Государственные доходы и методы их мобилизации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2015 в 13:22, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является рассмотрение сущности федеральных доходов государства. Для достижения указанной цели в работе поставлены следующие задачи:
- рассмотреть понятие федеральных доходов государства а также их
место в финансово-бюджетной системе Российской Федерации;
- рассмотреть источники формирования федеральных доходов
государства.

Содержание работы

Введение 3
1 Теоретические основы понятия федеральных доходов государства
1.1 Финансовая система Российского государства 5
1.2 Федеральные доходы как элемент финансовой политики
Российского государства 11
2 Источники формирования доходов федерального бюджета
2.1 Доходы федерального бюджета на 2012 год и на плановый
период 2013 и 2014 года 14
2.2 Прогноз доходов федерального бюджета в 2012 году 18
2.3 Прогноз доходов федерального бюджета в 2013 году 20
2.4 Прогноз доходов федерального бюджета в 2014 году 22
2.5 Федеральные государственные доходы и методы их мобилизации 24
Заключение 29
Список использованных источников и литературы 31
Приложение А 32
Приложение Б 33

Файлы: 1 файл

курсовая22.doc

— 209.50 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ УФИМСКИЙ ФИЛИАЛ

ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«БАШКИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

 

                                                                    Экономико-математический факультет

         Кафедра  государственного управления

         и финансов

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине «Финансы »

на тему «Государственные доходы и методы их мобилизации»

 

 

Выполнил:  студент 4 курса

заочной формы обучения

группа Э-41з

№ зачетной книжки  09457з

Иванова Ю. А.

 

Научный руководитель:

д.э.н.,проф.Янгиров А.В.

 

 

 

Уфа 2012

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение           3

1 Теоретические основы понятия федеральных доходов государства 

   1.1 Финансовая система Российского государства    5

   1.2  Федеральные доходы как элемент финансовой политики

Российского государства         11

2 Источники формирования доходов федерального бюджета

  2.1 Доходы федерального бюджета на 2012 год и на плановый

период 2013 и 2014 года          14

   2.2 Прогноз доходов федерального бюджета в 2012 году   18

   2.3 Прогноз доходов федерального бюджета в 2013 году   20

2.4 Прогноз доходов федерального  бюджета в 2014 году   22

2.5 Федеральные государственные доходы и методы их мобилизации 24

Заключение           29

Список использованных источников и литературы    31

Приложение А          32

Приложение Б          33

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Актуальность исследования. Функционирование общественных институтов неразрывно связано с формированием средств для их жизнедеятельности.

На протяжении тысячелетий существования государства финансовые ресурсы, мобилизуемые в бюджетной системе, обеспечивают государственным и территориальным органам власти выполнение возложенных на них функций. Бюджетная система позволяет осуществить регулирование экономических и социальных процессов в интересах членов общества. Бюджет и его доходы – это зеркало государства, барометр его экономического и  социального состояния и политического положения. В рыночной экономике, в условиях сузившихся возможностей государства оказывать влияние на экономические процессы в стране, значительно возрастает роль бюджетной системы как одного из важнейших инструментов государственного регулирования экономики.

В формировании и развитии экономической и социальной структуры общества большую роль играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках принятой на каждом историческом этапе политики. Одним из механизмов, позволяющих государству проводить экономическую и социальную политику, является финансовая система общества и входящий в ее состав – государственный бюджет. Именно через федеральные доходы и расходы государства производится направленное воздействие на образование и использование централизованных и децентрализованных фондов денежных средств.

Таким образом, целью данной курсовой работы является рассмотрение сущности федеральных доходов государства. Для достижения указанной цели в работе поставлены следующие задачи:

- рассмотреть  понятие  федеральных  доходов   государства а также их

место в финансово-бюджетной системе Российской Федерации;

- рассмотреть   источники    формирования    федеральных   доходов

государства.

Объектом исследования является экономика Российской Федерации. Предмет исследования – федеральные доходы государства, их формирование, методы мобилизации.

Информационную базу исследования составили отчетные и прогнозные данные Министерства финансов Российской Федерации, сайт Федеральной службы государственной статистики, материалы научной и периодической литературы.

Практическая значимость работы заключается в том, что на основе анализа федеральных доходов государства РФ выявлены проблемы и намечены пути их решения.

Структура работы. Данная курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников и литературы. В основной части размещено 6 таблиц и 2 рисунка (приложения А, Б).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 ТЕОРИТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОНЯТИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ДОХОДОВ ГОСУДАРСТВА

 

1.1 Финансовая система  Российского государства

 

Финансы как научное понятие обычно  ассоциируются с теми процессами, которые на поверхности общественной жизни проявляются в разнообразных формах и обязательно сопровождаются движением (наличным или безналичным) денежных средств. Идет ли речь о распределении прибыли и формировании фондов внутрихозяйственного назначения на предприятиях, или о перечислении налоговых платежей в доходы государственного бюджета, или о внесении средств во внебюджетные или благотворительные фонды – во всех этих и подобных им финансовых операций происходит движение денежных средств. Однако отождествление понятий «финансы» и «деньги» ошибочно по своей сути, так как для одной и той же категории нет необходимости в обозначении разными терминами.

На   самом   деле   понятие   финансов   намного    шире,   и   оно  означает совокупность денежных отношений, организованных государством в процессе которых осуществляется формирование и использование общегосударственных фондов денежных средств для осуществления экономических, социальных и политических задач. Таким образом, финансы формируют различные отношения, в связи с чем заходит речь о функционировании финансовой системы, так как финансы составляют целостную систему, включающую несколько взаимосвязанных звеньев, обслуживая многообразные потребности общества, охватывая своим воздействием всю экономику страны и всю сферу социальной деятельности.

При этом, под финансовой системой РФ понимают:

- совокупность         государственных        органов        и        учреждений,

осуществляющих в пределах своей компетенции финансовую деятельность;

 

- она отражает особенности развития государства в условиях перехода к

рынку.1

Таким   образом,   финансовая система  –  совокупность  различных  сфер

финансовых отношений, в процессе которых образуются и используются фонды денежных средств, т.е. это система форм и методов образования, распределения и использования денежных средств государства и предприятий.

Финансовая система Российской Федерации включает следующие звенья

финансовых отношений:

1) государственную      бюджетную        систему,    состоящую      из:

республиканского бюджета; бюджетов национально-государственных и административно-территориальных      образований;      местных      бюджетов;

2) внебюджетные      специальные      фонды,     которые   имеют строго

целевое назначение – расширить услуги населению, стимулировать развитие отсталых отраслей инфраструктуры, обеспечить дополнительными ресурсами приоритетные отрасли экономики;

3) государственный   кредит,   который является    особой    формой

кредитных отношений между государством, юридическими и физическими лицами;

4) фонды страхования;

5) финансы     предприятий   различных    форм   собственности, которые

составляют основу финансов и формируют преобладающую часть финансовых ресурсов.

При       этом,    государственный     бюджет,       внебюджетные     фонды,

государственный кредит, фонды страхования и фондовый рынок составляют общегосударственные финансы, являющиеся одной из подсистем финансовой системы. Эти блоки финансовых отношений относятся к централизованным финансам и используются для регулирования экономики и социальных отношений на макроуровне. А государственные, муниципальные, частные, акционерные, арендные и общественные финансы составляют хозяйствующих субъектов, причем финансовые отношения предприятий относятся к децентрализованным финансам и используются для регулирования и стимулирования экономики и социальных отношений на микроуровне.

Анализ    закономерностей    развития    финансов    в    разных    условиях

общественного воспроизводства свидетельствует о наличии общих признаков в их содержании. Это обусловлено сохранением объективных причин и условий функционирования финансов. Среди этих условий выделяют два: развитие товарно-денежных отношений и существование государства как субъекта этих отношений. В отличии от таких стоимостных категорий, как например, деньги, кредит, фонд оплаты труда и другие, финансы органически связаны с функционированием государства.

Финансовая     система    государства   воспроизводит   все   процессы по

распределения ВВП. Поэтому политика государства в отношении финансовой системы является одним из важнейших регуляторов развития национальной экономики.

Наиболее распространенным принципом построения финансовой системы государства в настоящее время, является принцип фискального федерализма, используемый в том числе и при формировании финансовой системы России.

Сущность данного принципа сводится к четкому разграничению функций

между отдельными звеньями финансовой системы. Так, правительство полностью независимо в целях, касающихся нации в целом, - расходах на оборону, внешних отношений государства, космос.  Местные органы власти финансируют нужды территорий. Местные бюджеты не входят своими доходами и расходами в государственный (федеральный) бюджет.

То есть, финансовая система в целом – совокупность различных сфер и уровней финансовых отношений, в процессе которых образуются и используются фонды денежных средств;  а каждое звено финансовой системы представляет собой определенную сферу финансовых отношений. При этом взаимосвязь и взаимозависимость составных звеньев финансовой системы обусловлены единой сущностью финансов.

Финансовая система включает в себя две сферы финансовых отношений: централизованные финансы, к которым относят такие звенья, как:

1) федеральный бюджет;

2) региональные бюджеты;

3) местные бюджеты;

4) внебюджетные фонды;

и децентрализованные финансы, включающие следующие звенья:

1) финансы предприятий 

2) финансы домашних хозяйств.

Разграничение финансовой системы на отдельные звенья обусловлено различиями в задачах каждого звена, а также в методах формирования и использования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств.

Централизованные финансы используются для регулирования экономики и социальных отношений на макроуровне. Децентрализованные зачастую используются на микроуровне, а в современных условиях они также все больше применяются и на макроуровне.

Необходимо заметить, что основу финансовой системы составляют децентрализованные финансы, так как с их помощью в сфере материального производства формируется преобладающая часть финансовых ресурсов. Финансы предприятий участвуют в создании материального источника всех денежных фондов страны - национального дохода. От состояния децентрализованных фондов денежных средств зависит общее финансовое положение страны, ведущая роль в обеспечении темпов развития отраслей национального хозяйства.

Финансы   домашнего  хозяйства   лишь   недавно   включены   в систему

децентрализованных финансов как одно из его звеньев. Финансовые отношения населения по формированию семейного бюджета и его использованию имеют исключительно важное значение по регулированию платежеспособного спроса страны. Нельзя забывать, что определенная часть создаваемого ВВП в виде товаров и услуг проходит через семейный бюджет. Чем выше доходы членов общества, тем выше его спрос на производимые материальные ценности, тем устойчивее экономическое положение предприятия.

В формировании децентрализованных финансовых ресурсов, создаваемых на микроуровне, есть достаточно схожие черты как при их формировании на предприятии, так и при формировании семейного бюджета. На предприятиях происходит процесс вычленения из состава валового дохода конкретных форм первичного дохода (прибыли, оплаты труда), тем самым осуществляется процесс накопления капитала в форме амортизационного фонда. В домашнем же хозяйстве происходит процесс обособления конкретных целевых фондов для потребления, отдыха, приобретения товаров длительного пользования и т.д.

Таким образом, основу современной финансовой системы в первую очередь составляют финансы предприятий и финансы домашних хозяйств, использующиеся для формирования национального дохода страны.

Общегосударственные централизованные фонды денежных ресурсов создаются путем распределения и перераспределения национального дохода, созданного в отраслях материального производства. Важную роль, которую выполняет государство в области экономического и социального развития, приводит к необходимости централизации в его распоряжении значительной части финансовых ресурсов. Формами их использования являются бюджетные и внебюджетные фонды, обеспечивающие потребности государства в решении экономических, политических и социальных задач. Иные формы и методы образования и использования денежных фондов применяются кредитными и страховыми звеньями финансовой системы.

Таким образом, можно говорить о второй сфере финансовой системы, которую составляют централизованные финансы, включающие бюджетную систему и внебюджетно-социальные фонды.

Информация о работе Государственные доходы и методы их мобилизации