Государственные и муниципальные финансы: сущность и функции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2013 в 09:58, контрольная работа

Описание работы

Под финансами понимается совокупность объективно обусловленных экономических отношений, имеющих распределительный характер, денежную форму выражения и материализуемых в денежных доходах и накоплениях, формируемых в распоряжении субъектов хозяйствования и государства в форме фондов денежных средств для целей расширенного воспроизводства, материального стимулирования работающих, удовлетворения социальных и других потребностей общества.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ И ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ФИНАНСОВ 5
1.1 Сущность государственных финансов 5
1.2 Функции государственных финансов 7
2. ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ДОХОДЫ И РАСХОДЫ 11
2.1 Расходы государственного бюджета 11
2.2 Доходы государственного бюджета 13
2.3 Сбалансированность доходов и расходов государственного бюджета 16
3. РОЛЬ ГОСУДАРСТВА И ГОСУДАРСТВЕННЫХ ФИНАНСОВ В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ 20
3.1 Экономическая роль и функции государства 20
3.2 Принципы и роль государственных финансов 21
3.3 Основные направления государственной финансовой политики 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 29

Файлы: 1 файл

Гос и муниципальные финансы.docx

— 57.79 Кб (Скачать файл)

 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ  РФ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ  БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ

УФИМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ЭКОНОМИКИ И СЕРВИСА

 


 

 

 

 

 

Кафедра «РЭ и У»

 

 

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

По дисциплине: «Государственные и муниципальные финансы»

 

 

 

 

Вариант №7

Государственные и муниципальные  финансы: сущность и функции

 

 

 

 

 

Выполнил(а): студент(ка) гр. ГЗК-31

Шифр №10.01.527

Фамилия Кошкин А.С.

Проверил:

Чинаев Т.В.

 

 

 

 

Уфа 2013

 

Содержание

 

ВВЕДЕНИЕ 3

1. ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ И ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ФИНАНСОВ 5

1.1 Сущность государственных финансов 5

1.2 Функции государственных финансов 7

2. ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ДОХОДЫ И РАСХОДЫ 11

2.1 Расходы государственного бюджета 11

2.2 Доходы государственного бюджета 13

2.3 Сбалансированность доходов и расходов государственного бюджета 16

3. РОЛЬ ГОСУДАРСТВА И ГОСУДАРСТВЕННЫХ ФИНАНСОВ В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ 20

3.1 Экономическая роль и функции государства 20

3.2 Принципы и роль государственных финансов 21

3.3 Основные направления государственной финансовой политики 24

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 29

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Под финансами  понимается совокупность объективно обусловленных  экономических отношений, имеющих  распределительный характер, денежную форму выражения и материализуемых  в денежных доходах и накоплениях, формируемых в распоряжении субъектов  хозяйствования и государства в  форме фондов денежных средств для  целей расширенного воспроизводства, материального стимулирования работающих, удовлетворения социальных и других потребностей общества.

Финансы являются неотъемлемым элементом общественного  производства на всех уровнях хозяйствования. Различные общественные потребности  у хозяйствующих субъектов и  государства обусловливают возникновение  тех или иных видов финансовых связей.

При всем своем разнообразии они имеют  некоторые общие черты, что позволяет  объединять их в отдельные группы. Группировку финансовых связей можно  проводить по разным признакам, но наиболее обоснованной является классификация  этих отношений в соответствии с  объективными критериями. Финансовые отношения являются по своей природе  распределительными, так как распределяют часть стоимости общественного  продукта по субъектам. Именно субъекты формируют фонды целевого назначения в зависимости от того, какую роль они играют в общественном производстве. Поэтому наиболее приемлемым критерием  классификации финансовых отношений  является роль субъекта в общественном производстве.

В соответствии с этим критерием в общей совокупности финансовых отношений можно выделить три основные сферы: финансы предприятий, учреждений, организаций; страхование; государственные финансы.

Совокупность  сфер и звеньев финансовых отношений  образует финансовую систему.

Внутри каждой из названных сфер выделяются звенья, причем группировка финансовых отношений осуществляется в зависимости от характера деятельности субъекта, оказывающей определяющее влияние на состав и назначение целевых денежных фондов. Этот критерий позволяет выделить в сфере финансов предприятий (учреждений, организаций) такие звенья, как финансы предприятий, функционирующих на коммерческих началах; финансы учреждений и организаций, осуществляющих некоммерческую деятельность; финансы общественных объединений. В страховой сфере, где характер деятельности субъекта предопределяет специфику объекта страхования, в качестве звеньев выступают: социальное страхование, имущественное и личное страхование, страхование ответственности, страхование предпринимательских рисков. В сфере государственных финансов - соответственно, государственный бюджет, внебюджетные фонды, государственный кредит.

Целью курсовой работы является изучение сущности и  функций государственных финансов.

Задачами  курсовой работы являются изучение экономического содержания и функций государственных  финансов; государственных доходов  и расходов; роли государства и  государственных финансов в рыночной экономике.

 

1. ЭКОНОМИЧЕСКОЕ  СОДЕРЖАНИЕ И ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ  ФИНАНСОВ

1.1 Сущность государственных  финансов

 

Государственные финансы - это совокупность экономических  отношений, возникающих в реальном денежном обороте по поводу формирования, распределения и использования  централизованных фондов финансовых ресурсов.

Материальную основу финансов составляет денежный оборот.

Реальный  денежный оборот — это экономический  процесс, вызывающий движение стоимости  и сопровождающийся потоком денежных платежей и расчетов. Объектом реального  денежного оборота выступают  финансовые ресурсы, являющиеся источниками  финансирования расширенного воспроизводства.

Государственные финансы выражают экономические  отношения, связанные с обеспечением централизованными источниками  финансирования государственного и  муниципального секторов экономики, наиболее значимых программ развития производства и общественного сектора, организаций  и учреждений бюджетной сферы  и т.п. Их функционирование направлено на достижение общих целей развития социально ориентированной экономики.

Государственные финансы функционируют в рамках финансовой системы государства  и являются ее центральным звеном (рис. 1.1).

Финансы как экономическая категория  зависят от преобразований во взаимоотношениях между звеньями финансовой системы. Это относится, прежде всего, к взаимосвязям между финансами макроуровня  и финансами микроуровня. Финансы  макроуровня, и прежде всего государственный  и муниципальный бюджеты, основываются на финансовом потенциале предприятий. Финансы способствуют достижению общих  целей экономического развития, поэтому требуется их оптимальная организация. Способ организации устанавливает качественную определенность финансов. Распределение и использование финансовых ресурсов в государстве осуществляются в рамках интегрированной системы управления финансовыми потоками.

 



 





 



 

Рис. 1.1. Система государственных финансов

 

Важным методологическим фактором является определение принципов  организации и функционирования государственных финансов, позволяющее  выявить направления воздействия  финансов на развитие государственного и муниципального секторов экономики, выработать критерии их функционирования.

Государственные и муниципальные финансы опираются  на информационные потоки. Принятие государственных  решений основано на совокупности информации. Анализ поступающей информации важен  как в момент принятия решения, так  и в процессе контроля за ходом  его выполнения. Эта информация содержится в оперативной и статистической отчетности, договорах и соглашениях, расчетных документах и т.п.

Государственные финансы имеют четкую целевую  ориентацию. Они затрагивают определенные социально-политические интересы отдельных  слоев общества. Однако во всех своих  аспектах они ориентированы на решение  государственных и муниципальных  задач.

1.2 Функции государственных  финансов

 

Государственные как  экономическая категория проявляются  в выполняемых ими функциях. Изучение функции необходимо для реализации государственной финансовой политики. В рамках финансовой науки существует определенное единство функций финансов государства и финансов предприятий  и в то же время имеются существенные различия, определяющие значимость общегосударственных  интересов и предпринимательского аспекта деятельности.

Для финансовой системы в целом решающее значение имеют следующие функции: планирование, организация, стимулирование, контроль.

1. Функция  планирования предполагает формулирование  целей и выбор путей их достижения  на основании разграничения полномочий  и предметов ведения между  Федерацией, субъектами Федерации  и органами местного самоуправления. К функции планирования обычно  относят и распределение ограниченного  объема финансовых ресурсов во  временном аспекте исходя из  приоритетов и целей развития, их перераспределение между федеральным  бюджетом и бюджетами субъектов  Федерации и органов местного  самоуправления. Реализуется эта  функция через составление бюджетов  на соответствующий финансовый  год и перспективу, балансов  финансовых ресурсов, порядка налогообложения  и т.п.

2. Функция  организации включает бюджетное  устройство, бюджетную классификацию,  предполагает необходимость определения  порядка составления, утверждения  и исполнения бюджета, выбор  уполномоченных кредитных организаций,  разграничение полномочий законодательных  и исполнительных органов власти в бюджетном процессе, определения прав и обязанностей функциональных подразделений финансовых органов. С этой функцией связан процесс организационного построения внутренней системы регулирования и контроля бюджетных потоков и финансовых ресурсов государства.

3. Функция  стимулирования основывается на  деятельности, направленной на реализацию  целей. С помощью этой функции  интерпретируются факторы, влияющие  на финансовую деятельность и  учитывающие ее потребность в  денежных средствах. Решающую  роль играют факторы, определяющие  поведение служащих в процессе  принятия ими решений по тактическим  и стратегическим аспектам финансов.

4. Функция  контроля означает содействие  реализации поставленных целей.  К ним относится выработка  норм и нормативов, являющихся  эталоном, критерием оценки результатов,  сравнение достижений с поставленными  целями и установленными критериями, обеспечение внесения необходимых  изменений в условия и факторы  финансовой деятельности.

Функции финансов, связанные с регулированием реального  денежного оборота:

1. Распределительная  функция государственных финансов  заключается в том, что через  распределение и перераспределение  вновь созданной стоимости обеспечиваются  общегосударственные потребности,  формируются источники финансирования  общественного сектора экономики,  достигается сбалансированность  бюджетов и внебюджетных фондов  в рамках единой бюджетной  системы РФ.

Государственные финансы функционируют на основе перераспределения финансовых ресурсов через систему централизованных фондов. С помощью этой функции  они обслуживают воспроизводственные  процессы как в рамках относительно обособленных структурных образований, так и в общегосударственном  масштабе.

Распределительная функция заключается в том, что  вновь созданная стоимость подлежит распределению в целях выполнения денежных обязательств предприятий  перед бюджетом, банками, контрагентами. Ее результатом является формирование и использование централизованных фондов денежных средств, содержание непроизводственной сферы экономики.

Основными объектами реализации распределительной  функции финансов являются обязательные платежи в бюджет и внебюджетные фонды, а также источники финансирования бюджетного дефицита. Особую роль играет процесс перераспределения доходов  между различными уровнями бюджетов.

2. Контрольная  функция государственных финансов  заключается в реализации контроля  рублем за реальным денежным  оборотом, участником которого является  государство, формированием централизованных  фондов денежных средств. Контроль  рублем имеет две формы: контроль  за изменением финансовых показателей,  состоянием платежей и расчетов; контроль за реализацией стратегии  финансирования.

В первом случае применяется система санкций  и поощрений, использующая меры принудительного  или стимулирующего характера. Во втором случае речь идет о реализации долгосрочной финансовой политики, в которой основное внимание обращается на предвидение  изменений и заблаговременное приспособление к ним порядка и условий  финансирования. Постоянные изменения, обновления в финансовой системе  нуждаются в адекватной реакции  на это всех ветвей власти.

Контрольная функция финансов всегда имеет конкретную форму проявления. Она может быть направлена на бюджет определенного  уровня, внебюджетный фонд, предприятие  или учреждение и т.п.

Контрольная функция  государственных финансов реализуется  по следующим основным направлениям: 1) контроль за правильным и своевременным  перечислением средств в централизованные фонды; 2) контроль за соблюдением заданных параметров централизованных фондов денежных средств с учетом потребностей производственного и социального развития; 3) контроль за целенаправленным и эффективным использованием финансовых ресурсов.

Целевое и эффективное использование  финансовых ресурсов контролируется на основе составляемых плановых и отчетных смет образования и расходования денежных фондов.

Информация о работе Государственные и муниципальные финансы: сущность и функции