Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Июня 2013 в 21:21, курсовая работа
Актуальность выбранной для исследования темы заключается в том, что одним из значимых факторов успешного развития российской экономики должно стать эффективное и грамотное управление финансовыми ресурсами страны, выражающееся в проведении государственной финансовой политики.
Целью данной работы является изучение финансовых ресурсов России и ее основных составляющих.
Введение 3
Глава 1. Понятие государственных финансов, их роль в финансовой системе Российской Федерации 4
1.1. Сущность и основные функции государственных финансов 4
1.2. Структура, принципы и роль государственных финансов 6
Глава 2. Закономерности развития государственных финансов в России 12
2.1.Основные этапы развития финансов 12
2.2. Современное состояние государственных финансов в России 17
Глава 3. Основные проблемы государственных финансов в России и возможные пути их решения 22
Заключение 32
Список использованной литературы 33
Курсовая работа
по дисциплине: «Финансы»
на тему: «Государственные финансы»
г. Якутск, 2013 г.
Содержание
Введение 3
Глава 1. Понятие государственных финансов, их роль в финансовой системе Российской Федерации 4
1.1. Сущность
и основные функции
1.2. Структура,
принципы и роль
Глава 2. Закономерности развития государственных финансов в России 12
2.1.Основные этапы развития финансов 12
2.2. Современное
состояние государственных
Глава 3. Основные проблемы государственных финансов в России и возможные пути их решения 22
Заключение 32
Список использованной литературы 33
Россия переживает сегодня трудности не только в области государственного устройства, но и в сфере экономики и финансов. Успешное осуществление экономической реформы во многом связано с достижением финансовой стабилизации.
Для правильного осуществления поставленных перед финансовой политикой задач требуется четкий и глубокий подход к пониманию сущности финансовых ресурсов, а также элементов, ее составляющих.
Актуальность выбранной для исследования темы заключается в том, что одним из значимых факторов успешного развития российской экономики должно стать эффективное и грамотное управление финансовыми ресурсами страны, выражающееся в проведении государственной финансовой политики.
Целью данной работы является изучение финансовых ресурсов России и ее основных составляющих.
Цель работы позволила сформулировать следующие задачи:
Предмет исследования: анализ государственных финансов.
Объект исследования: государственные финансы.
При выполнении работы использовались труды российских экономистов, а также средства интернет-ресурсов.
Финансы — это экономические отношения, осуществляемые преимущественно в денежной форме между основными хозяйствующими субъектами — предприятиями, домашними хозяйствами и государством.
Эти экономические отношения осуществляются:
Финансы, обеспечивающие функционирование государства, называются государственными финансами. В результате перераспределения доходов общества в пользу домашних хозяйств и производителей возникают финансы соответственно домашних хозяйств и коммерческих организаций или фирм и корпораций.[4, c. 15]
В этой работе более подробно будут изучены государственные финансы.
Государственные финансы – это важная сфера финансовых отношений, функционирующих на уровне государства и связанных, в основном, с процессом перераспределения национального дохода для выполнения экономической, социальной и политической функций государства.
По экономической сущности
государственные финансы
Они служат цели удовлетворения потребностей общества в целом и государственного аппарата в финансовых средствах. Без здоровой и эффективной системы государственных финансов нельзя достичь успехов ни в экономике, ни в социальной сфере, ни в военном, ни в государственном строительстве. Основу государственных финансов составляют государственный бюджет, внебюджетные фонды и государственный кредит.[3, c.69]
Состояние общегосударственных финансов – один из основных показателей устойчивости экономики и совершенства социальной системы.
Эффективное функционирование общегосударственных финансов во многом предопределяется наличием хорошо отрегулированной системы органов финансового управления. Финансовое управление имело и имеет огромное значение в государственной системе. Поэтому финансовым органам во все времена уделялось самое пристальное внимание. Достаточно отметить, что во многих странах глава финансового ведомства одновременно является и премьер-министром.
Государственные и муниципальные
финансы проявляют свою сущность
через выполняемые ими функции.
Формально общегосударственные
и муниципальные финансы
Распределительная функция государственных и муниципальных финансов заключается в том, что через распределение, перераспределение вновь созданной стоимости обеспечиваются общегосударственные потребности, формируются источники финансирования общественного сектора экономики, непроизводственной сферы. Наряду с этим достигается сбалансированность бюджетов, внебюджетных фондов в рамках единой бюджетной системы страны.
Финансы государственного и муниципального экономических секторов осуществляют свои функции посредством системы централизованных фондов.[2, c.172]
Основными объектами реализации
распределительной функции
Контрольная функция государственных и муниципальных финансов заключается в контроле за реальным денежным оборотом, участником которого является государство, и в формировании централизованных фондов денежных средств. Существуют две формы проявления данной функции:
В первом случае инструментами осуществления контроля являются всевозможные санкции или, наоборот, поощрения, т.е. система принудительных или поощрительных мер. Во втором – речь идет о реализации долгосрочной финансовой политики, в которой основное внимание обращается на прогнозирование изменений в финансовых отношениях и в соответствии с ним адаптации, изменении порядка и условий финансирования.
Контрольная функция государственных и муниципальных финансов реализуется по следующим основным направлениям:
Структура государственных финансов.
Государственные финансы функционируют в рамках финансовой системы государства. (Рис. 1)
Рис. 1. Подсистемы и звенья финансовой системы
Таким образом, в состав государственных финансов входят следующие 3 подсистемы:
Центральное место в финансовой системе любого государства занимает государственный бюджет. Обратимся к самому понятию «бюджет». Поскольку государственные финансы – это совокупность денежных отношений, в процессе которых образуются и используются государственные централизованные денежные фонды, то и бюджет представляет собой совокупность денежных отношений, но более узкую, а именно бюджет – это совокупность денежных отношений, в процессе которых образуется и используется бюджетный фонд. Последний является централизованным денежным фондом, предназначенным для финансирования широкого круга общественных потребностей (благ) – отраслей хозяйства, социальных нужд, управления, обороны и т.д.[1, c. 122]
Внебюджетные фонды выступают в качестве стабильного и прогнозируемого на длительный период источника денежных средств для финансирования конкретных социальных потребностей общества. Для них характерно четкое закрепление доходных источников, строго целевое использование средств.
Внебюджетные фонды является важным звеном в системе государственных финансов. Государственный внебюджетные фонд – это фонд денежных средств, образуемый вне федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ. Средства государственных социальных внебюджетных фондов предназначены для реализации конституционных прав граждан на социальное обеспечение по возрасту, в случае потери кормильца, рождения и воспитания детей и в других случаях социального обеспечения, охраны здоровья и получения бесплатной медицинской помощи.
Бюджеты государственных внебюджетных фондов РФ утверждаются Федеральным Собранием в форме федеральных законов. Доходы государственных внебюджетных фондов формируются в основном за счет обязательных платежей по единому социальному налогу. В состав государственных внебюджетных фондов входят:
Как экономическая категория госуда
Наибольшее развитие во всем мире получила деятельность государства в качестве заемщика. Объемы операций в качестве кредитора, то есть когда государство предоставляет из бюджета средства на возвратной и платной основе юридическим и физическим лицам, встречается значительно реже. В тех случаях, когда государство берет на себя ответственность за погашение займов или выполнение других обязательств, взятых другими заемщиками, оно является гарантом.
Как экономическая категория государственный кредит находится на стыке двух видов денежных отношений — финансов и кредита — и несет признаки как тех, так и других. В качестве звена финансовой системы он обслуживает формирование и использование централизованных денежных фондов государства, т.е. бюджета и внебюджетных фондов, и является вторым по величине после доходов источником формирования финансовых ресурсов государства и местных органов самоуправления.
Как финансовая категория государственный кредит выполняет три функции финансов: распределительную, регулирующую и контрольную.[4, c. 236-237]
Состояние государственных финансов — один из основных показателей устойчивости экономики и совершенства социальной системы.
Из бюджета обеспечивается финансирование важнейших инвестиционных программ, экологии, обороны и пр.
Государственные и муниципальные финансы основаны на следующих принципах: