Государственное регулирование экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2013 в 22:11, курсовая работа

Описание работы

Государственное регулирование экономики непосредственно связано с экономической политикой и направлено на ее реализацию. Государство для реализации целей своей экономической политики использует различные формы и методы, которые и образуют инструментарий государственного регулирования экономики. В рыночной экономике основным регулятором хозяйственных пропорций является рынок. Государственное регулирование играет вспомогательную роль. Оно строится на основе принципа «необходимости»: только в тех сферах, где рыночные регуляторы в силу различных причин неэффективны, допустимо и целесообразно государственное регулирование.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Основы государственного регулирования экономики……………….4
Понятие и содержание государственного регулирования………………4
Объект, цели и задачи государственного регулирования экономики….6
Глава 2. Методология государственного регулирования экономики………..10
2.1. Границы вмешательства государства в экономику……………………….10
2.2. Методы государственного регулирования………………………………..12
Глава 3. Государственная политика в области регулирования экономики….17
3.1. Социальная политика государства…………………………………………17
3.2. Денежно-кредитная политика государства………………………………..20
3.3. Бюджетная и налоговая политика государства…………………………...24
3.4. Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности...27
Заключение……………………………………………………………………….31
Список использованной литературы…………………………………………...32

Файлы: 1 файл

Государственное регулирование экономики.docx

— 70.46 Кб (Скачать файл)

В современных условиях по своим  масштабам и степени развития основным видом социального страхования  в развитых странах является пенсионное обеспечение. Государство регулирует условия назначения пенсий, принцип  определения размера пенсий и  порядок образования фондов. Они  формируются за счет государственных дотаций, социальных налогов, взносов страхователей [1]. Другим видом социального страхования, обеспечивающего социальную защиту, является государственное социальное страхование по безработице, или пособие по безработице. Регулирующее вмешательство государства в области заработной платы предполагает законодательное установление минимальной заработной платы (МРОТ). С помощью законов государство определяет также режим оплаты труда (в России на данный момент законодательно закреплёна выплата заработной платы дважды в месяц). В некоторых случаях политика заработной платы предусматривает введение ее предельного уровня и сохранения этого уровня в течение определенного времени. Используются также ограничения на темпы роста оплаты труда. Эти меры применяются для предотвращения инфляции. С другой стороны, для уменьшения негативных последствий инфляции, и прежде всего роста цен, в развитых странах используется механизм индексации заработной платы. Порядок индексации различен. Он может носить общенациональный характер, а может быть зафиксирован в соглашениях, заключаемых в рамках социального партнерства (между предпринимателями, профсоюзами и государством). Индексация может проводиться на уровне фирм или отдельных отраслей и фиксироваться в коллективных договорах предпринимателей и профсоюзов.

Проблема занятости является одной  из острых социальных проблем. Государство  законодательно определяет условия  найма и общие условия заключения коллективных трудовых договоров. Государство  берет на себя организацию системы  образования, профессионально-технической  подготовки и переподготовки работников. За счет государственных субсидий поощряется мобильность работников, стимулируется  развитие мелкого и среднего бизнеса, оказываются льготы предпринимателям, создающим новые рабочие места [1]. Государственное воздействие на рынках труда осуществляется также путем проведения миграционной политики, регулирующей приток и отток иностранной рабочей силы.

Политика обеспечения необходимых  жилищных условий рассматривается в современных странах как инструмент социальной политики, имеющей важное значение для осуществления структурных сдвигов, т.к. легко и быстро решаемые жилищные проблемы способствуют подвижности рабочей силы. Это направление социальной политики проводится путем выделения из бюджета средств для оказания помощи работникам, арендующим жилье. Часто государство идет на поощрение самостоятельного жилищного строительства. Другой путь социальной поддержки в этой области предполагает использование жилья, построенного частными строительными кооперативами. Роль государства здесь проявляется в бесплатном предоставлении земли строительным организациям, осуществление их льготного кредитования или мягкого налогообложения.

 

 

3.2. Денежно-кредитная политика государства

Важнейшей функцией государства является воздействие на денежно-кредитные  отношения. Оно реализуется через  денежно-кредитную политику.

Денежно-кредитная  политика - это совокупность мер, проводимых правительством в области денежного обращения и кредитных отношений для придания макроэкономическим процессам нужного государству направления развития.

Высшая цель этой политики - обеспечение  равновесного и устойчивого развития народного хозяйства. Конкретными  целями выступают:

  • укрепление денежной системы;
  • воздействие на процесс инвестирования капиталов;
  • потребительский спрос;
  • ценообразование.

Главная роль в проведении кредитно-денежной политики принадлежит Центральному банку. Это основной субъект кредитно-денежной политики. Не являясь, как правило, правительственным  инструментом, банк выполняет целевые  установки правительства. В то же время может придерживаться самостоятельного курса. В комплексе задач, решаемых центральными банками, выделяют два направления. Первое обеспечивает нормальную работу валютной системы страны в целом (в частности - это эмиссионная политика). Второе направление - влияние на кредитную деятельность коммерческих банков, строящееся так, чтобы соответствующим образом обеспечить интересы государства [1].

В ряду важнейших инструментов контроля центрального банка за рисками, ликвидностью и обеспечением гарантии стабильности банковской системы выделяется такой показатель, как минимальный уставной капитал банка. В последнее время со стороны центральных банков усиливается контроль за величиной выдаваемых кредитов. В России крупным кредитным риском считается объемы кредитов, гарантий и поручительств в пользу одного клиента в размере свыше 5% собственных средств банка. Мерой по сокращению риска операций коммерческих банков и решения проблем банковской ликвидности является создание обязательных минимальных резервов. Эта мера осуществляется путем депонирования в центральном банке определенной доли банковских средств [1].

Центральный банк при практической реализации денежно-кредитной политики государства использует определенный набор инструментов, представляющий методы косвенного и прямого воздействия  на денежно-кредитную сферу и сопряженные с ней области экономики.

К косвенным методам реализации кредитной политики относятся: операции на открытом рынке ценных бумаг; учетная (дисконтная) политика; политика минимальных  резервов; свободные согласия. Прямым вмешательством в рассматриваемую  сферу считается ограничение  роста кредитных вложений. Суть данного метода заключается в том, что центральный банк ограничивает рост кредитных вложений, производимых коммерческими банками в небанковском секторе. Это выражается в установлении для коммерческих банков процентной нормы повышения сумм, проходящим через кредитные операции в течение определенного времени. При несоблюдении какими-то из банков установленных норм центральный банк применяет к ним санкции. Они могут выступать в виде обязательных выплат банками штрафных процентов или перевода на счет центрального банка суммы, равной размеру превышенного кредита.

Одним из инструментов проведения кредитно-денежной политики является проведение операций на открытом рынке. Центральный банк, покупая и продавая ценные бумаги коммерческим банкам, нефинансовым структурам и населению, может эффективно влиять на развитие денежно-кредитных отношений  в стране. Коммерческие банки, покупая ценные бумаги центрального банка, уменьшают свои резервы, что сокращает возможность кредитования потенциальных заемщиков. При продаже ценных бумаг центральному банку коммерческие банки увеличивают свои резервы. Таким образом, центральный банк получает возможность непосредственно влиять на эти структуры, уменьшая роль коммерческих банков [1]. Поэтому политику проведения операций на открытом рынке считают самым эффективным инструментом кредитной политики.

Другим инструментом денежной кредитной  политики является учетная (дисконтная) и ломбардная политика. При их применении центральный банк выступает в  качестве основного кредитора всех других банков. Кредиты он выдает при  условии переучета векселей (дисконтная политика) обращающихся к нему банков или под залог их ценных бумаг (ломбардная политика). Средства, полученные таким образом в центральном  банке, называются ломбардным кредитом. Центральный банк имеет право в любое время изменить ставку по ним. Повышая ее, он увеличивает цену кредита, чем ограничивает спрос со стороны коммерческих банков на заемные средства, или же, наоборот, снижая ее, - стимулирует этот спрос. Рост процентной ставки, т.е. удорожание кредита, ограничивает спрос на заемные ресурсы, гасит стремление фирм к новым инвестициям. Снижение же ставки делает кредит доступнее, что стимулирует частный сектор к новым инвестициям. Учетная политика усиливает эффект других регулирующих воздействий центрального банка на денежно-кредитную сферу. Кроме того, учетная политика центрального банка является для других субъектов экономики индикатором действий правительства в области денежно-кредитных отношений [1].

Политика обязательных резервов как  инструмент кредитной политики правительства  выполняет практически две функции. С одной стороны, это определенное страхование банковских вкладов, с  другой - регулятор денежно-кредитной  политики. Данная система представляет собой определенные денежные суммы, которые коммерческие банки должны держать на счетах центрального банка. Суммы эти необходимы для гарантированного выполнения коммерческими банками  своих обязательств перед вкладчиками. Если коммерческий банк не выполняет  данного требования, ему приходится выплачивать штрафные проценты. Установление определенного минимального уровня обязательного резерва и необходимость держать его в центральном банке ставит коммерческие банки в определенную зависимость от него. Центральный банк, повышая величину обязательного резерва, сдерживает деловую активность коммерческих банков, понижая - стимулирует ее.

Механизм денежно-кредитной политики, оказывающий мощное воздействие  на макроэкономическую ситуацию, в  практике государственного регулирования  сочетается с финансовой политикой. Если наибольшее социально-экономическое  напряжение в обществе обусловлено  массовой безработицей, несовершенной  системой распределения доходов  и резким спадом в экономическом  росте, необходимо использовать финансовые рычаги (бюджетное финансирование, фискальную политику.). В случае, когда  наибольшую угрозу для экономики  страны представляет инфляция и потеря платежеспособности национальной валюты, прибегают к денежно-кредитному механизму [1].

 

3.3. Бюджетная и налоговая политика государства

Бюджетно-налоговая  политика - это такая политика, которая направлена на стабилизацию экономики с помощью государственного бюджета и налоговой системы. Бюджетно-налоговая политика представляет собой совокупность мер правительства по изменению государственных расходов, налогообложения и состояния государственного бюджета, направленных на обеспечение полной занятости и роста ВВП. 

Бюджетно-налоговая политика нацелена на:

  • макроэкономическую стабилизацию и сбалансированность;
  • решение финансовых задач;
  • повышение инвестиционной и предпринимательской активности; 
  • повышение конкурентоспособности экономики;
  • обеспечение условий для экономического роста. 

Государственные финансы - это особая сфера экономических отношений, связанная с распределением, перераспределением и потреблением части общественного  продукта в целях образования  денежных фондов, необходимых государству  для осуществления его функций. Их материальное содержание воплощается в государственном и местном бюджетах, специальных фондах, финансах государственных предприятий. Это образует общегосударственную финансовую систему. Главным звеном финансовой системы является государственный бюджет. Его главнейшая функция - проведение в жизнь финансовой политики правительства.

С помощью и за счет государственных  финансов осуществляется стимулирование совокупного спроса, проведение структурной и научно-технической политики, стабилизация экономики, осуществляются социальные программы и мероприятия, обеспечивающие достижение определенного уровня жизни. Воздействие государственных финансов на социально-экономические процессы в обществе зависит во многом от правильно выработанной финансовой политики государства. Она имеет два аспекта: регулирование экономики с помощью доходов и расходов (фискальная политика) и регулирование бюджетных процессов (достижение бюджетного равновесия). В этом регулирующем процессе участвуют все элементы финансовой системы, но прежде всего речь идет о расходах и доходах. В экономической литературе под государственными расходами понимают затраты государства на приобретение материальных благ и услуг, связанных с удовлетворением общественных потребностей [1].

Существуют различные классификации  государственных расходов. Выделяют так называемые трансформационные  и трансфертные расходы. К трансформационным относят государственные инвестиции, государственное потребление товаров и услуг, выплату из бюджета заработной платы. При трансфертных расходах затраты государства не предполагают встречную услугу и выступают как прямая передача средств (трансферт). Среди трансфертных расходов - субсидии, пособия домашним хозяйствам, социальное обеспечение. Используется и функциональный принцип классификации расходов. На его основе расходы группируют по целевому назначению: военные, экономические, на социальные цели, на внешнеэкономическую и внешнеполитическую деятельность,- на содержание аппарата управления. Основная задача политики расходования средств состоит в воздействии на совокупный спрос [1].  

Под государственными доходами принято  понимать текущие денежные и имущественные  переводы (трансферт) средств частного сектора государству.

Задачи, решаемые политикой доходов, можно свести в две группы: сбор средств для формирования финансового фонда, с помощью которого можно осуществлять воздействие на макроэкономическое равновесие, и достижение регулирующего эффекта за счет самой техники изъятия ресурсов (например, манипулирование налоговыми ставками) [1]. Существует большое разнообразие форм и методов аккумуляции государственных доходов. В самом общем виде различают налоговые и неналоговые доходы, обычные и чрезвычайные (временные, специфические) доходы. Среди разнообразных государственных доходов наиболее распространенной формой принудительного изъятия средств являются налоги. Налоги обеспечивают от 80 до 90% доходов государства. В современных условиях налоги выполняют 2 основные функции:

  • фискальную;
  • экономическую.

Фискальная функция заключается в том, что благодаря налогам создаются государственные денежные фонды и материальные условия для функционирования государства.

Экономическая функция означает, что налоги как активный элемент перераспределительных отношений оказывают влияние на общественное воспроизводство, стимулируя или сдерживая его темпы, усиливая или ослабляя процесс накопления капитала, расширяя или уменьшая платежеспособный спрос.

Налоги и расходы государства  являются основными инструментами  фискальной политики.

Фискальная политика - это система регулирования экономики посредством изменения государственных расходов и налогов. Целями фискальной политики выступают:

  • сглаживание колебаний экономического цикла;
  • стабилизация темпов экономического роста;
  • достижение высокого уровня занятости и умеренных темпов инфляции.

Информация о работе Государственное регулирование экономики