Государственные доходы и методы их мобилизации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2015 в 13:22, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является рассмотрение сущности федеральных доходов государства. Для достижения указанной цели в работе поставлены следующие задачи:
- рассмотреть понятие федеральных доходов государства а также их
место в финансово-бюджетной системе Российской Федерации;
- рассмотреть источники формирования федеральных доходов
государства.

Содержание работы

Введение 3
1 Теоретические основы понятия федеральных доходов государства
1.1 Финансовая система Российского государства 5
1.2 Федеральные доходы как элемент финансовой политики
Российского государства 11
2 Источники формирования доходов федерального бюджета
2.1 Доходы федерального бюджета на 2012 год и на плановый
период 2013 и 2014 года 14
2.2 Прогноз доходов федерального бюджета в 2012 году 18
2.3 Прогноз доходов федерального бюджета в 2013 году 20
2.4 Прогноз доходов федерального бюджета в 2014 году 22
2.5 Федеральные государственные доходы и методы их мобилизации 24
Заключение 29
Список использованных источников и литературы 31
Приложение А 32
Приложение Б 33

Файлы: 1 файл

курсовая22.doc

— 209.50 Кб (Скачать файл)

Бюджетная система состоит из федерального бюджета, региональных бюджетов (88), и местных бюджетов (около 29 тыс.). При этом бюджет любого уровня функционирует автономно. Для целей планирования бюджетных ресурсов составляется консолидированный бюджет - статистический сводный бюджет, который объединяет финансовые ресурсы всех уровней бюджетной системы. Как отмечают некоторые авторы, государственные финансы, осуществляемые за счет бюджетов всех уровней и внебюджетных фондов, должны обеспечивать структурную перестройку экономики, ускорение научно-технического прогресса, повышение эффективности производства и на этой основе способствовать росту жизненного уровня населения.

Таким образом, в составе централизованных финансов можно выделить следующие подсистемы:

1) государственный бюджет;

2) внебюджетные фонды;

3) государственный кредит.

Состояние  централизованных финансов — один из основных показателей

устойчивости экономики и совершенства социальной системы.  
С помощью бюджетного регулирования государством обеспечивается финансирование важнейших инвестиционных программ, экологии, обороны и пр. При этом, централизованные финансы ориентированы на следующие основные принципы:

1) единства законодательной и нормативной базы;

2) открытости и прозрачности;

3) разграничения полномочий и предметов ведения;

4) целевой ориентированности;

5) научного подхода к реализации намеченных целей;

6) экономичности и рациональности;

7) управляемости финансовыми потоками на централизованной основе.

Таким образом, централизованные финансы – экономические отношения, связанные с формированием и использованием фондов денежных средств государства, аккумулируемых в государственной бюджетной системе и правительственных внебюджетных фондах для решения экономических, социальных и политических задач.

Несмотря на разграничение сферы деятельности и применение особых способов и форм образования и использования денежных фондов в каждом отдельном звене, финансовая система — единая система, так как базируется на едином источнике ресурсов всех звеньев.

 

1.2 Федеральные доходы как элемент финансовой системы Российского государства

 

Федеральные доходы – это доходы, получаемые правительством. Являются важной частью фискальной политики государства.

Бюджет государства – основной документ, предусматривающий перечень доходов государства на очередной финансовый год.2

Государственная политика доходов заключается в перераспределении доходов через госбюджет путем дифференцированного налогообложения различных групп получателей дохода и социальных выплат населению. При этом значительная доля национального дохода переходит от слоев населения с высокими доходами к слоям с низкими доходами.

Государство, организуя через бюджет перераспределение доходов, решает проблему повышения доходов малоимущих слоев населения, создает условия для нормального воспроизводства рабочей силы, способствует ослаблению социальной напряженности и т.д. Степень воздействия государства на процесс перераспределения доходов можно измерить объемом и динамикой расходов на социальные цели за счет центрального и местных бюджетов, а также размером налогообложения доходов.

Возможности государства в перераспределении доходов во многом ограничиваются бюджетными поступлениями. Наращивание доли социальных расходов сверх налоговых поступлений ведет к превращению их в мощный фактор роста бюджетного дефицита и инфляции. Увеличение социальных расходов госбюджета даже в пределах полученных доходов ведет к чрезмерному росту налогов, способному подорвать рыночные стимулы.

Экономическая сущность бюджета любого государства определяется экономическим строем общества и соответствующими производственными отношениями. С развитием общества изменяется способ производства и распределения материальных благ, меняется экономическая сущность бюджета и характер его доходов и расходов. Это объективные факторы, влияющие на содержание бюджета.

Бюджет государства, а государство выражает интересы общества, в силу необходимости является как бы связывающим звеном всех финансовых отношений, в значительной мере и общества в целом. Он – управляющая и управляемая система в масштабах всего общества.

К объективным факторам сущности бюджета можно отнести природные, экономические и социальные особенности каждой страны, ее традиций, специфику развития на данном историческом этапе. Вместе с тем бюджет любой страны имеет свои национальные особенности.

К субъективным факторам сущности бюджета относятся тип государства, политика правительства в соответствующем периоде, приоритеты развития, внешняя и внутренняя экономические ситуации и др.

По своей экономической сущности государственный бюджет отражает денежные отношения, которые складываются у государства с юридическими лицами и населением и заключается в перераспределении национального дохода в связи с образованием и использованием средств для финансирования хозяйства, осуществления социальной политики, развития науки, культуры, образования, обеспечения обороны страны и управления обществом.

Доходы государства - это денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации в распоряжение органов государственной власти.

Доходы государства имеют существенные различия по их плательщикам, объектам обложения, методам изъятия, срокам уплаты. Но вместе с тем, они отличаются единством, так как преследуют одну цель - формирование доходной части федерального бюджета. Им свойственна денежная форма и обезличенность.

Доходы государства могут носить налоговый и неналоговый характер. Основной источник налоговой части доходов государства - вновь созданная стоимость и доходы, полученные в результате ее первичного распределения (прибыли, заработной платы, добавленной стоимости, ссудного процента, ренты, дивиденда).

Неналоговые доходы государства образуются в результате либо экономической деятельности самого государства, либо перераспределения уже полученных доходов по уровням бюджетной системы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 ИСТОЧНИКИ ФОРМИРОВАНИЯ  ДОХОДОВ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА

 

2.1 Доходы федерального бюджета на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов

 

При расчете объема доходов федерального бюджета учитывались положения одобренных 7 июля 2011 года Правительством Российской Федерации основных направлений налоговой политики на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов и, соответственно, предполагаемые к принятию в 2011 году изменения и дополнения в налоговое и бюджетное законодательство, а также нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации, касающиеся внешнеэкономической деятельности и вступившие в силу с 1 января 2012 года:

1) индексация специфических ставок акцизов на подакцизную продукцию, в том числе установление ставок акцизов:

на табачную продукцию с 1 июля 2012 г. в размере 390 руб. за 1 тыс. штук, (увеличение против 2011 г. на 110 руб.), с 1 января 2013 г. – 550 руб., с 1 января 2014 г. – 800 руб.;

на алкогольную продукцию с объемной долей этилового спирта свыше 9 процентов с 1 июля 2012 г. в размере 300 руб. за 1 литр безводного этилового спирта, содержащегося в подакцизной продукции (увеличение против 2011 г. на 69 руб.), с 1 января 2013 г. – 400 руб., с 1 января 2014 г. – 500 руб.;

на спирт этиловый из всех видов сырья с 1 июля 2012 г. в размере 44 руб. за 1 литр безводного этилового спирта (увеличение против 2011 г. на 10 руб.), с 1 января 2013 г. – 59 руб., с 1 января 2014 г. – 74 руб.;

на автомобили легковые: с мощностью двигателя свыше 67,5 КВт (90 л.с.) и до 112,5 КВт (150 л.с.) с 1 января 2014 г. в размере 34 руб. за 1 л.с., с мощностью двигателя свыше 112,5 КВт (150 л.с.) – 332 руб. с увеличением против 2013 г. на 3 руб. и 30 руб. соответственно;

на автомобильный бензин: не соответствующий классу 3, или классу 4 или классу 5 с 1 января 2014 г. в размере 10 462 руб. за 1 тонну, класса 3 – 10 066 руб., класса 4 и класса 5 – 9 416 руб. с увеличением против 2013 г. на 951 руб., 915 руб. и 856 руб. соответственно;

на дизельное топливо: не соответствующее классу 3, или классу 4 или классу 5 с 1 января 2014 г. в размере 6 050 руб. за 1 тонну, класса 3 – 5 719 руб., класса 4 и класса 5 – 5 427 руб. с увеличением против 2013 г. на 550 руб., 520 руб. и 493 руб. соответственно;

на масла для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей с 1 января 2014 г. в размере 8 260 руб. за 1 тонну с увеличением против 2013 г. на 751 руб.;

на прямогонный бензин с 1 января 2014 г. в размере 10 579 руб. за 1 тонну с увеличением против 2013 г. на 962 руб.;

2) установление ставок налога  на добычу полезных ископаемых  на газ горючий природный для  налогоплательщиков, являющихся собственниками  объектов Единой системы газоснабжения, с 1 января 2012 г. в размере 509 руб. за 1 тыс. куб. м (увеличение против 2011 г. на 272 руб.), с 1 января 2013 г. – 582 руб., с 1 января 2014 г. – 622 руб.;

3) установление норматива зачисления  в доходы федерального бюджета  акцизов на алкогольную продукцию с объемной долей этилового спирта свыше 9% в размере 60 процентов (в рамках сбалансированного предложения в связи с переводом полиции на финансовое обеспечение за счет средств федерального бюджета);

4) зачисление в доходы федерального  бюджета государственной пошлины за государственную регистрацию транспортных средств и иные юридически значимые действия, связанные с изменениями и выдачей документов на транспортные средства, выдачей регистрационных знаков (в рамках сбалансированного предложения в связи с переводом полиции на финансовое обеспечение за счет средств федерального бюджета);

5) снижение предельного коэффициента  при расчете ставок вывозных  таможенных пошлин на нефть  с 65 до 60 процентов;

6) установление ставок вывозных  таможенных пошлин на товары, выработанные из нефти, в размере 66% от ставок пошлин на нефть;

7) отмена льгот по вывозной  таможенной пошлине для Талаканского  нефтегазоконденсатного месторождения  Восточной Сибири;

8) введение нового порядка получения  доходов от реализации соглашения о разделе продукции по проекту «Сахалин-2», причитающихся Российской Федерации в счет регулярных платежей за добычу полезных ископаемых (роялти).

В совокупности вышеназванные изменения приведут к увеличению доходов федерального бюджета в 2012 году относительно действующего законодательства на 188,9 млрд. рублей или на 0,32% к ВВП, в том числе:

в результате индексации ставок акцизов по подакцизным товарам (кроме алкогольной продукции с объемной долей этилового спирта свыше 9 процентов) увеличение доходов федерального бюджета оценивается в сумме 10,1 млрд. рублей;

в связи с индексацией ставок налога на добычу полезных ископаемых на газ горючий природный для налогоплательщиков, являющихся собственниками объектов Единой системы газоснабжения, доходы федерального бюджета увеличатся на 122,7 млрд. рублей;

в результате индексации ставок акцизов на алкогольную продукцию с объемной долей этилового спирта свыше 9 процентов и установления норматива зачисления в доходы федерального бюджета указанных акцизов в размере 60 процентов увеличение доходов федерального бюджета оценивается в сумме 56,3 млрд. рублей;

в связи с зачислением в доходы федерального бюджета государственной пошлины за государственную регистрацию транспортных средств и иные юридически значимые действия, связанные с изменениями и выдачей документов на транспортные средства, выдачей регистрационных знаков доходы федерального бюджета увеличатся на 34,1 млрд. рублей;

в результате снижения предельного коэффициента при расчете ставок вывозных таможенных пошлин на нефть с 65 до 60 процентов снижение доходов федерального бюджета оценивается в сумме 158,8 млрд. рублей;

в связи с установлением ставок вывозных таможенных пошлин на товары, выработанные из нефти, в размере 66% от ставок пошлин на нефть доходы федерального бюджета увеличатся на 98,0 млрд. рублей;

в результате отмены льгот по вывозной таможенной пошлине для Талаканского нефтегазоконденсатного месторождении Восточной Сибири увеличение доходов федерального бюджета оценивается в сумме 35,7 млрд. рублей;

в связи с введением нового порядка получения доходов от реализации соглашения о разделе продукции по проекту «Сахалин-2», причитающихся Российской Федерации в счет регулярных платежей за добычу полезных ископаемых (роялти), доходы федерального бюджета уменьшатся на 9,2 млрд. рублей.

В связи с внесением вышеуказанных изменений в законодательство Российской Федерации и нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации доходы федерального бюджета в 2013 году увеличатся на 255,5 млрд. рублей (0,39% к ВВП), в 2014 году – на 411,7 млрд. рублей (0,57% к ВВП).

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2 Прогноз доходов федерального бюджета в 2012 году

 

В 2012 году доходы федерального бюджета прогнозируются в объеме 11 779,9 млрд. рублей (20,1% к ВВП).3

Нефтегазовые доходы федерального бюджета прогнозируются в 2012 году в сумме 5 574,9 млрд. рублей (9,5% к ВВП).

Информация о работе Государственные доходы и методы их мобилизации