Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Июня 2013 в 21:21, курсовая работа
Актуальность выбранной для исследования темы заключается в том, что одним из значимых факторов успешного развития российской экономики должно стать эффективное и грамотное управление финансовыми ресурсами страны, выражающееся в проведении государственной финансовой политики.
Целью данной работы является изучение финансовых ресурсов России и ее основных составляющих.
Введение 3
Глава 1. Понятие государственных финансов, их роль в финансовой системе Российской Федерации 4
1.1. Сущность и основные функции государственных финансов 4
1.2. Структура, принципы и роль государственных финансов 6
Глава 2. Закономерности развития государственных финансов в России 12
2.1.Основные этапы развития финансов 12
2.2. Современное состояние государственных финансов в России 17
Глава 3. Основные проблемы государственных финансов в России и возможные пути их решения 22
Заключение 32
Список использованной литературы 33
Анализ бюджетной системы за 2010-2012гг.
В условиях перехода на рыночные
отношения государственный
Таблица 1. Динамика расходов и доходов гос.бюджета за 2010-2012гг.
Доходно-расходная часть |
Доходы |
Расходы |
Профицит (дефицит) |
2012г., млрд.руб. |
20 406,6 |
22 195,8 |
-1789,2 |
2011г., млрд.руб. |
19 325,1 |
20 089,8 |
-764,7 |
2010г., млрд. руб. |
15 737,5 |
17 614,5 |
-1877,0 |
Прирост 2012г. к 2010г., % |
+29,67 |
+26,00 |
+4,68 |
Наблюдается небольшой прогресс (прирост: +4,68%). Но бюджет остается дефицитным.
Динамика и структура доходов федерального бюджета за 2011-2012гг.
Как следует из данных таблицы 2, произошло изменение пропорций структурных составляющих доходов федерального бюджета. Сокращение доли нефтегазовых доходов бюджета с 50,7% в 2011г. до 46,5% в 2012г. осуществилось преимущественно за счет поступления от НДПИ.
Рост ненефтегазовых доходов обеспечивается повышением поступлений от косвенного налогообложения (НДС и акцизов), а доходы от налогообложения прибыли, соответственно, сокращаются.
Таблица 2. Динамика и структура доходов федерального бюджета за 2011-2012гг.
Показатель |
2011 |
2012 | ||
млрд.руб. |
% |
млрд.руб. |
% | |
Доля доходов в ВВП |
19,3 |
18,5 | ||
Доходы, всего |
10303,4 |
100 |
10627,8 |
100 |
Нефтегазовые доходы, в том числе: |
5228,2 |
50,7 |
4942,2 |
46,5 |
НДПИ |
1862,4 |
35,6 |
1804,4 |
36,5 |
Таможенные пошлины |
3365,8 |
64,4 |
3137,8 |
63,5 |
Ненефтегазовые доходы, в том числе: |
5075,2 |
49,3 |
5685,6 |
53,5 |
НДС |
2988,9 |
58,9 |
3447,6 |
60,6 |
Налог на прибыль организаций |
316,2 |
6,2 |
352,2 |
6,2 |
Акцизы |
272,7 |
5,4 |
396,2 |
7,0 |
НДПИ (без нефтегазовых доходов) |
15,9 |
0,3 |
19,6 |
0,3 |
Таможенные пошлины (без нефтегазовых доходов) |
716,0 |
14,1 |
752,5 |
13,3 |
Прочие |
765,5 |
15,1 |
717,5 |
12,6 |
Динамика и структура расходов федерального бюджета за 2011-2012гг.
В 2012 г. сократились расходы на общегосударственные вопросы (1,4%), национальную экономику (2,2%), жилищно-коммунальное хозяйство (1,3%), образование (0,4%), культуру и кинематографию (0,1%), здравоохранение (0,1%), физическую культуру и спорт (0,1%), СМИ (0,1%), межбюджетные трансферты (1,2%). Вместе с тем увеличились расходы на оборону (1,2%), национальную безопасность (2,6%), социальную политику (2,5%), обслуживание государственного долга (0,4%). Доля расходной части федерального бюджета в ВВП увеличилась и составила в 2012г. 21,2%.(Табл. 3)
В целом наблюдается рост доходов и расходов государственного бюджета.
Таблица 3. Динамика и структура расходов федерального бюджета за 2011-2012гг.
Показатель |
2011 |
2012 | ||
млрд.руб. |
% |
млрд.руб. |
% | |
Доля расходов в ВВП |
20,7 |
21,2 | ||
Расходы, всего В том числе: |
11022,5 |
100 |
12198,3 |
100 |
общегосударственные вопросы |
870,6 |
7,9 |
794,6 |
6,5 |
национальная оборона |
1532,8 |
13,9 |
1847,4 |
15,1 |
национальная безопасность и правоохранительная деятельность |
1229,9 |
11,2 |
1687,2 |
13,8 |
национальная экономика |
1834,4 |
16,6 |
1762,2 |
14,4 |
жилищно-коммунальное хозяйство |
232,5 |
2,1 |
99,7 |
0,8 |
охрана окружающей среды |
17,5 |
0,2 |
19,6 |
0,2 |
образование |
552,4 |
5,0 |
559,9 |
4,6 |
культура, кинематография |
87,6 |
0,8 |
80,9 |
0,7 |
здравоохранение |
466,8 |
4,2 |
498,8 |
4,1 |
социальная политика |
3153,2 |
28,6 |
3796,9 |
31,1 |
физическая культура и спорт |
42,4 |
0,4 |
38,7 |
0,3 |
средства массовой информации |
61,4 |
0,6 |
62,6 |
0,5 |
обслуживание государственного и муниципального долга |
350,7 |
3,2 |
438,9 |
3,6 |
межбюджетные трансферты общего характера |
590,2 |
5,4 |
510,8 |
4,2 |
Анализ основных налогов в бюджетную систему РФ
Трудно не согласиться, что налоговая система должна выступать активным элементом финансовой политики государства. Если целевые установки налоговой политики не коррелируют с задачами бюджетной политики, налоговая система становится «вещью в себе» и неизбежно тормозит экономическое развитие общества, даже выполняя, казалось бы, самую гуманную задачу – снижение налогового бремени.
Таблица 4. Структура основных налогов, поступивших в бюджетную систему РФ в 2010-2012гг., %
2010 |
2011 |
2012 | |
Доля налога на прибыль в общем объеме налоговых доходов |
27,3 |
17,3 |
19,7 |
Доля налога на доходы физических лиц в общем объеме налоговых доходов |
18,1 |
22,9 |
19,9 |
Доля НДС в общем объеме налоговых доходов |
23,1 |
28,2 |
28,3 |
Доля акцизов в общем объеме налоговых доходов |
3,8 |
4,8 |
5,2 |
Доля налогов, сборов и платежей за пользование природными ресурсами в общем объеме налоговых доходов |
18,9 |
14,8 |
16,0 |
Доля налогов на имущество в общем объеме налоговых доходов |
5,4 |
7,8 |
7,0 |
Доля прочих налогов на капитал в общем объеме налоговых доходов |
3,3 |
4,2 |
3,9 |
Доля доходов от внешнеэкономической деятельности в доходах расширенного правительства |
24,1 |
21,9 |
22,2 |
Доля ЕСН, страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в доходах расширенного правительства |
14,2 |
18,8 |
15,7 |
Как свидетельствуют данные табл. 4, в 2010 г. налоговые доходы бюджетной системы формировались в основном из поступлений от налога на прибыль (27,3%), НДС и акцизов (26,9%), НДФЛ (18,1%) и поступлений за пользование природными ресурсами (18,9%).
В 2011 г. доля косвенного налогообложения существенно возросла – на 6,1%, удельный вес налога на прибыль уменьшился на 10,0%, доля платежей за пользование природными ресурсами сократилась на 4,1%, удельный вес НДФЛ возрос на 4,8%.
В 2012 г. ситуация изменилась: доля косвенного налогообложения практически осталась на уровне 2011 г. (33,5%), что на 6.6% выше уровня 2010г.; удельный вес налога на прибыль вырос на 2,4%. по сравнению с показателем 2011 г., что на 7,6 % ниже уровня 2010 г.; доля платежей за пользование природными ресурсами добавила 1,2%, что на 2,9% ниже уровня 2010 г.; удельный вес НДФЛ потерял 3,0%, превысив уровень 2010 г. на 1,8%.
За анализируемый период доля налогов на имущество в налоговых доходах бюджета возросла на 1,6%, прочих налогов на капитал – на 0,6%, а доходов от внешнеэкономической деятельности в бюджете расширенного правительства снизилась на 1,9% (при увеличении удельного веса ЕСН, страховых взносов на обязательное пенсионное страхование на 1,5% с 2010 г.).
Анализ структуры основных налогов, поступивших в бюджетную систему РФ, позволяет утверждать: консолидированный бюджет в 2012 г. сформирован в основном за счет поступлений от налога на добавленную стоимость, доходов от внешнеэкономической деятельности, налогов на заработную плату и доходов от налогов, сборов и платежей за пользование природными ресурсами.
Этот вывод подтверждается расчетом отношения налоговых доходов к ВВП – ключевого параметра, применяемого для оценки налоговой нагрузки при анализе налоговой системы.
Таблица 5. Доля основных налогов в ВВП РФ в 2010-2012 гг., %
Показатель |
2010 |
2011 |
2012 |
Налог на прибыль организаций |
6,1 |
3,2 |
3,9 |
Налог на доходы физических лиц |
4,0 |
4,3 |
4,0 |
НДС |
5,1 |
5,2 |
5,7 |
Акцизы |
0,8 |
0,8 |
1,1 |
Налоги, сборы и платежи за пользование природными ресурсами |
4,2 |
2,8 |
3,2 |
Налоги на имущество |
1,2 |
1,5 |
1,4 |
Прочие налоги на капитал |
0,7 |
0,8 |
0,8 |
Доходы
от внешнеэкономической |
8,6 |
6,7 |
7,2 |
ЕСН и страховые платежи |
5,1 |
5,9 |
5,1 |
С учетом доходов от внешнеэкономической деятельности, ЕСН и страховых взносов |
36,1 |
31,6 |
32,3 |
Анализ структуры налоговых
поступлений позволяет
Государственные финансы включают в свой состав: государственный бюджет, внебюджетные фонды, государственный кредит. Основные проблемы и пути их решения будут рассмотрены именно в разрезе звеньев государственных финансов.
Государственные финансы, прежде всего бюджетная система, путем соответствующего направления средств должны обеспечить структурную перестройку экономики, ускорение научно-технического прогресса, повышение эффективности производства и на этой основе рост жизненного уровня народа.
Современная бюджетная система России определенным образом приблизилась к структуре бюджетных систем западных стран, имеющих федеративное устройство. Тем не менее, сегодняшняя бюджетная система России все еще достаточно противоречива и требует серьезной доработки.
В частности, необходимо решение следующих ключевых проблем в области бюджетных отношений:
Пути решения проблем бюджетной сферы: