Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2015 в 10:59, контрольная работа
Понятие, содержание и назначение государственных и муниципальных финансов, их роль в финансовой системе Российской федерации
По поводу происхождения термина «финансы» существуют различные точки зрения. Одни авторы считают, что он получил распространение в городах Италии в XIII – XV в.в., а затем получил международное распространение. Другие считают, что этот термин появился во Франции и дословно переводится как «доход» или «платеж»
Государственные и муниципальные финансы
По поводу происхождения термина «финансы» существуют различные точки зрения. Одни авторы считают, что он получил распространение в городах Италии в XIII – XV в.в., а затем получил международное распространение. Другие считают, что этот термин появился во Франции и дословно переводится как «доход» или «платеж»
Слово «финансы» не имеет однозначного перевода и толкования. Во Франции оно означало «государственные доходы», «денежная сумма», а в переводе с латинского – «обязательная уплата денег, денежно – долговое обязательство». В России в 17 веке оно стало использоваться в значении «государственное имущество (доходы, расходы, долги, материальные средства) и управление им.»
Мы будем определять финансы как совокупность экономических отношений, связанных с денежным распределением и перераспределением валового внутреннего продукта (ВВП) и национального дохода (НД), результатом которых является образование и использование денежных фондов целевого назначения.
Изначально понятие финансы рассматривалось только в плоскости формирования, а в дальнейшем и использования денежных фондов государства. Позднее эта экономическая категория получила название публичные финансы.
Публичные финансы включают в себя государственные и местные финансы (финансы местного самоуправления). Их признаки:
1. Денежный характер отношений.
2. Безвозмездный и безвозвратный характер платежей хозяйствующими субъектами в государственные и местные бюджеты и внебюджетные фонды.
3. Принудительная со стороны государственных органов форма денежных отношений.
В настоящее время, государственные и муниципальные финансы являются важнейшим звеном финансовой системы. Они обеспечивают органы государственной власти и местного самоуправления денежными средствами для осуществления функций, предусмотренных Конституцией РФ и другими законодательными актами.
Государственные и муниципальные финансы охватывают ту часть денежных отношений по поводу распределения и перераспределения стоимости созданного в обществе совокупного продукта, которая в установленном размере аккумулируется в руках органов государственной власти и местного самоуправления для покрытия расходов, необходимых для выполнения государством и местными органами власти своих функций.
Таким образом, государственные и муниципальные финансы это экономические отношения, связанные с обеспечением централизованными источниками финансирования государственного и муниципального секторов экономики, наиболее значимых программ развития производства и общественного сектора, организаций и учреждений бюджетной сферы и т.п.
Государственные финансы играют важную роль в общей системе экономической и политической жизни страны, активизируя денежные ресурсы для выполнения государством своих функций.
Главными функциями государства являются:
• упорядочение жизни общества;
• обеспечение и защита прав и свобод граждан;
• обеспечение правопорядка и безопасности государства;
• регулирование макроэкономического развития;
• оказание государственных услуг населению;
• разработка и реализация социальной политики, финансирование основных общественных и социальных услуг, поддержка мало¬имущих групп населения;
• регулирование интеграции в мировую политическую систему и мировую экономику;
• осуществление мер по охране окружающей среды и др.
Таким образом, государственные финансы — это с одной стороны - инструмент привлечения средств в бюджет с помощью обязательных платежей, с другой - ведущий экономический рычаг государства.
Основные воздействия государственных финансов на экономику осуществляются посредством налоговой политики, таможенной политики, управления государственным долгом, предоставления финансовой помощи отдельным отраслям экономики, хозяйствующим субъектам, разработки и принятия законодательных актов регулирующих экономические отношения.
Политика в области государственных финансов обеспечивает поддержание экономического роста; ограничение социального неравенства; эффективность государственных расходов. Государственные финансы обслуживают государство как систему организации органов власти (оплата труда госслужащих и др.). С политической точки зрения государственные финансы — это и фактор развития структур государственного управления.
По своей сути государственные и муниципальные финансы отражают совокупность экономических отношений по поводу формирования, распределения и использования фондов денежных средств государства и муниципальных образований.
Денежные средства, формируемые в процессе создания и распределения валового внутреннего продукта, аккумулируе-мые органами управления государством в целевых фондах и используемые на реализацию государственной внутренней и внешней политики, представляют собой финансовые ресурсы сектора государственного управления.
Источниками государственных и муниципальных финан-совых ресурсов являются: вновь созданная за определенный период стоимость (национальный доход), часть национального богатства, средства заимствованные и привлеченные из внешних источников. Состав финансовых ресурсов неоднороден. В зависимости от метода привлечения средств выделяются нало-говые и неналоговые поступления. К последним относятся обя-зательные страховые взносы, таможенные пошлины, средства от использования и продажи государственного и муниципального имущества, выпуска и продажи государственных, муни-ципальных и других ценных бумаг, внешних и внутренних за-имствований, безвозмездные поступления от физических и юридических лиц, прочие поступления. В странах с рыночной экономикой налоговые доходы занимают в структуре финансо-вых ресурсов органов власти основную долю. Налоги являются основным финансовым инструментом перераспределения национального дохода. Часть национального дохода, присво-енная государством принудительно в форме налогов, превра-щается в централизованные государственные финансовые ре-сурсы. При этом налоги выступают инструментом вмешатель-ства государства в процесс общественного воспроизводства: влияют на уровень инвестиционной активности предпринима-телей, на структурную перестройку экономики, на процесс накопления капитала, экспортно – импортную деятельность и т.п. Налоговое регулирование социально – экономических про-цессов оказывает непосредственное влияние на объемы госу-дарственных финансовых ресурсов, как в текущем, так и в бу-дущем периоде.
Характер привлечения органом управления финансовых ресурсов различен. Как правило, средства поступают на без-возмездной, невозвратной основе (платежи обезличиваются и не возвращаются конкретному плательщику). В отдельные пе-риоды органы государственного и муниципального управления испытывают временную дополнительную потребность в де-нежных ресурсах, которая формируется посредством различных способов заимствования средств. Государственный и му-ниципальный кредит привлекается на возвратной основе. Структура государственных финансовых ресурсов меняется под воздействием экономических и политических факторов.
В зависимости от денежного фонда, в котором аккумули-руются средства, выделяются бюджетные ресурсы и ресурсы внебюджетных фондов. Большая часть ресурсов сосредоточена в бюджетах органов управления. Структура финансовых ресур-сов в зависимости от уровня управления предусматривает учет и анализ ресурсов Федерации, ресурсов регионов и ресурсов муниципалитетов. Правовые основы формирования финансовых ресурсов по уровням управления устанавливаются конституцией страны, ее бюджетным и налоговым законодательством, нормативными правовыми актами. Они регулируют разграни-чение, распределение и перераспределение доходов по уровням государственного и муниципального управления.
Основные направления использования государственных и муниципальных финансовых ресурсов определяются функция-ми, возложенными на органы управления. Их основной функ-цией является обеспечение общества нерыночными общегосу-дарственными услугами, связанными с управлением, обороной, внешнеполитической деятельностью, общественной безопасно-стью, с социальными и экономическими услугами. Направления расходования финансовых ресурсов на каждом уровне управления жестко регламентированы. За счет средств цен-трального уровня управления финансируются общенациональ-ные расходы. За счет финансовых ресурсов региона обеспечи-вается развитие экономики, рост занятости населения, привле-чение инвестиций в те отрасли, которые являются приоритет-ными с позиций регионального развития. Местные финансовые ресурсы обеспечивают содержание и развитие территорий му-ниципальных образований и их инфраструктуры (транспорта, жилищно-коммунального хозяйства, здравоохранения и т.п.).
Управление финансами – совокупность приемов и методов целенаправленного воздействия на финансовые отношения для достижения определенных целей.
При этом финансы можно рассматривать как субъект и объект управления. Как субъект управления они играют активную роль в управлении экономикой, оказывая влияние на объект управления. Как объект управления финансы выступают в качественной объективной экономической категории, которая нуждается в том, чтобы финансами управляли через познание возможностей и свойства категории. Следовательно, без управления финансами, финансовыми отношениями, конкретными формами проявления категории финансов невозможно развивать экономику.
Конкретным объектом управления является сфера финансовых отношений или финансовых взаимосвязей, которые материализуются в финансовых ресурсах.
Финансовые объекты – это разнообразные виды финансовых отношений. К ним относятся:
- государственные и
- финансы организаций, предприятий. учреждений;
- финансы домохозяйств.
Финансовые субъекты – структуры (организации), которые организуют и осуществляют это управление. К ним относятся:
- финансовые органы государства: законодательные органы власти, исполнительные органы власти (Министерство финансов РФ и субъекта РФ, Центральный Банк РФ т. д.);
- финансовые службы, отделы и органы, которые существуют на предприятиях;
- домохозяйства.
В России главными властными структурами по управлению финансами являются Федеральное Собрание и две его палаты Госдума и Совет Федерации, Президент и Правительство. Именно эти органы принимают окончательное решение при утверждении федерального бюджета и отчета о его исполнении. Финансовый аппарат государства включает следующие органы:
1) профильные комитеты по бюджету, налогам, банкам и финансам Государственной Думы и Совета Федерации, Счетную палату РФ;
2) Министерство финансов РФ, его службы и органы на местах;
3) Центральный банк РФ;
4) Федеральную службу по финансовым рынкам;
5) Федеральную таможенную службу;
6) Федеральное агентство
по управлению федеральным
7) Исполнительные дирекции
внебюджетных фондов
Важнейшим органом, осуществляющим управление финансами в РФ, является Министерство финансов РФ и его органы на местах. Минфин России обеспечивает проведение единой финансовой, бюджетной, налоговой и валютной политики в РФ. Минфин РФ в соответствии с возложенными на него задачами выполняет следующие основные функции:
1) подготавливает предложения
и реализует меры по
2) участвует в разработке
прогнозов социально-
3) участвует в разработке
и осуществлении мер по
4) участвует в подготовке
предложений по основным
5) разрабатывает меры, направленные
на формирование и реализацию
активной инвестиционной
6) разрабатывает проекты
федерального бюджета и
7) исполняет федеральный
бюджет, составляет отчет об
8) осуществляет контроль
целевого использования
Министерство финансов РФ включает следующие федеральные службы: Федеральная налоговая служба; Федеральная служба финансово-бюджетного надзора; Федеральное казначейство.
Субъекты управления используют в каждой сфере и каждом звене финансовых отношений специфические и общие методы целенаправленного воздействия на финансы. К ним относятся:
- Планирование и
- Оперативное управление
связано с осуществлением
- Стратегическое управление
выражается в определении