Государственные финансы, их сущность и функции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2012 в 16:36, курсовая работа

Описание работы

Государственные финансы - это совокупность экономических отношений, возникающих в реальном денежном обороте по поводу формирования, распределения и использования централизованных фондов финансовых ресурсов.
Материальную основу финансов составляет денежный оборот.
Реальный денежный оборот — это экономический процесс, вызывающий движение стоимости и сопровождающийся потоком денежных платежей и расчетов. Объектом реального денежного оборота выступают финансовые ресурсы, являющиеся источниками финансирования расширенного воспроизводства.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
1. ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ И ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ФИНАНСОВ
1.1 Сущность государственных финансов
1.2 Функции государственных финансов
2. ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ДОХОДЫ И РАСХОДЫ
2.1 Расходы государственного бюджета
2.2 Доходы государственного бюджета
2.3 Сбалансированность доходов и расходов государственного бюджета
3. РОЛЬ ГОСУДАРСТВА И ГОСУДАРСТВЕННЫХ ФИНАНСОВ В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ
3.1. Экономическая роль и функции государства
3.2. Принципы и роль государственных финансов
3.3. Основные направления государственной финансовой политики
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

Государственные финансы, их сущность и функции.docx

— 48.94 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ 

ЭКОНОМИКИ СТАТИСТИКИ И ИНФОРМАТИКИ

 

 

 

 

Курсовая работа

По курсу: «Теория государства  и права»        

На тему:  «Государственные финансы, их сущность и функции»

 

 

 

 

 

 

 

                                                    Студент: Ларионова Наталья Сергеевна

                          

 

 

 

 

 

 

Москва 2012  г

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ

1. ЭКОНОМИЧЕСКОЕ  СОДЕРЖАНИЕ И ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ  ФИНАНСОВ

1.1 Сущность государственных  финансов

1.2 Функции государственных  финансов

2. ГОСУДАРСТВЕННЫЕ  ДОХОДЫ И РАСХОДЫ

2.1 Расходы государственного  бюджета

2.2 Доходы государственного  бюджета

2.3 Сбалансированность доходов  и расходов государственного  бюджета

3. РОЛЬ ГОСУДАРСТВА  И ГОСУДАРСТВЕННЫХ ФИНАНСОВ В  РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ

3.1. Экономическая роль  и функции государства

3.2. Принципы и роль  государственных финансов

3.3. Основные направления  государственной финансовой политики

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

 

3

ВВЕДЕНИЕ

 

Под финансами понимается совокупность объективно обусловленных  экономических отношений, имеющих  распределительный характер, денежную форму выражения и материализуемых  в денежных доходах и накоплениях, формируемых в распоряжении субъектов  хозяйствования и государства в  форме фондов денежных средств для  целей расширенного воспроизводства, материального стимулирования работающих, удовлетворения социальных и других потребностей общества.

Финансы являются неотъемлемым элементом общественного производства на всех уровнях хозяйствования. Различные  общественные потребности у хозяйствующих  субъектов и государства обусловливают  возникновение тех или иных видов  финансовых связей.

При всем своем разнообразии они имеют некоторые общие  черты, что позволяет объединять их в отдельные группы. Группировку  финансовых связей можно проводить  по разным признакам, но наиболее обоснованной является классификация этих отношений  в соответствии с объективными критериями. Финансовые отношения являются по своей  природе распределительными, так  как распределяют часть стоимости  общественного продукта по субъектам. Именно субъекты формируют фонды  целевого назначения в зависимости  от того, какую роль они играют в  общественном производстве. Поэтому  наиболее приемлемым критерием классификации  финансовых отношений является роль субъекта в общественном производстве.

В соответствии с этим критерием  в общей совокупности финансовых отношений можно выделить три  основные сферы: финансы предприятий, учреждений, организаций; страхование; государственные финансы.

4

Совокупность сфер и звеньев  финансовых отношений образует финансовую систему.

Внутри каждой из названных сфер выделяются звенья, причем группировка  финансовых отношений осуществляется в зависимости от характера деятельности субъекта, оказывающей определяющее влияние на состав и назначение целевых  денежных фондов. Этот критерий позволяет  выделить в сфере финансов предприятий (учреждений, организаций) такие звенья, как финансы предприятий, функционирующих  на коммерческих началах; финансы учреждений и организаций, осуществляющих некоммерческую деятельность; финансы общественных объединений. В страховой сфере, где характер деятельности субъекта предопределяет специфику объекта  страхования, в качестве звеньев  выступают: социальное страхование, имущественное  и личное страхование, страхование  ответственности, страхование предпринимательских  рисков. В сфере государственных  финансов - соответственно, государственный  бюджет, внебюджетные фонды, государственный  кредит.

Целью курсовой работы является изучение сущности и функций государственных  финансов.

Задачами курсовой работы являются изучение экономического содержания и функций государственных финансов; государственных доходов и расходов; роли государства и государственных  финансов в рыночной экономике.

 

 

5

1. ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ И  ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ФИНАНСОВ

 

1.1 Сущность государственных  финансов

 

Государственные финансы - это совокупность экономических  отношений, возникающих в реальном денежном обороте по поводу формирования, распределения и использования  централизованных фондов финансовых ресурсов.

Материальную основу финансов составляет денежный оборот.

Реальный денежный оборот — это экономический процесс, вызывающий движение стоимости и  сопровождающийся потоком денежных платежей и расчетов. Объектом реального  денежного оборота выступают  финансовые ресурсы, являющиеся источниками  финансирования расширенного воспроизводства.

Государственные финансы  выражают экономические отношения, связанные с обеспечением централизованными  источниками финансирования государственного и муниципального секторов экономики, наиболее значимых программ развития производства и общественного сектора, организаций и учреждений бюджетной  сферы и т.п. Их функционирование направлено на достижение общих целей  развития социально ориентированной  экономики.

Государственные финансы  функционируют в рамках финансовой системы государства и являются ее центральным звеном (рис. 1.1).

6

Финансы как экономическая категория  зависят от преобразований во взаимоотношениях между звеньями финансовой системы. Это относится, прежде всего, к взаимосвязям между финансами макроуровня  и финансами 

микроуровня. Финансы макроуровня, и прежде всего государственный  и муниципальный бюджеты, основываются на финансовом потенциале предприятий. Финансы способствуют достижению общих  целей экономического развития, поэтому  требуется их оптимальная организация. Способ организации устанавливает  качественную определенность финансов. Распределение и использование  финансовых ресурсов в государстве  осуществляются в рамках интегрированной  системы управления финансовыми  потоками.

 



 





 



 

Рис. 1.1. Система государственных  финансов

7

Важным методологическим фактором является определение принципов  организации и функционирования государственных финансов, позволяющее  выявить направления воздействия  финансов на развитие государственного и муниципального секторов экономики, выработать критерии их функционирования.

Государственные и муниципальные  финансы опираются на информационные потоки. Принятие государственных решений  основано на совокупности информации. Анализ поступающей информации важен  как в момент принятия решения, так  и в процессе контроля за ходом  его выполнения. Эта информация содержится в оперативной и статистической отчетности, договорах и соглашениях, расчетных документах и т.п.

Государственные финансы  имеют четкую целевую ориентацию. Они затрагивают определенные социально-политические интересы отдельных слоев общества. Однако во всех своих аспектах они  ориентированы на решение государственных  и муниципальных задач.

 

1.2 Функции государственных  финансов

Государственные как  экономическая категория проявляются  в выполняемых ими функциях. Изучение функции необходимо для реализации государственной финансовой политики. В рамках финансовой науки существует определенное единство функций финансов государства и финансов предприятий  и в то же время имеются существенные различия, определяющие значимость общегосударственных  интересов и предпринимательского аспекта деятельности.

Для финансовой системы в  целом решающее значение имеют следующие  функции: планирование, организация, стимулирование, контроль.

 

8

1. Функция планирования  предполагает формулирование целей  и выбор путей их достижения  на основании разграничения полномочий  и предметов ведения между  Федерацией, субъектами Федерации  и органами местного самоуправления. К функции планирования обычно  относят и распределение ограниченного  объема финансовых ресурсов во  временном аспекте исходя из  приоритетов и целей развития, их перераспределение между федеральным  бюджетом и бюджетами субъектов  Федерации и органов местного  самоуправления. Реализуется эта  функция через составление бюджетов  на соответствующий финансовый  год и перспективу, балансов  финансовых ресурсов, порядка налогообложения  и т.п.

2. Функция организации  включает бюджетное устройство, бюджетную классификацию, предполагает  необходимость определения порядка  составления, утверждения и исполнения  бюджета, выбор уполномоченных  кредитных организаций, разграничение  полномочий законодательных и  исполнительных органов власти  в бюджетном процессе, определения  прав и обязанностей функциональных  подразделений финансовых органов.  С этой функцией связан процесс  организационного построения внутренней  системы регулирования и контроля  бюджетных потоков и финансовых  ресурсов государства.

3. Функция стимулирования  основывается на деятельности, направленной  на реализацию целей. С помощью  этой функции интерпретируются  факторы, влияющие на финансовую  деятельность и учитывающие ее  потребность в денежных средствах.  Решающую роль играют факторы,  определяющие поведение служащих  в процессе принятия ими решений  по тактическим и стратегическим  аспектам финансов.

4. Функция контроля означает  содействие реализации поставленных  целей. К ним относится выработка  норм и нормативов, являющихся 

9

эталоном, критерием оценки результатов, сравнение достижений с поставленными целями и установленными критериями, обеспечение внесения необходимых  изменений в условия и факторы  финансовой деятельности.

Функции финансов, связанные с регулированием реального  денежного оборота:

1. Распределительная функция  государственных финансов заключается  в том, что через распределение  и перераспределение вновь созданной  стоимости обеспечиваются общегосударственные  потребности, формируются источники  финансирования общественного сектора  экономики, достигается сбалансированность  бюджетов и внебюджетных фондов  в рамках единой бюджетной  системы РФ.

Государственные финансы  функционируют на основе перераспределения  финансовых ресурсов через систему  централизованных фондов. С помощью  этой функции они обслуживают  воспроизводственные процессы как  в рамках относительно обособленных структурных образований, так и  в общегосударственном масштабе.

Распределительная функция  заключается в том, что вновь  созданная стоимость подлежит распределению  в целях выполнения денежных обязательств предприятий перед бюджетом, банками, контрагентами. Ее результатом является формирование и использование централизованных фондов денежных средств, содержание непроизводственной сферы экономики.

Основными объектами реализации распределительной функции финансов являются обязательные платежи в  бюджет и внебюджетные фонды, а также  источники финансирования бюджетного дефицита. Особую роль

 

10

играет процесс перераспределения  доходов между различными уровнями бюджетов.

2. Контрольная функция  государственных финансов заключается  в реализации контроля рублем  за реальным денежным оборотом, участником которого является  государство, формированием централизованных  фондов денежных средств. Контроль  рублем имеет две формы: контроль  за изменением финансовых показателей,  состоянием платежей и расчетов; контроль за реализацией стратегии  финансирования.

В первом случае применяется  система санкций и поощрений, использующая меры принудительного  или стимулирующего характера. Во втором случае речь идет о реализации долгосрочной финансовой политики, в которой основное внимание обращается на предвидение  изменений и заблаговременное приспособление к ним порядка и условий  финансирования. Постоянные изменения, обновления в финансовой системе  нуждаются в адекватной реакции  на это всех ветвей власти.

Контрольная функция финансов всегда имеет конкретную форму проявления. Она может быть направлена на бюджет определенного уровня, внебюджетный фонд, предприятие или учреждение и т.п.

Контрольная функция  государственных финансов реализуется  по следующим основным направлениям: 1) контроль за правильным и своевременным  перечислением средств в централизованные фонды; 2) контроль за соблюдением заданных параметров централизованных фондов денежных средств с учетом потребностей производственного  и социального развития; 3) контроль за целенаправленным и эффективным  использованием финансовых ресурсов.

 

Информация о работе Государственные финансы, их сущность и функции