Государственные и муниципальные финансы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2015 в 10:59, контрольная работа

Описание работы

Понятие, содержание и назначение государственных и муниципальных финансов, их роль в финансовой системе Российской федерации
По поводу происхождения термина «финансы» существуют различные точки зрения. Одни авторы считают, что он получил распространение в городах Италии в XIII – XV в.в., а затем получил международное распространение. Другие считают, что этот термин появился во Франции и дословно переводится как «доход» или «платеж»

Файлы: 1 файл

Государственные и муниципальные финансы на ГАК.docx

— 51.39 Кб (Скачать файл)

Появление налогов объективно обусловлено возникновением государства. Налог – это обязательный, индивидуальный безвозмездный платеж, взимаемый с физических лиц и организаций в целях финансового обеспечения деятельности органов управления. Состав налогов, организация их взимания регулируются налоговым законодательством страны.

В Российской Федерации к налоговым доходам относят предусмотренные Налоговым кодексом федеральные, региональные и местные налоги.

К категории неналоговых доходов в соответствии с бюджетной классификацией, принятой в  РФ, относятся:

1) неналоговые поступления;

2) доходы от операций  с капиталом;

3) официальные трансферты.

В состав неналоговых поступлений включаются:

- доходы от государственной  или муниципальной собственности  и предпринимательской деятельности: доходы от владения собственностью, предприятиями, финансовыми и нематериальными  активами.;

- плата за недра и  использование акваторий и участков  морского дна, которые взимаются  в форме денежных платежей, части  добытого минерального сырья, зачета  сумм предстоящих платежей в  бюджет в качестве долевого  вклада в уставный фонд создаваемого  производства по добыче полезных  ископаемых;

- административные сборы  и платежи (средства за товары  непроизводственного значения и  услуги некоммерческого характера;

- поступления от штрафов  и санкций (средства, полученные  в результате применения мер  гражданско-правовой, административной  и уголовной ответственности: штрафы, конфискации, компенсации и другие  средства принудительного взыскания).

Доходы от операций с капиталом – это поступления от продажи государством земли, основных средств, нематериальных активов, чрезвычайных и стабилизационных запасов товаров; поступления средств на капитальные нужды от частных лиц, негосударственных организаций и других негосударственных источников.

Особую группу доходов федерального бюджета составляют нефтегазовые доходы: налог на добычу полезных ископаемых – нефти, природного горючего газа; таможенные пошлины на экспорт сырой нефти, природного газа, товаров, выработанных из нефти. Нефтегазовые доходы имеют целевое назначение – формируют Резервный фонд и Фонд национального благосостояния, используются для финансирования нефтегазового дефицита (нефтегазовый трансферт). Все другие доходы бюджетов не имеют закрепления за определенными расходами.

Расходы бюджета, как финансовая категория, отражают денежные отношения между государством и получателями бюджетных средств – юридическими и физическими лицами. Часть этих отношений имеет непосредственно денежное выражение (пенсии, заработная плата государственных служащих), другая часть возникает при предоставлении органами власти услуг получателям и не имеет для них непосредственно денежного выражения (расходы на образование, поддержание правопорядка и т.п.), хотя для обеспечения этими услугами требуются денежные ресурсы (на содержание зданий, персонала и т.п.).

В целях управления расходами органов власти их группируют в экономически однородные группы на основе классификаций. Для этого используется единая классификация расходов сектора государственного управления, в которой расходы представлены по ведомственному, функциональному и экономическому признакам. По ведомственному признаку классификация расходов отражает распределение бюджетных средств по главным распорядителям средств федерального, региональных и местных бюджетов (министерствам, ведомствам, агентствам и т.п.). Она связана со структурой органов управления в государстве. По функциональному признаку расходы представлены в соответствии с направлениями бюджетных средств на выполнение основных функций государства:

- на оборону, общественный  порядок и безопасность, управление;

- на общественные и  социальные услуги (образование, здравоохранение  и т.д.)

- на экономику страны;

- прочие расходы.

По экономическому признаку расходы определяют, какие виды расходов по экономическим элементам (на заработную плату, начисления на заработную плату, на материалы и др.) предусмотрены по каждому направлению и ведомству. Расходы по экономическим элементам с 2007 года не подразделяются на текущие и капитальные.

Формы расходов бюджетов - разнообразные: бюджетные ассигнования; трансферты; бюджетные кредиты (ссуды); бюджетные инвестиции; субсидии; субвенции; дотации.

Традиционно дефицит бюджета представляет собой превышение расходов над доходами. В современной системе государственных финансов дефицит государственного (муниципального) бюджета – превышение расходов и чистого кредитования над суммой доходов и полученных официальных трансфертов. В противоположном случае будет профицит.

Финансирование дефицита бюджетов осуществляется двумя основными способами:

- за счет государственных (муниципальных) займов;

- за счет эмиссии новых  денег.

Финансирование дефицита с помощью займов требует привлечения свободных денежных средств других секторов экономики,  населения и внешнего мира путем использования различных финансовых инструментов.

Финансирование дефицита за счет выпуска центральным банком новых денег и предоставления их в форме кредита публично – правовым образованиям, увеличивает денежную массу в обращении и способствует развитию инфляционных процессов.

Финансирование дефицита государственного бюджета может осуществляться за счет внешнего и внутреннего заимствования. В соответствии с Бюджетным кодексом РФ источники финансирования государственного бюджета утверждаются органами законодательной власти на уровне федерации и ее субъектов в законе о бюджете на очередной год и плановый период. Дефицит федерального бюджета может финансироваться за счет следующих источников:

1) внутренних - кредитов, получаемых  от кредитных организаций в  валюте РФ; бюджетных ссуд, получаемых  из бюджетов других уровней  бюджетной системы; государственных займов, осуществляемых путем выпуска ценных бумаг от имени РФ;

2) внешних – государственных  займов в инвалюте, осуществляемых  путем выпуска ценных бумаг  от имени РФ; кредиты в инвалюте  правительств иностранных государств, банков, фирм, международных финансовых  организаций.

 

 

7.  Сбалансированность  бюджетов.  Формирование  и  использование  Резервного фонда и Фонда национального  благосостояния 

В процессе составления, утверждения и исполнения бюджетов может иметь место одна из следующих трех ситуаций:

1) сбалансированность доходов и расходов - т. е. равенство доходов и расходов бюджета. Кроме того, в экономической теории принято считать бюджет сбалансированным, если его дефицит или профицит не превышая 1% от общего объема расходов;

2) дефицит бюджета - превышение расходов над доходами (отрицательное сальдо бюджета);

3) профицит бюджета - превышение доходов над расходами (положительное сальдо бюджета).

Сбалансированность бюджетов является одним из главных принципов построения и функционирования бюджетной системы РФ. Она означает, что объем предусмотренных бюджетных расходов должен соответствовать суммарная объему его доходов и поступлений из источников финансирования дефицита бюджета. При этом сбалансированность бюджета должна достигаться на основе обеспечения эффективности использования бюджетных средств.

С 2003 по 2008 гг. федеральный бюджет РФ формировался с профицитом.

Аргументами в пользу формирования профицитного бюджета выступали следующие:

во-первых, профицит рассматривается как способ мягкого регулирования денежного предложения путем изъятия денежной массы из экономики с целью укрепления национальной валюты и подавления инфляции;

во-вторых, профицитный бюджет позволяет осуществлять гибкую политику выплат по внешнему долгу;

в-третьих, профит, частично, преобразуемый в финансовый резерв, позволяет снизить зависимость экономики от внешних факторов (в частности, конъюнктуры мировых цен на энергоносители). В этом смысле профицит (финансовый резерв) может быть использован как экономический стабилизатор.

Дефицит государственного бюджета - это сложная финансово-экономическая категория, в которой отражаются, проявляются пропорции бюджетной системы, взаимосвязи между потоками доходов государства (прежде всего, налоговыми поступлениями) и потребностями в государственном финансировании, обеспечивающем эффективную реализацию всех функций государства (регулирующую, управленческую, оборонную, социальную, инвестиционную, внешнеэкономическую и др.).

Дефицит государственного бюджета, по сути, является результатом и критерием эффективности взаимодействия государства с производственной и социальной сферами, банковской системой, финансовым рынком, внешним рынком.

Дефицит государственного бюджета не является однозначно негативным явлением. Бюджетный дефицит выполняет следующие функции:

1) распределительную (перераспределительную), которая состоит в регулировании и направлении некоторой части ресурсов общества в распоряжение государства сверх устоявшихся и заранее установленных финансовых пропорций;

2) фондообразующую, проявляющуюся в формировании определенного добавочного фонда централизованных бюджетных ресурсов за счет перераспределения финансовых ресурсов других звеньев финансовой системы;

3) стимулирующую, которая реализуется в заинтересованности государства, общественных и частных субъект экономических отношений в эффективности всей бюджетной системы и использования источников бюджетного дефицита и мобилизуемых через этот механизм финансовых ресурсов;

4) контрольную, отражающую необходимость сбалансированности финансовых потребностей и возможностей государства, ограничения централизации и огосударствления финансовой системы, изъятия ВВП посредством налогов, установленных государством.

Резервный фонд представляет собой часть средств федерального бюджета, которая подлежит обособленному учету и управлению в целях осуществления нефтегазового трансферта в случае недостаточности нефтегазовых доходов для финансового обеспечения указанного трансферта.

Другими словами, резервный фонд обеспечивает расходы бюджета в случае значительного снижения цен на нефть в среднесрочной перспективе.

Резервный фонд формируется за счет:

1) нефтегазовых доходов федерального бюджета в объеме, превышающем утвержденную на соответствующий финансовый год величину нефтегазового трансферта при условии, что накопленный объем Резервного фонда не превышает его нормативной величины;

2) доходов от управления средствами Резервного фонда.

Использование средств Резервного фонда:

  1. финансовое обеспечение нефтегазового трансферта в случае недостаточности нефтегазовых доходов. Предельный объем использования средств Резервного фонда для этих целей утверждается в федеральном законе о федеральном бюджете на очередной год.
  2. досрочное погашение государственного внешнего долга РФ.

Фонд национального благосостояния представляет собой часть средств федерального бюджета, подлежащих обособленному учету и управлению в целях обеспечения софинансирования добровольных пенсионных накоплений граждан РФ, а также обеспечения сбалансированности (покрытия дефицита) бюджета Пенсионного фонда РФ.

Фонд национального благосостояния формируется за счет:

1) нефтегазовых доходов федерального бюджета в объеме, превышающем утвержденный на соответствующий финансовый год объем нефтегазового трансферта, в случае, если накопленный объем средств Резервного фонда достигает (превышает) его нормативную величину;

2) доходов от управления средствами Фонда будущих поколений.

 

8.  Государственный  и  муниципальный  долг:  понятие,  виды,  источники  погашения, особенности  управления 

 

Долг – это обязательство одного лица перед другим. Под государственным долгом РФ (субъекта РФ) понимают долговые обязательства РФ (субъекта РФ) перед физическими и юридическими лицами, иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами международного права. Государственный долг России полностью и без условий обеспечивается всем находящимся в федеральной собственности имуществом, составляющим государственную казну. Государственный долг субъекта РФ обеспечивается всем имуществом, находящимся в собственности субъекта РФ. Долговые обязательства РФ могут существовать в разных формах:

- кредитных соглашений  и договоров, заключенных от имени  РФ с кредитными организациями, иностранными организациями, иностранными  государствами, международными финансовыми  организациями;

- государственных займов, осуществленных на основе ценных  бумаг от имени РФ;

Информация о работе Государственные и муниципальные финансы