Государственные финансы, их сущность и функции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2012 в 16:36, курсовая работа

Описание работы

Государственные финансы - это совокупность экономических отношений, возникающих в реальном денежном обороте по поводу формирования, распределения и использования централизованных фондов финансовых ресурсов.
Материальную основу финансов составляет денежный оборот.
Реальный денежный оборот — это экономический процесс, вызывающий движение стоимости и сопровождающийся потоком денежных платежей и расчетов. Объектом реального денежного оборота выступают финансовые ресурсы, являющиеся источниками финансирования расширенного воспроизводства.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
1. ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ И ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ФИНАНСОВ
1.1 Сущность государственных финансов
1.2 Функции государственных финансов
2. ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ДОХОДЫ И РАСХОДЫ
2.1 Расходы государственного бюджета
2.2 Доходы государственного бюджета
2.3 Сбалансированность доходов и расходов государственного бюджета
3. РОЛЬ ГОСУДАРСТВА И ГОСУДАРСТВЕННЫХ ФИНАНСОВ В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ
3.1. Экономическая роль и функции государства
3.2. Принципы и роль государственных финансов
3.3. Основные направления государственной финансовой политики
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

Государственные финансы, их сущность и функции.docx

— 48.94 Кб (Скачать файл)

2) бюджетные ссуды, полученные  от бюджетов других уровней  бюджетной системы РФ;

3) кредиты, полученные  от кредитных организаций. Источниками  финансирования дефицита местного  бюджета могут быть внутренние  источники в следующих формах:

1) муниципальные займы,  осуществляемые путем выпуска  муниципальных ценных бумаг от  имени муниципального образования;

2) бюджетные ссуды, полученные  от бюджетов других уровней  бюджетной системы РФ;

3) кредиты, полученные  от кредитных организаций.

Основная особенность  внутренних источников связана с  тем, что Правительство РФ постепенно увеличивает сроки заимствования  на внутреннем рынке, что приводит к  общей реструктуризации задолженности  и изменению соотношения государственных  ценных бумаг с различными сроками  погашения.

Внешние источники финансирования бюджетного дефицита обеспечивают поступление  иностранной валюты в бюджет на финансирование текущих расходов и импортных  закупок оборудования. При этом большое  значение имеют диверсификация источников внешних 

21

заимствований, соотношение  доходности внутренних и внешних  займов, сроки и условия привлечения  средств. Улучшению структуры внешних  заимствований в значительной степени  способствует получение Россией  кредитных рейтингов ведущих  специализированных международных  организаций. В свою очередь их показатели зависят от политических и экономических  рисков для потенциальных внешних  инвесторов, а влияют они прежде всего на условия размещения займов, которые при определенных обстоятельствах  могут быть лучше, чем условия  размещения внутренних займов. Однако внешние заимствования сопряжены  с необходимостью поддержания такой  структуры платежного баланса, когда  валютные поступления в каждый конкретный отрезок времени достаточны для  своевременного выполнения обязательств по займам. А это может создать  дополнительные сложности при регулировании  валютного курса российского  рубля.

 

 

22

3. РОЛЬ ГОСУДАРСТВА И ГОСУДАРСТВЕННЫХ  ФИНАНСОВ В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ

3.1 Экономическая  роль и функции государства

Экономическая роль государства в современных условиях заключается в реформировании отношений  собственности, вертикали федеративного  устройства, институциональных преобразованиях  и достижении сбалансированности между  экономической эффективностью и  социальной справедливостью в обществе.

Экономическая роль государства  проявляется в следующих функциях: регулирующей; перераспределительной; социальной; контрольной.

1. Регулирующая функция  обусловлена тем, что

1) существуют области  функционирования государства, в  которых оно занимает ведущие  позиции (например, оборона, социальная  помощь и т.п.),

2) государство реализует  экономическую политику через  институциональную систему,

3) государство является  собственником и взаимодействует  с различными структурами предпринимательского  сектора экономики. К областям  регулирования относятся: сфера  предпринимательства, государственные  финансы, денежное обращение,  безналичные расчеты, внешнеэкономическая  деятельность, валютный курс, экономическая  безопасность, общественный сектор.

2. Перераспределительная  функция. Созданный национальный  доход является объектом перераспределения  между его производителями и  потребителями. Для реализации  этой функции решающую роль  в 

 

 

23

федеративном государстве  играет распределение полномочий и  предметов ведения между федерацией и её субъектами в социально-экономической  сфере. Механизмом такого перераспределения  служат налоговая и бюджетная  системы.

3. Социальная функция.  Государство поддерживает социальную  справедливость и определенный  уровень общественного благосостояния, гарантирует прожиточный минимум,  соответствие роста заработной  платы и производительности труда,  обеспечивает занятость населения.  Для реализации этой функции  решающую роль играет финансово-экономический  потенциал государства. Реализация  этой функции связана с расширением  спроса общественного сектора  экономики. Механизмом реализации  этой функции служат: система  социальных трансфертов, социальные  программы развития на федеральном,  региональном и местном уровнях,  системы государственной социальной  защиты государственных минимальных  социальных стандартов, адресной  социальной помощи.

4. Контрольная функция.  Государство создает ориентиры  социально-экономического развития  общества, задает параметры экономического  и социального роста, определяет  условия предпринимательской деятельности, формирует долгосрочные, среднесрочные  и текущие экономические и  социальные программы, выполнение  которых и служит объектом  контроля. Реализация этой функции  обеспечивается через органы  государственного контроля, в том  числе финансового, а также  институциональные системы. Механизмом  реализации этой функции является  система показателей и критериев,  зафиксированная в правовых актах  различного уровня, система санкций,  поощрений и льгот, выбор приоритетов  социально-экономического развития  общества.

 

24

Экономическая роль и функции  государства определяют финансовую политику и финансовые методы регулирования  социально-экономических процессов.

 

3.2 Принципы и  роль государственных финансов

 

Состояние государственных  финансов — один из основных показателей  устойчивости экономики и совершенства социальной системы. Из бюджета обеспечивается финансирование важнейших инвестиционных программ, экологии, обороны и пр.

Государственные и муниципальные  финансы ориентированы на следующие  основные принципы:

- единства законодательной  и нормативной базы;

- открытости и прозрачности;

- разграничения полномочий  и предметов ведения;

- целевой ориентированности;

- научного подхода к  реализации намеченных целей;

- экономичности и рациональности;

- управляемости финансовыми  потоками на централизованной  основе.

Достижение целей задается стратегией развития. Финансовая стратегия  определяет возможность сбалансированного  управления стоимостной оценкой  материально-технических средств  и денежными ресурсами,

 

25

которыми располагают  государственный и муниципальный  секторы экономики.

Особое значение имеет  определение роли финансов в реформировании российской экономики, которая может  быть сведена к трем решающим факторам:

1) экономической стабилизации;

2) адаптации к рыночным  преобразованиям;

3) стимулированию инвестиционной  активности.

1. Экономическая стабилизация  на макроуровне неотделима от  общей финансовой стабилизации  в экономике. Поэтому мониторинг  макроэкономических показателей  позволяет выявить реальную ситуацию  в финансовой сфере. Из макроэкономических  показателей решающее значение  имеют уровень бюджетного дефицита, ход исполнения бюджета, уровень  задолженности предприятий перед  бюджетом и контрагентами, уровень  инфляции, ставка рефинансирования  Центрального банка РФ, изменение  валютного курса и др. Финансовая  стабильность означает наличие  устойчивых источников финансирования, возможность привлечения средств  на рынке капиталов, накопление  ресурсов для расширения производства  и развития общественного сектора  экономики.

2. Финансовая адаптация  к рыночным преобразованиям выражается  в том, что государство и  предприятия являются полноправными  участниками рынка капиталов,  выступая в роли кредиторов  или заемщиков. Организация финансов  позволяет быстро реагировать  на изменение ситуации на рынке,  приспосабливаться к новым условиям, использовать альтернативные финансовые  инструменты, выполнять налоговые  и другие денежные обязательства.

26

Реформирование экономики  с целью финансовой адаптации  включает: либерализацию цен; приватизацию; социальную трансформацию; интеграцию в мировую систему.

Трансформация экономических  отношений означает переход к  новому типу экономического роста, основанному  на низком уровне инфляции и безработицы, внешнеэкономической сбалансированности, благоприятной экологической среде  и достаточно высоком жизненном  уровне. Цель трансформации — создание социально-ориентированной рыночной экономики.

3. Инвестиционная активность  государства и каждого предприятия  является результатом и индикатором  экономического роста. Финансы  играют решающую роль в привлечении  инвестиций, создании благоприятных  условий для функционирования  рынка капиталов. В отношении  инвестиционной активности принцип  стратегической направленности  является определяющим и задача  финансов заключается в необходимости  его реализации.

 

 

27

3.3 Основные направления  государственной финансовой политики

 

Государственная финансовая политика - элемент макроэкономической политики. В настоящее время государственная  финансовая политика России направлена на преодоление последствий финансово-экономического кризиса, стабилизацию социально-экономической  ситуации в стране.

Финансовая политика включает следующие направления: 1) налоговую  политику; 2) бюджетную политику; 3) денежно-кредитную  политику; 4) институциональные преобразования; 5) инвестиционную политику; 6) социальную политику.

Для реализации финансовой политики необходимо:

- снижение социальной  напряженности;

- оздоровление государственных  финансов;

- восстановление нормального  функционирования банковской сферы;

- сбалансированность товарных  и денежных потоков;

- разумное расширение  финансово-экономической самостоятельности  регионов в рамках единого  федеративного государства;

- искоренение финансовых  злоупотреблений и коррупции.

Важной составной частью финансовой политики является налоговая  политика. Она должна быть направлена на создание приемлемых как для государства, так и для участников рынка  условий налогообложения, обеспечивающих улучшение финансового положения  реального сектора экономики. Ее основные задачи:

 

28

- комплексное реформирование  налогового законодательства в  целях оптимизации налоговой  базы, снижения уровня неплатежей;

- пересмотр существующих  налоговых и таможенных льгот;

- введение единого реестра  налогоплательщиков;

- ужесточение налогового  администрирования;

- реструктуризация пеней  и штрафов по платежам в  бюджет и государственные внебюджетные  фонды.

Разрешение бюджетного кризиса  является первостепенной задачей бюджетной  политики. Наиболее актуальные задачи в этой области:

- введение экспортных  пошлин в целях обеспечения  обслуживания и погашения внешнего  долга;

- принятие мер по перечислению  дивидендов на акции, находящиеся  в государственной собственности,  прибыли Банка России в федеральный  бюджет;

- реализация программ  экономии государственных расходов;

- централизация всех доходов  и средств федерального бюджета  на счетах органов Федерального  казначейства;

- проведение ревизии федеральных  целевых программ с целью их  оптимизации;

- обеспечение государственной  монополии на производство и  оборот алкогольной продукции;

- проведение связанных  расчетов с использованием механизма  целевого финансирования расходов  по погашению задолженности 

29

бюджетным организациям и  другим получателям средств федерального бюджета;

- реструктуризация государственного  долга;

- инвентаризация внешних  и внутренних заимствований, результатов  их использования.

Важнейшая задача денежно-кредитной  политики - преодоление банковского  кризиса, восстановление доверия к  банковской системе и стимулирование организованных сбережений населения. Задачи денежно-кредитной политики:

- реструктуризация банковской  системы;

- совершенствование порядка  контроля за соблюдением банками  обязательных нормативов;

- сглаживание колебаний  курса рубля к иностранным  валютам;

- пополнение валютных  запасов государства и снижение  оттока капиталов за границу;

- активизация закупок  добываемого золота для пополнения  Государственного фонда;

- усиление таможенного  контроля.

Большую роль в реализации государственной финансовой политики играют институциональные преобразования, которые вытекают из основных задач  государства в области управления. К ним относятся:

Информация о работе Государственные финансы, их сущность и функции