Государственные финансы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Июня 2013 в 21:21, курсовая работа

Описание работы

Актуальность выбранной для исследования темы заключается в том, что одним из значимых факторов успешного развития российской экономики должно стать эффективное и грамотное управление финансовыми ресурсами страны, выражающееся в проведении государственной финансовой политики.
Целью данной работы является изучение финансовых ресурсов России и ее основных составляющих.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Понятие государственных финансов, их роль в финансовой системе Российской Федерации 4
1.1. Сущность и основные функции государственных финансов 4
1.2. Структура, принципы и роль государственных финансов 6
Глава 2. Закономерности развития государственных финансов в России 12
2.1.Основные этапы развития финансов 12
2.2. Современное состояние государственных финансов в России 17
Глава 3. Основные проблемы государственных финансов в России и возможные пути их решения 22
Заключение 32
Список использованной литературы 33

Файлы: 1 файл

Госфинансы.docx

— 74.92 Кб (Скачать файл)

Достижение целей задается стратегией развития.

Финансовая стратегия  определяет возможность сбалансированного  управления стоимостной оценкой  материально-технических средств  и денежными ресурсами, которыми располагают государственный и муниципальный секторы экономики.

Особое значение имеет  определение роли финансов в реформировании российской экономики, которая может  быть сведена к трем решающим факторам:

1) экономической стабилизации;

2) адаптации к рыночным  преобразованиям;

3) стимулированию инвестиционной  активности.

1. Экономическая стабилизация  на макроуровне неотделима от  общей финансовой стабилизации  в экономике. Поэтому мониторинг  макроэкономических показателей  позволяет выявить реальную ситуацию  в финансовой сфере.

Из макроэкономических показателей  решающее значение имеют уровень  бюджетного дефицита, ход исполнения бюджета, уровень задолженности  предприятий перед бюджетом и  контрагентами, уровень инфляции, ставка рефинансирования Центрального банка  РФ, изменение валютного курса  и др. Финансовая стабильность означает наличие устойчивых источников финансирования, возможность привлечения средств  на рынке капиталов, накопление ресурсов для расширения производства и развития общественного сектора экономики.

2. Финансовая адаптация  к рыночным преобразованиям выражается  в том, что государство и  предприятия являются полноправными  участниками рынка капиталов,  выступая в роли кредиторов  или заемщиков. Организация финансов  позволяет быстро реагировать  на изменение ситуации на рынке,  приспосабливаться к новым условиям, использовать альтернативные финансовые  инструменты, выполнять налоговые  и другие денежные обязательства.

Реформирование экономики  с целью финансовой адаптации  включает:

  • либерализацию цен;
  • приватизацию;
  • социальную трансформацию;
  • интеграцию в мировую систему.

Трансформация экономических  отношений означает переход к  новому типу экономического роста, основанному  на низком уровне инфляции и безработицы, внешнеэкономической сбалансированности, благоприятной экологической среде  и достаточно высоком жизненном  уровне. Цель трансформации — создание социально-ориентированной рыночной экономики.

3. Инвестиционная активность  государства и каждого предприятия  является результатом и индикатором  экономического роста. Финансы  играют решающую роль в привлечении  инвестиций, создании благоприятных  условий для функционирования  рынка капиталов. В отношении  инвестиционной активности принцип  стратегической направленности  является определяющим и задача  финансов заключается в необходимости  его реализации.[2, с. 174-176]

 

 

 

 

Глава 2. Закономерности развития государственных финансов в России

2.1.Основные этапы развития финансов

Финансы способствуют решению  общеэкономических задач, и поэтому финансовая система государства функционирует как совокупность взаимодействующих звеньев на каждом конкретном историческом этапе:

1. В первые годы социалистического  строительства финансовая система  была основана на налоговых  формах и методах мобилизации  ресурсов и воздействия на  производство и реализацию товаров.  Налоги обеспечивали максимальную  концентрацию в бюджете финансовых  ресурсов, регулировали платежеспособность  предприятий и емкость рынка,  ограничивали частный сектор. В  этот период объективно возобладала  концепция, согласно которой финансовые  отношения вызываются существованием  государства. В последующем эта  концепция сохранила ряд сторонников.

2. В первые годы НЭПа  широко распространенным был  взгляд на финансовую науку,  заключавшийся в том, что ни  свободная конкуренция, ни закон  спроса и предложения не имеют  места, наоборот, здесь господствуют: принудительная власть, монопольный  принцип, политические и социальные  мотивы.

Считалось недопустимым применение форм и методов управления финансовой деятельностью, заимствованных от капиталистической  системы. В качестве приоритета выдвигались  интересы "народной казны", "укрепления финансовой мощи Советского государства".

3. Серьезные коррективы  финансовая система претерпела  в процессе реформы 1930 г., целью  которой было изменение системы  распределения и направления  в бюджет чистого дохода с  учетом полной и своевременной  мобилизации государственных ресурсов. До реформы насчитывалось около  70 налоговых и неналоговых платежей  в бюджет. Реформа способствовала  централизации, повышению концентрации  финансовых ресурсов, расширению перераспределительных процессов, ограничению хозрасчетной деятельности предприятий, их самостоятельности и ответственности.

Реформа 1930 г. закрепила права  на существование наряду с общегосударственными финансами и финансами предприятий, что и явилось причиной дуалистичности финансовых концепций.

Реформа отменила принцип  твердого процента. Размер отчислений в бюджет стал устанавливаться в  зависимости от потребностей предприятий  в финансовых ресурсах, учтенных в  централизованных планах. Определялась лишь граница платежей на минимальной  отметке 10% и максимальной 81% от балансовой прибыли. С 1930 по 1936 гг. действовала  децентрализованная система расчетов с бюджетом предприятий по отчислениям  от прибыли.

С 1936 г. введена централизованная система, которая позволила главкам  покрывать убытки одних предприятий  за счет прибыли других. С 1955 г. вновь  осуществлен переход на децентрализованную систему расчетов, что обеспечило восстановление контроля со стороны  местных финансовых органов за финансово-хозяйственной  деятельностью предприятий и  учреждений, активного воздействия  финансовой системы на процесс производства и реализации товаров. В этот период нарастали неоправданные встречные  потоки в движении денежных ресурсов между бюджетом и предприятиями, что ослабило воздействие прибыли  на эффективность хозяйствования и  снизило стимулы предприятий  к ее увеличению.

4. Значительным шагом  в развитии финансов стала  реформа 60-х годов, которая  включала реализацию крупных  мер в сфере управления, планирования, экономического стимулирования. Большие  изменения произошли в механизме  распределения прибыли: с 1965 по 1975 гг. платежи в бюджет из прибыли  предприятий сократились с 71 до 58%. В этот период взаимно активизировалась  роль прибыли как источника  расширенного воспроизводства и  экономического стимулирования. Усиление  воздействия прибыли на производство  обеспечивалось следующими финансовыми  методами:

  1. созданием трех фондов экономического стимулирования в предприятиях: фонда развития производства, фонда материального поощрения, фонда социально-культурных мероприятий;
  2. использованием прибыли в качестве источника финансирования капитальных вложений, прироста оборотных средств и других затрат;
  3. введением нормативных первоочередных платежей в бюджет: платы за производственные фонды, фиксированных платежей, взносов свободного остатка прибыли.

Распределение прибыли осуществлялось централизованно через систему  финансовых планов и окончательно регулировалось путем взноса в бюджет свободного остатка. Применялся так называемый остаточный принцип распределения  прибыли, который был основан  на жесткой системе финансового  планирования.

В этот период ученые-экономисты активно исследовали категорию  экономического механизма, состоящую  из следующих основных элементов: системы  планирования и прогнозирования; организации  общественного производства; системы  экономического стимулирования; системы  ценообразования; финансово-кредитного механизма.

Финансово-кредитный механизм основывался на признании общности денежного оборота предприятий  и государства.

Финансово-кредитный механизм — это форма организации отношений  в области финансов, кредита, денежного  обращения. Его основу составляла централизованная система планирования, форм, методов  и условий финансирования и кредитования общественного производства.

5. В 1975—1980 гг. совершенствование  управления, планирования и экономического  стимулирования осуществлялось  на базе изменения субъектов  и объектов управления путем  создания производственных объединений  как первичного звена общественного  производства.

Важным этапом развития финансов стало распространение хозяйственного расчета на отрасль.

Ведущей финансовой концепцией в этот период стала концепция, основанная на полном хозрасчете и самофинансировании.

Полный хозрасчет имел следующие основные признаки: обеспечение  полной окупаемости затрат; осуществление  хозрасчетного финансирования за счет прибыли и амортизационных отчислений; повышение роли хозяйственных договоров и усиление экономической ответственности за их выполнение.

Основными принципами деятельности признавались полный хозрасчет и  самофинансирование. Нормативный метод  распределения прибыли (доходов) был  переходным звеном от остаточного принципа формирования финансовых ресурсов предприятий  к системе налогов.

Принятие и введение в  действие с 1 января 1991 г. Закона СССР "О  налогах с предприятий, объединений  и организаций" по сути создало  новый тип отношений между  государством и предприятием. Введение налоговой системы потребовало  децентрализации расчетов и платежей в бюджет, предоставления предприятиям прав юридического лица с открытием  расчетных счетов.

Этот исторический этап характеризовался жесткой финансово-кредитной политикой  в области регулирования финансов, обеспечивающей контроль за бюджетным  дефицитом и денежной эмиссией, соблюдение твердой зависимости результатов  работы и объема средств, направляемых на оплату труда, производственное и  социальное развитие. Налоговая система  позволила предприятиям накапливать  финансовые ресурсы, но не решила главной  проблемы — проблемы собственности.

6. 90-е годы. Этот этап  базируется на новом экономическом  фундаменте – альтернативных формах собственности и рыночных отношениях.

С начала 90-х годов экономика  России находится в состоянии  глубоких институциональных и структурных  преобразований, которые затрагивают  стратегические государственные интересы, а также корпоративные интересы и интересы различных социальных слоев общества. Финансовая политика этого этапа развития нацелена на адаптацию всех институтов и субъектов  рыночных отношений к качественно  новым условиям управления и хозяйствования.

7. Финансы в реформируемой  экономике России (1992-1999 гг.)

Переход к рыночной экономике  вызвал необходимость поэтапной  трансформации финансового законодательства. Его основу составляет процесс приватизации, который коренным образом изменяет финансовые отношения. Однако приватизация является лишь предпосылкой для дальнейшего развития финансов микроуровня. Процесс реформирования с позиций государственного регулирования касается практически всех сторон государственных финансов.

Реформирование включает следующие направления:

  1. совершенствование налогового законодательства в направлении снижения налогового бремени, расширения на этой основе налогооблагаемой базы и улучшения налогового администрирования;
  2. осуществление бюджетной реформы на основе реализации Бюджетного кодекса и упорядочения бюджетного процесса;
  3. полномасштабное казначейское исполнение федерального бюджета, переход на этот вид исполнения бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов, государственных внебюджетных фондов;
  4. снижение уровня инфляции за счет жесткого регулирования денежно-кредитной политики и контроля за размером денежной эмиссии ЦБ;
  5. осуществление индексации оплаты труда работников бюджетной сферы в целях адаптации к последствиям финансового кризиса и обеспечение устойчивого функционирования социальной инфраструктуры;
  6. инвентаризация и сокращение государственных расходов при полном выполнении бюджетных обязательств;
  7. усиление режима экономии в расходовании средств федерального бюджета путем упорядочения численности и оплаты труда занятых в бюджетной сфере, включая государственных служащих;
  8. сведение к минимуму государственных заимствований на финансовых рынках и сокращение дефицита федерального бюджета;
  9. стимулирование за счет прекращения спекулятивных операций на рынке государственного долга движения финансовых ресурсов в реальный сектор экономики;
  10. снижение остроты проблемы неплатежей за счет принятия и исполнения реального бюджета, сокращение расчетов с использованием бартера и денежных суррогатов;
  11. совершенствование механизма финансовых взаимоотношений между федеральным центром, субъектами РФ и органами местного самоуправления.

Информация о работе Государственные финансы