эти действия, основанные на определенных принципах, и представляют социальную политику государства [1].
Государственная социальная политика – это комплекс мер государства, направленных на поддержание нормальных условий жизнедеятельности, социальной справедливости и социальной защиты населения.
Целями экономической политики являются поддержание устойчивости экономического роста и ускорение научно-технического прогресса. Но по мере экономического роста и накопления богатства создаются условия для повышения уровня жизни. Чем выше достигнутая ступень экономического роста, тем выше требование к людям - их знаниям, профессиональной подготовке, физическому и нравственному развитию, что требует развития социальной сферы. Поэтому социальные проблемы рассматриваются в тесной связи с проблемами экономического роста, основными целями социальной политики государства становятся:
Результативность социальной политики
можно оценить таким
Определяющую роль в осуществлении
социальной политики на государственном
уровне играет институт социального
партнерства. Одной из функций механизма
социального партнерства
Целенаправленное
Социальное страхование – это основной элемент социальной защиты населения. Цель системы социального страхования - обеспечить человеку экономическую защиту в случае болезни и в старости, в связи с несчастными случаями и болезнями по производственной причине, в связи с безработицей.