Государственное регулирование экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2013 в 22:11, курсовая работа

Описание работы

Государственное регулирование экономики непосредственно связано с экономической политикой и направлено на ее реализацию. Государство для реализации целей своей экономической политики использует различные формы и методы, которые и образуют инструментарий государственного регулирования экономики. В рыночной экономике основным регулятором хозяйственных пропорций является рынок. Государственное регулирование играет вспомогательную роль. Оно строится на основе принципа «необходимости»: только в тех сферах, где рыночные регуляторы в силу различных причин неэффективны, допустимо и целесообразно государственное регулирование.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Основы государственного регулирования экономики……………….4
Понятие и содержание государственного регулирования………………4
Объект, цели и задачи государственного регулирования экономики….6
Глава 2. Методология государственного регулирования экономики………..10
2.1. Границы вмешательства государства в экономику……………………….10
2.2. Методы государственного регулирования………………………………..12
Глава 3. Государственная политика в области регулирования экономики….17
3.1. Социальная политика государства…………………………………………17
3.2. Денежно-кредитная политика государства………………………………..20
3.3. Бюджетная и налоговая политика государства…………………………...24
3.4. Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности...27
Заключение……………………………………………………………………….31
Список использованной литературы…………………………………………...32

Файлы: 1 файл

Государственное регулирование экономики.docx

— 70.46 Кб (Скачать файл)

Различают два типа фискальной политики - дискреционную, или активную, и автоматическую, или пассивную. Дискреционная политика основана на манипулировании правительством государственными расходами и налогами. Рост государственных расходов и снижение налогов соответствует экспансионистской (стимулирующей), снижение государственных расходов и повышение налогов - контрактивной (сдерживающей) фискальной политике [1].

Автоматическая - это пассивная  фискальная политика, при которой  необходимые изменения в уровнях  государственных расходов и налогов  вводятся автоматически. Ее инструменты - встроенные стабилизаторы. В качестве такового выступает прогрессивная  шкала налогообложения. Во время  подъема экономики благодаря  автоматической фискальной политике располагаемый  доход населения и нераспределенная прибыль фирм растут медленнее, чем  национальный доход, и это сдерживает рост эффективного спроса. Во время спада такое налогообложение замедляет сокращение совокупных расходов.

Второй аспект финансовой политики - бюджетная политика, или бюджетирование. Это процесс регулирования для достижения бюджетного равновесия. При равенстве расходов и доходов имеет место баланс бюджета.

 

 

3.4. Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности

Государственное регулирование  внешнеэкономической деятельности представляет собой внешнеэкономическую политику. Она неразрывно связана с внутренней экономической политикой государства. Целями внешнеэкономической политики являются:

  • обеспечение взаимовыгодного сотрудничества с другими странами;
  • поддержание конкурентоспособности отечественных производителей на мировом рынке;
  • обеспечение экономической безопасности страны;
  • обеспечение сбалансированности торгового и платежного балансов страны.

Государственное регулирование  внешнеэкономических связей осуществляется с помощью широкого круга мер. Расширение международных экономических связей страны требует новых инструментов оптимизации ее участия в международном разделении труда, ограждения национальной экономики от влияния негативных явлений в мировой экономике (циклических спадов, чрезмерных колебаний валютных курсов, недобросовестной конкуренции и т.п.), содействия укреплению позиций национальных производителей на мировом рынке [1].

Важнейшим объектом государственного регулирования и инструментом проведения внешнеэкономической политики является торговая политика - это система мер, воздействующих на развитие торговых отношений с иностранными государствами. Внешняя торговля обеспечивает получение дополнительных средств для развития национальной экономики и повышению конкурентоспособности отечественных производителей. Экспорт и импорт товаров способствуют росту национального дохода и ВНП. Регулирование внешнеторговых отношений осуществляется административными и экономическими методами.

Административные методы предполагают ограничительные, разрешительные меры на основе правовых норм и законов, куда могут входить акты правового  регулирования торговых отношений, таможенные кодексы, постановления, правила  и др. В числе административных мер наиболее эффективным является таможенное регулирование. В основе таможенного регулирования каждой страны лежит таможенный кодекс, который определяет задачи и принципы таможенного обложения, структуру и функции таможенных органов, порядок разработки и утверждение таможенных тарифов и др.[1] Таможенные пошлины - это государственные денежные сборы (налоги), взимаемые через таможенные учреждения с товаров, ценностей, имущества, провозимого через границу страны. Таможенные пошлины выполняют регулирующую, фискальную и стимулирующую функции. Обычно таможенный тариф применяется на национальном уровне. Но в тех случаях, когда ряд стран объединяются в торгово-экономическую группировку и создают свой таможенный союз, тариф становится общим инструментом внешнеторгового регулирования, единым для всех стран-участниц в их торговых отношениях с третьими странами.

В числе административных мер регулирования  внешнеторговой деятельности широко используется лицензирование. Это система письменных разрешений, выдаваемых государственными органами на экспорт и импорт товаров. Путем лицензирования осуществляется количественное регулирование внешнеторгового  оборота. Лицензирование применяется  в целях сбалансирования поставок товаров и платежных балансов, для достижения взаимовыгодных договоренностей  на торговых переговорах, а также  с целью ответных мер на дискриминационные  действия иностранных государств [1]. Важное значение в государственном регулировании внешнеэкономических отношений имеют экономические методы. Главное внимание уделяется стимулированию экспорта как основы развития внешней торговли и укрепления стабильности национальной власти. Оно осуществляется путем прямого финансирования экспортного производства в виде выплаты компаниям дотаций из бюджета на покрытие разницы между ценами производства и экспортными ценами в целях получения гарантированной прибыли.

Косвенное финансирование экспортного  производства происходит путем льготного  налогообложения и кредитования. Снижение налогов с экспортеров  осуществляется разными методами. Разновидностью льгот является налоговый кредит - отсрочка от уплаты налогов с экспортной выручки. Кредитование экспорта – также одна из распространенных форм стимулирования. Государственные банки предоставляют компаниям на развитие экспортного производства кредиты в национальной и свободно конвертируемой валюте. Кредиты предоставляются на благоприятных условиях по стабильным ставкам. Используются и такие методы косвенного финансирования, как возврат экспортных пошлин, уплаченных при импорте сырья, а также передача экспортным компаниям правительственных заказов по завышенным ценам [1].

Важным направлением деятельности государства в сфере внешнеэкономической  политики является регулирование притока  и вывоза капитала. Сейчас миграция капиталов превратилась в организованный, контролируемый и стимулируемый  государством процесс. Иностранные  частные и государственные инвестиции стали одним из факторов развития подавляющего большинства стран [1].

Регулирование притока иностранных  инвестиций носит, как правило, двойственный характер. С одной стороны, осуществляются меры по созданию в странах благоприятного инвестиционного климата с помощью  гарантий от национализации иностранной  собственности, репатриации капитала, в отношении прибылей, предоставление различных налоговых скидок и  таможенных льгот и т.д. С другой стороны, государства проводят политику, направленную на соблюдение интересов  принимающих стран, то есть собственных. С этой целью иностранные инвестиции ставятся под определенный контроль. Таким образом государство защищает национальную экономику, делая её одновременно открытой для иностранных инвесторов, что способствует расширению производства, увеличению прибылей и росту государственных доходов.

 

 

Заключение

 

Государственное регулирование экономики распространяет свое влияние на самые разные сферы экономики и жизни, однако оно не лишает предприятия и граждан экономической свободы. В условиях рынка даже при наличии многочисленных видов и способов государственного регулирования оно носит ограниченный, вынужденный характер, тем самым создаются социально-экономические и правовые условия и основы для эффективного функционирования всех сфер экономики.

Механизм государственного регулирования экономики постоянно совершенствуется. В современных условиях практика государственного регулирования экономики оказалась достаточно результативной, чтобы не допустить всеобщих кризисов и социально опасных масштабов безработицы. С другой стороны, государственное вмешательство может в некоторых случаях заметно ослабить рыночный механизм и принести заметный вред экономике страны. Поэтому основной задачей государства является достижение «золотой середины» в стабильное время и умение принять жёсткие решения в сложных ситуациях.

Теоретический анализ и многолетняя  мировая практика свидетельствуют  об объективной необходимости активного  вмешательства государства в  развитие экономики, базирующейся на принципах  рыночного хозяйства и свободного предпринимательства. Рыночная экономика  развивается как саморегулирующаяся система, однако ее саморегулирование, имеет определенные пределы, а также оно не всегда обеспечивает решение назревших в обществе проблем. Экономика, характеризующаяся сложной совокупностью связей и зависимостей, без воздействия государства эффективно функционировать в долгосрочной перспективе не может.

 

 

Список литературы.

 

1) Ануреев С.В. Денежно-кредитная политика, диспропорции и кризисы. – Изд-во КноРус, 2009. – 448 с.

2) Афанасьев М.П., Кривогов И.В., Беленчук А.А. Бюджет и бюджетная система / 2-е изд., перераб. и доп. – Изд-во: Юрайт, 2011. – 770 с.

3) Бердина М.Ю., Даюб А.В., Кузьмова Ю.С.. Регулирование внешнеэкономической деятельности. – Изд-во: СПбГУ ИТМО, 2011. – 101 с.

4) Гаращенко Н.Л. Государственное регулирование экономики: учебное пособие. – Петропавловск-Камчатский: КамчатГТУ, 2007. – 166 с.

5) Государственное регулирование  рыночной экономики. / Под ред. Кушлина В.И. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: РАГС, 2005. — 834 с.

6) Государственное регулирование  экономики: учебное пособие / под  ред. проф. Морозовой Т.Г. –  М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. – 255 с.

7) Государственное регулирование  экономики. - Экономика. Теории и  практики. – http://gosreg.xinx.ru

8) Задачи государственного  регулирования экономики. - Экономика.  Теории и практики. –http://gosreg.xinx.ru

9) Зеленкевич М.Л. Макроэкономическая динамика и денежно-кредитная политика. – Минск: БГУ, 2003. –199 с.

10) Куликов Л.М. Основы  экономической теории: учебник. –  2-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2011. - 455 с.

11) Методы государственного  регулирования экономики. Учеб.пособие. – ИНФРА-М, 2011. – 300 с.

12) Нестерова А.Д. Государственное  регулирование экономики: Курс  лекций / Калинингр. ун-т. - Калининград, 1997. – 63 с.

13) Соколинский В.М. Государство  и экономика. / Учебное издание.  – Финансовая академия при  Правительстве Российской Федерации, 2003. – http://book4study.info

14) Социальная политика. Учебник / Под общ.ред. Волгина Н.А. — М.: Издательство «Экзамен», 2003. — 736 с.

15) Трофимова Т.И. Фискальная политика. – Электронная книга. - http://grosbook.info

16) Улюкаев А.В. Современная денежно-кредитная политика. – Изд-во: Дело АНХ, 2009. – 208 с.

17) Экономическая безопасность хозяйственных систем / Ред. Колосов А.В. – М.: Изд-во РАГС, 2001.

18) Экономическая теория национальной экономики и мирового хозяйства (политическая экономия) / Ред. Грязнова А.Г., Чечелева Т.В. – М.: Изд. Финансовой академии при Правительстве РФ, 1997.

 


Информация о работе Государственное регулирование экономики