Государственные финансы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Июня 2013 в 21:21, курсовая работа

Описание работы

Актуальность выбранной для исследования темы заключается в том, что одним из значимых факторов успешного развития российской экономики должно стать эффективное и грамотное управление финансовыми ресурсами страны, выражающееся в проведении государственной финансовой политики.
Целью данной работы является изучение финансовых ресурсов России и ее основных составляющих.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Понятие государственных финансов, их роль в финансовой системе Российской Федерации 4
1.1. Сущность и основные функции государственных финансов 4
1.2. Структура, принципы и роль государственных финансов 6
Глава 2. Закономерности развития государственных финансов в России 12
2.1.Основные этапы развития финансов 12
2.2. Современное состояние государственных финансов в России 17
Глава 3. Основные проблемы государственных финансов в России и возможные пути их решения 22
Заключение 32
Список использованной литературы 33

Файлы: 1 файл

Госфинансы.docx

— 74.92 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Курсовая работа

по дисциплине: «Финансы»

на тему: «Государственные финансы»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г. Якутск, 2013 г. 

Содержание

Введение 3

Глава 1. Понятие  государственных финансов, их роль в финансовой системе Российской Федерации 4

1.1. Сущность  и основные функции государственных  финансов 4

1.2. Структура,  принципы и роль государственных  финансов 6

Глава 2. Закономерности развития государственных финансов в России 12

2.1.Основные  этапы развития финансов 12

2.2. Современное  состояние государственных финансов  в России 17

Глава 3. Основные проблемы государственных финансов в России и возможные пути их решения 22

Заключение 32

Список использованной литературы 33

 

 

Введение

Россия переживает сегодня  трудности не только в области  государственного устройства, но и  в сфере экономики и финансов. Успешное осуществление экономической  реформы во многом связано с достижением  финансовой стабилизации.

Для правильного осуществления  поставленных перед финансовой политикой  задач требуется четкий и глубокий подход к пониманию сущности финансовых ресурсов, а также элементов, ее составляющих.

Актуальность выбранной  для исследования темы заключается  в том, что одним из значимых факторов успешного развития российской экономики  должно стать эффективное и грамотное  управление финансовыми ресурсами  страны, выражающееся в проведении государственной финансовой политики.

Целью данной работы является изучение финансовых ресурсов России и ее основных составляющих.

Цель работы позволила  сформулировать следующие задачи:

  1. Рассмотреть бюджетную систему государства;
  2. Проанализировать современное состояние государственных финансов в России;
  3. Выявить перспективы государственных финансов России.

Предмет исследования: анализ государственных финансов.

Объект исследования: государственные  финансы.

При выполнении работы использовались труды российских экономистов, а  также средства интернет-ресурсов.

 

Глава 1. Понятие государственных финансов, их роль в финансовой системе Российской Федерации

1.1. Сущность и основные функции государственных финансов

Финансы — это экономические отношения, осуществляемые преимущественно в денежной форме между основными хозяйствующими субъектами — предприятиями, домашними хозяйствами и государством.

Эти экономические отношения  осуществляются:

  1. по поводу перераспределения дохода общества в пользу одного из них;
  2. для обеспечения адекватного исполнения государством функций, в которых нуждается общество;
  3. в процессе неэквивалентного обмена на основе долговых обязательств в условиях неопределенности и рисков.

Финансы, обеспечивающие функционирование государства, называются государственными финансами. В результате перераспределения доходов общества в пользу домашних хозяйств и производителей возникают финансы соответственно домашних хозяйств и коммерческих организаций или фирм и корпораций.[4, c. 15]

В этой работе более подробно будут изучены государственные финансы.

Государственные финансы – это важная сфера финансовых отношений, функционирующих на уровне государства и связанных, в основном, с процессом перераспределения национального дохода для выполнения экономической, социальной и политической функций государства.

По экономической сущности государственные финансы представляют собой денежные отношения, субъектами которых выступают государство, предприятия, организации, учреждения, граждане по поводу формирования финансовых ресурсов в распоряжение государства и их использования на затраты по расширенному производству, нужд обороны и управления.

Они служат цели удовлетворения потребностей общества в целом и государственного аппарата в финансовых средствах. Без здоровой и эффективной системы государственных финансов нельзя достичь успехов ни в экономике, ни в социальной сфере, ни в военном, ни в государственном строительстве. Основу государственных финансов составляют государственный бюджет, внебюджетные фонды и государственный кредит.[3, c.69]

Состояние общегосударственных  финансов – один из основных показателей  устойчивости экономики и совершенства социальной системы.

Эффективное функционирование общегосударственных финансов во многом предопределяется наличием хорошо отрегулированной системы органов финансового  управления. Финансовое управление имело  и имеет огромное значение в государственной  системе. Поэтому финансовым органам  во все времена уделялось самое  пристальное внимание. Достаточно отметить, что во многих странах глава финансового  ведомства одновременно является и  премьер-министром.

Государственные и муниципальные  финансы проявляют свою сущность через выполняемые ими функции. Формально общегосударственные  и муниципальные финансы выполняют  функции, присущие экономической категории  «финансы», – распределительную  и контрольную. Однако внутреннее наполнение, содержание этих функций отражает особенности  построения финансовых отношений на государственном и муниципальном  уровнях.

Распределительная функция государственных и муниципальных финансов заключается в том, что через распределение, перераспределение вновь созданной стоимости обеспечиваются общегосударственные потребности, формируются источники финансирования общественного сектора экономики, непроизводственной сферы. Наряду с этим достигается сбалансированность бюджетов, внебюджетных фондов в рамках единой бюджетной системы страны.

Финансы государственного и  муниципального экономических секторов осуществляют свои функции посредством  системы централизованных фондов.[2, c.172]

Основными объектами реализации распределительной функции государственных  и муниципальных финансов являются обязательные платежи в бюджет и внебюджетные фонды, источники финансирования бюджетного дефицита и т.д. Важную роль в контексте выполнения данной функции играет распределение доходов между различными уровнями бюджетов.

Контрольная функция государственных и муниципальных финансов заключается в контроле за реальным денежным оборотом, участником которого является государство, и в формировании централизованных фондов денежных средств. Существуют две формы проявления данной функции:

  • контроль за изменением финансовых показателей, состоянием платежной дисциплины и т.д.;
  • контроль за реализацией стратегии финансирования.

В первом случае инструментами  осуществления контроля являются всевозможные санкции или, наоборот, поощрения, т.е. система принудительных или поощрительных  мер. Во втором – речь идет о реализации долгосрочной финансовой политики, в  которой основное внимание обращается на прогнозирование изменений в  финансовых отношениях и в соответствии с ним адаптации, изменении порядка  и условий финансирования.

Контрольная функция государственных  и муниципальных финансов реализуется  по следующим основным направлениям:

  • контроль за правильным и своевременным перечислением средств в централизованные фонды;
  • контроль за соблюдением заданных параметров формирования и распределения централизованных фондов денежных средств с учетом потребностей производственного и социального характера;
  • контроль за целевым и эффективным использованием финансовых ресурсов, осуществляемый на основе плановых и отчетных смет образования и расходования денежных фондов.[2, c. 173-174]

1.2. Структура, принципы и роль государственных финансов

Структура государственных финансов.

Государственные финансы  функционируют в рамках финансовой системы государства. (Рис. 1)










 

 


 

 

 

 

Рис. 1. Подсистемы и звенья финансовой системы

Таким образом, в состав государственных финансов входят следующие 3 подсистемы:

  • государственный бюджет,
  • внебюджетные фонды,
  • государственный кредит.

Центральное место в финансовой системе любого государства занимает государственный бюджет. Обратимся к самому понятию «бюджет». Поскольку государственные финансы – это совокупность денежных отношений, в процессе которых образуются и используются государственные централизованные денежные фонды, то и бюджет представляет собой совокупность денежных отношений, но более узкую, а именно бюджет – это совокупность денежных отношений, в процессе которых образуется и используется бюджетный фонд. Последний является централизованным денежным фондом, предназначенным для финансирования широкого круга общественных потребностей (благ) – отраслей хозяйства, социальных нужд, управления, обороны и т.д.[1, c. 122]

Внебюджетные  фонды выступают в качестве стабильного и прогнозируемого на длительный период источника денежных средств для финансирования конкретных социальных потребностей общества. Для них характерно четкое закрепление доходных источников, строго целевое использование средств.

Внебюджетные фонды является важным звеном в системе государственных  финансов. Государственный внебюджетные фонд – это фонд денежных средств, образуемый вне федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ. Средства государственных социальных внебюджетных фондов предназначены для реализации конституционных прав граждан на социальное обеспечение по возрасту, в случае потери кормильца, рождения и воспитания детей и в других случаях социального обеспечения, охраны здоровья и получения бесплатной медицинской помощи.

Бюджеты государственных  внебюджетных фондов РФ утверждаются Федеральным Собранием в форме  федеральных законов. Доходы государственных  внебюджетных фондов формируются в  основном за счет обязательных платежей по единому социальному налогу. В  состав государственных внебюджетных фондов входят:

  • Пенсионный фонд РФ;
  • Фонд социального страхования;
  • Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования.[5, c. 102-103]

Как экономическая категория государственный кредит охватывает совокупность денежных отношений между государством в лице его органов власти и управления, с одной стороны, и физических и юридических лиц — с другой, при которых государство выступает в качестве заемщика, кредитора или гаранта.

Наибольшее развитие во всем мире получила деятельность государства в качестве заемщика. Объемы операций в качестве кредитора, то есть когда государство предоставляет из бюджета средства на возвратной и платной основе юридическим и физическим лицам, встречается значительно реже. В тех случаях, когда государство берет на себя ответственность за погашение займов или выполнение других обязательств, взятых другими заемщиками, оно является гарантом.

Как экономическая категория государственный кредит находится на стыке двух видов денежных отношений — финансов и кредита — и несет признаки как тех, так и других. В качестве звена финансовой системы он обслуживает формирование и использование централизованных денежных фондов государства, т.е. бюджета и внебюджетных фондов, и является вторым по величине после доходов источником формирования финансовых ресурсов государства и местных органов самоуправления.

Как финансовая категория государственный кредит выполняет три функции финансов: распределительную, регулирующую и контрольную.[4, c. 236-237]

Состояние государственных финансов — один из основных показателей устойчивости экономики и совершенства социальной системы.

Из бюджета обеспечивается финансирование важнейших инвестиционных программ, экологии, обороны и пр.

Государственные и муниципальные  финансы основаны на следующих принципах:

  • единства законодательной и нормативной базы;
  • открытости и прозрачности;
  • разграничения полномочий и предметов ведения;
  • целевой ориентированности;
  • научного подхода к реализации намеченных целей;
  • экономичности и рациональности;
  • управляемости финансовыми потоками на централизованной основе.

Информация о работе Государственные финансы