Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2015 в 13:22, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является рассмотрение сущности федеральных доходов государства. Для достижения указанной цели в работе поставлены следующие задачи:
- рассмотреть понятие федеральных доходов государства а также их
место в финансово-бюджетной системе Российской Федерации;
- рассмотреть источники формирования федеральных доходов
государства.
Введение 3
1 Теоретические основы понятия федеральных доходов государства
1.1 Финансовая система Российского государства 5
1.2 Федеральные доходы как элемент финансовой политики
Российского государства 11
2 Источники формирования доходов федерального бюджета
2.1 Доходы федерального бюджета на 2012 год и на плановый
период 2013 и 2014 года 14
2.2 Прогноз доходов федерального бюджета в 2012 году 18
2.3 Прогноз доходов федерального бюджета в 2013 году 20
2.4 Прогноз доходов федерального бюджета в 2014 году 22
2.5 Федеральные государственные доходы и методы их мобилизации 24
Заключение 29
Список использованных источников и литературы 31
Приложение А 32
Приложение Б 33
Ненефтегазовые доходы федерального бюджета в 2012 году прогнозируются в сумме 6 205,0 млрд. рублей (10,6% к ВВП).
В структуре доходов федерального бюджета прогнозируется поступление налоговых доходов в сумме 6 675,9 млрд. рублей (11,4% к ВВП), неналоговых доходов с учетом безвозмездных поступлений – в сумме 5 104,0 млрд. рублей (8,7% к ВВП).
По сравнению с оценкой 2011 года прогнозируемые в 2012 году доходы увеличатся на 711,3 млрд. рублей (таблица 1).
Таблица 1 – Сравнение прогноза доходов федерального бюджета на 2012 год с оценкой 2011 года
Показатель |
Оценка 2011 года |
Прогноз 2012 года |
Отклонение |
1 |
2 |
3 |
4 |
Доходы, всего (млрд.рублей) в %% к ВВП Нефтегазовые доходы, млрд.рублей в %% к ВВП Доходы без учета нефтегазовых доходов, млрд.рублей в %% к ВВП |
11068,6
20,7
5462,0 10,2
5606,6 10,5 |
11779,9
20,1
5574,9 9,5
602,0 10,6 |
711,3
-0,6
112,9 -0,7
598,4 0,1 |
Основные факторы, повлиявшие на увеличение прогноза доходов федерального бюджета на 2012 год, приведены в таблице 2.
Таблица 2 – Факторный анализ отклонения прогноза доходов федерального бюджета на 2012 год по сравнению с оценкой в 2011 году
Показатель |
млрд.рублей |
Оценка доходов федерального бюджета на 2011 год Оценка доходов федерального бюджета на 2012 год Отклонение Из них: Макроэкономические показатели (всего) в том числе: Изменение ВВП Изменение объемов импорта Изменение объемов экспорта Изменение прочих объемных показателей (в т.ч. увеличение объемов добычи углеводородного сырья) Изменение экспортных цен на газ Изменение курса доллара США Изменение мировых цен на нефть марки «Юралс» Прочие Факторы, не связанные с макроэкономическими показателями (всего) в том числе: Изменение законодательства Прочие из них: Доходы от перечисления
части прибыли Центрального Дивиденды по акциям,
принадлежащим Российской |
11068,6 11779,9 711,3
440,6
390,5 158,3 112,7
72,7 49,9 19,4 -370,8 7,9
270,7
319,7 -49,0
-143,1
66,3 |
В 2013 году доходы федерального бюджета прогнозируются в объеме 12
705,9 млрд. рублей (19,6% к ВВП).
Нефтегазовые доходы федерального бюджета прогнозируются в 2013
году в сумме 5 645,8 млрд. рублей (8,7% к ВВП).
Ненефтегазовые доходы федерального бюджета в 2013 году
прогнозируются в сумме 7 060,1 млрд. рублей (10,9% к ВВП).
В структуре доходов федерального бюджета прогнозируется поступление
налоговых доходов в сумме 7 496,3 млрд. рублей (11,6% к ВВП), неналоговых доходов с учетом безвозмездных поступлений – в сумме 5 209,6 млрд. рублей (8,0% к ВВП).
По сравнению с прогнозом доходов федерального бюджета на 2012 год
прогнозируемые в 2013 году доходы увеличатся на 926,0 млрд. рублей (таблица 3).
Таблица 3 – Сравнение прогноза доходов федерального бюджета на 2013 год с прогнозом федерального бюджета на 2012 год
Показатель |
Прогноз 2012 года |
Прогноз 2013 года |
Отклонение |
1 |
2 |
3 |
4=3-2 |
Доходы, всего (млрд.рублей) в %% к ВВП Нефтегазовые доходы, (млрд.рублей) в %% к ВВП Доходы без учета нефтегазовых доходов, (млрд.рублей) в %% к ВВП |
11779,9 20,1
5574,9 9,5
6025,0 10,6 |
12705,9 19,6
5645,8 8,7
7060,1 10,9 |
926,0 -0,5
70,9 -0,8
855,1 0,3 |
Основные факторы, повлиявшие на увеличение прогноза доходов федерального бюджета на 2013 год, приведены в таблице 4
Таблица 4 - Факторный анализ отклонения прогноза доходов федерального бюджета на 2013 год по сравнению с прогнозом доходов федерального бюджета на 2012 год
Показатель |
Млрд.рублей |
Прогноз доходов федерального бюджета на 2012 год Прогноз доходов федерального бюджета на 2013 год Отклонение Из них: Макроэкономические показатели (всего) в том числе: Изменение ВВП Изменение курса доллара США Изменение объемов импорта Изменение объемов экспорта Изменение прочих объемных показателей (в т.ч. увеличение объемов добычи углеводородного сырья, объемов реализации подакцизной продукции, объемов прибыли) Изменение мировых цен на нефть марки «Юралс» Изменение экспортных цен на газ Прочие Факторы, не связанные с макроэкономическими показателями (всего) в том числе: Изменение законодательства Прочие Из них: Изменение структуры налоговой базы НДС, повышение уровня собираемости НДС Доходы от перечисления части прибыли Центрального банка Российской Федерации |
11779,9 12705,9 926,0
553,7
446,9 140,0 136,6 57,0
47,2 -238,4 -36,3 0,7
372,3
323,7 48,6
25,3
10,0 |
В 2014 году доходы федерального бюджета прогнозируются в объеме 14 091,8 млрд. рублей (19,4% к ВВП).
Нефтегазовые доходы федерального бюджета прогнозируются в 2014 году в сумме 6 127,2 млрд. рублей (8,4% к ВВП).
Ненефтегазовые доходы федерального бюджета в 2014 году прогнозируются в сумме 7 964,6 млрд. рублей (11,0% к ВВП).
В структуре доходов федерального бюджета прогнозируется поступление налоговых доходов в сумме 8 485,0 млрд. рублей (11,7% к ВВП), неналоговых доходов с учетом безвозмездных поступлений – в сумме 5 606,8 млрд. рублей (7,7% к ВВП).
По сравнению с прогнозом доходов федерального бюджета на 2013 год прогнозируемые в 2014 году доходы увеличатся на 1 385,9 млрд. рублей (таблица 5).
Таблица 5 – Сравнение прогноза доходов федерального бюджета на 2014 год с прогнозом федерального бюджета на 2013 год
Показатель |
Прогноз 2013 года |
Прогноз 2014 года |
Отклонение |
1 |
2 |
3 |
4=3-2 |
Доходы, всего (млрд.рублей) в %% к ВВП Нефтегазовые доходы, млрд.рублей в %% к ВВП Доходы без учета нефтегазовых доходов, млрд.рублей в %% к ВВП |
12705,9 19,6
5645,8 8,7
7060,1 10,9 |
14091,8 19,4
6127,2 8,4
7964,6 11,0 |
1385,9 -0,2
481,4 -0,3
904,5 0,1 |
Основные факторы, повлиявшие на увеличение прогноза доходов федерального бюджета на 2014 год, приведены в таблице 6.
Таблица 6 - Факторный анализ отклонения прогноза доходов федерального бюджета на 2014 год по сравнению с прогнозом доходов федерального бюджета на 2013 год.
Показатель |
Млрд.рублей |
1 |
2 |
Прогноз доходов федерального бюджета на 2013 год Прогноз доходов федерального бюджета на 2014 год Отклонение Из них: Макроэкономические показатели (всего) в том числе: Изменение ВВП Изменение мировых цен на нефть марки «Юралс» Изменение курса доллара США Изменение объемов импорта Изменение прочих объемных показателей (в т.ч. увеличение объемов добычи углеводородного сырья, объемов реализации подакцизной продукции) Изменение экспортных цен на газ Изменение объемов экспорта Прочие Факторы, не связанные с макроэкономическими показателями (всего) В том числе: Изменение законодательства Прочие |
12705,9 14091,8 1385,9
1179,8
566,3 221,2 195,5 141,5
92,3 10,5 -48,5 1,0
206,1
192,2 13,9 |
2.5 Федеральные государственные доходы и методы их мобилизации
При функционировании государственных финансов возникают два тесно взаимосвязанных процесса:
1) мобилизация финансовых
2) использование их на различные государственные потребности.
Первый из этих процессов находит свое выражение в понятии федеральных государственных доходов, второй – федеральных государственных расходов.
Федеральные государственные доходы представлены той частью финансовых отношений, которая связана с формированием финансовых ресурсов в распоряжение государства (в лице различных его структур0 и государственных предприятий. При этом аккумулируемые государством финансовые ресурсы относятся к разряду централизованных, а остающиеся в распоряжении государственных предприятий – децентрализованных.
Централизованные федеральные доходы формируются в основном за счет налоговых поступлений, доходов от внешнеэкономической деятельности, платежей населения. Децентрализованные образуются из денежных доходов и накопления самих предприятий. Деление федеральных доходов на централизованные и децентрализованные призвано показать соотношение источников удовлетворения общегосударственных и коллективных интересов. Важной задачей является оптимизация пропорций в распределении федеральных доходов с целью обеспечения наиболее полной реализации интересов государства и активизация влияния федеральных доходов на эффективность хозяйствования
В составе централизованных федеральных доходов основное место занимают доходы бюджета, за счет которых обеспечивается решение экономических и социальных задач развития общества. Централизация значительной части федеральных доходов в бюджетах разного уровня дает возможность проводить единую финансовую политику, обеспечивать перераспределение средств в пользу прогрессивных отраслей народного хозяйства, удовлетворять в примерно одинаковых пределах потребности непроизводственной сферы, на какой бы территории ни функционировали ее учреждения.
К централизованным федеральным доходам помимо бюджетных относят ресурсы государственных внебюджетных фондов – социального страхования, пенсионного, фонда занятости, фонда медицинского страхования.
Объектом денежных отношений, составляющих содержание понятия федеральных доходов, выступает стоимость общественного продукта (частично – национального богатства), которая на разных этапах и стадиях распределения предстает в разных финансовых формах. Так, объектом распределения на государственных предприятиях выступает выручка от реализации продукции и такие ее составные части, как прибыль, заработная плата, отчисления на социальное страхование, амортизационные отчисления и др. в качестве объекта бюджетных отношений могут рассматриваться такие формы, как прибыль и заработная плата, налоговые платежи, которые являются источником формирования бюджетных доходов. В свою очередь объектом госкредитных отношений являются временно свободные финансовые ресурсы предприятий (организаций, учреждений) и сбережения населения.
Главным источником формирования федеральных доходов является национальный доход.
Но иногда, особенно в периоды наступления чрезвычайных обстоятельств (войн, крупных стихийных бедствий и т.п.), в качестве источника федеральных доходов может выступать ранее накопленное национальное богатство. Аккумуляция федеральных доходов в этом случае осуществляется через использование переходящих остатков бюджетных средств, направляемых на покрытие расходов, продажу золотого запаса, платную приватизацию государственного имущества и т.п.
Все источники федеральных доходов можно разделить на две группы: внутренние и внешние.
К внутренним относятся национальный доход и национальное богатство, создаваемые внутри страны и используемые государством для выполнения присущих ему функций.
К внешним относится национальный доход, а в исключительных случаях и национальное богатство другой страны, если они заимствуются в форме государственных займов или поступают в виде репационных платежей.
Состав федеральных доходов в значительной мере обусловлен методами, с помощью которых государство аккумулирует необходимые ему денежные средства.
В условиях рыночной экономики основными методами мобилизации федеральных доходов являются налоги (в разных формах), займы и эмиссия.
Соотношение между этими методами неодинаково в разные исторические периоды и определяется множеством факторов:
1) содержанием финансовой политики, хозяйственной конъюктурой;
2) конкретной экономической и социальной ситуацией;
3) степенью остроты возникающих социальных противоречий и т.д.
Совокупность всех видов федеральных доходов, формируемых разными методами, образует систему государственных доходов.
Система федеральных доходов призвана решать не только фискальные, но и экономические задачи – стимулировать рост производства и повышение его эффективности, влиять на размещение производительных сил по территории страны, содействовать ускорению научно-технического прогресса. Выполняя фискальную функцию, система государственных доходов не должна подрывать финансовую устойчивость основного звена хозяйствования – предприятий (объединений, организаций).
Налоги имеют фискальное, экономическое и социальное значение. Обеспечивая органы государственной власти необходимыми источниками денежных средств, налоги выполняют свою фискальную роль. Вместе с тем механизм исчисления налогов, применяемые налоговые льготы могут положительно влиять на развитие общественного производства, совершенствование его отраслевой и территориальной структуры, создание нужных инфраструктурных объектов и т.д. и, наконец, с помощью налогов решаются важные социальные задачи: регулируются доходы разных социальных групп населения, освобождаются от налогообложения лица, находящиеся за чертой бедности, устанавливаются налоговые льготы исходя из требований демографической политики и т.п.
Информация о работе Государственные доходы и методы их мобилизации