Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2015 в 10:59, контрольная работа
Понятие, содержание и назначение государственных и муниципальных финансов, их роль в финансовой системе Российской федерации
По поводу происхождения термина «финансы» существуют различные точки зрения. Одни авторы считают, что он получил распространение в городах Италии в XIII – XV в.в., а затем получил международное распространение. Другие считают, что этот термин появился во Франции и дословно переводится как «доход» или «платеж»
Появление налогов объективно обусловлено возникновением государства. Налог – это обязательный, индивидуальный безвозмездный платеж, взимаемый с физических лиц и организаций в целях финансового обеспечения деятельности органов управления. Состав налогов, организация их взимания регулируются налоговым законодательством страны.
В Российской Федерации к налоговым доходам относят предусмотренные Налоговым кодексом федеральные, региональные и местные налоги.
К категории неналоговых доходов в соответствии с бюджетной классификацией, принятой в РФ, относятся:
1) неналоговые поступления;
2) доходы от операций с капиталом;
3) официальные трансферты.
В состав неналоговых поступлений включаются:
- доходы от государственной
или муниципальной
- плата за недра и
использование акваторий и
- административные сборы
и платежи (средства за товары
непроизводственного значения
- поступления от штрафов
и санкций (средства, полученные
в результате применения мер
гражданско-правовой, административной
и уголовной ответственности: штрафы,
конфискации, компенсации и другие
средства принудительного
Доходы от операций с капиталом – это поступления от продажи государством земли, основных средств, нематериальных активов, чрезвычайных и стабилизационных запасов товаров; поступления средств на капитальные нужды от частных лиц, негосударственных организаций и других негосударственных источников.
Особую группу доходов федерального бюджета составляют нефтегазовые доходы: налог на добычу полезных ископаемых – нефти, природного горючего газа; таможенные пошлины на экспорт сырой нефти, природного газа, товаров, выработанных из нефти. Нефтегазовые доходы имеют целевое назначение – формируют Резервный фонд и Фонд национального благосостояния, используются для финансирования нефтегазового дефицита (нефтегазовый трансферт). Все другие доходы бюджетов не имеют закрепления за определенными расходами.
Расходы бюджета, как финансовая категория, отражают денежные отношения между государством и получателями бюджетных средств – юридическими и физическими лицами. Часть этих отношений имеет непосредственно денежное выражение (пенсии, заработная плата государственных служащих), другая часть возникает при предоставлении органами власти услуг получателям и не имеет для них непосредственно денежного выражения (расходы на образование, поддержание правопорядка и т.п.), хотя для обеспечения этими услугами требуются денежные ресурсы (на содержание зданий, персонала и т.п.).
В целях управления расходами органов власти их группируют в экономически однородные группы на основе классификаций. Для этого используется единая классификация расходов сектора государственного управления, в которой расходы представлены по ведомственному, функциональному и экономическому признакам. По ведомственному признаку классификация расходов отражает распределение бюджетных средств по главным распорядителям средств федерального, региональных и местных бюджетов (министерствам, ведомствам, агентствам и т.п.). Она связана со структурой органов управления в государстве. По функциональному признаку расходы представлены в соответствии с направлениями бюджетных средств на выполнение основных функций государства:
- на оборону, общественный порядок и безопасность, управление;
- на общественные и социальные услуги (образование, здравоохранение и т.д.)
- на экономику страны;
- прочие расходы.
По экономическому признаку расходы определяют, какие виды расходов по экономическим элементам (на заработную плату, начисления на заработную плату, на материалы и др.) предусмотрены по каждому направлению и ведомству. Расходы по экономическим элементам с 2007 года не подразделяются на текущие и капитальные.
Формы расходов бюджетов - разнообразные: бюджетные ассигнования; трансферты; бюджетные кредиты (ссуды); бюджетные инвестиции; субсидии; субвенции; дотации.
Традиционно дефицит бюджета представляет собой превышение расходов над доходами. В современной системе государственных финансов дефицит государственного (муниципального) бюджета – превышение расходов и чистого кредитования над суммой доходов и полученных официальных трансфертов. В противоположном случае будет профицит.
Финансирование дефицита бюджетов осуществляется двумя основными способами:
- за счет государственных (муниципальных) займов;
- за счет эмиссии новых денег.
Финансирование дефицита с помощью займов требует привлечения свободных денежных средств других секторов экономики, населения и внешнего мира путем использования различных финансовых инструментов.
Финансирование дефицита за счет выпуска центральным банком новых денег и предоставления их в форме кредита публично – правовым образованиям, увеличивает денежную массу в обращении и способствует развитию инфляционных процессов.
Финансирование дефицита государственного бюджета может осуществляться за счет внешнего и внутреннего заимствования. В соответствии с Бюджетным кодексом РФ источники финансирования государственного бюджета утверждаются органами законодательной власти на уровне федерации и ее субъектов в законе о бюджете на очередной год и плановый период. Дефицит федерального бюджета может финансироваться за счет следующих источников:
1) внутренних - кредитов, получаемых от кредитных организаций в валюте РФ; бюджетных ссуд, получаемых из бюджетов других уровней бюджетной системы; государственных займов, осуществляемых путем выпуска ценных бумаг от имени РФ;
2) внешних – государственных
займов в инвалюте, осуществляемых
путем выпуска ценных бумаг
от имени РФ; кредиты в инвалюте
правительств иностранных
7. Сбалансированность
бюджетов. Формирование и использование
Резервного фонда и Фонда
В процессе составления, утверждения и исполнения бюджетов может иметь место одна из следующих трех ситуаций:
1) сбалансированность доходов и расходов - т. е. равенство доходов и расходов бюджета. Кроме того, в экономической теории принято считать бюджет сбалансированным, если его дефицит или профицит не превышая 1% от общего объема расходов;
2) дефицит бюджета - превышение расходов над доходами (отрицательное сальдо бюджета);
3) профицит бюджета - превышение доходов над расходами (положительное сальдо бюджета).
Сбалансированность бюджетов является одним из главных принципов построения и функционирования бюджетной системы РФ. Она означает, что объем предусмотренных бюджетных расходов должен соответствовать суммарная объему его доходов и поступлений из источников финансирования дефицита бюджета. При этом сбалансированность бюджета должна достигаться на основе обеспечения эффективности использования бюджетных средств.
С 2003 по 2008 гг. федеральный бюджет РФ формировался с профицитом.
Аргументами в пользу формирования профицитного бюджета выступали следующие:
во-первых, профицит рассматривается как способ мягкого регулирования денежного предложения путем изъятия денежной массы из экономики с целью укрепления национальной валюты и подавления инфляции;
во-вторых, профицитный бюджет позволяет осуществлять гибкую политику выплат по внешнему долгу;
в-третьих, профит, частично, преобразуемый в финансовый резерв, позволяет снизить зависимость экономики от внешних факторов (в частности, конъюнктуры мировых цен на энергоносители). В этом смысле профицит (финансовый резерв) может быть использован как экономический стабилизатор.
Дефицит государственного бюджета - это сложная финансово-экономическая категория, в которой отражаются, проявляются пропорции бюджетной системы, взаимосвязи между потоками доходов государства (прежде всего, налоговыми поступлениями) и потребностями в государственном финансировании, обеспечивающем эффективную реализацию всех функций государства (регулирующую, управленческую, оборонную, социальную, инвестиционную, внешнеэкономическую и др.).
Дефицит государственного бюджета, по сути, является результатом и критерием эффективности взаимодействия государства с производственной и социальной сферами, банковской системой, финансовым рынком, внешним рынком.
Дефицит государственного бюджета не является однозначно негативным явлением. Бюджетный дефицит выполняет следующие функции:
1) распределительную (перераспределительную), которая состоит в регулировании и направлении некоторой части ресурсов общества в распоряжение государства сверх устоявшихся и заранее установленных финансовых пропорций;
2) фондообразующую, проявляющуюся в формировании определенного добавочного фонда централизованных бюджетных ресурсов за счет перераспределения финансовых ресурсов других звеньев финансовой системы;
3) стимулирующую, которая реализуется в заинтересованности государства, общественных и частных субъект экономических отношений в эффективности всей бюджетной системы и использования источников бюджетного дефицита и мобилизуемых через этот механизм финансовых ресурсов;
4) контрольную, отражающую необходимость сбалансированности финансовых потребностей и возможностей государства, ограничения централизации и огосударствления финансовой системы, изъятия ВВП посредством налогов, установленных государством.
Резервный фонд представляет собой часть средств федерального бюджета, которая подлежит обособленному учету и управлению в целях осуществления нефтегазового трансферта в случае недостаточности нефтегазовых доходов для финансового обеспечения указанного трансферта.
Другими словами, резервный фонд обеспечивает расходы бюджета в случае значительного снижения цен на нефть в среднесрочной перспективе.
Резервный фонд формируется за счет:
1) нефтегазовых доходов федерального бюджета в объеме, превышающем утвержденную на соответствующий финансовый год величину нефтегазового трансферта при условии, что накопленный объем Резервного фонда не превышает его нормативной величины;
2) доходов от управления средствами Резервного фонда.
Использование средств Резервного фонда:
Фонд национального благосостояния представляет собой часть средств федерального бюджета, подлежащих обособленному учету и управлению в целях обеспечения софинансирования добровольных пенсионных накоплений граждан РФ, а также обеспечения сбалансированности (покрытия дефицита) бюджета Пенсионного фонда РФ.
Фонд национального благосостояния формируется за счет:
1) нефтегазовых доходов федерального бюджета в объеме, превышающем утвержденный на соответствующий финансовый год объем нефтегазового трансферта, в случае, если накопленный объем средств Резервного фонда достигает (превышает) его нормативную величину;
2) доходов от управления средствами Фонда будущих поколений.
8. Государственный и муниципальный долг: понятие, виды, источники погашения, особенности управления
Долг – это обязательство одного лица перед другим. Под государственным долгом РФ (субъекта РФ) понимают долговые обязательства РФ (субъекта РФ) перед физическими и юридическими лицами, иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами международного права. Государственный долг России полностью и без условий обеспечивается всем находящимся в федеральной собственности имуществом, составляющим государственную казну. Государственный долг субъекта РФ обеспечивается всем имуществом, находящимся в собственности субъекта РФ. Долговые обязательства РФ могут существовать в разных формах:
- кредитных соглашений и договоров, заключенных от имени РФ с кредитными организациями, иностранными организациями, иностранными государствами, международными финансовыми организациями;
- государственных займов,
осуществленных на основе