Государственные финансы, их сущность и функции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2012 в 16:36, курсовая работа

Описание работы

Государственные финансы - это совокупность экономических отношений, возникающих в реальном денежном обороте по поводу формирования, распределения и использования централизованных фондов финансовых ресурсов.
Материальную основу финансов составляет денежный оборот.
Реальный денежный оборот — это экономический процесс, вызывающий движение стоимости и сопровождающийся потоком денежных платежей и расчетов. Объектом реального денежного оборота выступают финансовые ресурсы, являющиеся источниками финансирования расширенного воспроизводства.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
1. ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ И ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ФИНАНСОВ
1.1 Сущность государственных финансов
1.2 Функции государственных финансов
2. ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ДОХОДЫ И РАСХОДЫ
2.1 Расходы государственного бюджета
2.2 Доходы государственного бюджета
2.3 Сбалансированность доходов и расходов государственного бюджета
3. РОЛЬ ГОСУДАРСТВА И ГОСУДАРСТВЕННЫХ ФИНАНСОВ В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ
3.1. Экономическая роль и функции государства
3.2. Принципы и роль государственных финансов
3.3. Основные направления государственной финансовой политики
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

Государственные финансы, их сущность и функции.docx

— 48.94 Кб (Скачать файл)

 

11

Целевое и эффективное  использование финансовых ресурсов контролируется на основе составляемых плановых и отчетных смет образования  и расходования денежных фондов.

2. ГОСУДАРСТВЕННЫЕ  ДОХОДЫ И РАСХОДЫ

2.1 Расходы государственного  бюджета

Расходы бюджета — это денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функций  государства и местного самоуправления.1

Предоставление бюджетных средств  осуществляется в виде:

- ассигнований на содержание  бюджетных учреждений;

- средств на оплату товаров,  работ и услуг, выполняемых  физическими и юридическими лицами  по государственным или муниципальным  контрактам;

- трансфертов населению, включающих  в себя ассигнования на реализацию  органами местного самоуправления  обязательных выплат населению,  установленных законодательством  РФ и ее субъектов, правовыми  актами представительных органов  местного самоуправления;

- ассигнований на осуществление  отдельных государственных полномочий, передаваемых на другие уровни  власти;

- ассигнований на компенсацию  дополнительных расходов, возникших  в результате решений, принятых  органами государственной власти, приводящих к увеличению бюджетных  расходов или уменьшению бюджетных  доходов;

 

 

12

- бюджетных кредитов юридическим  лицам (включая налоговые кредиты,  отсрочки и рассрочки по уплате  налогов и платежей и других  обязательств);

- субвенций и субсидий физическим  и юридическим лицам;

- инвестиций в уставные капиталы  действующих или вновь создаваемых  юридических лиц;

- бюджетных ссуд, дотаций, субвенций  и субсидий бюджетам других  уровней бюджетной системы РФ, государственным внебюджетным фондам;

- кредитов иностранным государствам;

- средств на обслуживание и  погашение долговых обязательств, в том числе государственных  и муниципальных гарантий.

Структура расходов федерального бюджета  может быть представлена следующим  образом.

 


 








Рис. 2.1. Структура расходов федерального бюджета

 

13

Новые виды расходов бюджетов финансируются  только с начала очередного финансового  года при условии их включения  в соответствующий 

бюджет. При определении источников их финансирования исключается увеличение дефицитов  бюджетов.

Формирование расходов бюджетов всех уровней базируется на единых методологических основах, нормативах минимальной бюджетной  обеспеченности, финансовых затрат на оказание государственных услуг.

 

14

2.2 Доходы государственного  бюджета

 

Доходы бюджетов представляют собой часть национального  дохода, подлежащую централизации в  бюджеты различных уровней. Доходы могут формироваться на налоговой  и неналоговой основе и за счет безвозмездных перечислений в соответствии с бюджетным и налоговым законодательством.

В доходах бюджетов могут  быть частично централизованы доходы, зачисляемые в бюджеты других уровней бюджетной системы Российской Федерации для целевого финансирования централизованных мероприятий, а также  безвозмездные перечисления. Нормативы  централизации доходов утверждаются федеральным законом о федеральном  бюджете на очередной финансовый год, законом субъекта РФ о бюджете  на очередной финансовый год.

В составе доходов бюджетов обособленно учитываются доходы целевых бюджетных фондов.

Денежные средства считаются  зачисленными в доход соответствующего бюджета или бюджета государственного внебюджетного фонда с момента  совершения Банком России или кредитной  организацией операции по зачислению денежных средств на счет органа, исполняющего бюджет или бюджет государственного внебюджетного фонда.

К налоговым доходам относятся: предусмотренные налоговым законодательством  РФ федеральные, региональные и местные  налоги и сборы; пени и штрафы.

К неналоговым относятся  доходы: от использования имущества, находящего в государственной и  муниципальной собственности; от продажи  или другого возмездного отчуждения имущества, находящегося в 

15

государственной и муниципальной  собственности; от платных услуг, оказываемых  органами государственной власти, местного самоуправления, бюджетными учреждениями; полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности; в  виде финансовой помощи и бюджетных  ссуд, полученных от бюджетов других уровней  бюджетной системы; другие неналоговые  доходы.

В доходах бюджетов учитываются:

- средства, получаемые в  виде арендной либо другой  платы за сдачу во временное  владение и пользование имущества,  находящегося в государственной  или муниципальной собственности;

- средства, получаемые в  виде процентов по остаткам  бюджетных средств на счетах  в кредитных организациях;

- средства, получаемые от  передачи имущества, находящегося  в государственной или муниципальной  собственности, под залог, в  доверительное управление;

- средства от возврата  государственных кредитов, бюджетных  ссуд, в том числе средства, получаемые  от продажи имущества и другого  обеспечения;

- плата за пользование  предоставленными бюджетными средствами;

- доходы в виде прибыли,  приходящейся на доли в уставных  капиталах, дивидендов по акциям, принадлежащим РФ, субъектам РФ  или муниципальным образованиям;

- часть прибыли государственных  и муниципальных унитарных предприятий,  остающаяся после уплаты налогов  и других обязательных платежей;

16

- другие доходы от использования  имущества, находящегося в государственной  и муниципальной собственности.

Доходы бюджетного учреждения, полученные от предпринимательской  деятельности, в полном объеме учитываются  в его смете доходов и расходов.

Средства, получаемые в процессе приватизации государственного и муниципального имущества, зачисляются в соответствующие  бюджеты.

Финансовая помощь от бюджета  другого уровня в форме дотаций, субвенций и субсидий либо другой безвозвратной и безвозмездной  передачи средств отражается в доходах  того бюджета, который является получателем  этих средств.

В доходы бюджетов зачисляются  также безвозмездные перечисления от физических и юридических лиц, международных организаций и  правительств иностранных государств, по взаимным расчетам — операциям  по передаче средств между бюджетами  разных уровней бюджетной системы, связанные с изменениями в  налоговом и бюджетном законодательстве, передачей полномочий по финансированию расходов или передачей доходов, происшедшими после утверждения  закона о бюджете и не учтенными  законом о бюджете.

Штрафы подлежат зачислению, как правило, в местные бюджеты  по месту нахождения органа или должностного лица, принявшего решение о наложении  штрафа. Суммы конфискаций, компенсаций  и другие средства, в принудительном порядке изымаемые в доход  государства, зачисляются в доходы бюджетов в соответствии с законодательством  и решениями судов.

Доходы бюджетов подразделяются на собственные и регулирующие. Собственные  доходы бюджетов — доходы, закрепленные на постоянной основе полностью или  частично за соответствующими бюджетами 

17

действующим законодательством. К собственным доходам бюджетов относятся: налоговые доходы, закрепленные за соответствующими бюджетами действующим  законодательством; часть неналоговых  доходов; безвозмездные перечисления.

Финансовая помощь не относится  к собственным доходам соответствующего бюджета и государственного внебюджетного  фонда.

Регулирующие доходы бюджетов — виды доходов, получаемые бюджетами  в форме отчислений от собственных  доходов бюджетов других уровней  бюджетной системы в соответствии с установленными на определенный срок нормативами отчислений.

Нормативы отчислений определяются законом о бюджете того уровня бюджетной системы, который передает собственные доходы, или который  распределяет переданные ему собственные  доходы бюджета другого уровня.

 

2.3 Сбалансированность  доходов и расходов государственного  бюджета

 

В процессе составления, утверждения и исполнения бюджетов может иметь место сбалансированность доходов и расходов, превышение расходов над доходами - дефицит бюджета  либо превышение доходов над расходами - профицит бюджета.

Федеральный бюджет, бюджет субъекта РФ, местный бюджет составляются и утверждаются без профицита. Если в процессе составления или рассмотрения проекта бюджета обнаруживается профицит бюджета, до утверждения бюджета  осуществляется его сокращение в  следующей последовательности:

18

- сокращается привлечение  доходов от продажи государственной  или муниципальной собственности;  для федерального бюджета —  сокращается привлечение доходов  от реализации государственных  запасов и резервов;

- предусматривается направление  бюджетных средств на дополнительное  погашение долговых обязательств;

- увеличиваются расходы  бюджета.

В случае профицита могут  быть сокращены налоговые доходы бюджета.

Под первичным профицитом понимается превышение доходов над  расходами без учета расходов на обслуживание государственного долга. В этом случае обслуживание государственного долга превышает сумму дефицита бюджета.

Для финансирования дефицита бюджета предусматриваются альтернативные источники его покрытия. Это, прежде всего, заемные средства, привлекаемые с денежного, кредитного или финансового  рынков.

При принятии бюджета на очередной финансовый год с дефицитом  законом об этом бюджете утверждаются источники его финансирования. Текущие  расходы бюджета субъекта РФ, местного бюджета не могут превышать объем  доходов бюджета субъекта РФ, объем  доходов местного бюджета.

Размер дефицита федерального бюджета не может превышать суммарный  объем бюджетных инвестиций и  расходов на обслуживание государственного долга РФ. Размер дефицита бюджета  субъекта РФ не может превышать 15% объема доходов бюджета субъекта РФ без  учета финансовой помощи из федерального бюджета.

19

Поступления из источников финансирования дефицита бюджета субъекта РФ направляются только на финансирование инвестиционных расходов и не могут  быть использованы для финансирования расходов на обслуживание и погашение  долга субъекта РФ.

Размер дефицита местного бюджета не может превышать 10% объема доходов местного бюджета без  учета финансовой помощи из федерального бюджета и бюджета субъекта РФ. Поступления из источников финансирования дефицита местного бюджета направляются только на финансирование инвестиционных расходов и не могут быть использованы для финансирования расходов на обслуживание и погашение муниципального долга.

Источники финансирования дефицита бюджета утверждаются органами законодательной  власти в законе о бюджете на очередной  финансовый год по основным видам  привлеченных средств. Кредиты Банка  России, а также приобретение Банком России долговых обязательств РФ, субъектов  РФ, муниципальных образований при  их первичном размещении не служат источниками финансирования дефицита бюджета.

Источниками финансирования дефицита федерального бюджета являются:

1) внутренние источники  — кредиты, полученные Российской  Федерацией от кредитных организаций  в национальной валюте; государственные  займы, осуществляемые путем выпуска  ценных; бумаг от имени РФ; бюджетные  ссуды, полученные от бюджетов  других уровней бюджетной системы  РФ;

2) внешние источники следующих  видов — государственные займы,  осуществляемые в иностранной  валюте путем выпуска ценных  бумаг от имени РФ; кредиты  правительств иностранных государств, банков и фирм,

20

международных финансовых организаций, предоставленные в иностранной  валюте.

Источниками финансирования дефицита бюджета субъекта РФ являются внутренние источники в следующих  формах:

1) государственные займы,  осуществляемые путем выпуска  ценных бумаг от имени субъекта  РФ;

Информация о работе Государственные финансы, их сущность и функции