Государственные финансы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Июня 2013 в 21:21, курсовая работа

Описание работы

Актуальность выбранной для исследования темы заключается в том, что одним из значимых факторов успешного развития российской экономики должно стать эффективное и грамотное управление финансовыми ресурсами страны, выражающееся в проведении государственной финансовой политики.
Целью данной работы является изучение финансовых ресурсов России и ее основных составляющих.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Понятие государственных финансов, их роль в финансовой системе Российской Федерации 4
1.1. Сущность и основные функции государственных финансов 4
1.2. Структура, принципы и роль государственных финансов 6
Глава 2. Закономерности развития государственных финансов в России 12
2.1.Основные этапы развития финансов 12
2.2. Современное состояние государственных финансов в России 17
Глава 3. Основные проблемы государственных финансов в России и возможные пути их решения 22
Заключение 32
Список использованной литературы 33

Файлы: 1 файл

Госфинансы.docx

— 74.92 Кб (Скачать файл)

Другими не менее важными проблемами бюджетной системы России являются:

  1. Высокая степень концентрации финансовых ресурсов в федеральном бюджете страны, что снижает значение региональных и местных бюджетов;
  2. Действующая практика формирования территориальных бюджетов, при которой сохранен в своей основе механизм централизованно устанавливаемых нормативов отчислений в местные бюджеты;
  3. Тенденция переведения расходов вниз без соответствующего подкрепления доходами, что приводит к дотации ранее сбалансированных местных бюджетов;
  4. Принятие федеральными органами власти таких решений, которые адресуются нижестоящим управленческим структурам, но не сопровождаются достаточными финансовыми ресурсами;
  5. Доминирующая роль регулирующих доходов в структуре поступлений средств в региональные и местные бюджеты и низкой долей закрепленных за территориями налоговых платежей;
  6. Недопоступления налоговых платежей, главными причинами которого стали: ухудшение макроэкономических и финансовых показателей по сравнению с принятыми в бюджете; рост неплатежей в народном хозяйстве; прямое уклонение от уплаты налогов, укрывательство многими налогоплательщиками своих доходов (невозможность контролирования всех малых и средних предприятий, уход от налоговой полиции по средством расчетов за наличные деньги).

Эти проблемы возможно решить путем:

  • Теоретической разработки и обоснования принципов построения бюджетной системы Российской Федерации;
  • Создания реального бюджетного механизма, позволяющего воплотить разработанные принципы на практике;
  • Разработки и принятия нормативных актов по разграничению полномочий и функций между органами власти разного уровня, распределение расходов между звеньями бюджетной системы и видами бюджетов в соответствии с полномочиями и функциями органов власти разного уровня;
  • Создания новой системы межбюджетного перераспределения финансовых ресурсов на основе использования различных форм оказания финансовой помощи субъектам Федерации и органам местного самоуправления;
  • Разработки новых принципов составления, рассмотрения, утверждения и исполнения бюджета на каждом уровне управления.

Теперь рассмотрим основные проблемы в области финансирования внебюджетных фондов.

Пенсионный фонд РФ.

На сегодняшний день в  данной области тоже существуют проблемы, пути решения этих проблем предполагается решить при помощи реформ.

Для усиления государственных  гарантий прав граждан на пенсионное обеспечение и создания предпосылок  для устойчивого развития пенсионной системы намечены пути ее реформирования.

Реформирование пенсионной системы предусматривает, что базовые  пенсии будут предоставляться всем гражданам и обеспечивать материальные условия жизни при наступлении  инвалидности, по достижении пенсионного  возраста, в случае потери кормильца  независимо от наличия трудового  стажа. Базовые пенсии будут назначаться  в фиксированных размерах, определяемых с учетом прожиточного минимума пенсионера и в зависимости от степени  утраты трудоспособности. В то же время  на переходном этапе социальная пенсия сохранится, а базовая пенсия будет  представлять собой часть трудовой пенсии. Трудовые или страховые пенсии предоставляются всем лицам, работающим по найму, и другим категориям населения, на которые распространяется обязательное государственное пенсионное страхование.

Все участники общей системы  трудовых пенсий должны нести одинаковые обязанности по финансированию этой системы и иметь одинаковые права  относительно условий назначения и  размеров пенсий.

Размер трудовой пенсии по старости будет определяться с учетом трудового или страхового стажа  и заработка. В то же время механизм исчисления пенсии будет приближен  к требованиям, вытекающим из принципов  социального страхования. Исходным критерием определения размера  пенсии станет цена одного года страхового стажа, выраженная в процентах к  заработку, из которого исчисляется  пенсия. Базовая пенсия будет являться минимальным размером трудовой пенсии.

Пенсии по инвалидности и  по случаю потери кормильца базируются на тех же принципах, что и пенсии по старости. В основном сохранятся условия и нормы назначения этих пенсий и соотношение их размеров с размером пенсии по старости.

Пенсии в связи с  несчастными случаями на производстве и профессиональными заболеваниями  предоставляются в рамках системы  страхования от несчастных случаев  и профессиональных заболеваний  на производстве за счет работодателей.

Индексация пенсий является необходимым условием любой пенсионной системы. Она позволяет предупреждать  падение реальной стоимости пенсий в период инфляции и обеспечивать установленное соотношение с  заработной платой по мере увеличения последней.

Сложившаяся в настоящее  время напряженность в области  финансирования пенсионного обеспечения  будет усиливаться.

Этому способствует тенденция  к снижению численности занятых  в экономике и сокращению доли заработной платы в структуре  доходов населения. При отсутствии ассигнований из федерального бюджета  одних страховых взносов при  действующем уровне страхового тарифа уже в ближайшее время будет  недостаточно для покрытия расходов на пенсионное обеспечение.

В последние годы государственная  пенсионная система РФ переживает кризис. Доходы пенсионеров отстают от уровня цен. Основная проблема пенсионного  обеспечения — низкий уровень  размеров пенсий при достаточно высоком  тарифе страховых взносов, уплачиваемых на цели пенсионного обеспечения. Остро стоит проблема минимального размера пенсии, уровень которого по отношению к прожиточному минимуму нетрудоспособного населения продолжает снижаться. В то же время невозможно повысить минимальный размер пенсии, не увеличивая при этом на еще большую величину максимальный размер пенсии, и, следовательно, сконцентрировать финансовые ресурсы пенсионной системы на решении проблемы низкого уровня минимальных пенсий. В последние годы по причине все еще заниженного максимального размера пенсии растет число лиц, получающих пенсию в максимальных и близких к ним размерах. Поэтому идет процесс постоянного уменьшения дифференциации размеров основной массы пенсий.

Система пенсионного обеспечения  не в состоянии решить задачу -одновременно довести минимальный размер пенсии до уровня прожиточного минимума и  осуществить дифференциацию размеров пенсий в зависимости от прошлого трудового вклада.

Решить эту проблему возможно только путем либо значительного  увеличения поступлений в Пенсионный фонд РФ, либо рационализации и оптимизации  самой пенсионной системы.

Из-за невозможности повышения  минимального размера пенсии до социально  приемлемого уровня путем линейной индексации всех пенсий в 1993г. был применен механизм выплаты компенсаций, увеличивающих  все пенсии на фиксированную величину.

Предпринимались попытки  интегрировать компенсационную  выплату в законодательно установленный  размер минимальной пенсии. Однако при очередном линейном повышении  пенсий это приводит к снижению реального  уровня минимальной пенсии.

В условиях отсутствия достаточных  финансовых ресурсов, позволяющих повышать размеры пенсий без ущерба для  отдельных категорий пенсионеров, невозможно проводить адекватную социальную политику в области пенсионного  обеспечения. Доля заработной платы, с  которой взимаются взносы на финансирование пенсий, в общих доходах населения  за последние годы сократилась более  чем на 30 пунктов. Одновременно повысилась доля средств, предоставляемых работникам в виде выплат социального характера. Кроме того, постоянно уменьшается численность занятых в народном хозяйстве и наблюдается уклонение от уплаты налогов значительного числа налогоплательщиков.

Неблагоприятное соотношение  численности плательщиков взносов  на пенсионное обеспечение и пенсионеров  связано с особенностями российской пенсионной системы, к которым относятся: относительно низкий пенсионный возраст; высокая доля пенсионеров-льготников; возможность получения пенсии при  продолжении трудовой деятельности после достижения пенсионного возраста.

Пенсионная реформа нацелена в первую очередь на рационализацию и оптимизацию условий и норм пенсионного обеспечения, повышение  уровня трудовых пенсий за счет перераспределения  имеющихся финансовых ресурсов и  улучшения их использования.

На первом этапе пенсионной реформы необходимо учесть пропорции, сложившиеся в распределении  ВВП, соотношение среднего уровня трудовых пенсий со средней заработной платой, усиление процесса старения.

К целям пенсионной реформы  относятся:

    • финансовая стабилизация пенсионной системы и создание предпосылок для устойчивого развития пенсионного обеспечения на основе государственного пенсионного страхования и бюджетного финансирования;
    • рационализация и оптимизация условий предоставления и размеров пенсий;
    • совершенствование системы управления пенсионным обеспечением.

Реформирование пенсионной системы предусматривает сохранение и укрепление государственной пенсионной системы с учетом необходимости  развития новых форм пенсионного  обеспечения.

Концепция реформирования основана на развитии трехуровневой пенсионной системы, включающей:

1) трудовые и социальные  пенсии, выплачиваемые из бюджета  тем пенсионерам, которые не  сформировали достаточные пенсионные  сбережения;

2) обязательную систему  пенсионного страхования, построенную  по накопительному принципу —  обязательные пенсионные взносы  работающего населения накапливаются  на личных пенсионных счетах  в негосударственных пенсионных  фондах;

3) добровольные пенсионные  сбережения населения в негосударственных  пенсионных фондах.

На сегодняшний день система  пенсионного обеспечения РФ требует  дальнейшего реформирования в соответствии с мировыми стандартами. Этот процесс  не носит кратковременного характера  и рассчитан на длительный период.

В настоящее время наметилась тенденция создания рынка обязательного  социального страхования на альтернативной основе с расширением сети страховых  организаций, привлекаемых для оказания социальной помощи и социальных услуг  населению. При этом помимо гарантированной  социальной помощи будет расширен комплекс оказываемых социальных услуг.

В целях повышения эффективности  средств, направляемых на финансирование здравоохранения, целесообразно:

  1. сужение сферы прямого бюджетного финансирования учреждений здравоохранения в пользу финансирования через организации медицинского страхования в рамках системы обязательного медицинского страхования;
  2. увеличение ставки взносов обязательного медицинского страхования для расширения перечня оказываемых медицинских услуг.

Существует точка зрения, согласно которой в перспективе  будет осуществлен переход к  финансированию основной части медицинских  услуг лицам пенсионного возраста за счет обязательных сбережений целевого характера по принципу накопительной  системы.

В целях совершенствования  системы государственного финансирования здравоохранения предусматривается:

  1. создание механизмов финансового взаимодействия взносов юридических и физических лиц в систему обязательного медицинского страхования и бюджетов всех уровней на основе федеральной программы государственных гарантий;
  2. разработка механизма выравнивания финансовых возможностей регионов по финансированию программы государственных гарантий;
  3. установка тарифов на медицинские услуги на уровне, обеспечивающем все виды общественно необходимых затрат на их производство, ограничение тарифов на медицинские услуги мон<span class="List_0020Paragraph__Char" style=" font-fa

Информация о работе Государственные финансы