Государственные и муниципальные финансы: сущность и функции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2013 в 09:58, контрольная работа

Описание работы

Под финансами понимается совокупность объективно обусловленных экономических отношений, имеющих распределительный характер, денежную форму выражения и материализуемых в денежных доходах и накоплениях, формируемых в распоряжении субъектов хозяйствования и государства в форме фондов денежных средств для целей расширенного воспроизводства, материального стимулирования работающих, удовлетворения социальных и других потребностей общества.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ И ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ФИНАНСОВ 5
1.1 Сущность государственных финансов 5
1.2 Функции государственных финансов 7
2. ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ДОХОДЫ И РАСХОДЫ 11
2.1 Расходы государственного бюджета 11
2.2 Доходы государственного бюджета 13
2.3 Сбалансированность доходов и расходов государственного бюджета 16
3. РОЛЬ ГОСУДАРСТВА И ГОСУДАРСТВЕННЫХ ФИНАНСОВ В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ 20
3.1 Экономическая роль и функции государства 20
3.2 Принципы и роль государственных финансов 21
3.3 Основные направления государственной финансовой политики 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 29

Файлы: 1 файл

Гос и муниципальные финансы.docx

— 57.79 Кб (Скачать файл)

3) кредиты,  полученные от кредитных организаций.

Основная  особенность внутренних источников связана с тем, что Правительство  РФ постепенно увеличивает сроки  заимствования на внутреннем рынке, что приводит к общей реструктуризации задолженности и изменению соотношения  государственных ценных бумаг с  различными сроками погашения.

Внешние источники финансирования бюджетного дефицита обеспечивают поступление  иностранной валюты в бюджет на финансирование текущих расходов и импортных  закупок оборудования. При этом большое  значение имеют диверсификация источников внешних заимствований, соотношение  доходности внутренних и внешних  займов, сроки и условия привлечения средств. Улучшению структуры внешних заимствований в значительной степени способствует получение Россией кредитных рейтингов ведущих специализированных международных организаций. В свою очередь их показатели зависят от политических и экономических рисков для потенциальных внешних инвесторов, а влияют они прежде всего на условия размещения займов, которые при определенных обстоятельствах могут быть лучше, чем условия размещения внутренних займов. Однако внешние заимствования сопряжены с необходимостью поддержания такой структуры платежного баланса, когда валютные поступления в каждый конкретный отрезок времени достаточны для своевременного выполнения обязательств по займам. А это может создать дополнительные сложности при регулировании валютного курса российского рубля.

 

3. РОЛЬ ГОСУДАРСТВА  И ГОСУДАРСТВЕННЫХ ФИНАНСОВ В  РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ

3.1 Экономическая  роль и функции государства

 

Экономическая роль государства в современных условиях заключается в реформировании отношений  собственности, вертикали федеративного  устройства, институциональных преобразованиях  и достижении сбалансированности между  экономической эффективностью и  социальной справедливостью в обществе.

Экономическая роль государства проявляется в  следующих функциях: регулирующей; перераспределительной; социальной; контрольной.

1. Регулирующая  функция обусловлена тем, что

1) существуют  области функционирования государства,  в которых оно занимает ведущие  позиции (например, оборона, социальная  помощь и т.п.),

2) государство  реализует экономическую политику  через институциональную систему,

3) государство  является собственником и взаимодействует  с различными структурами предпринимательского  сектора экономики. К областям  регулирования относятся: сфера  предпринимательства, государственные  финансы, денежное обращение,  безналичные расчеты, внешнеэкономическая  деятельность, валютный курс, экономическая  безопасность, общественный сектор.

2. Перераспределительная  функция. Созданный национальный  доход является объектом перераспределения  между его производителями и  потребителями. Для реализации  этой функции решающую роль  в федеративном государстве играет  распределение полномочий и предметов  ведения между федерацией и  её субъектами в социально-экономической  сфере. Механизмом такого перераспределения  служат налоговая и бюджетная  системы.

3. Социальная  функция. Государство поддерживает  социальную справедливость и  определенный уровень общественного  благосостояния, гарантирует прожиточный  минимум, соответствие роста заработной  платы и производительности труда,  обеспечивает занятость населения.  Для реализации этой функции  решающую роль играет финансово-экономический  потенциал государства. Реализация  этой функции связана с расширением  спроса общественного сектора  экономики. Механизмом реализации  этой функции служат: система  социальных трансфертов, социальные  программы развития на федеральном,  региональном и местном уровнях,  системы государственной социальной  защиты государственных минимальных  социальных стандартов, адресной  социальной помощи.

4. Контрольная  функция. Государство создает  ориентиры социально-экономического  развития общества, задает параметры  экономического и социального  роста, определяет условия предпринимательской  деятельности, формирует долгосрочные, среднесрочные и текущие экономические  и социальные программы, выполнение  которых и служит объектом  контроля. Реализация этой функции  обеспечивается через органы  государственного контроля, в том  числе финансового, а также  институциональные системы. Механизмом  реализации этой функции является  система показателей и критериев,  зафиксированная в правовых актах  различного уровня, система санкций,  поощрений и льгот, выбор приоритетов  социально-экономического развития  общества.

Экономическая роль и функции государства определяют финансовую политику и финансовые методы регулирования социально-экономических  процессов.

3.2 Принципы и  роль государственных финансов

 

Состояние государственных финансов — один из основных показателей устойчивости экономики и совершенства социальной системы. Из бюджета обеспечивается финансирование важнейших инвестиционных программ, экологии, обороны и пр.

Государственные и муниципальные финансы ориентированы  на следующие основные принципы:

- единства  законодательной и нормативной  базы;

- открытости  и прозрачности;

- разграничения  полномочий и предметов ведения;

- целевой  ориентированности;

- научного  подхода к реализации намеченных  целей;

- экономичности  и рациональности;

- управляемости  финансовыми потоками на централизованной  основе.

Достижение  целей задается стратегией развития. Финансовая стратегия определяет возможность  сбалансированного управления стоимостной  оценкой материально-технических  средств и денежными ресурсами, которыми располагают государственный  и муниципальный секторы экономики.

Особое  значение имеет определение роли финансов в реформировании российской экономики, которая может быть сведена  к трем решающим факторам:

1) экономической  стабилизации;

2) адаптации  к рыночным преобразованиям;

3) стимулированию  инвестиционной активности.

1. Экономическая  стабилизация на макроуровне  неотделима от общей финансовой  стабилизации в экономике. Поэтому  мониторинг макроэкономических  показателей позволяет выявить  реальную ситуацию в финансовой  сфере. Из макроэкономических  показателей решающее значение  имеют уровень бюджетного дефицита, ход исполнения бюджета, уровень  задолженности предприятий перед  бюджетом и контрагентами, уровень  инфляции, ставка рефинансирования  Центрального банка РФ, изменение  валютного курса и др. Финансовая  стабильность означает наличие  устойчивых источников финансирования, возможность привлечения средств на рынке капиталов, накопление ресурсов для расширения производства и развития общественного сектора экономики.

2. Финансовая  адаптация к рыночным преобразованиям  выражается в том, что государство  и предприятия являются полноправными  участниками рынка капиталов,  выступая в роли кредиторов  или заемщиков. Организация финансов  позволяет быстро реагировать  на изменение ситуации на рынке,  приспосабливаться к новым условиям, использовать альтернативные финансовые  инструменты, выполнять налоговые  и другие денежные обязательства.

Реформирование  экономики с целью финансовой адаптации включает: либерализацию  цен; приватизацию; социальную трансформацию; интеграцию в мировую систему.

Трансформация экономических отношений означает переход к новому типу экономического роста, основанному на низком уровне инфляции и безработицы, внешнеэкономической  сбалансированности, благоприятной  экологической среде и достаточно высоком жизненном уровне. Цель трансформации  — создание социально-ориентированной  рыночной экономики.

3. Инвестиционная  активность государства и каждого  предприятия является результатом  и индикатором экономического  роста. Финансы играют решающую  роль в привлечении инвестиций, создании благоприятных условий  для функционирования рынка капиталов.  В отношении инвестиционной активности  принцип стратегической направленности  является определяющим и задача  финансов заключается в необходимости  его реализации.

 

3.3 Основные направления  государственной финансовой политики

 

Государственная финансовая политика - элемент макроэкономической политики. В настоящее время государственная  финансовая политика России направлена на преодоление последствий финансово-экономического кризиса, стабилизацию социально-экономической  ситуации в стране.

Финансовая  политика включает следующие направления: 1) налоговую политику; 2) бюджетную  политику; 3) денежно-кредитную политику; 4) институциональные преобразования; 5) инвестиционную политику; 6) социальную политику.

Для реализации финансовой политики необходимо:

- снижение  социальной напряженности;

- оздоровление  государственных финансов;

- восстановление  нормального функционирования банковской  сферы;

- сбалансированность  товарных и денежных потоков;

- разумное  расширение финансово-экономической  самостоятельности регионов в  рамках единого федеративного  государства;

- искоренение  финансовых злоупотреблений и  коррупции.

Важной  составной частью финансовой политики является налоговая политика. Она  должна быть направлена на создание приемлемых как для государства, так и  для участников рынка условий  налогообложения, обеспечивающих улучшение  финансового положения реального  сектора экономики. Ее основные задачи:

- комплексное  реформирование налогового законодательства  в целях оптимизации налоговой  базы, снижения уровня неплатежей;

- пересмотр  существующих налоговых и таможенных  льгот;

- введение  единого реестра налогоплательщиков;

- ужесточение  налогового администрирования;

- реструктуризация  пеней и штрафов по платежам  в бюджет и государственные  внебюджетные фонды.

Разрешение  бюджетного кризиса является первостепенной задачей бюджетной политики. Наиболее актуальные задачи в этой области:

- введение  экспортных пошлин в целях  обеспечения обслуживания и погашения  внешнего долга;

- принятие  мер по перечислению дивидендов  на акции, находящиеся в государственной  собственности, прибыли Банка  России в федеральный бюджет;

- реализация  программ экономии государственных  расходов;

- централизация  всех доходов и средств федерального  бюджета на счетах органов  Федерального казначейства;

- проведение  ревизии федеральных целевых  программ с целью их оптимизации;

- обеспечение  государственной монополии на  производство и оборот алкогольной  продукции;

- проведение  связанных расчетов с использованием  механизма целевого финансирования  расходов по погашению задолженности  бюджетным организациям и другим  получателям средств федерального  бюджета;

- реструктуризация  государственного долга;

- инвентаризация  внешних и внутренних заимствований,  результатов их использования.

Важнейшая задача денежно-кредитной политики - преодоление банковского кризиса, восстановление доверия к банковской системе и стимулирование организованных сбережений населения. Задачи денежно-кредитной  политики:

- реструктуризация  банковской системы;

- совершенствование  порядка контроля за соблюдением  банками обязательных нормативов;

- сглаживание  колебаний курса рубля к иностранным  валютам;

- пополнение  валютных запасов государства  и снижение оттока капиталов за границу;

- активизация  закупок добываемого золота для  пополнения Государственного фонда;

- усиление  таможенного контроля.

Большую роль в реализации государственной  финансовой политики играют институциональные  преобразования, которые вытекают из основных задач государства в  области управления. К ним относятся:

- приобретение  акций государством в результате  капитализации просроченной налоговой  задолженности организаций и  их последующая продажа;

Информация о работе Государственные и муниципальные финансы: сущность и функции