Государственные и муниципальные финансы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2015 в 10:59, контрольная работа

Описание работы

Понятие, содержание и назначение государственных и муниципальных финансов, их роль в финансовой системе Российской федерации
По поводу происхождения термина «финансы» существуют различные точки зрения. Одни авторы считают, что он получил распространение в городах Италии в XIII – XV в.в., а затем получил международное распространение. Другие считают, что этот термин появился во Франции и дословно переводится как «доход» или «платеж»

Файлы: 1 файл

Государственные и муниципальные финансы на ГАК.docx

— 51.39 Кб (Скачать файл)

- бюджетных кредитов, привлеченных  в федеральный бюджет из других  бюджетов бюджетной системы РФ;

- государственных гарантий  РФ и  иных долговых обязательств.

Формы существования долговых обязательств субъектов РФ аналогичны РФ (за исключением кредитных соглашений и договоров, заключенных с иностранными государствами).

Многочисленность государственных долговых обязательств обуславливает необходимость их классификации:

- в зависимости от вида  валюты возникающих обязательств  выделяют внутренний (в валюте  РФ) и внешний долг (в иностранной  валюте);

- по  срочности погашения  выделяют краткосрочные (до одного  года), среднесрочные (свыше одного  года до пяти лет), долгосрочные (от пяти до тридцати лет) долги;

- по статусу различают  федеральный долг (государственный  долг РФ) и субъектный долг (государственный  долг субъекта РФ).

Муниципальный долг представляет собой совокупность всех долговых обязательств муниципального образования, которые полностью и без условий обеспечиваются всем муниципальным имуществом, составляющим муниципальную казну. Муниципальные долговые обязательства могут быть в форме: кредитных соглашений, осуществляемых путем выпуска муниципальных ценных бумаг; бюджетных кредитов от других бюджетов бюджетной системы РФ; договоров о предоставлении муниципальных гарантий.

В зависимости от экономического содержания государственный и муниципальный долг бывает капитальным и текущим.

Под капитальным долгом понимают всю сумму выпущенных и непогашенных долговых обязательств государства, включая начисленные проценты по ним.

Под текущим долгом понимают расходы по выплате доходов кредиторам по всем долговым обязательствам и по погашению обязательств, срок выплаты по которым наступил.

В проведении эффективной финансовой политики в области государственного и муниципального долга особое значение приобретает управление этими долгами. Под управлением государственным и муниципальным долгом подразумевается совокупность мероприятий государственных органов и органов местного самоуправления по установлению предельных объемов заимствования, структуры долга; разработке программ по погашению займов,  организации выплат денежных средств по ним; проведений изменений условий и сроков по ранее полученным займам.

В системе действий по управлению государственным и муниципальным долгом наиболее важными являются обслуживание и погашение долга. Обслуживание долга предполагает следующие операции:

- размещение долговых  обязательств;

- выплату доходов по  обязательствам;

- погашение долга полностью  или частично согласно плану  или осуществление взносов в  фонд погашения. Погашение долга  предполагает полный возврат  основной суммы долга и процентов  по нему, а также предусмотренных  санкций в случае нарушения  возврата долга.

В условиях значительного роста государственной (муниципальной) задолженности и бюджетного дефицита правительство государства или субъекта государства (орган самоуправления) вынуждены прибегать к различным способам регулирования долга.

К таким способам относятся:

- рефинансирование – выпуск новых займов для покрытия ранее выпущенных долговых обязательств;

- реструктуризация долга – это погашение долговых обязательств с одновременным осуществлением заимствований в объемах погашаемых долговых обязательств с установлением иных условий обслуживания долгов и сроков их погашения. Возможно частичное списание (сокращение) суммы основного долга;

- конверсия  – традиционно это изменение доходности займов (понижение – в целях снижения расходов по управлению государственным долгом или повышение доходности – для кредиторов);

- консолидация – изменение  срока действия уже выпущенных  займов в сторону увеличения  или сокращения;

- унификация займов –  это объединение нескольких ранее  выпущенных займов на один  новый;

- отсрочка погашения займа - когда не только отодвигаются  сроки погашения, но и прекращаются  выплаты дохода;

- аннулирование долга  – полный отказ от обязательств  по выпущенным займам (это –  крайняя мера).

Конверсия, консолидация, унификация государственных и муниципальных займов осуществляется, как правило, в отношении внутренних долгов.

 

9.  Государственный  и  муниципальный  кредит:  виды,  классификация,  система управления 

Государственный и муниципальный кредит как экономическая категория отражает денежные отношения, возникающие между государством в лице органов власти и юридическими, физическими лицами, правительством иностранных государств по поводу привлечения или предоставления на условиях срочности и возвратности денежных ресурсов в целях регулирования социально-экономических процессов в обществе.

Государственный и муниципальный кредит является разновидностью кредитных отношений. Однако он отличается от банковского кредита субъектами кредитных отношений, целевым назначением, источниками возврата кредита. Государственный (муниципальный) кредит предусматривает обязательным субъектом кредитных отношений государство, которое может выступать как заемщик, кредитор или гарант ответственности за возврат средств, предоставленных физическим и юридическим лицам. Заимствование средств, осуществляемое правительством РФ, субъекта РФ или муниципальным органом власти, обусловлено объективным противоречием между возрастанием общественных потребностей и ограниченными бюджетными возможностями государства. Государственный (муниципальный) кредит выступает источником финансирования бюджетного дефицита. На практике это означает, что взятые взаймы средства попадают в распоряжение органов исполнительной власти, превращаясь в дополнительные финансовые ресурсы, которые направляются на оплату расходов, предусмотренных утвержденным финансовым планом на предстоящий период.

Обеспечением возврата государственного (муниципального) кредита и процентов по нему выступает все имущество, находящееся в собственности РФ либо субъекта РФ (муниципального образования), в то время как у банковского кредита им является определенный, конкретный вид ценностей. Источником возврата государственного (муниципального) долга являются доходы бюджетов, а у банковского кредита – доходы юридических и физических лиц. Государственный (муниципальный) кредит обслуживает формирование и использование централизованные денежных фондов государства (муниципалитетов). В качестве финансового звена он обслуживает формирование и использование бюджета и внебюджетных фондов. Но при этом имеет ряд особенностей, отличающих его от классических финансовых категорий, в частности, налогов:

1) добровольный характер,

2) налоги движутся в  одну сторону от плательщика - в бюджет, а кредит имеет возвратный  характер.

По срокам привлечения государственный кредит подразделяется на долгосрочный (свыше 3 лет), среднесрочный (до 3 лет) и краткосрочный (до года). По валюте предоставления он подразделяется на кредит, выдаваемый в национальной валюте и кредит в иностранной валюте. По отношению к субъектам кредитной сделки выделяют внутренний и внешний кредиты. Государственный кредит выступает в трех формах:

1) государственных (муниципальных) заимствований;

2) гарантий, предоставляемых  государством (муниципалитетом) заемщику  средств;

3) государственного (муниципального) кредитования лиц.

 

10. Понятие,  принципы  и  основы  организации  бюджетного  процесса  в Российской Федерации

 

Бюджетный процесс - это регламентируемая нормами права деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления и участников бюджетного процесса по составлению и рассмотрению проектов бюджетов, проектов бюджетов государственных внебюджетных фондов, утверждению и исполнению бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов, а также по контролю за их исполнением.

Бюджетный процесс включает четыре стадии бюджетной деятельности:

1) составление проектов  бюджетов;

2) рассмотрение и утверждение  бюджетов;

3) исполнение бюджетов;

4) составление отчетов  об исполнении бюджетов и их  утверждение.

Участниками бюджетного процесса являются:

1. Президент Российской  Федерации, который представляет  ежегодное бюджетное послание, утверждает  бюджет и контролирует его  исполнение.

2. Органы законодательной (представительной) власти, которые  рассматривают и утверждают бюджеты  и отчеты об их исполнении, осуществляют последующий контроль за исполнением бюджетов, формируют и определяют правовой статус органов, осуществляющих контроль за исполнением бюджетов. На федеральном уровне такими органами выступают: Государственная Дума и Совет Федерации Федерального Собрания РФ.

3. Органы исполнительной  власти (высшие должностные лица  субъектов РФ, главы местного  самоуправления, финансовые органы, органы, осуществляющие сбор доходов  бюджетов, и другие уполномоченные  лица) — составляют проект бюджета; вносят его на рассмотрение  и утверждение законодательного (представительного) органа; осуществляют  исполнение бюджета, в том числе  сбор доходов, управление государственным  долгом, ведомственный контроль за исполнением бюджета; предоставляют отчет об исполнении бюджета на утверждение законодательных (представительных) органов власти.

4. Органы денежно-кредитного  регулирования — Банк России  и кредитные организации, осуществляющие  операции со средствами бюджетов. Банк России совместно с Правительством  РФ разрабатывает и представляет  на рассмотрение Государственной  Думы основные направления денежно-кредитной  политики; обслуживает счета бюджетов; осуществляет функции генерального  агента по государственным ценным  бумагам РФ.

5. Органы государственного  и муниципального финансового  контроля — контролируют исполнение  соответствующих бюджетов; проводят  экспертизы проектов бюджетов, федеральных  и региональных целевых программ  и иных нормативных актов бюджетного  законодательства РФ, субъектов  РФ, актов органов местного самоуправления. Они осуществляют предварительный, текущий и последующий контроль за исполнением бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов.

6. Главные распорядители  бюджетных средств — органы  государственной власти РФ, имеющие  право распределять средства  федерального бюджета по подведомственным  распорядителям и получателям  бюджетных средств. Главный распорядитель бюджетных средств: определяет задания по предоставлению государственных или муниципальных услуг для подведомственных распорядителей и получателей бюджетных средств; утверждает сметы доходов и расходов подведомственных учреждений; составляет бюджетную роспись, распределяет лимиты бюджетных обязательств; осуществляет контроль получателей бюджетных средств в части обеспечения целевого использования бюджетных средств, своевременно го их возврата, предоставления отчетности, выполнения задании по предоставлению государственных или муниципальных услуг.

7. Распорядитель бюджетных  средств — орган государственной  власти или орган местного  самоуправления, имеющий право распределять  бюджетные средства по подведомственным  получателям бюджетных средств. Он составляет бюджетную роспись, распределяет лимиты бюджетных  обязательств по подведомственным  получателям бюджетных средств  и направляет их в орган, исполняющий  бюджет. Распорядитель бюджетных  средств утверждает сметы доходов  и расходов подведомственных  бюджетных учреждений, осуществляет  контроль за их использованием.

8. Бюджетные учреждения, государственные и муниципальные  унитарные предприятия.

 

 

 

 


Информация о работе Государственные и муниципальные финансы