Государственные и муниципальные финансы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2015 в 10:59, контрольная работа

Описание работы

Понятие, содержание и назначение государственных и муниципальных финансов, их роль в финансовой системе Российской федерации
По поводу происхождения термина «финансы» существуют различные точки зрения. Одни авторы считают, что он получил распространение в городах Италии в XIII – XV в.в., а затем получил международное распространение. Другие считают, что этот термин появился во Франции и дословно переводится как «доход» или «платеж»

Файлы: 1 файл

Государственные и муниципальные финансы на ГАК.docx

— 51.39 Кб (Скачать файл)

Государственные и муниципальные финансы

  1. Понятие, содержание и назначение государственных и муниципальных финансов, их роль в финансовой системе Российской федерации

По поводу происхождения термина «финансы» существуют различные точки зрения. Одни авторы считают, что он получил распространение в городах Италии в XIII – XV в.в., а затем получил международное распространение. Другие считают, что этот термин появился во Франции и дословно переводится как «доход» или «платеж»

Слово «финансы» не имеет однозначного перевода и толкования. Во Франции оно означало «государственные доходы», «денежная сумма», а в переводе с латинского – «обязательная уплата денег, денежно – долговое обязательство». В России в 17 веке оно стало использоваться в значении «государственное имущество (доходы, расходы, долги, материальные средства) и управление им.»

Мы будем определять финансы как совокупность экономических отношений, связанных с денежным распределением и перераспределением валового внутреннего продукта (ВВП) и национального дохода (НД), результатом которых является образование и использование денежных фондов целевого назначения.

Изначально понятие финансы рассматривалось только в плоскости формирования, а в дальнейшем и использования денежных фондов государства. Позднее эта экономическая категория получила название публичные финансы.

Публичные финансы включают в себя государственные и местные финансы (финансы местного самоуправления). Их признаки:

1. Денежный характер отношений.

2. Безвозмездный и безвозвратный характер платежей хозяйствующими субъектами в государственные и местные бюджеты и внебюджетные фонды.

3. Принудительная со стороны государственных органов форма денежных отношений.

В настоящее время, государственные и муниципальные финансы являются важнейшим звеном финансовой системы. Они обеспечивают органы государственной власти и местного самоуправления денежными средствами для осуществления функций, предусмотренных Конституцией РФ и другими законодательными актами.

Государственные и муниципальные финансы охватывают ту часть денежных отношений по поводу распределения и перераспределения стоимости созданного в обществе совокупного продукта, которая в установленном размере аккумулируется в руках органов государственной власти и местного самоуправления для покрытия расходов, необходимых для выполнения государством и местными органами власти своих функций.

Таким образом, государственные и муниципальные финансы это экономические отношения, связанные с обеспечением централизованными источниками финансирования государственного и муниципального секторов экономики, наиболее значимых программ развития производства и общественного сектора, организаций и учреждений бюджетной сферы и т.п.

Государственные финансы играют важную роль в общей системе экономической и политической жизни страны, активизируя денежные ресурсы для выполнения государством своих функций.

Главными функциями государства являются:

• упорядочение жизни общества;

• обеспечение и защита прав и свобод граждан;

• обеспечение правопорядка и безопасности государства;

• регулирование макроэкономического развития;

• оказание государственных услуг населению;

• разработка и реализация социальной политики, финансирование основных общественных и социальных услуг, поддержка мало¬имущих групп населения;

• регулирование интеграции в мировую политическую систему и мировую экономику;

• осуществление мер по охране окружающей среды и др.

Таким образом, государственные финансы — это с одной стороны - инструмент привлечения средств в бюджет с помощью обязательных платежей, с другой - ведущий экономический рычаг государства.

Основные воздействия государственных финансов на экономику осуществляются посредством налоговой политики, таможенной политики, управления государственным долгом, предоставления финансовой помощи отдельным отраслям экономики, хозяйствующим субъектам, разработки и принятия законодательных актов регулирующих экономические отношения.

Политика в области государственных финансов обеспечивает поддержание экономического роста; ограничение социального неравенства; эффективность государственных расходов. Государственные финансы обслуживают государство как систему организации органов власти (оплата труда госслужащих и др.). С политической точки зрения государственные финансы — это и фактор развития структур государственного управления.

 

  1. Государственные и  муниципальные финансовые  ресурсы:  источники,  виды и формы их организации

По своей сути государственные и муниципальные финансы отражают совокупность экономических отношений по поводу формирования, распределения и использования фондов денежных средств государства и муниципальных образований.

Денежные средства, формируемые в процессе создания и распределения валового внутреннего продукта, аккумулируе-мые органами управления государством в целевых фондах и используемые на реализацию государственной внутренней и внешней политики, представляют собой финансовые ресурсы сектора государственного управления.

Источниками государственных и муниципальных финан-совых ресурсов являются: вновь созданная за определенный период стоимость (национальный доход), часть национального богатства, средства заимствованные и привлеченные из внешних источников. Состав финансовых ресурсов неоднороден. В зависимости от метода привлечения средств выделяются нало-говые и неналоговые поступления. К последним относятся обя-зательные страховые взносы, таможенные пошлины, средства от использования и продажи государственного и муниципального имущества, выпуска и продажи государственных, муни-ципальных и других ценных бумаг, внешних и внутренних за-имствований, безвозмездные поступления от физических и юридических лиц,  прочие поступления. В странах с рыночной экономикой налоговые доходы занимают в структуре финансо-вых ресурсов органов власти основную долю. Налоги являются основным финансовым инструментом перераспределения национального дохода. Часть национального дохода, присво-енная государством принудительно в форме налогов, превра-щается в централизованные государственные финансовые ре-сурсы. При этом налоги выступают инструментом вмешатель-ства государства в процесс общественного воспроизводства: влияют на уровень инвестиционной активности предпринима-телей, на структурную перестройку экономики, на процесс накопления капитала, экспортно – импортную деятельность и т.п. Налоговое регулирование социально – экономических про-цессов оказывает непосредственное влияние на объемы госу-дарственных финансовых ресурсов, как в текущем, так и в  бу-дущем периоде.

Характер привлечения органом управления финансовых ресурсов различен. Как правило, средства поступают на без-возмездной, невозвратной основе (платежи обезличиваются и не возвращаются конкретному плательщику). В отдельные пе-риоды органы государственного и муниципального управления испытывают временную дополнительную потребность в де-нежных ресурсах, которая формируется посредством различных способов заимствования средств. Государственный и му-ниципальный кредит привлекается на возвратной основе. Структура государственных финансовых ресурсов меняется под воздействием экономических и политических факторов.

В зависимости от денежного фонда, в котором аккумули-руются средства, выделяются бюджетные ресурсы и ресурсы внебюджетных фондов. Большая часть ресурсов сосредоточена в бюджетах органов управления. Структура финансовых ресур-сов в зависимости от уровня управления предусматривает учет и анализ ресурсов Федерации, ресурсов регионов и ресурсов муниципалитетов. Правовые основы формирования финансовых ресурсов по уровням управления устанавливаются конституцией страны, ее бюджетным и налоговым законодательством, нормативными правовыми актами. Они регулируют разграни-чение, распределение и перераспределение доходов по уровням государственного и муниципального управления.

Основные направления использования государственных и муниципальных финансовых ресурсов определяются функция-ми, возложенными на органы управления. Их основной функ-цией является обеспечение общества нерыночными общегосу-дарственными услугами, связанными с управлением, обороной, внешнеполитической деятельностью, общественной безопасно-стью, с социальными  и экономическими услугами. Направления расходования финансовых ресурсов на каждом уровне управления жестко регламентированы. За счет средств цен-трального уровня управления финансируются общенациональ-ные расходы. За счет финансовых ресурсов региона обеспечи-вается развитие экономики, рост занятости населения, привле-чение инвестиций в те отрасли, которые являются приоритет-ными с позиций регионального развития. Местные финансовые ресурсы обеспечивают содержание и развитие территорий му-ниципальных образований и их инфраструктуры (транспорта, жилищно-коммунального хозяйства, здравоохранения и т.п.).

 

 

  1. Организация  и  управление  государственными  и  муниципальными  финансами в Российской Федерации 

Управление финансами – совокупность приемов и методов целенаправленного воздействия на финансовые отношения для достижения определенных целей.

При этом финансы можно рассматривать как субъект и объект управления. Как субъект управления они играют активную роль в управлении экономикой, оказывая влияние на объект управления. Как объект управления финансы выступают в качественной объективной экономической категории, которая нуждается в том, чтобы финансами управляли через познание возможностей и свойства категории. Следовательно, без управления финансами, финансовыми отношениями, конкретными формами проявления категории финансов невозможно развивать экономику.

Конкретным объектом управления является сфера финансовых отношений или финансовых взаимосвязей, которые материализуются в финансовых ресурсах.

Финансовые объекты – это разнообразные виды финансовых отношений. К ним относятся:

- государственные и муниципальные  финансы;

- финансы организаций, предприятий. учреждений;

- финансы домохозяйств.

Финансовые субъекты – структуры (организации), которые организуют и осуществляют это управление. К ним относятся:

- финансовые органы государства: законодательные органы власти, исполнительные органы власти (Министерство  финансов РФ и субъекта РФ, Центральный Банк РФ т. д.);

- финансовые службы, отделы  и органы, которые существуют  на предприятиях;

- домохозяйства.

В России главными властными структурами по управлению финансами являются Федеральное Собрание и две его палаты Госдума и Совет Федерации, Президент и Правительство. Именно эти органы принимают окончательное решение при утверждении федерального бюджета и отчета о его исполнении. Финансовый аппарат государства включает следующие органы:

1) профильные комитеты  по бюджету, налогам, банкам и  финансам Государственной Думы  и Совета Федерации, Счетную палату  РФ;

2) Министерство финансов  РФ, его службы и органы на  местах;

3) Центральный банк РФ;

4) Федеральную службу  по финансовым рынкам;

5) Федеральную таможенную  службу;

6) Федеральное агентство  по управлению федеральным имуществом;

7) Исполнительные дирекции  внебюджетных фондов социального  назначения и другие.

Важнейшим органом, осуществляющим управление финансами в РФ, является Министерство финансов РФ и его органы на местах. Минфин России обеспечивает проведение единой финансовой, бюджетной, налоговой и валютной политики в РФ. Минфин РФ в соответствии с возложенными на него задачами выполняет следующие основные функции:

1) подготавливает предложения  и реализует меры по совершенствованию  бюджетной системы РФ, развитию  бюджетного федерализма и механизма  межбюджетных отношений с субъектами  РФ;

2) участвует в разработке  прогнозов социально-экономического  развития РФ на долгосрочную, среднесрочную и краткосрочную  перспективу;

3) участвует в разработке  и осуществлении мер по финансовому  оздоровлению и структурной перестройке  экономики, поддержке и защите  интересов отечественных производителей  товаров, исполнителей работ и  услуг;

4) участвует в подготовке  предложений по основным направлениям  кредитной, денежной политики РФ, улучшению состояния расчетов  и платежей в экономике;

5) разрабатывает меры, направленные  на формирование и реализацию  активной инвестиционной политики, участвует в разработке и финансировании  федеральных инвестиционных программ  и бюджета развития РФ;

6) разрабатывает проекты  федерального бюджета и прогноз  консолидированного бюджета РФ;

7) исполняет федеральный  бюджет, составляет отчет об исполнении  федерального бюджета и консолидированного  бюджета РФ;

8) осуществляет контроль  целевого использования средств  федерального бюджета.

Министерство финансов РФ включает следующие федеральные службы: Федеральная налоговая служба; Федеральная служба финансово-бюджетного надзора; Федеральное казначейство.

Субъекты управления используют в каждой сфере и каждом звене финансовых отношений специфические и общие методы целенаправленного воздействия на финансы. К ним относятся:

- Планирование и прогнозирование. Планирование – это процесс  обоснования на определенный  период движения финансовых ресурсов  и соответствующих финансовых  отношений. Объектом выступает финансовая  деятельность государства или  любого хозяйствующего субъекта. Прогнозирование представляет собой  предсказание, предвидение, основанное  на определенных данных.

- Оперативное управление  связано с осуществлением практических  действий по выполнению финансового  плана, внесению коррективов в  его показатели с учетом новых  хозяйственных обстоятельств, изысканию иных источников формирования финансовых ресурсов и направления их эффективного вложения.

- Стратегическое управление  выражается в определении эффективного  использования финансовых ресурсов  через прогнозирование на долгосрочную  перспективу.

Информация о работе Государственные и муниципальные финансы