Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2013 в 22:11, курсовая работа
Государственное регулирование экономики непосредственно связано с экономической политикой и направлено на ее реализацию. Государство для реализации целей своей экономической политики использует различные формы и методы, которые и образуют инструментарий государственного регулирования экономики. В рыночной экономике основным регулятором хозяйственных пропорций является рынок. Государственное регулирование играет вспомогательную роль. Оно строится на основе принципа «необходимости»: только в тех сферах, где рыночные регуляторы в силу различных причин неэффективны, допустимо и целесообразно государственное регулирование.
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Основы государственного регулирования экономики……………….4
Понятие и содержание государственного регулирования………………4
Объект, цели и задачи государственного регулирования экономики….6
Глава 2. Методология государственного регулирования экономики………..10
2.1. Границы вмешательства государства в экономику……………………….10
2.2. Методы государственного регулирования………………………………..12
Глава 3. Государственная политика в области регулирования экономики….17
3.1. Социальная политика государства…………………………………………17
3.2. Денежно-кредитная политика государства………………………………..20
3.3. Бюджетная и налоговая политика государства…………………………...24
3.4. Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности...27
Заключение……………………………………………………………………….31
Список использованной литературы…………………………………………...32
Различают два типа фискальной политики - дискреционную, или активную, и автоматическую, или пассивную. Дискреционная политика основана на манипулировании правительством государственными расходами и налогами. Рост государственных расходов и снижение налогов соответствует экспансионистской (стимулирующей), снижение государственных расходов и повышение налогов - контрактивной (сдерживающей) фискальной политике [1].
Автоматическая - это пассивная
фискальная политика, при которой
необходимые изменения в
Второй аспект финансовой политики - бюджетная политика, или бюджетирование. Это процесс регулирования для достижения бюджетного равновесия. При равенстве расходов и доходов имеет место баланс бюджета.
3.4. Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности
Государственное регулирование
внешнеэкономической
Государственное регулирование внешнеэкономических связей осуществляется с помощью широкого круга мер. Расширение международных экономических связей страны требует новых инструментов оптимизации ее участия в международном разделении труда, ограждения национальной экономики от влияния негативных явлений в мировой экономике (циклических спадов, чрезмерных колебаний валютных курсов, недобросовестной конкуренции и т.п.), содействия укреплению позиций национальных производителей на мировом рынке [1].
Важнейшим объектом государственного регулирования и инструментом проведения внешнеэкономической политики является торговая политика - это система мер, воздействующих на развитие торговых отношений с иностранными государствами. Внешняя торговля обеспечивает получение дополнительных средств для развития национальной экономики и повышению конкурентоспособности отечественных производителей. Экспорт и импорт товаров способствуют росту национального дохода и ВНП. Регулирование внешнеторговых отношений осуществляется административными и экономическими методами.
Административные методы предполагают ограничительные, разрешительные меры на основе правовых норм и законов, куда могут входить акты правового регулирования торговых отношений, таможенные кодексы, постановления, правила и др. В числе административных мер наиболее эффективным является таможенное регулирование. В основе таможенного регулирования каждой страны лежит таможенный кодекс, который определяет задачи и принципы таможенного обложения, структуру и функции таможенных органов, порядок разработки и утверждение таможенных тарифов и др.[1] Таможенные пошлины - это государственные денежные сборы (налоги), взимаемые через таможенные учреждения с товаров, ценностей, имущества, провозимого через границу страны. Таможенные пошлины выполняют регулирующую, фискальную и стимулирующую функции. Обычно таможенный тариф применяется на национальном уровне. Но в тех случаях, когда ряд стран объединяются в торгово-экономическую группировку и создают свой таможенный союз, тариф становится общим инструментом внешнеторгового регулирования, единым для всех стран-участниц в их торговых отношениях с третьими странами.
В числе административных мер регулирования
внешнеторговой деятельности широко используется
лицензирование. Это система письменных
разрешений, выдаваемых государственными
органами на экспорт и импорт товаров.
Путем лицензирования осуществляется
количественное регулирование внешнеторгового
оборота. Лицензирование применяется
в целях сбалансирования
Косвенное финансирование экспортного
производства происходит путем льготного
налогообложения и
Важным направлением деятельности
государства в сфере
Регулирование притока иностранных
инвестиций носит, как правило, двойственный
характер. С одной стороны, осуществляются
меры по созданию в странах благоприятного
инвестиционного климата с
Заключение
Государственное регулирование экономики распространяет свое влияние на самые разные сферы экономики и жизни, однако оно не лишает предприятия и граждан экономической свободы. В условиях рынка даже при наличии многочисленных видов и способов государственного регулирования оно носит ограниченный, вынужденный характер, тем самым создаются социально-экономические и правовые условия и основы для эффективного функционирования всех сфер экономики.
Механизм государственного регулирования экономики постоянно совершенствуется. В современных условиях практика государственного регулирования экономики оказалась достаточно результативной, чтобы не допустить всеобщих кризисов и социально опасных масштабов безработицы. С другой стороны, государственное вмешательство может в некоторых случаях заметно ослабить рыночный механизм и принести заметный вред экономике страны. Поэтому основной задачей государства является достижение «золотой середины» в стабильное время и умение принять жёсткие решения в сложных ситуациях.
Теоретический анализ и многолетняя
мировая практика свидетельствуют
об объективной необходимости
Список литературы.
1) Ануреев С.В. Денежно-кредитная политика, диспропорции и кризисы. – Изд-во КноРус, 2009. – 448 с.
3) Бердина М.Ю., Даюб А.В., Кузьмова Ю.С.. Регулирование внешнеэкономической деятельности. – Изд-во: СПбГУ ИТМО, 2011. – 101 с.
4) Гаращенко Н.Л. Государственное регулирование экономики: учебное пособие. – Петропавловск-Камчатский: КамчатГТУ, 2007. – 166 с.
5) Государственное регулирование рыночной экономики. / Под ред. Кушлина В.И. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: РАГС, 2005. — 834 с.
6) Государственное регулирование экономики: учебное пособие / под ред. проф. Морозовой Т.Г. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. – 255 с.
7) Государственное регулирование экономики. - Экономика. Теории и практики. – http://gosreg.xinx.ru
9) Зеленкевич М.Л. Макроэкономическая динамика и денежно-кредитная политика. – Минск: БГУ, 2003. –199 с.
10) Куликов Л.М. Основы экономической теории: учебник. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2011. - 455 с.
11) Методы государственного
регулирования экономики. Учеб.
12) Нестерова А.Д.
13) Соколинский В.М. Государство
и экономика. / Учебное издание.
– Финансовая академия при
Правительстве Российской
15) Трофимова Т.И. Фискальная политика. – Электронная книга. - http://grosbook.info
16) Улюкаев А.В. Современная денежно-кредитная политика. – Изд-во: Дело АНХ, 2009. – 208 с.
17) Экономическая безопасность хозяйственных систем / Ред. Колосов А.В. – М.: Изд-во РАГС, 2001.
18) Экономическая теория национальной экономики и мирового хозяйства (политическая экономия) / Ред. Грязнова А.Г., Чечелева Т.В. – М.: Изд. Финансовой академии при Правительстве РФ, 1997.