Государственные финансы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Июня 2013 в 21:21, курсовая работа

Описание работы

Актуальность выбранной для исследования темы заключается в том, что одним из значимых факторов успешного развития российской экономики должно стать эффективное и грамотное управление финансовыми ресурсами страны, выражающееся в проведении государственной финансовой политики.
Целью данной работы является изучение финансовых ресурсов России и ее основных составляющих.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Понятие государственных финансов, их роль в финансовой системе Российской Федерации 4
1.1. Сущность и основные функции государственных финансов 4
1.2. Структура, принципы и роль государственных финансов 6
Глава 2. Закономерности развития государственных финансов в России 12
2.1.Основные этапы развития финансов 12
2.2. Современное состояние государственных финансов в России 17
Глава 3. Основные проблемы государственных финансов в России и возможные пути их решения 22
Заключение 32
Список использованной литературы 33

Файлы: 1 файл

Госфинансы.docx

— 74.92 Кб (Скачать файл)

2.2. Современное состояние государственных финансов в России

Анализ бюджетной системы  за 2010-2012гг.

В условиях перехода на рыночные отношения государственный бюджет сохраняет свою важную роль. Изменяются лишь методы его воздействия на общественное производство путем создания иного  режима расходования бюджетных средств. Расходы бюджета в области экономики призваны способствовать формированию рациональной структуры общественного производства, наращиванию научно-технического потенциала, обновлению материально-технической базы. Доходы в свою очередь включают в себя налоговые поступления.

Таблица 1. Динамика расходов и доходов гос.бюджета за 2010-2012гг.

Доходно-расходная  часть

Доходы

Расходы

Профицит (дефицит)

2012г., млрд.руб.

20 406,6

22 195,8

-1789,2

2011г., млрд.руб.

19 325,1

20 089,8

-764,7

2010г., млрд. руб.

15 737,5

17 614,5

-1877,0

Прирост 2012г. к 2010г., %

+29,67

+26,00

+4,68


Наблюдается небольшой прогресс (прирост: +4,68%). Но бюджет остается дефицитным.

Динамика и структура  доходов федерального бюджета за 2011-2012гг.

Как следует из данных таблицы 2, произошло изменение пропорций структурных составляющих доходов федерального бюджета. Сокращение доли нефтегазовых доходов бюджета с 50,7% в 2011г. до 46,5% в 2012г. осуществилось преимущественно за счет поступления от НДПИ.

Рост ненефтегазовых доходов  обеспечивается повышением поступлений  от косвенного налогообложения (НДС  и акцизов), а доходы от налогообложения  прибыли, соответственно, сокращаются.

Таблица 2. Динамика и структура  доходов федерального бюджета за 2011-2012гг.

Показатель

2011

2012

млрд.руб.

%

млрд.руб.

%

Доля  доходов в ВВП

 

19,3

 

18,5

Доходы, всего

10303,4

100

10627,8

100

Нефтегазовые  доходы, в том числе:

5228,2

50,7

4942,2

46,5

НДПИ

1862,4

35,6

1804,4

36,5

Таможенные  пошлины

3365,8

64,4

3137,8

63,5

Ненефтегазовые  доходы, в том числе:

5075,2

49,3

5685,6

53,5

НДС

2988,9

58,9

3447,6

60,6

Налог на прибыль организаций

316,2

6,2

352,2

6,2

Акцизы

272,7

5,4

396,2

7,0

НДПИ (без нефтегазовых доходов)

15,9

0,3

19,6

0,3

Таможенные  пошлины (без нефтегазовых доходов)

716,0

14,1

752,5

13,3

Прочие

765,5

15,1

717,5

12,6


Динамика и структура  расходов федерального бюджета за 2011-2012гг.

В 2012 г. сократились расходы на общегосударственные вопросы (1,4%), национальную экономику (2,2%), жилищно-коммунальное хозяйство (1,3%), образование (0,4%), культуру и кинематографию (0,1%), здравоохранение (0,1%), физическую культуру и спорт (0,1%), СМИ (0,1%), межбюджетные трансферты (1,2%). Вместе с тем увеличились расходы на оборону (1,2%), национальную безопасность (2,6%), социальную политику (2,5%), обслуживание государственного долга (0,4%). Доля расходной части федерального бюджета в ВВП увеличилась и составила в 2012г. 21,2%.(Табл. 3)

В целом наблюдается рост доходов и расходов государственного бюджета.

Таблица 3. Динамика и структура  расходов федерального бюджета за 2011-2012гг.

Показатель

2011

2012

млрд.руб.

%

млрд.руб.

%

Доля  расходов в ВВП

 

20,7

 

21,2

Расходы, всего

В том числе:

11022,5

100

12198,3

100

общегосударственные вопросы

870,6

7,9

794,6

6,5

национальная  оборона

1532,8

13,9

1847,4

15,1

национальная  безопасность и правоохранительная деятельность

1229,9

11,2

1687,2

13,8

национальная  экономика

1834,4

16,6

1762,2

14,4

жилищно-коммунальное хозяйство

232,5

2,1

99,7

0,8

охрана  окружающей среды

17,5

0,2

19,6

0,2

образование

552,4

5,0

559,9

4,6

культура, кинематография

87,6

0,8

80,9

0,7

здравоохранение

466,8

4,2

498,8

4,1

социальная  политика

3153,2

28,6

3796,9

31,1

физическая  культура и спорт

42,4

0,4

38,7

0,3

средства  массовой информации

61,4

0,6

62,6

0,5

обслуживание  государственного и муниципального долга

350,7

3,2

438,9

3,6

межбюджетные  трансферты общего характера

590,2

5,4

510,8

4,2


Анализ основных налогов  в бюджетную систему РФ

Трудно не согласиться, что  налоговая система должна выступать  активным элементом финансовой политики государства. Если целевые установки налоговой политики не коррелируют с задачами бюджетной политики, налоговая система становится «вещью в себе» и неизбежно тормозит экономическое развитие общества, даже выполняя, казалось бы, самую гуманную задачу – снижение налогового бремени.

Таблица 4. Структура основных налогов, поступивших в бюджетную  систему РФ в 2010-2012гг., %

 

2010

2011

2012

Доля  налога на прибыль в общем объеме налоговых доходов

27,3

17,3

19,7

Доля  налога на доходы физических лиц в  общем объеме налоговых доходов

18,1

22,9

19,9

Доля  НДС в общем объеме налоговых  доходов

23,1

28,2

28,3

Доля  акцизов в общем объеме налоговых  доходов

3,8

4,8

5,2

Доля  налогов, сборов и платежей за пользование  природными ресурсами в общем  объеме налоговых доходов

18,9

14,8

16,0

Доля  налогов на имущество в общем  объеме налоговых доходов

5,4

7,8

7,0

Доля  прочих налогов на капитал в общем  объеме налоговых доходов

3,3

4,2

3,9

Доля  доходов от внешнеэкономической  деятельности в доходах расширенного правительства

24,1

21,9

22,2

Доля  ЕСН, страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в доходах  расширенного правительства

14,2

18,8

15,7


Как свидетельствуют данные табл. 4, в 2010 г. налоговые доходы бюджетной системы формировались в основном из поступлений от налога на прибыль (27,3%), НДС и акцизов (26,9%), НДФЛ (18,1%) и поступлений за пользование природными ресурсами (18,9%).

В 2011 г. доля косвенного налогообложения существенно возросла – на 6,1%, удельный вес налога на прибыль уменьшился на 10,0%, доля платежей за пользование природными ресурсами сократилась на 4,1%, удельный вес НДФЛ возрос на 4,8%.

В 2012 г. ситуация изменилась: доля косвенного налогообложения практически осталась на уровне 2011 г. (33,5%), что на 6.6% выше уровня 2010г.; удельный вес налога на прибыль вырос на 2,4%. по сравнению с показателем 2011 г., что на 7,6 % ниже уровня 2010 г.; доля платежей за пользование природными ресурсами добавила 1,2%, что на 2,9% ниже уровня 2010 г.; удельный вес НДФЛ потерял 3,0%, превысив уровень 2010 г. на 1,8%.

За анализируемый период доля налогов на имущество в налоговых  доходах бюджета возросла на 1,6%, прочих налогов на капитал – на 0,6%, а доходов от внешнеэкономической деятельности в бюджете расширенного правительства снизилась на 1,9% (при увеличении удельного веса ЕСН, страховых взносов на обязательное пенсионное страхование на 1,5% с 2010 г.).

Анализ структуры основных налогов, поступивших в бюджетную  систему РФ, позволяет утверждать: консолидированный бюджет в 2012 г. сформирован в основном за счет поступлений от налога на добавленную стоимость, доходов от внешнеэкономической деятельности, налогов на заработную плату и доходов от налогов, сборов и платежей за пользование природными ресурсами.

Этот вывод подтверждается расчетом отношения налоговых доходов  к ВВП – ключевого параметра, применяемого для оценки налоговой  нагрузки при анализе налоговой  системы.

Таблица 5. Доля основных налогов в ВВП РФ в 2010-2012 гг., %

Показатель

2010

2011

2012

Налог на прибыль организаций

6,1

3,2

3,9

Налог на доходы физических лиц

4,0

4,3

4,0

НДС

5,1

5,2

5,7

Акцизы

0,8

0,8

1,1

Налоги, сборы и платежи за пользование  природными ресурсами

4,2

2,8

3,2

Налоги  на имущество

1,2

1,5

1,4

Прочие  налоги на капитал

0,7

0,8

0,8

Доходы  от внешнеэкономической деятельности

8,6

6,7

7,2

ЕСН и  страховые платежи

5,1

5,9

5,1

С учетом доходов от внешнеэкономической  деятельности, ЕСН и страховых  взносов

36,1

31,6

32,3


Анализ структуры налоговых  поступлений позволяет утверждать, что основную их часть по-прежнему формируют доходы от косвенного налогообложения  и от внешнеэкономической деятельности, которые не только угнетают экономический  оборот, но и выступают факторами  сдерживания спроса, накопления и деловой активности; провоцируют инфляционные процессы, поскольку предприятия, если позволяет себестоимость, компенсируют налоговые расходы ценовой политикой, в противном случае – теряют конкурентоспособность. Эти налоги искусственно увеличивают объем ВВП за счет наценки, вопреки насыщению товарной массой.

 

Глава 3. Основные проблемы государственных финансов в России и возможные пути их решения

Государственные финансы включают в свой состав: государственный бюджет, внебюджетные фонды, государственный кредит. Основные проблемы и пути их решения будут рассмотрены именно в разрезе звеньев государственных финансов.

Государственные финансы, прежде всего бюджетная система, путем соответствующего направления средств должны обеспечить структурную перестройку экономики, ускорение научно-технического прогресса, повышение эффективности производства и на этой основе рост жизненного уровня народа.

Современная бюджетная система  России определенным образом приблизилась к структуре бюджетных систем западных стран, имеющих федеративное устройство. Тем не менее, сегодняшняя бюджетная система России все еще достаточно противоречива и требует серьезной доработки.

В частности, необходимо решение  следующих ключевых проблем в  области бюджетных отношений:

  1. Противоречия и неясности в статьях бюджетного кодекса, касающихся, например учета всех платежей по погашению государственного долга;
  2. Нет концепции управления государственным долгом, нет нормативной базы по решению этой проблемы;
  3. Снижение дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности федеральных и региональных бюджетов;
  4. Проблема формирования бюджетных доходов в связи с высоким уровнем косвенных (прямых) доходов, низким уровнем национального дохода.

Пути решения проблем  бюджетной сферы:

  • Дальнейшее реформирование бюджетного законодательства в сфере его регулирования;
  • Создать группу для соответствующей доработки Бюджетного кодекса, просить Счетную палату дать предложения по этим вопросам;
  • Увеличить дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности в составе ФФПС на 8,5 млрд. руб., сократив на эту сумму профицит. Допустить направление в Стабилизационный фонд 8,5 млрд. руб. доходов от приватизации;

Информация о работе Государственные финансы